Топливная система самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к топливным системам самолета. Топливная система самолета содержит расходный отсек и топливные баки, оборудованные электроцентробежными насосами подкачки и перекачки соответственно. Один из насосов подкачки снабжен устройством для подачи топлива в двигатель при отрицательных перегрузках. В расходном отсеке установлена перегородка, разделяющая отсек на две части, одна из которых включает в себя упомянутые насосы подкачки, а в другой установлен струйный насос, работающий на активном топливе от насосов подкачки. Верхняя часть перегородки оборудована переливным устройством, а в нижней ее части установлен обратный клапан для перетекания топлива из баков к насосам подкачки при неработающих насосах подкачки и при обесточенной топливной системе. Технический результат направлен на обеспечение беспрерывной подачи топлива к двигателю при отрицательных перегрузках. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к топливным системам самолета.

Известна топливная система самолета Ил-62 (Инструкция по технической эксплуатации Ил-62М, Гл.28, с.9), содержащая топливные баки и расходные отсеки, в которые топливо перекачивается из баков насосами перекачки, а для подачи топлива в двигатели используются насосы подкачки, установленные в расходных отсеках. Причем для обеспечения подачи топлива в двигатель при отрицательных перегрузках на одном из насосов подкачки, в каждом расходном отсеке, установлено устройство, которое обеспечивает эти отрицательные перегрузки в том случае, когда в расходные отсеки идет перекачка топлива из баков.

Наиболее близкой к изобретению является топливная система самолета Ил-76 (Инструкция экипажу от 2.11.76 г., с. 3/4), содержащая топливные баки и герметизированные расходные отсеки по числу двигателей, каждый из которых расположен в одном из топливных баков. Причем топливо перекачивается из каждого бака в расходные отсеки в определенном порядке электроцентробежными насосами перекачки, которые поддерживают расходные отсеки полностью заполненными топливом в течение всего полета. В каждом расходном отсеке установлены электроцентробежные насосы подкачки, которые подают топливо к своему двигателю, а на одном из насосов подкачки в каждом расходном отсеке установлено устройство, обеспечивающее подачу топлива в двигатель при отрицательных перегрузках при условии, если расходные отсеки полностью залиты топливом.

Недостаток этих систем заключается в том, что если в каком-либо баке вышли из строя насосы перекачки, то подача топлива из него в расходный отсек происходит самотеком по общему уровню, что приведет к понижению уровня топлива в расходном отсеке и при отрицательных перегрузках подача топлива в двигатель прекратится.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, обеспечение беспрерывной подачи топлива к двигателю при отрицательных перегрузках, при подаче топлива в расходный отсек самотеком из-за отказа насосов перекачки в каком-либо топливном баке топливной системы самолета.

Технический результат достигается тем, что в топливной системе самолета, содержащей расходный отсек и топливные баки, оборудованные электроцентробежными насосами подкачки и перекачки соответственно, причем один из насосов подкачки снабжен устройством для подачи топлива в двигатель при отрицательных перегрузках, согласно изобретению в расходном отсеке установлена перегородка, разделяющая отсек на две части, одна из которых включает в себя упомянутые насосы подкачки, а в другой установлен струйный насос, работающий на активном топливе от насосов подкачки и обеспечивающий постоянное заполнение топливом той части отсека, где установлен насос подкачки, при этом верхняя часть перегородки оборудована переливным устройством, через которое излишки перекачиваемого топлива сливаются обратно в ту часть отсека, в которой установлен струйный насос, а в нижней части перегородки установлен обратный клапан для перетекания топлива из баков к насосам подкачки при неработающих насосах подкачки и при обесточенной топливной системе.

Таким образом, предлагаемая система отличается от известной тем, что в каждом расходном отсеке установлена перегородка с обратным клапаном внизу и переливным устройством вверху, разделяющая расходный отсек на две части. Заполнение топливом той части расходного отсека, которая оборудована насосами подкачки, на одном из которых установлено устройство, обеспечивающее подачу топлива в двигатель при отрицательных перегрузках, осуществляется дополнительно установленным в другой части отсека струйным насосом, работающим на активном топливе от насосов подкачки. Излишки топлива, перекачиваемые струйным насосом, сливаются обратно через переливное устройство к струйному насосу, куда, в свою очередь, перекачивается топливо насосами перекачки из топливных баков.

На чертеже схематически изображена предлагаемая топливная система.

Расходный отсек, разделенный на две части: Часть 1 и Часть 2 перегородкой 3. В Части 2 установлены электроцентробежные насосы подкачки 4, один из которых с устройством отрицательных перегрузок 5. К этим насосам подключена магистраль подачи топлива 6 к двигателю. Часть 1 дооборудована струйным насосом 7, который работает на активном топливе от насосов подкачки 4. Этот насос перекачивает топливо из Части 1 в Часть 2. Перегородка 3 оборудована внизу обратным клапаном 8, для перетока топлива при заправке самотеком к насосам подкачки 4 при неработающих насосах подкачки и перекачки, а вверху переливным устройством 9, для сброса излишков перекачиваемого топлива из Части 2 обратно в Часть 1.

Баки 10 и 11, первой и второй очереди выработки топлива соответственно, оборудованы электроцентробежными насосами 12 и 13, которые перекачивают топливо по трубопроводу 14 в Часть 1.

При отказе насосов перекачки в каком-либо баке топливо в Части 1 поступает самотеком по общему уровню с баком, в случае отказа насосов перекачки 12 бака 10 по трубопроводу 14 через обратные клапаны 15 и 16, а при отказе насосов 13 бака 11 через обратный клапан 17. Поплавковый обратный клапан 18 служит для сброса воздуха в Бак 11.

Таким образом, даже если насосы перекачки в каком-либо топливном баке выйдут из строя и топливо из него будет поступать самотеком по общему уровню к струйному насосу, последний будет продолжать заполнять топливом часть расходного отсека с насосами подкачки, и при отрицательных перегрузках подача топлива в двигатель будет продолжаться.

Топливная система самолета, содержащая расходный отсек и топливные баки, оборудованные электроцентробежными насосами подкачки и перекачки соответственно, причем один из насосов подкачки снабжен устройством для подачи топлива в двигатель при отрицательных перегрузках, отличающаяся тем, что в расходном отсеке установлена перегородка, разделяющая отсек на две части, одна из которых включает в себя упомянутые насосы подкачки, а в другой установлен струйный насос, работающий на активном топливе от насосов подкачки, при этом верхняя часть перегородки оборудована переливным устройством, а в нижней ее части установлен обратный клапан для перетекания топлива из баков к насосам подкачки при неработающих насосах подкачки и при обесточенной топливной системе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе наддува топливных баков нейтральным газом, обеспечивающим создание взрывоопасной среды в надтопливном пространстве баков.

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке беспилотных летательных аппаратов, конкретно к размещению топливной системы силовой установки и конструктивной модификации топливных баков.

Изобретение относится к области защиты оборудования летательных аппаратов от электрических разрядов, вызванных молнией. .

Изобретение относится к насосным агрегатам для подачи топлива в силовую установку летательного аппарата. .

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке летательных аппаратов, более конкретно к устройствам, связанным с заправкой топливного бака.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к ракетам-носителям с жидкостными ракетными двигателями. .

Изобретение относится к топливным системам силовых установок самолетов. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к топливным бакам летательных аппаратов и способу их эксплуатации. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к топливным бакам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к топливным бакам летательных аппаратов, в частности к клапанам для топливных баков. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к оборудованию для заправки топливом летательных аппаратов

Изобретение относится к аэродромным топливозаправщикам

Изобретение относится к аэродромным топливозаправщикам

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массы топлива в топливных баках самолета

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массы топлива в топливных баках самолета

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массы топлива в топливных баках самолета

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массы топлива в топливных баках самолета

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для измерения массы топлива в топливных баках самолета

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции устройств для слива топлива из баков, имеющих кольцевые днища, например из баков тороидальной формы

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции устройств для слива топлива из баков, имеющих кольцевые днища, например из баков тороидальной формы
Наверх