Способ получения топлива для реактивных двигателей

Изобретение относится к способам переработки нефти, в частности к способам получения топлива для реактивных двигателей. Предлагаемый способ включает гидроочистку керосиновых дистиллятов при повышенной температуре и давлении в присутствии катализатора, при этом предварительно из керосинового дистиллята путем ректификации выделяют легкую фракцию, выкипающую внутри интервала температур 120-180°С, которую подвергают демеркаптанизации экстракцией меркаптанов щелочным раствором в присутствии катализатора окисления, после чего от легкой фракции отделяют насыщенный меркаптанами щелочной экстрагент. Оставшуюся более тяжелую фракцию керосинового дистиллата подвергают гидроочистке, после чего облагороженные фракции смешивают в соотношении от 65-35% мас. до 40-60% мас. Способ позволяет получать реактивные топлива, соответствующие современным требованиям к топливам марок ТС-1 и ДЖЕТ А-1, с достижением требуемой степени удаления меркаптанов при сохранении необходимого количества общей серы, что обеспечивает хорошие смазывающие свойства топлив без добавления противоизносной присадки. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к способам переработки нефти, в частности к способам получения топлива для реактивных двигателей.

Известен способ демеркаптанизации керосиновых фракций путем нагрева до 150-250°С смеси, содержащей исходное сырье и углеводородный газ, содержащий 4-20% мас. водорода в соотношении 5:50 нм33 сырья. Далее эту смесь контактируют при давлении 0,1-0,5 МПа с катализатором, содержащим оксиды металлов 6 и 8 групп Периодической системы элементов. Достигают степень очистки от меркаптанов 70-88% (Пат. РФ №2179573, 2002 г.).

Способ позволяет значительно снизить содержание меркаптановой серы, однако не дает возможности снизить общее содержание серы до требуемого уровня.

Также известен способ демеркаптанизации керосиновых дистиллятов, позволяющий превратить меркаптаны в дисульфиды (процесс «Мерокс»). (Рудин М.Г., Драбкин А.Е. Краткий справочник нефтепереработчика. - Л.: Химия, 1980, стр.101).

Способ осуществляют промывкой углеводородного сырья щелочью с последующей экстракцией меркаптанов в присутствии щелочного раствора катализатора, отделением очищенного продукта от щелочи, после чего его выводят из системы. Щелочной раствор катализатора подвергают окислительной регенерации с выделением дисульфидов и возвращают в процесс экстракции.

Способ обеспечивает снижение содержания меркаптанов в керосиновой фракции от 100 г/т до их отсутствия, однако не дает возможности снизить общее содержание серы до требуемого уровня, которое нормируется для топлива ТС-1 - не более 0,25% мас., для топлива РТ - не более 0,1% мас., для топлива ДЖЕТ А-1 - не более 0,25% мас. При этом демеркаптанизация не улучшает антиокислительных свойств реактивных топлив.

Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятных фракций контактированием с водородом в присутствии катализатора при температуре 320-400°С и давлении водорода 2,7-4,5 МПа. Катализатор содержит 12-16% мас. оксида молибдена, 4-6% мас. оксида никеля, 1-6% мас. оксида вольфрама, 0,16-0,20% мас. оксида кремния. (Пат. РФ №2030444, 1995).

Недостатком способа является сложная система подготовки катализатора к процессу: активация в токе азота путем нагрева слоя катализатора до 350°С с последующим охлаждением и сульфидированием, а также применение дорогостоящего катализатора, состоящего из трех гидрирующих компонентов: никеля, молибдена и вольфрама с дополнительным введением оксида кремния.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения топлива для реактивных двигателей путем гидроочистки керосиновых дистиллятов.

(Суханов В.П. Каталитические процессы в нефтепереработке. - М.: Химия, 1973, стр.276).

Согласно этому способу гидроочистку осуществляют при температуре 360-380°С, давлении 2-4 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,5-5 час-1, циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 300-600 нм33 сырья.

В результате получают глубокоочищенный керосиновый дистиллят, содержащий минимальное количество сернистых соединений, и практическое отсутствие меркаптановой серы. Указанный продукт может использоваться как топливо «РТ» (после введения в него противоизносной и антиокислительной присадок).

К недостаткам этого способа следует отнести относительно жесткий температурный режим процесса (свыше 360°С), требующий значительных энергозатрат, а также «переочистку» целевого продукта, приводящую как к удалению нежелательных компонентов - меркаптанов, так и части «полезных» сернистых соединений. Последнее обуславливает невысокие смазывающие свойства получаемого продукта, что и вызывает необходимость введения в него противоизносной присадки.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения реактивных топлив, соответствующих современным требованиям к топливам марок ТС-1 и ДЖЕТ А-1, при котором достигается требуемая степень удаления меркаптанов при сохранении необходимого количества общей серы, что обеспечивает хорошие смазывающие свойства топлив без добавления противоизносной присадки.

Поставленная задача решается предлагаемым способом получения топлива для реактивных двигателей, включающим гидроочистку керосиновых дистиллятов при повышенной температуре и давлении в присутствии катализатора. Способ отличается тем, что предварительно из керосинового дистиллята путем ректификации выделяют легкую фракцию, выкипающую внутри интервала температур 120-180°С, которую подвергают демеркаптанизации экстракцией меркаптанов щелочным раствором в присутствии катализатора окисления, после чего от легкой фракции отделяют насыщенный меркаптанами щелочной экстрагент. Оставшуюся более тяжелую фракцию керосинового дистиллята подвергают гидроочистке, после чего облагороженные фракции смешивают в соотношении от 65%-35 до 40%-60% мас.

Причем насыщенный меркаптанами щелочной экстрагент подвергают окислительной регенерации с выделением дисульфидов и возвращают в процесс экстракции.

Гидроочистку оставшейся более тяжелой фракции керосинового дистиллята проводят при температуре 300-360°С, давлении 2-5 МПа, объемной скорости подачи сырья 2-8 час-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 200-500 нм33.

В качестве катализатора гидроочистки используют алюмо-кобальт-молибденовый (АКМ) или алюмо-никель-молибденовый (АНМ) катализаторы.

Пример 1.

Из керосинового дистиллята высокосернистой нефти выделяют две фракции: легкую - 120-180°С и более тяжелую - 180-240°С. Фракция 120-180°С содержит 0,22% мас. общей серы, в том числе 0,008% мас. меркаптановой серы. Фракция 180-240°С содержит 0,50% мас. общей серы, в том числе 0,007% мас. меркаптановой серы. Проводят раздельное облагораживание (демеркаптанизацией и гидроочисткой) соответственно легкой и более тяжелой фракций керосинового дистиллята.

Фракцию 180-240°С подвергают демеркаптанизации с переводом меркаптанов в дисульфиды. Для этого она промывается щелочью и подается в экстрактор, где контактирует с щелочным раствором при температуре 40°С и давлении 1,8 МПа в присутствии катализатора окисления (органические соли кобальта). Затем очищенная легкая фракция отделяется от насыщенного меркаптанами щелочного экстрагента. После демеркаптанизации легкая керосиновая фракция содержит 0,0001% мас. меркаптановой серы (при этом общее содержание серы остается на уровне 0,22% мас.).

Насыщенный меркаптанами щелочной экстрагент направляют в регенератор, где подвергают окислительной регенерации, в результате которой при контакте с воздухом извлеченные катализаторным комплексом меркаптаны окисляются в дисульфиды. После отделения дисульфидов от катализаторного комплекса последний возвращается в экстрактор.

Фракция 180-240°С поступает в секцию гидроочистки, где после нагрева и смешения с водородсодержащим газом газосырьевая смесь подается в реактор, загруженный АКМ катализатором. Процесс гидроочистки осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 300°С, объемной скорости подачи сырья 2 час-1, соотношении ВСГ/сырье 200 нм33. Гидроочищенный продукт содержит 0,0001% мас. меркаптановой серы (при этом общее содержание серы понижается до уровня 0,1% мас.).

После облагораживания легкой и более тяжелой керосиновых фракций последние смешивают в соотношении 50%-50% мас., получая продукт, содержащий менее 0,0001% мас. меркаптановой серы и 0,16% мас. общей серы (при норме ГОСТ 10227-86 на топливоТС-1: меркаптановой серы - не более 0,005% мас., общей серы - не более 0,25% мас.). Диаметр пятна износа при испытании полученного топлива не превышает 3,5 мм, что соответствует ГМК №23/1-150 (испытание по комплексу методов квалификационной оценки топлив для авиационных газотурбинных двигателей от 18 октября 1996 г.), что дает возможность использовать топливо без добавления противоизносной присадки. По другим константам полученный продукт также соответствует требованиям ГОСТ 10227-86 на топливо ТС-1.

Пример 2.

Из керосинового дистиллята высокосернистой нефти выделяют две фракции: легкую - 140-170°С и более тяжелую - 170-250°С. Фракция 140-170°С содержит 0,14% мас. общей серы, в том числе 0,007% мас. меркаптановой серы. Фракция 170-250°С содержит 0,36% мас. общей серы, в том числе 0,006% мас. меркаптановой серы. Проводят раздельное облагораживание (демеркаптанизацией и гидроочисткой) соответственно легкой и более тяжелой фракций керосинового дистиллята.

Фракцию 140-170°С подвергают демеркаптанизации аналогично описанному в примере 1. Очищенная фракция содержит 0,0003% мас. меркаптановой серы (при этом общее содержание серы остается на уровне 0,14% мас.).

Фракция 170-250°С поступает в секцию гидроочистки. Процесс гидроочистки осуществляют при давлении 2 МПа, температуре 360°С, объемной скорости подачи сырья 8 час-1, соотношении ВСГ/сырье 400 нм33 в присутствии АНМ катализатора. Гидроочищенный продукт содержит 0,0005% мас. меркаптановой серы (при этом общее содержание серы понижается до уровня 0,12% мас.).

После облагораживания легкой и более тяжелой керосиновых фракций последние смешивают в соотношении 65%-35% мас., получая продукт, содержащий 0,0004% мас. меркаптановой серы и 0,13% мас. общей серы (при норме ГОСТ 10227-86 на топливо ТС-1: меркаптановой серы - не более 0,005% мас., общей серы - не более 0,25% мас.). Диаметр пятна износа при испытании полученного топлива не превышает 3,5 мм, что соответствует ГМК №23/1-150 (испытание по комплексу методов квалификационной оценки топлив для авиационных газотурбинных двигателей от 18 октября 1996 г.), что дает возможность использовать топливо без добавления противоизносной присадки. По другим константам полученный продукт также соответствует требованиям ГОСТ 10227-86 на топливо ТС-1.

Пример 3.

Из керосинового дистиллята высокосернистой нефти выделяют две фракции: легкую - 150-180°С и более тяжелую - 180-260°С. Фракция 150-180°С содержит 0,26% мас. общей серы, в том числе 0,009% мас. меркаптановой серы. Фракция 180-260°С содержит 0,58% мас. общей серы, в том числе 0,007% мас. меркаптановой серы. Проводят раздельное облагораживание (демеркаптанизацией и гидроочисткой) соответственно легкой и более тяжелой фракций керосинового дистиллята.

Фракцию 150-180°С подвергают демеркаптанизации аналогично описанному в примере 1. Очищенная фракция содержит 0,0002% мас. меркаптановой серы (при этом общее содержание серы остается на уровне 0,26% мас.).

Фракция 180-260°С поступает в секцию гидроочистки. Процесс гидроочистки осуществляют при давлении 5 МПа, температуре 310°С, объемной скорости подачи сырья 6 час-1, соотношении ВСГ/сырье - 500 нм33 в присутствии АКМ катализатора. Гидроочищенный продукт содержит 0,0003% мас. меркаптановой серы (при этом общее содержание серы понижается до уровня 0,14% мас.).

После облагораживания легкой и более тяжелой керосиновых фракций последние смешивают в соотношении 40%-60% мас., получая продукт, содержащий менее 0,0003% мас. меркаптановой серы и 0,20% мас. общей серы (при норме ГОСТ Р 52050-2006 на топливо ДЖЕТ А-1: меркаптановой серы - не более 0,003% мас., общей серы - не более 0,25% мас.). Диаметр пятна износа при испытании полученного топлива не превышает 0,85 мм, что соответствует требованиям АСТМ Д 2624-02, и дает возможность использовать топливо без добавления противоизносной присадки. По другим константам полученный продукт также соответствует требованиям ГОСТ Р 52050-2006 на топливо ДЖЕТ А-1.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получать реактивные топлива, которые соответствует современным требованиям к топливам марок ТС-1 и ДЖЕТ А-1. При этом достигается требуемая степень удаления меркаптанов при сохранении необходимого количества общей серы, что обеспечивает хорошие смазывающие свойства топлив без добавления противоизносной присадки.

1. Способ получения топлива для реактивных двигателей, включающий гидроочистку керосиновых дистиллатов при повышенной температуре и давлении в присутствии катализатора, отличающийся тем, что предварительно из керосинового дистиллята путем ректификации выделяют легкую фракцию, выкипающую внутри интервала температур 120-180°С, которую подвергают демеркаптанизации экстракцией меркаптанов щелочным раствором в присутствии катализатора окисления, с последующим отделением от легкой фракции насыщенного меркаптанами щелочного экстрагента, а оставшуюся более тяжелую фракцию керосинового дистиллята подвергают гидроочистке, после чего облагороженные фракции смешивают в соотношении от 65-35 мас.% до 40-60 мас.%.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что насыщенный меркаптанами щелочной экстрагент подвергают окислительной регенерации с выделением дисульфидов и возвращают в процесс экстракции.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку оставшейся более тяжелой фракции керосинового дистиллята проводят при температуре 300-360°С, давлении 2-5 МПа, объемной скорости подачи сырья 2-8 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 200-500 нм33.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к комплексному способу конверсии содержащего уголь сырья в жидкие продукты путем совместного использования по меньшей мере следующих семи технологических блоков: сжижения угля (СУ), мгновенного испарения или перегонки продукта, получаемого из сжижения (МИ), экстракции растворителем для удаления несгораемых веществ (ЭР), перегонки для отделения растворителя (ОР), конверсии гидрированием с катализаторами в суспензионной фазе (КГ), перегонки или мгновенного испарения продукта, полученного конверсией гидрированием (П), деасфальтизации с растворителем (ДА), отличающемуся тем, что способ включает следующие стадии: - направление сырья, содержащего уголь, на одну или более чем одну стадию (СУ) прямого сжижения угля в присутствии подходящего катализатора гидрирования в диспергированной фазе, а также водорода или водорода и Н2S, - направление потока, содержащего получаемый из реакции сжижения угля продукт, на одну или более чем одну стадию (МИ) мгновенного испарения или перегонки, получая газообразный поток и жидкий поток, - направление жидкого потока на стадию (ЭР) экстракции растворителем, в результате чего получают нерастворимый поток, состоящий из минерального вещества, присутствующего в сырье, и непрореагировавшего угля, и жидкий поток, состоящий из полученного сжиженного угля и используемого растворителя, - направление жидкого потока, состоящего из сжиженного угля и используемого растворителя, на одну или более стадий перегонки, чтобы по существу отделить растворитель, содержащийся в жидком потоке, который возвращают на стадию (ЭР) экстракции растворителем; - смешивание жидкого потока, по существу состоящего из сжиженного угля и по меньшей мере части потока, содержащего асфальтены, получаемого в блоке деасфальтизации, с подходящим катализатором в диспергированной фазе и направление полученной смеси в реактор гидрообработки (КГ), подавая в него водород или смесь водорода и H2S, - необязательно направление потока, содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор в диспергированной фазе, на предварительную стадию разделения, выполняемую при высоком давлении, с получением легкой и тяжелой фракции, - направление потока, содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор в диспергированной фазе или тяжелую фракцию, получаемую посредством стадии разделения при высоком давлении, на одну или более чем одну стадию (П) перегонки или мгновенного испарения, в результате чего разделяют различные фракции, поступающие из реакции гидрообработки, - направление по меньшей мере части остатка после перегонки (смолы) или жидкости, покидающей блок мгновенного испарения, содержащих катализатор в диспергированной фазе, богатый сульфидами металлов, получаемыми путем деметаллизации сырья, и возможно кокс, в зону (ДА) деасфальтизации в присутствии растворителей, в которую также возможно подают по меньшей мере одну фракцию жидкого потока, по существу состоящего из сжиженного угля, получая два потока; один, состоящий из деасфальтированного масла (ДАМ), и другой, содержащий асфальтены.

Изобретение относится к способу обработки, включающему удаление смол из углеводородной загрузки, в которой не менее 80% соединений имеют температуру кипения, выше или равную 340°С, в котором: направляют загрузку на стадию фракционирования, на которой выделяют, по меньшей мере, одну тяжелую фракцию и, по меньшей мере, одну легкую фракцию,направляют, по меньшей мере, часть тяжелой фракции на стадию экстрагирования, на которой экстрагируют смолы, содержащиеся в указанной тяжелой фракции, и выделяют очищенную фракцию, получают смесь, содержащую, по меньшей мере, часть очищенной фракции, полученной на стадии экстрагирования, и, по меньшей мере, одну легкую фракцию, полученную на стадии фракционирования, и направляют полученную смесь на стадию крекинга.

Изобретение относится к способу переработки тяжелого сырья, включающему следующие стадии: смешивание по меньшей мере части тяжелого сырья (1b) и по меньшей мере большей части потока, содержащего асфальтены, полученные в установке деасфальтизации, или по меньшей мере большей части потока, содержащего асфальтены, с подходящим катализатором гидрогенизации, и подачу полученной смеси в реактор гидрообработки (ГО), в который загружают водород или смесь водорода и H2S; подачу потока, содержащего продукты реакции гидрообработки и катализатор, находящийся в дисперсной фазе, на одну или более стадию (П) перегонки или мгновенного испарения, посредством чего отделяют различные фракции, полученные при гидрообработке; рециркуляцию по меньшей мере части кубового остатка (гудрона) или отводимой из установки для мгновенного испарения жидкости, содержащих катализатор в дисперсной фазе, обогащенной сульфидами металлов, получаемыми при деметаллировании сырья, и, возможно, коксом, в присутствии растворителей в зону деасфальтизации (СДА), в которую также, возможно, подают по меньшей мере часть тяжелого сырья (1а), при этом получают два потока, один из которых состоит из деасфальтированного нефтепродукта (ДАН), а другой содержит асфальтены; часть потока, содержащего асфальтены, отводимого из секции деасфальтизации (СДА) и называемого промывочным потоком, направляют в секцию обработки подходящим растворителем для разделения продукта на твердую фракцию и жидкую фракцию, из которой затем может быть удален указанный растворитель.

Изобретение относится к способу переработки тяжелого сырья, выбранного из тяжелых сырых нефтей, включающему следующие операции: - смешивание по меньшей мере части тяжелого сырья (1b) и по меньшей мере большей части потока, содержащего асфальтены, полученные в установке деасфальтизации, или по меньшей мере большей части потока, содержащего асфальтены с подходящим катализатором гидрогенизации, и подачу полученной смеси в реактор гидрообработки (ГО), в который загружают водород или смесь водорода и H 2S; - подачу потока, содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор, находящийся в дисперсной фазе, на одну или более чем одну операцию (П) перегонки или мгновенного испарения, посредством чего отделяют различные фракции, полученные при гидрообработке; - рециркуляцию по меньшей мере части кубового остатка (гудрона) или жидкости, выходящей из установки мгновенного испарения, содержащей катализатор в дисперсной фазе, обогащенной сульфидами металлов, получаемыми при деметаллировании сырья, и возможно, коксом, в присутствии растворителей в зону деасфальтизации (СДА), в которую также, возможно, подают по меньшей мере часть тяжелого сырья (1а), с получением двух потоков, один из которых состоит из деасфальтированного нефтепродукта (ДАН), а другой содержит асфальтены, отличающийся тем, что поток, содержащий продукт реакции гидрообработки и катализатор в дисперсной фазе, перед подачей на одну или более чем одну операцию перегонки или мгновенного испарения подвергают предварительному разделению при высоком давлении для получения легкой фракции и тяжелой фракции, при этом лишь тяжелую фракцию подают для осуществления указанной операции (операций) (П) перегонки.

Изобретение относится к способу для экономичной переработки остаточных продуктов перегонки тяжелых сырых нефтей, включающему стадии: а) подачи сырья - остатка после перегонки нефти при атмосферном давлении или в вакууме, причем 30-100% указанного сырья кипит выше 524°С, в устройство для деасфальтизации растворителями SDA, с получением потока асфальтенов и потока деасфальтизата DAO; b) переработки указанного потока асфальтенов, по меньшей мере, в одном реакторе с псевдоожиженным слоем в присутствии катализатора, где реактор эксплуатируют при общем давлении от 10,335 до 20,670 кПа, температуре 399-454°С, удельном часовом расходе жидкости от 0,1 до 1,0 ч-1 и скорости замены катализатора от 0,285 до 2,85 кг/м3 или где реактор или реакторы эксплуатируют при общем давлении от 3445 до 20,670 кПа, температуре 388-438°С, удельном часовом расходе жидкости от 0,2 до 1,5 ч-1 и скорости замены катализатора от 0,142 до 1,42 кг/м3 ; и с) переработки указанного потока деасфальтизата, по меньшей мере, в одном реакторе с псевдоожиженным слоем в присутствии катализатора, в котором на стадиях а - с общая конверсия остатка достигает более 65%.

Изобретение относится к способу получения базового масла, характеризующегося индексом вязкости в диапазоне от 80 до 140, из исходного сырья в виде вакуумного дистиллята либо в виде деасфальтированного масла в результате введения исходного сырья в присутствии водорода в контакт с катализатором, содержащим металл группы VIB и неблагородный металл группы VIII на аморфном носителе, с последующей стадией депарафинизации.
Изобретение относится к процессам нефтепереработки, в частности к процессам и катализаторам получения высокоиндексных масляных фракций. .

Изобретение относится к способу переработки тяжелого сырья, выбираемого из тяжелых и особо тяжелых сырых нефтей, кубовых остатков, «тяжелых нефтей», получаемых после каталитической переработки, «термических гудронов», битумов из «нефтеносных песков», углей различной природы и другого высококипящего углеводородного сырья, известного под названием «тяжелые нефтяные остатки», при помощи совместного использования по меньшей мере трех технологических установок: деасфальтизации (СДА1), гидрообработки (ГО) с использованием катализатора в суспензионной фазе, перегонки или мгновенного испарения (П), включает следующие стадии - подачу тяжелого сырья в секцию деасфальтизации (СДА1) в присутствии растворителя, получая при этом два потока: один состоит из деасфальтизированного нефтяного продукта (ДАН1 из СДА1), а второй включает асфальтены; - смешивание потока, состоящего из деасфальтизированного нефтяного продукта (ДАН1 из СДА1) с соответствующим катализатором гидрогенизации, подачу полученной таким образом смеси в секцию гидрообработки (ГО1) и введение в нее водорода или смеси, содержащей водород и H2S; - смешивание состоящего из асфальтенов потока, который поступает из секции деасфальтизации (СДА1) с соответствующим количеством катализатора гидрогенизации, подачу полученной смеси во вторую секцию гидрообработки (ГО2) и введение в нее водорода или смеси, содержащей водород и H2S; - подача обоих потоков, содержащих продукты реакции из секции гидрообработки (ГО1) и катализатор в диспергированной фазе, на одну или несколько стадий перегонки или мгновенного испарения (П), где наиболее летучие фракции, включая газы, образующиеся в двух реакциях гидрогенизации (ГО1 и ГО2), отделяют от кубового остатка (гудрона) или жидкости, выходящей из установки мгновенного испарения; - подача кубового остатка (гудрона) или жидкости, выходящей из установки мгновенного испарения, содержащих катализатор в диспергированной фазе, обогащенный сульфидами металлов, полученных в результате деметаллизации сырья, и возможно содержащих кокс, во вторую секцию деасфальтизации (СДА2) в присутствии растворителей, получая таким образом два потока, один из которых состоит из деасфальтированного нефтепродукта (ДАМ2 из СДА2), а второй состоит из асфальтенов, и часть второго потока, кроме того, что отправляют на слив, возвращают в секцию гидрообработки (ГО1), а другую часть возвращают во вторую секцию гидрообработки (ГО2)

Изобретение относится к способу конверсии тяжелого сырья, выбираемого из тяжелой сырой нефти, остатков после перегонки сырой нефти или поступающих из каталитической обработки, вязких остаточных нефтепродуктов из установки висбрекинга, вязких остаточных нефтепродуктов после термообработки, битумов из нефтеносных песков, жидкостей из углей различного происхождения и другого высококипящего сырья углеводородного происхождения, известного как «темные масла», включающему следующие стадии: смешивание тяжелого сырья с подходящим катализатором гидрирования и направление полученной смеси в зону первой гидрообработки (ГО1), в которую вводят водород или смесь водорода и H2S; направление выходящего потока из зоны первой гидрообработки (ГО1), содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор в диспергированной фазе, в зону первой перегонки (П1), содержащую одну или более стадий мгновенного испарения, и/или атмосферной перегонки, и/или вакуумной перегонки, посредством чего разделяют различные фракции, поступающие из реакции гидрообработки; направление по меньшей мере части остатка после перегонки (вязкого остаточного нефтепродукта) или жидкости, выходящей из установки мгновенного испарения зоны первой перегонки (П1), содержащих катализатор в диспергированной фазе, обогащенных сульфидами металлов, полученных путем деметаллизации сырья, и, возможно, минимальное количество кокса, в зону деасфальтизации (ДА) в присутствии растворителей или в зону физического разделения, которая отлична от деасфальтизации, получая, в случае зоны деасфальтизации, два потока, один из которых состоит из деасфальтированного масла (ДАМ), а другой содержит асфальтены, по меньшей мере частично рециркулируемые в зону первой гидрообработки, а в случае зоны физического разделения, отличной от деасфальтизации, - отделенные твердые вещества и поток жидкости; направление потока, состоящего из деасфальтированного масла (ДАМ) или потока жидкости, отделенного в зоне физического разделения, отличной от деасфальтизации, в зону второй гидрообработки (ГО2), в которую вводят водород или смесь водорода и H2S и подходящий катализатор гидрирования; направление выходящего потока из зоны второй гидрообработки (ГО2), содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор в диспергированной фазе, в зону второй перегонки (П2), содержащую одну или более стадий мгновенного испарения и/или перегонки, посредством чего разделяют различные фракции, поступающие из зоны второй гидрообработки; направление рециклом по меньшей мере части остатка после перегонки или жидкости, покидающей установку мгновенного испарения зоны второй перегонки (П2), содержащих катализатор в диспергированной фазе, в зону второй гидрообработки (ГО2), где две указанные стадии гидрообработки ГО1 и ГО2 осуществляют при различных жестких условиях

Изобретение относится к способу конверсии тяжелого сырья, включающему следующие стадии: смешивание тяжелого сырья с подходящим катализатором гидрирования и направление полученной смеси в зону первой гидрообработки (ГО1), в которую вводят водород или смесь водорода и H2S; направление потока, выходящего из зоны первой гидрообработки (ГО1), содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор в диспергированной фазе, в зону первой перегонки (П1), содержащую одну или более стадий мгновенного испарения, и/или атмосферной перегонки, и/или вакуумной перегонки, посредством чего разделяют различные фракции, поступающие из реакции гидрообработки; направление по меньшей мере части остатка после перегонки (вязкого остаточного нефтепродукта) или жидкости, выходящей из установки мгновенного испарения зоны первой перегонки (П1), содержащих катализатор в диспергированной фазе, обогащенных сульфидами металлов, полученными путем деметаллизации сырья и, возможно, содержащих минимальное количество кокса, в зону деасфальтизации (ДА) в присутствии растворителей, получая два потока, один из которых состоит из деасфальтированного масла (ДАМ), а другой содержит асфальтены и твердые продукты, предназначенные для направления на сброс или на извлечение металлов; направление потока, состоящего из деасфальтированного масла (ДАМ), в зону второй гидрообработки (ГО2), в которую вводят водород или смесь водорода и H2 S и подходящий катализатор гидрирования, содержащий переходный металл в концентрации, составляющей от 1000 до 30000 частей на миллион; направление выходящего потока из зоны второй гидрообработки (ГО2), содержащего продукт реакции гидрообработки и катализатор в диспергированной фазе, в зону второй перегонки (П2), содержащую одну или более стадий мгновенного испарения и/или перегонки, посредством чего разделяют различные фракции, поступающие из зоны второй гидрообработки; направление рециклом по меньшей мере части остатка после перегонки или жидкости, выходящей из блока мгновенного испарения зоны второй перегонки (П2), содержащих катализатор в диспергированной фазе, в зону второй гидрообработки (ГО2)

Изобретение относится к повышению качества нефтяного сырья. Изобретение касается способа повышения качества остатка перегонки, включающего гидрокрекинг остатка на первой стадии (14) реакции с образованием потока, выходящего с первой стадии; гидрокрекинг фракции деасфальтизированного масла на второй стадии (22) реакции с образованием потока, выходящего со второй стадии; подачу потока, выходящего с первой стадии, и потока, выходящего со второй стадии, в сепарационную систему (26); фракционирование потока, выходящего с первой стадии, и потока, выходящего со второй стадии, в сепарационной системе (26) с извлечением, по меньшей мере, одной дистиллятной углеводородной фракции и остаточной углеводородной фракции; и подачу остаточной углеводородной фракции в установку (32) растворной деасфальтизации с получением фракции асфальтенов и фракции деасфальтизированного масла. Технический результат - повышение общей конверсии остатка. 16 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл., 1 пр.
Изобретение относится к процессам нефтепереработки, в частности к получению экологически чистого дизельного топлива. Изобретение касается способа, включающего разделение исходной прямогонной дизельной фракции на легкий (фр. 150-315°C) и тяжелый (фр. 315-360°C) компоненты с последующим окислением тяжелого компонента 30%-ным водным раствором перекиси водорода в присутствии ацетона в качестве катализатора при температуре 90°C, времени окисления 20 мин и при интенсивном перемешивании и экстракцию продукта окисления после отделения воды N-метилпирролидоном с получением экстрактного и рафинатного растворов с последующей регенерацией N-метилпирролидона из вышеупомянутых растворов с выделением рафината и компаундированием его с легким компонентом прямогонной дизельной фракции. Полученный компаунд подвергают гидроочистке с получением гидрогенизата - экологически чистого дизельного топлива. Технический результат - получение топлив, соответствующих требованиям стандартов Евро-4 и Евро-5 с низким содержанием серы и полициклических ароматических углеводородов. 2 табл., 1 пр.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа переработки нефти, включающего фракционирование нефтяного сырья совместно со светлыми фракциями термической конверсии и гидроконверсии с получением светлых фракций, тяжелого газойля и остатка, гидроочистку светлых фракций, деасфальтизацию остатка фракционирования совместно с остатком термической конверсии и, по меньшей мере, частью остатка гидроконверсии, с получением деасфальтизата и асфальта, при этом смесь тяжелого газойля и деасфальтизата подвергают термической конверсии с получением светлых фракций и остатка, направляемого на деасфальтизацию, а асфальт подвергают гидроконверсии с получением светлых фракций и остатка гидроконверсии, по меньшей мере, часть которого направляют на деасфальтизацию, а балансовую часть сжигают с целью получения энергии для собственных нужд и выработки концентрата ванадия и никеля, кроме того, сумму светлых фракций, полученных при фракционировании, термической конверсии и гидроконверсии, подвергают гидроочистке и стабилизации с получением дизельного топлива и легкой фракции стабилизации, которую подвергают каталитической переработке и фракционированию продуктов переработки, например с получением автобензина. Технический результат - безостаточная переработка нефти, отсутствие полупродуктов, выработка моторных топлив и дизельного топлива в их числе с высоким выходом, расширение ассортимента товарной продукции. 1 ил. ,1пр.

Изобретение относится к получению углеводородного топлива. Изобретение касается способа, включающего суспензионный гидрокрекинг тяжелого сырья с получением продуктов суспензионного гидрокрекинга; разделение указанных продуктов суспензионного гидрокрекинга с получением потока пека и потока тяжелого ВГО; смешивание, по меньшей мере, части пекового потока с растворителем для того, чтобы растворить часть пека в растворителе; и смешивание растворенной части пека, по меньшей мере, с частью потока тяжелого ВГО с образованием смешанного продукта. Изобретение также касается устройства для получения углеводородного топлива и композиции углеводородного топлива. Технический результат - получение турбинного или флотского топлива с приемлемыми характеристиками для сжигания в газовых турбинах или для получения различных марок флотского мазута. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 табл., 3 пр.
Изобретение относится к способу получения базового масла для смазочных материалов, где базовое масло для смазочных материалов получают на первой стадии, где сырьевое масло, содержащее нормальные парафины С20 или более, подвергают реакции изомеризации таким образом, что содержание нормальных парафинов С20 или более составляет 6-20% масс. от общей массы углеводородов С20 или более в полученном продукте реакции. На второй стадии фракцию смазочного масла, содержащую углеводороды С20 или более, отделяют от продукта реакции первой стадии. На третьей стадии фракцию смазочного масла, полученную на второй стадии, разделяют на депарафинизированное масло и парафин депарафинизацией растворителем, где депарафинизированное масло используется в качестве базового масла для смазочных материалов или подвергается очистке растворителем и/или гидроочистке с получением базового масла для смазочных материалов. Технический результат - высокие температурно-вязкостные характеристики базового масла. 9 з.п. ф-лы, 4 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способу повышения качества остатка перегонки углеводородов, включающему гидрокрекинг остатка на первой стадии реакции с образованием потока, выходящего с первой стадии; гидрокрекинг фракции деасфальтизированного масла на второй стадии реакции с образованием потока, выходящего со второй стадии; фракционирование потока, выходящего с первой стадии, и потока, выходящего со второй стадии, с извлечением, по меньшей мере, одной дистиллятной углеводородной фракции и остаточной углеводородной фракции; подачу остаточной углеводородной фракции в установку деасфальтизации растворителем с получением фракции асфальтенов и фракции деасфальтизированного масла. Технический результат - более высокая общая конверсия остатка при снижении скорости введения катализатора и количества потребляемого водорода. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл., 2 пр.
Наверх