Смазочная композиция и способ ее получения

Использование: получение смазочных материалов широкого применения в различных узлах трения механизмов и агрегатов. Сущность: смазочная композиция содержит, мас.%: углеродная добавка 1-2,5, базовая основа - остальное. В качестве углеродной добавки содержится нанодисперсный углерод или его смесь с дисульфидом молибдена в количестве 1-10 мас.% от углерода. В качестве базовой основы содержатся нефтяные остатки или их смесь с отработанным маслом, взятым в количестве 1-25 мас.%, подвергнутые термолизу. Композиция может дополнительно содержать отработанное масло или отработанное масло, подвергнутое термолизу, в количестве 1-25 мас.%. Тяжелые нефтяные остатки или их смесь с отработанным маслом подвергают термолизу - термообработке при 200-450°С в герметичных условиях и смешивают с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена, или термолизу подвергают смесь тяжелых нефтяных остатков с отработанным маслом и/или с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена. Предпочтительно, в качестве тяжелых нефтяных остатков используют мазут, гудрон, их смесь. Технический результат - получение смазки, обладающей улучшенными функциональными характеристиками. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к смазочным композициям и способам получения смазочных композиций, которые возможно использовать для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности тихоходных ступеней редукторов с большим крутящим моментом, в тяжелонагруженных зубчатых зацеплениях открытого типа, цепных передачах, которые распространены в горно-обогатительных комбинатах, в портах и грузоподъемных механизмах промышленных предприятий, в гребнях колес локомотивов и подвижного состава, при смазывании рельсов кривых путей на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, канатов подвесных дорог и фуникулеров.

Известны смазочные композиции, содержащие фуллерены, углеродные нанотрубки (JP №2005299852, 2005, JP №2005054008, US №2003075340, 2003). Недостаток данных композиций заключается в ограниченности их применения.

Известны смазочные композиции, содержащие фуллерен или структуры фуллероидного типа, и способы их получения (RU №2277577, 2006; RU 2311448, 2007).

Указанные композиции имеют многокомпонентный состав, при этом способы их получения технологически сложны и многостадийны.

Более близкими к группе изобретений являются смазочная композиция и способ ее получения, описанные в (RU 2146277, 2000). Смазочная композиция содержит базовое минеральное масло и углеродную добавку - фуллереновую сажу в количестве 1-5 мас.%. Такая добавка рекомендуется к применению в смазке, используемой для тяжелонагруженных узлов трения в процессе приработки и обкатки узлов трения, а также при их эксплуатации с целью улучшения характеристик трения, качества трущихся поверхностей и снижения износа деталей.

Однако данная смазочная композиция имеет ограниченное применение за счет высокой текучести, обусловленной наличием большого количества минерального масла, и вследствие этого возможности самопроизвольного вытекания из узлов трения, что не обеспечивает долговечность и эффективность работы смазки и не гарантирует стабильную работу двигателя во времени при нормальных условиях эксплуатации.

Способ получения указанной смазочной композиции характеризуется несложной технологией, которая, однако, не позволяет получить композицию, лишенную указанных недостатков.

Задача изобретения заключается в создании смазочной композиции, лишенной вышеописанных недостатков и обладающей улучшенными функциональными характеристиками.

Поставленная задача достигается созданием смазочной композиции, содержащей углеродную добавку и базовую основу, которая согласно изобретению в качестве углеродной добавки содержит нанодисперсный углерод или его смесь с дисульфидом молибдена в количестве 1-10 мас.% от углерода, а в качестве базовой основы содержит тяжелые нефтяные остатки или их смесь с отработанным маслом в количестве 1,00-25,00 мас.%, подвергнутые термолизу - термообработке при 200-450°С, в герметичных условиях, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углеродная добавка 1,00-2,5
базовая основа остальное

Смазочная композиция может дополнительно содержать отработанное масло или отработанное масло, подвергнутое термолизу, в количестве 1,00-25,00 мас.%.

В качестве тяжелых нефтяных остатков предпочтительно используют мазут, гудрон, их смесь.

Задача изобретения заключается также в создании нового способа получения смазочной композиции, лишенной вышеописанных недостатков и обладающей улучшенными функциональными характеристиками.

Поставленная задача достигается способом получения смазочной композиции, в котором, согласно изобретению, тяжелые нефтяные остатки или их смесь с отработанным маслом подвергают термолизу - термообработке при 200-450°С в герметичных условиях и смешивают с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена, или термолизу подвергают смесь тяжелых нефтяных остатков с отработанным маслом и/или с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена с получением смазочной композиции с вышеуказанным соотношением компонентов.

Предпочтительно в качестве тяжелых нефтяных остатков используют мазут, гудрон, их смеси.

Отработанное масло или отработанное масло, подвергнутое термолизу, в количестве 1,0-25,0 маc.% возможно вводить в полученную смазочную композицию.

Способ согласно изобретению проводят следующим образом.

Проводят термолиз - термообработку при 200-450°С, в герметичных условиях либо тяжелых нефтяных остатков или их смеси с отработанным маслом с последующим смешением продута термолиза с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена в количестве 1-10 мас.% от углерода, либо проводят термолиз смеси тяжелых нефтяных остатков с отработанным маслом и/или с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена в указанном количестве. В результате получают смазочную композицию, имеющую вышеуказанное соотношение компонентов. В полученную смазочную композицию возможно вводить отработанное масло в количестве 1,0-25,0 мас.%. В полученную смазочную композицию возможно вводить в указанном количестве также отработанное масло, подвергнутое термолизу. Термолиз возможно проводить под вакуумом, при давлении, создаваемым парами сырья при его нагревании, при повышенном давлении. Смешение исходных компонентов проводят с помощью механического диспергатора при температуре 60-80°С. Термолиз проводят до получения стабильной по реологическим показателям, в частности, динамической вязкости, предельного напряжения сдвига системы.

В качестве исходных тяжелых нефтяных остатков используют тяжелые остатки различного происхождения, в частности, мазут, гудрон, их смесь. Используют нанодисперсный углерод такой, как, например, фуллерены, углеродные нанотрубки, нанососуды. Например, используют нанодисперсный углерод, полученный пиролизом метана в присутствии катализатора.

В качестве отработанного масла используют, в частности, моторные, индустриальные масла, их смесь.

Термолиз, а именно термообработка вышеуказанных исходных продуктов при описанных режимах в герметичных условиях, т.е. условиях, исключающих удаление из реакционной смеси продуктов реакции, позволяет получить продукт термолиза, обладающий улучшенными функциональными свойствами при использовании в получении смазочных композиций.

Проведение термолиза вне описанного режима не приводит к получению продукта термолиза желаемых характеристик.

Использование количеств нанодисперсного углерода и дисульфида молибдена, выходящих за вышеуказанные интервалы, приводит к снижению качественных показателей получаемой смазочной композиции.

Ниже представлены примеры, иллюстрирующие, но не ограничивающие описываемую группу изобретений.

Пример 1. Мазут смешивают с нанодисперсным углеродом и подвергают термолизу при 300°С в герметичных условиях в автоклаве в течение 1 часа. По окончании термолиза автоклав охлаждают, продукт выгружают и подвергают испытанию на четырехшариковой машине (ЧШМ). Полученная смазочная композиция имеет состав, мас.%: нанодисперсный углерод - 2,5, мазут, подвергнутый термолизу - остальное. Результаты испытания композиции представлены в табл.1.

Пример 2. Мазут смешивают со смесью нанодисперсного углерода и дисульфида молибдена и подвергают термолизу при 300°С в герметичных условиях в автоклаве в течение 1,5 часов при давлении 0,2 МПа. По окончании термолиза автоклав охлаждают, продукт выгружают и подвергают испытанию на четырехшариковой машине. Полученная смазочная композиция имеет состав, мас.%: смесь нанодисперсного углерода и дисульфида молибдена, взятого в количестве 2,5 мас.% от нанодисперсного углерода - 2,5, мазут, подвергнутый термолизу - остальное. Результаты, испытания композиции представлены в табл.1.

Пример 3. Гудрон подвергают термолизу при 300°С в герметичных условиях в автоклаве в течение 1 часа. Остаточное давление составляет 50 мм рт.ст. По окончании термолиза автоклав охлаждают, продукт выгружают и смешивают с нанодисперсным углеродом. Затем полученную композицию подвергают испытанию на четырехшариковой машине. Смазочная композиция имеет состав, мас.%: нанодисперсный углерод - 2,5, гудрон, подвергнутый термолизу - остальное. Результаты испытания композиции представлены в табл.1.

Пример 4. Гудрон смешивают с отработанным индустриальным маслом и смесью нанодисперсного углерода и дисульфида молибдена и подвергают термолизу при 350°С в герметичных условиях в автоклаве в течение 1 часа. По окончании термолиза автоклав охлаждают, продукт выгружают и подвергают испытанию на четырехшариковой машине. Полученная смазочная композиция имеет состав, мас.%: смесь нанодисперсного углерода с дисульфидом молибдена, взятого в количестве 1,0 мас.% от углерода - 1,0, отработанное масло - 1,0, гудрон, подвергнутый термолизу - остальное. Результаты испытания композиции представлены в табл.1.

Пример 5. Мазут смешивают с нанодисперсным углеродом и подвергают термолизу при 250°С в герметичных условиях в автоклаве в течение 2 часов. По окончании термолиза автоклав охлаждают, продукт выгружают, смешивают с отработанным маслом (моторное) и подвергают испытанию на четырехшариковой машине. Полученная смазочная композиция имеет состав, мас.%: нанодирперсный углерод - 2,0, отработанное моторное масло - 15,0, мазут, подвергнутый термолизу - остальное. Результаты испытания композиции представлены в табл.1.

Пример 6. Смесь мазута и гудрона смешивают со смесью нанодисперсного углерода и дисульфида молибдена и подвергают термолизу при 450°С в герметичных условиях в автоклаве в течение 1,5 часа. По окончании термолиза автоклав охлаждают, продукт выгружают, смешивают со смесью отработанных моторного и индустриального масла, подвергнутой термолизу в вышеописанных условиях, и подвергают испытанию на четырехшариковой машине. Полученная смазочная композиция имеет состав, мас.%: смесь нанодисперсного углерода и дисульфида молибдена, взятого в количестве 10 мас.% от нанодисперсного углерода - 2,4, смесь отработанных масел, подвергнутая термолизу - 25,0, смесь мазута и гудрона, подвергнутая термолизу - остальное. Результаты испытания композиции представлены в таблице.

Полученная композиция лишена описанных выше недостатков, поскольку, практически, обладает отсутствием текучести.

Из данных таблицы следует, что смазочная композиция согласно изобретению имеет улучшенные функциональные характеристики по сравнению с известными (ЦИАТИМ-201), в частности, смазочная композиция обладает улучшенными характеристиками трения, приводящими к снижению износа деталей.

Таблица
N опыта 1 2 3 4 5 6 Аналог ЦИАТИМ - 201
Показатели
Ди, мм 0,57 0,49 0,75 0,76 0,6 0,48 -
Рк, Н 1038,8 872,2 1166,2 1303,4 1030 1038,8 280-500
Рсв, Н 1842,4 1646,4 1744,4 1744,4 1840 2067,8 1000-1580
Из 389,8 355,5 463,3 552,7 380 404,7 245

В таблице использованы следующие условные обозначения: Ди, мм - диаметр пятна износа; Рк, Н - предельная критическая нагрузка; Рсв, Н - нагрузка сваривания; Из - индекс задира.

1. Смазочная композиция, содержащая углеродную добавку и базовую основу, отличающаяся тем, что в качестве углеродной добавки содержит нанодисперсный углерод или его смесь с дисульфидом молибдена в количестве 1-10 мас.% от углерода, а в качестве базовой основы содержит тяжелые нефтяные остатки или их смесь с отработанным маслом в количестве 1,00-25,00 мас.%, подвергнутые термолизу - термообработке при 200-450°С в герметичных условиях при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углеродная добавка 1,00-2,5
базовая основа остальное

2. Смазочная композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит отработанное масло или отработанное масло, подвергнутое термолизу, в количестве 1,00-25,00 мас.%.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве тяжелых нефтяных остатков используют мазут, гудрон, их смесь.

4. Способ получения смазочной композиции, отличающийся тем, что тяжелые нефтяные остатки или их смесь с отработанным маслом подвергают термолизу - термообработке при 200-450°С в герметичных условиях и смешивают с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена, или термолизу подвергают смесь тяжелых нефтяных остатков с отработанным маслом и/или с нанодисперсным углеродом или с его смесью с дисульфидом молибдена с получением смазочной композиции с соотношением компонентов по п.1.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что в качестве тяжелых нефтяных остатков используют мазут, гудрон, их смесь.

6. Способ по п.4, отличающийся тем, что отработанное масло или отработанное масло, подвергнутое термолизу, в количестве 1-25 мас.% вводят в полученную смазочную композицию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу получения противоизносного состава и составу, применяемому для снижения трения и защиты поверхностей от износа. .

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов, а также в качестве защитных средств для узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств, механизмов различного назначения и других целей.

Изобретение относится к области смазок для обработки металлов давлением, в частности для прокатки стальной ленты. .
Изобретение относится к технологическим средам и способам их получения и может использоваться для механической обработки металлов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к составам смазочных материалов для узлов трения как из сплавов на основе железа, так и цветных металлов, а также способам получения подобных составов.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки для холодного волочения проволоки, и может быть использовано в черной металлургии в метизном производстве.

Изобретение относится к области получения смазочно-охлаждающих жидкостей, приготавливаемых в виде эмульсолов и используемых в процессах обработки металлов давлением и резанием.
Изобретение относится к высокотемпературным твердосмазочным составам, применяемым в узлах трения при температурах трения до 400°С на воздухе, и способам их получения.
Изобретение относится к высокотемпературным твердосмазочным составам, применяемым в узлах трения при температурах трения до 400°С на воздухе, и способам их получения.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием. .

Изобретение относится к способу получения противоизносного состава и составу, применяемому для снижения трения и защиты поверхностей от износа. .

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов, а также в качестве защитных средств для узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств, механизмов различного назначения и других целей.
Изобретение относится к концентратам экологически чистых водорастворимых смазочно-охлаждающих жидкостей, предназначенных для механической обработки металлов. .
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к составам и способам получения сухой технологической смазки для холодного волочения проволоки, и может быть использовано в черной металлургии в метизном производстве.

Изобретение относится к области производства смазочных материалов, предназначенных для улучшения трибологических свойств в эксплуатационном режиме различного рода машин и механизмов, предпочтительно двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к способу формирования прочного износостойкого покрытия на трущихся поверхностях узлов трения и механизмов. .

Изобретение относится к технологическим смазкам для пластической обработки черных и цветных металлов и может использоваться в прокатном, волочильном производстве, обработке металлов резанием и других отраслях, применяющих смазочно-охлаждающие материалы.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к веществам - средствам улучшения противоизнашиваемости трущихся элементов машин и механизмов. .
Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным материалам, применяемым при приработке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в качестве присадок к основным маслам.

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазке для горячей деформации алюминия и его сплавов. .
Наверх