Способ морской доставки природного газа потребителю

Изобретение относится к области морской перевозки сжиженного природного газа. Природный газ в сжиженном или газообразном состоянии подают из береговых сооружений на транспортное судно. Сжижение газа, находящегося в газообразном состоянии, производят на установке, размещенной на судне. В пункте назначения осуществляют трансформацию сжиженного природного газа в компримированный природный газ на установленном на судне оборудовании. Газ с транспортного судна подают потребителю или только в газообразном состоянии, или одновременно в жидком и газообразном состояниях. Повышается эффективность морской перевозки природного газа за счет сокращения номенклатуры и сроков создания газовых объектов береговой инфраструктуры. 1 ил.

 

Изобретение относится к морской транспортировке природного газа, в частности в жидком состоянии.

Наиболее близким к заявленному способу по технической сущности и достигаемому результату является способ морской доставки природного газа потребителю, раскрытый в описании к заявке РСТ № WO 9947869, включающий подачу сжиженного природного газа (СПГ) из криогенных емкостей на берегу в криогенные емкости-хранилища транспортного судна, морскую транспортировку сжиженного природного газа транспортным судном в пункт назначения, регазификацию сжиженного газа в компримированный природный газ (КПГ) на установке, размещенной на транспортном судне, и подачу КПГ потребителю.

Применение такого способа способствует удовлетворению спроса на газ стран-импортеров. Однако этим способом могут воспользоваться только те газодобывающие страны, которые имеют заводы по сжижению газа, крупные хранилища СПГ, танкеры и причалы, что сужает географию поставок СПГ, так как целый ряд газодобывающих стран хочет экспортировать газ, но не имеет крупных заводов сжижения газа. Наряду с этим есть страны, желающие импортировать газ, но не имеющие приемные терминалы СПГ или имеющие приемные терминалы СПГ, но небольших объемов, а регазификация больших объемов СПГа на транспортном судне занимает значительное время и не всегда экономически оправдана.

У известного способа есть и другие недостатки: высокая капиталоемкость, повышенная себестоимость газа, длительный срок строительства всей системы: «завод - танкеры - терминалы» и, как следствие, большой срок окупаемости капитальных вложений. Ориентировочная стоимость такой системы производительностью 8-10 млрд. куб. метров газа в год составляет примерно 4 млрд. дол. США, а срок создания - до 5 лет.

Технической задачей, поставленной в настоящем изобретении, является повышение эффективности способа за счет снижения капитальных вложений в систему его реализации, сокращения сроков создания газовых объектов и техники, повышения гибкости и расширения географии поставок природного газа как в газообразном состоянии, так и в жидком и газообразном состояниях.

Эта задача решается тем, что в предлагаемом способе морской доставки природного газа потребителю, включающем подачу газа из береговых сооружений на транспортное судно, морскую транспортировку СПГ транспортным судном в пункт назначения, регазификацию СПГ в КПГ на установке, размещенной на транспортном судне, и подачу КПГ потребителю, согласно изобретению из береговых сооружений на транспортное судно подают газообразный или одновременно сжиженный и газообразный природный газ, затем газообразный газ сжижают на установке, размещенной на транспортном судне, а после морской транспортировки СПГ подачу газа с транспортного судна потребителю осуществляют или только в газообразном состоянии, или одновременно в жидком и газообразном состояниях.

На чертеже в качестве одного из возможных вариантов изображены технологическая схема и оборудование для реализации предлагаемого способа. Согласно схеме трубопроводный газ очищают, компримируют (1), предварительно охлаждают (2) и осушают (3), то есть газ проходит предварительную обработку.

Подготовленный к сжижению газообразный газ направляют на береговые установки сжижения (4) и/или установки сжижения (5), установленные на транспортном судне, по газопроводу (6), сжижают и подают в береговые (7) и/или в криогенные емкости хранения (8) на транспортном судне. На этом процесс загрузки транспортного судна газом завершается. Особенностью описанного процесса является то, что транспортное судно может одновременно и независимо принимать от поставщика газообразный газ и/или СПГ. Это позволяет ускорить процесс загрузки транспортного судна и транспортировать газ только в сжиженном виде.

По прибытию транспортного судна к потребителю СПГ с помощью регазификаторов (9), установленных на транспортном судне, превращают полностью или частично в КПГ и подают непосредственно в береговую газораспределительную сеть. Независимо или одновременно с КПГ при разгрузке транспортного судна возможна организация подачи СПГ в береговые криогенные емкости-хранилища. Это способствует ускорению процесса разгрузки танкера.

Предлагаемый способ позволяет транспортному судну с системами сжижения, хранения и регазификации газа забирать с существующих заводов сжижения газа как жидкий, так и газообразный газ и отдавать в приемный терминал и/или газораспределительные сети потребителя раздельно любой из них или оба одновременно.

Таким образом, реализация предлагаемого способа позволит:

- расширить географию поставок газа морским путем, и в первую очередь, «спотовых» (разовых) поставок;

- вовлечь в рынок СПГ газодобывающие страны, не имеющие заводов сжижения газа и страны-импортеры газа, не имеющие приемных терминалов;

- увеличить мощности действующих объектов производства и поставки СПГ за счет дополнительного сжижения газа на танкерах;

- исключить необходимость в заводе по производству СПГ при заборе танкером у поставщика только газообразного газа непосредственно из магистрального газопровода после соответствующей предварительной обработки;

- исключить необходимость в приемном терминале СПГ при отпуске с танкера непосредственно в газораспределительную сеть потребителя только газообразного газа;

- уменьшить объем капитальных вложений и ускорить создание объектов производства и реализации СПГ;

- снизить себестоимость производства и реализации СПГ, а также сроки окупаемости капитальных вложений.

Вышеуказанные преимущества предлагаемого способа особенно важны в связи с тем, что только за последнее десятилетие число стран как производителей, так и импортеров СПГ выросло вдвое, а рынок СПГ занимает уже более 25% от объема мировой торговли газом и продолжает расти примерно на 7% ежегодно.

Способ морской доставки природного газа потребителю, включающий подачу газа из береговых сооружений на транспортное судно, морскую транспортировку сжиженного природного газа транспортным судном в пункт назначения, регазификацию сжиженного природного газа в компримированный природный газ на установке, размещенной на транспортном судне, и подачу компримированного природного газа потребителю, отличающийся тем, что из береговых сооружений на транспортное судно подают газообразный или одновременно сжиженный и газообразный природный газ, затем газообразный газ сжижают на установке, размещенной на транспортном судне, а после морской транспортировки сжиженного природного газа подачу газа с транспортного судна потребителю осуществляют или только в газообразном состоянии, или одновременно в жидком и газообразном состояниях.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для модернизации устаревших и экологически опасных наливных судов, а также для переоборудования химовозов в наливные суда.

Изобретение относится к судостроению, в частности к танкерам-химовозам для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов. .

Танкер // 2303553
Изобретение относится к судостроению, в частности к танкерам речного и смешанного плавания для перевозки нефти или нефтепродуктов. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для строительства и модернизации наливных судов, а также для переоборудования сухогрузных судов в наливные суда.

Изобретение относится к способам транспортировки наливных грузов, в том числе танкерами. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям танков наливных судов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям танков наливных судов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям танков танкеров - судов для наливных грузов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания арктических крупнотоннажных транспортных судов

Изобретение относится к области перевозки жидких веществ на судне, в корпусе которого установлены танки для перевозки жидкостей

Изобретение относится к судостроению, в частности к грузовым системам наливных судов (танкеров, химовозов, виновозов, водолеев и др.)

Изобретение относится к области морской добычи природного газа, его погрузки и разгрузки

Изобретение относится к строительству и эксплуатации подводного танкера

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для транспортировки жидких веществ водными путями

Газовоз // 2463199
Изобретение относится к газовозу, предназначенному для перевозки природного сжиженного газа в сферических танках типа Мосс

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, а более конкретно к эксплуатации и конструкции судов для добычи, хранения и выгрузки природного газа. Система включает добывающее судно, на котором происходит добыча природного газа, и судно-хранилище сжиженного природного газа (СПГ), связанное с первым судном посредством трубопровода. Для обеспечения безопасности процесс сжижения природного газа происходит на добывающем судне, а хранение и отгрузка СПГ осуществляется на судне-хранилище, которое удалено от первого судна на взрывобезопасное расстояние. Передача СПГ от первого судна ко второму осуществляется по плавучему теплоизолированному трубопроводу, имеющему необходимую плавучесть и жесткость и связанного с судами посредством шарнирного соединения. Обеспечивается безопасность судов во время их эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Судно // 2535368
Изобретение относится к области морских грузоперевозок жидких и полужидких грузов. Судно содержит корпус, рулевую рубку с антенной радиолокатора, по меньшей мере, одну палубу, трюм, судовые танки, приспособления для погрузки/разгрузки наливом жидких и полужидких грузов, машинное отделение, гребной винт, руль. Судовые танки расположены параллельно один другому вдоль и по обе стороны корпуса ниже его ватерлинии и соединены с ним и между собой посредством держателей. На рулевой рубке закреплена горизонтально траверса с элементами сигнализации, указывающими подводное местонахождение судовых танков. Судовые танки снабжены хвостовым оперением и рулями. Держатели выполнены полыми с возможностью трубопроводного перемещения через них жидких и полужидких грузов. Достигается увеличение морских грузоперевозок. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх