Гидравлическое масло

Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях. Сущность: масло содержит, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,2-0,4 полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005 фенил-α-нафтиламин 0,1-0,2 трикрезилфосфат 0,3-0,5 диоктилсебацинат 8-13 полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100.

Технический результат - улучшение вязкостно-температурных свойств, повышение стабильности вязкости при механодинамических нагрузках. 2 табл.

 

Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях.

Из отечественных гидравлических масел в качестве амортизаторных жидкостей применяются масла на основе минеральных углеводородов с пакетами функциональных присадок МГП-12 (ТУ 0253-052-00148843-98), Славол-АЖ (ТУ 38.301-29-40-92), Атмол-АЖ-12 (ТУ 0253-025-39247202-2003), Лукойл АЖ (ТУ 0253-025-00148599-2001).

Из патентной литературы известно масло гидравлическое для средненагруженных гидравлических систем (заявка на изобретение №99109834, С10М 101/02), содержащее минеральное масло фракции 300-400°С в качестве базового компонента, многофункциональную присадку, антиокислительную, антипенную присадки. В качестве базового компонента оно содержит дистиллятное минеральное масло фракции 300-400°С с температурой застывания минус 25 - минус 30°С и дополнительно депрессорную присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Минеральное масло фракции 300-400°С 97,846-98,649

Многофункциональная присадка 0,9-1,1

Антиокислительная присадка 0,15-0,25

Антипенная присадка 0,001-0,004

Депрессорная присадка 0,3-0,8.

Масло гидравлическое для высоконапряженных гидравлических систем (патент РФ №2196806, 7 С10М 101/02, С10М 169/04, C10N 40:08), включающее базовое масло, загущающую, депрессорную, антиокислительную, многофункциональную и противопенную присадки. В качестве базового масла оно содержит фракцию 270-340°С, полученную при вакуумной разгонке масляной фракции 270-420°С после селективной очистки фенолом или N-метилпирролидоном и депарафинизации с температурой застывания не выше минус 55°C, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Загущающая присадка 0,8-12,0

Депрессорная присадка 0,3-1,0

Антиокислительная присадка 0,15-0,25

Многофункциональная присадка 0,9-1,1

Противопенная присадка 0,002-0,004

Базовое масло до 100.

Всесезонное гидравлическое масло "Мобойл-15" типа МГ-15-В (патент РФ №2214451, 7 С10М 169/04, 145/14, 145/22, 101/02, C10N 40/08), содержащее базовое масло, многофункциональную присадку и депрессорную присадку. В качестве многофункциональной присадки оно содержит присадку Лубризол 5199А, являющуюся антипенной, противоизносной, антиокислительной и антикоррозионной одновременно, в количестве 0,9-1,1 мас.% и в качестве депрессорной присадки оно содержит присадку Лубризол 7749 В, являющуюся полиметакрилатным соединением, в количестве 0,4-0,6 мас.% и присадку Лубризол 6662, являющуюся алкилсложноэфирным сополимером, в количестве 0,5-1,0 мас.%, и в качестве базового масла оно содержит индустриальное минеральное масло И-12А селективной очистки без присадок в количестве до 100 мас.%.

Указанные масла имеют недостатки, ограничивающие их применение в качестве амортизаторных жидкостей при высоких ударно-механических нагрузках и для всех климатических условий:

- кинематическая вязкость при температуре минут 40°С выше 8000 мм2/с (требования для амортизаторных жидкостей не более 6500 мм2/с), что ограничивает их применение температурой минут 30°С;

- вязкость при механодинамических нагрузках нестабильна - уменьшается на 20-30% от исходной, температура вспышки 140-147°С при требовании для амортизаторных жидкостей не ниже 165°С, что ограничивает их применение в амортизаторах при высоких ударно-динамических нагрузках.

Наиболее близким по составу является гидравлическое масло (патент РФ №2271383, С10М 169/04, 171/02, 105/04, 133/12, 129/10, 137/04, 133/16, 129/42, C10N 40/08), содержащее следующие компоненты: 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,2-0,4%, трикрезилфосфат 0,-0,5%, полиметилсилоксановую жидкость 0,003-0,005%, фенил-α-нафтиламин 0,1-0,2%, смесь алкенилянтарных кислот C12-C15 0,2-0,3%, присадка ВСП 0,08-0,12%, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 10-35% и полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100%.

Недостатком указанного масла являются низкие значения кинематической вязкости в интервале температур 50-100°С (при 50°С 3,0-3,4 мм2/с, при 100°С 8,0-10,7 при требовании для амортизаторных жидкостей не ниже 3,9 мм2/с при 50°С и не ниже

12 мм2/с при 100°С), что ограничивает применение указанного масла в качестве амортизаторной жидкости.

Задача настоящего изобретения - разработка гидравлического масла для применения в качестве рабочей жидкости для телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторов автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой при высоких ударно-динамических нагрузках и во всех климатических условиях.

Технический результат - обеспечение работоспособности амортизаторов и демпфирующих устройств при температурах от 100 до минус 50°С при сохранении стабильности вязкости при высоких ударно-динамических нагрузках, сохранении низких значений вязкости при минусовых температурах (не более 5000 мм2/с при минус 40°С), сохранении температуры застывания не выше 60°С и повышение температуры вспышки до значений не ниже 190°С.

Указанный технический результат достигается тем, что гидравлическое масло, содержащее полиальфаолефиновую основу с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость, трикрезилфосфат и фенил-α-нафтиламин, дополнительно содержит диоктилсебацинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,2-0,4
трикрезилфосфат 0,3-0,5
полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005
фенил-α-нафтиламин 0,1-0,2
диоктилсебацинат 8-13
полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100.

Технология приготовления масла включает следующие этапы:

- дозировку полиальфаолефинов и диоктилсебацината в указанных соотношениях и смешение их при 50-70°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь фенил-α-нафтиламина и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- добавление в приготовленную смесь трикрезилфосфата и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 2,0 часов;

- добавление в приготовленную смесь полиметилсилоксановой жидкости и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;

- охлаждение и фильтрация полученного масла.

В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы масла, рецептуры которых представлены в таблице 1 (образцы 1-4). Для сравнения взят образец 5, изготовленный по прототипу - образец 4 патента РФ №2271383.

Таблица 1
Составы образцов гидравлического масла
Наименование компонентов Содержание, %
Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5
1 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4 0,2 0,2 0,4 0,4
2 трикрезилфосфат 0,3 0,5 0,3 0,5 0,5
3 полиметилсилоксановая жидкость 0,003 0,005 0,005 0,003 0,003
4 фенил-α-нафтиламин 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2
5 диоктилсебацинат 8 8 10 13 -
6 смесь алкенилянтарных кислот С1215 - - - - 0,1
7 полиальфаолефины с вязкостью
1,7-2,0 мм2/с при 100°С
- - - - 10
8 полиальфаолефины с вязкостью
3,7-4,3 мм2/с при 100°С
91,197 91,095 89,395 85,897 88,797

Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:

- полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-4 ТУ 0253-004-54409843;

- диоктилсебацинат (ДОС) ТУ 6-06-11-88;

- присадка Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) ТУ 38.5901237-90;

- присадка Неозон «А» (фенил-α-нафтиламин) ТУ 6-14-202-74;

- трикрезилфосфат технический ГОСТ 5728;

- полиметилсилоксановая жидкость - присадка ПМС-200А ОСТ 6-02-20-79.

Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной для гидравлических масел, используемых в качестве рабочих жидкостей для амортизаторов и демпфирующих устройств. Оценка устойчивости жидкости к механической деструкции при механодинамических нагрузках проводилась квалификационным методом на ультразвуковой установке в условиях акустической кавитации.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

№ п/п Наименование показателя Метод испытания Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5
1. Вязкость кинематическая, мм2/с, при: ГОСТ 33
100°С 4,5 4,32 4,21 4,17 3,47
50°С 14,17 13,87 13,56 13,36 10,68
Минус 40°С 5170 4669 4207 3980 2350
2. Температура застывания, °С ГОСТ 20287 минус 58 минус 60 минус 63 минус 63 минус 62
3. Температура вспышки, °С ГОСТ 4333 194 197 202 205 174
4. Кислотное число, мг КОН/1 г ГОСТ 5985 0,07 0,05 0,07 0,06 0,061
5. Смазочные свойства на четырехшариковой машине трения. Противоизносные свойства, диаметр
пятна износа при нагрузке 196 Н, мм
ГОСТ 9490 0,33 0,32 0,34 0,33 0,35
6. Стабильность вязкости (устойчивость к механической деструкции) на ультразвуковой установке, продолжительность испытания 50 мин, уменьшение вязкости, % квалифи- кационный метод 0,2 0 0,1 0,2 0,7

Из сравнения результатов испытаний видно, что гидравлическое масло предложенного состава (образцы 2-4) по кинематической вязкости при температурах 50 и 100°С (п.1 табл.2) превосходит прототип на 20-30% и удовлетворяет заданным требования по вязкости: не ниже 3,9 мм2/с при 50°С и не ниже 12 мм2/с при 100°С. Вязкость образцов 2-4 при минус 40°С (п.1 табл.2) удовлетворяет заданным требованиям - не выше 5000 мм2/с, при механо-динамических нагрузках вязкость стабильна (п.6 табл.2), температура застывания указанных образцов ниже 60°С, а температура вспышки выше, чем у прототипа, на 23-35°С.

Применение изобретения позволит увеличить ресурс работы амортизаторов и повысить их надежность при высоких ударно-динамических нагрузках и обеспечить эксплуатацию во всех климатических условиях.

Гидравлическое масло, содержащее полиальфаолефиновую основу с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость, трикрезилфосфат и фенил-α-нафтиламин, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит диоктилсебацинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфеном 0,2-0,4
трикрезилфосфат 0,3-0,5
полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005
фенил-α-нафтиламин 0,1-0,2
диоктилсебацинат 8-13
полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к рабочим жидкостям для гидросистем, в т.ч. .

Изобретение относится к области рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники с диапазоном рабочих температур жидкости в гидравлической системе от минус 60 до +175°С.
Изобретение относится к смазочным материалам, предназначенным для смазывания высоконагруженных втулок винтов и трансмиссий вертолетов. .

Изобретение относится к области нефтехимии, конкретно составу компрессорного масла, предназначенному для использования в поршневых воздушных компрессорах, работающих в условиях высоких температур и перепада давления.
Изобретение относится к области рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники с диапазоном рабочих температур жидкости в гидравлической системе от 135°С до минус 60°С.

Изобретение относится к гидравлическим маслам типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях.

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, в частности к консервационным смазкам, предназначенным для долговременной защиты от коррозии наружных и внутренних поверхностей изделий машиностроения, проката, полуфабрикатов и запасных частей из черных металлов и их сплавов, хранящихся под навесом или в упаковке.

Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.

Изобретение относится к полиорганосилоксанам с дикарбоксигруппой, которые могут быть использованы в качестве антикоррозионных присадок для обработки металлических поверхностей.

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса - реборда, поверхность катания железнодорожного колеса.

Изобретение относится к составу смазочных материалов, используемых для смазки узлов машин и механизмов, используемых при возделывании почв, посеве, уборке и переработке сельскохозяйственных культур в полевых условиях, а также и в перерабатывающей и пищевой промышленности, с целью повышения гигиенической и экологической безопасности.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в бензиновых и дизельных двигателях автомобильной техники.

Изобретение относится к созданию состава концентрата моюще-консервационной жидкости, применяемой в машиностроении в виде водных растворов. .

Изобретение относится к области производства присадок для моторных масел и к моторным маслам, их содержащих, и может быть использовано при производстве моюще-диспергирующих присадок для моторных масел и при производстве последних, предназначенных для очистки систем двигателя внутреннего сгорания при технологическом обслуживании последнего.

Изобретение относится к области применения смазочно-охлаждающих технологических средств в процессах обработки металлов. .
Наверх