Сплав на основе титана

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления изделий для авиационной и космической промышленности. Предложен сплав на основе титана. Сплав содержит, мас.%: ниобий 43,9-45, алюминий 9-11, тантал 0,02-0,3, кремний 0,04-0,2, титан - остальное. Сплав обладает повышенной жаропрочностью, жаростойкостью, пластичностью, трещиностойкостью. Повышается срок службы изделий, выполненных из предложенного сплава. 1 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для изготовления изделий для авиационной и космической промышленности.

Известен сплав на основе титана, содержащий (мас.%): ниобий - 43, алюминий - 12,5 (статья The Grain Boundary Character Distribution in BCC and О+BCC Ti-Al-Nb Alloy Microstructures / Ti-2003 Science and Technology, volume IV, p.2145).

Недостатком этого сплава является низкая технологическая пластичность и низкие показатели характеристик пластичности при комнатной температуре.

Известен также сплав на основе титана, содержащий (мас.%): ниобий - 18-34, алюминий - 18-30 (патент Японии №3097748, С22С 14/00, 10.10.2000 г.) - прототип.

Недостатком этого сплава являются недостаточно высокие показатели жаропрочности и жаростойкости, небольшой срок службы при рабочих температурах, а также низкие показатели пластических характеристик и, как следствие, трещинообразование.

Предлагается сплав на основе титана, содержащий (мас.%):

Ниобий 43,9-45
Алюминий 9-11
Тантал 0,02-0,3
Кремний 0,04-0,2
Титан остальное

Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что в него дополнительно введен тантал и кремний, а компоненты взяты в следующем соотношении (мас.%):

Ниобий 43,9-45
Алюминий 9-11
Тантал 0,02-0,3
Кремний 0,04-0,2
Титан остальное

Техническим результатом применения данного сплава является повышение жаропрочности, жаростойкости, пластичности, уменьшение трещинообразования и, как следствие, повышение срока службы.

Предлагаемый состав позволяет получать металл с равномерной структурой из β-зерен, внутри которых образуется О-фаза, а по границам выделения - α2-фазы, что позволяет повысить жаропрочность, жаростойкость, пластичность и, как следствие, снизить трещинообразование. Все это приводит к увеличению срока службы деталей, изготовленных из этого материала.

Данный сплав отличается более высокой стабильностью β-фазы, а следовательно, и более высокой технологической пластичностью. Это позволяет при деформации заготовок из данного сплава уменьшить величину зерна и улучшить однородность структуры по сечению всего полуфабриката, и как следствие, увеличить механические свойства и срок службы изготовленных изделий.

Пример.

Получали слиток из титанового сплава с химическим составом (мас.%):

Ниобий 44,5
Алюминий 10
Тантал 0,15
Кремний 0,1
Титан основа

Слиток диаметром 140 мм нагревали до температуры 1120°С и прессовали на горизонтальном гидравлическом прессе усилием 5000 тс.

Полученные заготовки сечением 30×80 мм, длиной 103 мм были прокатаны на стане "Дуо 260" на толщину 11,2 мм.

Механические свойства образцов из катаных плит, определенные по статическим испытаниям, представлены в таблице.

Также был испытан сплав-прототип.

№ эксперимента Способ изготовления σВ, МПа σ0,2, МПа δ, % ψ, % К,
МПа·м1/2
,
МПа
1. Предлагаемый сплав 970-1030 940-1000 8-14 15-25 38 >300
2. Сплав-прототип 910-960 720-840 1,6-3,2 3,5-10,5 27 250

Таким образом, предлагаемый сплав позволяет повысить пластичность в 2-4 раза, прочность в 1,2-1,4 раза, трещиностойкость в 1,5 раза, жаропрочность на 50 МПа, и как следствие, увеличить срок службы в 1,5-1,7 раза.

Сплав на основе титана, содержащий ниобий, алюминий, отличающийся тем, что в него дополнительно введены тантал и кремний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Ниобий 43,9-45
Алюминий 9-11
Тантал 0,02-0,3
Кремний 0,04-0,2
Титан Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии и касается сплавов на основе алюминидов титана, полученных плавлением или порошковой металлургии, с составом Ti-zAl-yNb, где 44,5 z 45,5 ат.%, и 5 у 10 ат.%, а также содержит молибден 0,1 Мо 5 ат.% и имеет тонкодисперсную -фазу в -титаналюминидном сплаве в температурном интервале до 1320°С.

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, предназначенных для использования при производстве оборудования и в корпусных конструкциях стационарных и транспортных ядерных энергетических установок.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе титана, которые могут быть использованы в судостроении. .
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов. .
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов, предназначенных для использования в качестве конструкционного материала при изготовлении обшивки, лонжеронов, шпангоутов, фюзеляжа, крыльев, агрегатов и других деталей летательных аппаратов.
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию титановых сплавов Может использоваться для деталей и узлов авиакосмической и ракетной техники, изготовление которых требует высокой технологической пластичности сплава.

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, содержащих в качестве основы титан с заданным отношением легирующих и примесных элементов, и предназначено для использования в судовом и энергетическом машиностроении при производстве трубопроводов и сварных трубных систем, отвечающих требованиям промышленной эксплуатации и радиационно-экологической безопасности современного корабельного и реакторного оборудования.
Изобретение относится к созданию титановых сплавов, предназначенных для изготовления обшивки, днищ, баллонов, емкостей и других деталей, материал которых работает в условиях двухосного растяжения используемых в авиационной, космической и ракетной технике, цветной металлургии.
Изобретение относится к разработке конструкционных высокопрочных свариваемых титановых сплавов, предназначенных для изготовления крупногабаритных силовых деталей и сварных узлов самолетов: балок, лонжеронов, шпангоутов, силовых элементов конструкции шасси и крепления двигателя, используемых в авиационной технике.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе титана, применяемым для изготовления деталей приборов, работающих в окислительных средах в условиях высоких температур.

Изобретение относится к изделиям, содержащим металлические композиции на основе титана и, в частности, к изделиям, изготовленным из композиции титана с диспергированными в них частицами борида титана
Изобретение относится к титановому сплаву, детали из упомянутого сплава и способу ее изготовления и может быть использовано для изготовления спортивного снаряжения, снаряжения для досуга, медицинских инструментов, а также промышленных узлов и деталей аэрокосмического оборудования

Изобретение относится к металлургии титановых сплавов, содержащих в качестве основы титан с заданным соотношением легирующих и примесных элементов, и предназначено для использования в атомном энергетическом машиностроении при производстве силовых крепежных элементов фланцевых соединений и герметичных разъемов различных сосудов давления, трубопроводов и арматуры реакторного оборудования
Изобретение относится к металлургии сплавов на основе титана, используемых для изготовления крупногабаритных сварных конструкций

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению пористого никелида титана для использования в изделиях медицинской техники, например, в устройствах, замещающих костные структуры в медицине
Изобретение относится к области металлургии титановых сплавов и может быть использовано для деталей и узлов ракетных и авиационных двигателей, работающих под высокими нагрузками при температурах до 750-800°С

Изобретение относится к способам получения изделия из металлического сплава без плавления

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способу получения изделий из -титанового сплава, содержащего 15% молибдена
Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к интерметаллидным сплавам на основе титана, предназначенным для изготовления деталей компрессора газотурбинного двигателя, например, таких как лопатки, диски, проставки, корпуса, работающих при повышенных температурах

Изобретение относится к области металлургии, а именно к титановым сплавам для коррозионно-стойких материалов
Наверх