Способ подготовки топливного газа

Изобретение относится к области подготовки попутного нефтяного газа и может быть использовано в энергетике для питания газопоршневых электростанций, работающих на попутном нефтяном газе. Сущность изобретения заключается в сепарации попутного нефтяного газа, фильтрации для очистки от капельной жидкости и механических примесей, подаче азотно-воздушной смеси с содержанием азота 90-99 об.% в топливный газ и в подаче подготовленного топливного газа на газопоршневые электростанции. Способ позволяет с наименьшими капитальными и эксплуатационными затратами повысить метановый индекс и снизить теплотворную способность топливного газа. 1 табл., 3 ил.

 

Изобретение относится к области подготовки топливного газа, в частности для повышения метанового индекса и снижения теплотворной способности, и может быть использовано в энергетике для подготовки топливного газа газопоршневых электростанций (ГПЭС), работающих на попутном нефтяном газе.

Энергомашины газопоршневых электростанций работают на попутном нефтяном газе, подготовленном в соответствии с техническими требованиями производителей. Величины метанового индекса и теплотворной способности газа являются основными требованиями, предъявляемыми к топливному газу для ГПЭС. Метановый индекс характеризует детонационную стойкость топливного газа (аналогично октановому числу для бензинов).

При работе на газе, не удовлетворяющем техническим требованиям, происходит детонация в двигателях внутреннего сгорания, «деградация» энергомашин и, как следствие, недостаточная выработка электроэнергии (60-70% от номинальной мощности).

Подготовка топливного газа с целью увеличения метанового индекса и снижения теплотворной способности достигается изменением компонентного состава газа.

Так, известен способ промысловой подготовки (путем изменения компонентного состава) топливного газа низкотемпературной сепарацией. Способ заключается в создании холода: либо внутреннего (компримированием с последующим дросселированием), либо внешнего (применением специальных холодильных машин) и отделения сконденсировавшихся в результате охлаждения «тяжелых» углеводородов (Берлин М.А., Гореченков В.Г., Волков Н.П. Переработка нефтяных и природных газов. - М.: Химия, 1981. - с.168; Бекиров Т.М., Ланчаков Г.А. Технология обработки газа и конденсата. - М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1999 - с.305, 324).

Реализация в промысловых условиях способа подготовки топливного газа низкотемпературной сепарацией на ГПЭС требует высоких капитальных и эксплуатационных затрат, что увеличивает себестоимость произведенной электроэнергии.

Наиболее близким к заявляемому является способ подготовки топливного газа, приведенный в авторском свидетельстве SU 1326317 А1, данный способ включает сепарацию и фильтрацию газа в газожидкостном сепараторе, однако не позволяет изменять метановый индекс и теплотворную способность топливного газа.

Предлагается способ промысловой подготовки топливного газа, включающий сепарацию и фильтрацию от капельной жидкости и механических примесей, отличающийся тем, что с целью повышения метанового индекса и снижения теплотворной способности в топливный газ подают азотно-воздушную смесь с содержанием азота 90-99 об.%, подготовленный топливный газ подают на газопоршневые электростанции.

Принципиальная технологическая схема предлагаемого способа приведена на фиг.1. Попутный нефтяной газ поступает в сепаратор С-1 для улавливания жидкостных пробок и грубой очистки от капельной жидкости и механических примесей, далее поступает в фильтр Ф-1 для тонкой очистки от капельной жидкости и механических примесей. После фильтрации очищенный от капельной жидкости и механических примесей газ смешивается с азотно-воздушной смесью с содержанием азота 90-99 об.% для увеличения метанового индекса и снижения теплотворной способности и подается на газопоршневую электростанцию.

Зависимости изменения метанового индекса и теплотворной способности топливного газа от количества и качества (содержания азота в смеси) подаваемой азотно-воздушной смеси (получаемой из воздуха) на примере попутного газа 1 ступени сепарации нефти Восточно-Перевального месторождения, приведены в таблице. Графические зависимости метанового индекса и теплотворной способности от количества подаваемой азотно-воздушной смеси приведены на фиг.2, 3.

Расчеты метанового индекса выполнялись в ПО AVL Methane version 3.10а (производства AVL List GmbH), расчеты теплотворной способности в ПО Hysys 2006 (производства Aspentech).

Данные графики наглядно демонстрируют осуществление способа промысловой подготовки топливного газа в области значений метанового индекса и теплотворной способности смешением с азотно-воздушной смесью. Количество подаваемой азотно-воздушной смеси для подготовки топливного газа до требований спецификаций определяется в каждом конкретном случае в зависимости от состава и физико-химических свойств газа.

Реализация предлагаемого способа промысловой подготовки позволит с наименьшими капитальными и эксплуатационными затратами повысить метановый индекс и снизить теплотворную способность топливного газа.

Способ промысловой подготовки топливного газа, включающий сепарацию и фильтрацию от капельной жидкости и механических примесей, отличающийся тем, что в топливный газ подают азотно-воздушную смесь с содержанием азота 90÷99%, подготовленный топливный газ подают на газопоршневые электростанции.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химии углеводородов и касается устройства и способа обработки водорода и монооксида углерода. Поток исходного газа может быть обработан посредством осуществления процесса Фишера-Тропша. Непрореагировавшие водород и монооксид углерода могут быть рециркулированы, при этом используется реактор каталитического реформинга отходящего газа и теплообменник отработанного газа газовой турбины, несущий тепловую нагрузку предварительного подогрева. Изобретение обеспечивает повышение технологичности процесса за счет увеличения КПД процесса конверсии сырья в конечные продукты 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области химии. Сырьевой поток 209 разделяют в первой адсорбционной системе с переменным давлением (PSA1) на первую фракцию 210, включающую в значительной степени адсорбированные компоненты и на вторую фракцию 212, включающую в значительной степени неадсорбированные компоненты, при этом первая фракция 210 включает большую часть СН4 и CO2 из сырьевого потока, а вторая фракция 212 включает большую часть Н2 и СО из сырьевого потока. Первую часть второй фракции 214 подают во вторую систему PSA2. Разделяют первую часть второй фракции во второй системе PSA2 на третью фракцию 213, включающую в значительной степени адсорбированные компоненты, и четвертую фракцию 217, включающую в значительной степени неадсорбированные компоненты. При этом третья фракция 213 включает большую часть N2, CO и CO2 и диоксида углерода, включенного в первую часть, а четвертая фракция 217 - большую часть Н2 в первой части. Пропускают, по меньшей мере, часть второй части 215 второй фракции или четвертой фракции 217 с образованием рециркулированного потока в процесс конверсии 208 синтез-газа, включающего большую часть H2 и СО из потока неконвертированного газа. Объединяют части первой фракции 210 и третьей фракции 213 в поток и подают вторую часть первой фракции 210 в качестве сырьевого газа в процесс производства синтез-газа. Изобретение позволяет повысить эффективность. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил., 4 табл.

Изобретение относится к способу подготовки топливного газа, включающему компримирование с помощью жидкостно-кольцевого компрессора, сепарацию компрессата с получением газа и жидкости, мембранное разделение газа сепарации на отбензиненный газ и рециркулируемый низконапорный жирный газ, при этом перед компримированием сырьевой газ подвергают нагреву, каталитической дегидроциклодимеризации и охлаждению, в качестве рабочей жидкости используют подготовленную нефть, а при мембранном разделении газа сепарации дополнительно выделяют газ, обогащенный водородом, который затем смешивают воздухом и подвергают каталитическому окислению с получением газа окисления, используемого в качестве теплоносителя для поддержания температуры каталитической дегидроциклодимеризации. Технический результат изобретения заключается в увеличении метанового индекса и снижении низшей теплотворной способности подготовленного газа для его использования на газопоршневых электростанциях (ГПЭС). 2 з.п. ф-лы,1 пр.,1 ил.
Наверх