Насыпь для прокладки технологической дороги на слабом основании

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве насыпей дорог на слабом основании. Задача, решаемая изобретением, заключается в обеспечении устойчивости насыпи технологической дороги, устроенной на слабом болотистом основании в процессе работы строительных механизмов в условиях ограниченной рабочей зоны. Предложенная для решения указанной задачи насыпь для прокладки технологической дороги на слабом основании содержит слой насыпного материала, синтетические полотна, огибающие откосы, удерживающую обойму с армирующей прослойкой, бандажные ленты из синтетического материала шириной 0,1-1,0 м, расположенные перпендикулярно оси насыпи, охватывающие удерживающую обойму и синтетические полотна, подковообразно огибающие откосы, причем в качестве синтетического полотна, подковообразно огибающего откосы, она содержит полотно типа «Дорнит», в качестве насыпного материала - насыпь из минеральных связных грунтов, а армирующая прослойка представляет собой цельное по ширине основания насыпи полотно из синтетических сеток шириной 0,1-1,0 м с условным модулем деформации не менее 4·102 кН/м, уложенных и скрепленных в ковер. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве насыпей дорог на слабом основании.

Известна конструкция временной дороги на болотах, включающая покрытие, расположенное на насыпи из минерального грунта, уложенной на размещенное на основании полотно из синтетического нетканого материала, края которого охватывают насыпь с боков и выведены на ее поверхность [1].

Недостатком конструкции является низкая несущая способность и устойчивость временной дороги при прохождении по ней строительных машин и изоляционно-укладочной колонны с несимметричным приложением нагрузок, действующих на участок дороги со стороны прокладываемого трубопровода. Под действием этих нагрузок в элементах конструкции дороги возникают большие напряжения, приводящие к потере устойчивости земляного полотна и естественного грунтового основания.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому является конструкция временной технологической дороги для прокладки магистральных трубопроводов на болотах [2], включающая покрытие, расположенное на насыпи из минерального грунта, уложенной на размещенное на основании полотно из синтетического нетканого материала, края которого охватывают насыпь с боков и заведены на поверхность насыпи, кроме того, насыпь снабжена армирующей полосой, размещенной на участке полотна синтетического нетканого материала, заведенном на поверхность насыпи со стороны прокладываемого трубопровода, армирующая полоса выполнена по длине дороги составной из жестко соединенных между собой плит, поверхность покрытия выполнена с поперечным уклоном 3-4° в сторону, противоположную прокладываемому трубопроводу.

Недостатком известной конструкции являются слабые армирующие качества синтетического нетканого материала за счет значительной необратимой деформации материала, расположенного на болотном основании насыпи, возникающей от приложения временных нагрузок, так как дорога служит и для прохождения большегрузных автопоездов, кроме того, армирующая полоса должна обладать достаточной продольной жесткостью, что требует привлечения значительных материальных и трудовых ресурсов по установке и монтажу полосы.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение устойчивости насыпи технологической дороги, устроенной на слабом болотистом основании в процессе работы строительных механизмов в условиях ограниченной рабочей зоны.

Указанная задача решается тем, что насыпь для прокладки технологической дороги на слабом основании, включающая слой насыпного материала, синтетические полотна, огибающие откосы, согласно изобретению снабжена удерживающей обоймой с армирующей прослойкой, бандажными лентами из синтетического материала шириной 0,1-1,0 м, расположенными перпендикулярно оси насыпи, охватывающими удерживающую обойму и синтетические полотна, подковообразно огибающие откосы, причем в качестве синтетического полотна, подковообразно огибающего откосы, она содержит полотно типа «Дорнит», в качестве насыпного материала - насыпь из минеральных связных грунтов, а армирующая прослойка представляет собой цельное по ширине основания насыпи полотно из синтетических сеток шириной 0,1-1,0 м с условным модулем деформации не менее 4·102 кН/м, уложенных и скрепленных в ковер.

На фиг.1 представлена конструкция укрепленной насыпи, на фиг.2 - процесс установки удерживающей обоймы, на фиг.3 - работа строительного механизма на технологической дороге.

Насыпь содержит (фиг.1): болотное основание 1, армирующую удерживающую обойму 2, огибающие подковообразно откос синтетические полотна 3, охватывающие бандажные ленты 4, минеральный грунт 5.

Устройство работает следующим образом.

На болотистом основании 1 перпендикулярно оси насыпи располагают бандажные ленты 4 с шагом не более l=L/3, где L - длина гусеничного отпечатка тяжелого строительного механизма, например крана-трубоукладчика. Поверх бандажных лент 4 раскатывают армированную удерживающую обойму 2, заранее заготовленную в виде рулонов. Вдоль боковых кромок удерживающей обоймы 2 с армирующей прослойкой с наложением 0,5-1,0 м на нее укладывают синтетическое полотно 3. По всей ширине удерживающей обоймы с армирующей прослойкой отсыпают начальный минимальный слой насыпи, обеспечивающий проход автотранспорта. Уплотнение отсыпаемого грунта насыпи производится транспортом, доставляющим грунт и механизмами, его разравнивающими. Далее, одновременно с процессом осадки армированного основания насыпи, показатели которой зависят от высоты и структуры слабой толщи, производят послойное наращивание насыпи по высоте, обеспечивая формирование откоса насыпи в границах удерживающей обоймы 2 с армирующей прослойкой. Наращивание насыпи производят до высоты не менее чем на 0,3 м, превышающей прогнозируемую осадку армированного основания на время производства строительных работ, с использованием специальной техники. Слабо уплотненную обоченную часть насыпи дополнительно подсыпают грунтом в объеме 15-20% отсыпанной высоты. Свободные края синтетического полотна 3, а затем бандажные ленты, плотно охватывая сформированные откосы, заносят на верхнюю поверхность насыпи. Свободные концы каждой бандажной ленты сводят внахлест и скрепляют между собой, например скрепками, завершая формирование удерживающей обоймы 2. Производят отсыпку и уплотнение по всей ширине верхнего слоя насыпи. Особенно тщательно уплотняют обоченные части насыпи, по возможности проходом тяжелой техникой, например, краном-трубоукладчиком. Окантованная откосная часть насыпи в результате уплотнения будет подвержена боковому выдавливанию, при этом деформация синтетического полотна будет ограничиваться (сдерживаться) хомутами охватывающих малодеформируемых бандажных лент 4. Таким образом, будет сформирована устойчивая к внешним нагрузкам конструкция укрепленной удерживающей обоймой насыпи технологической дороги.

Другим, более индустриальным вариантом установки удерживающей обоймы, может являться предварительная сборка всех элементов конструкции, содержащей бандажные ленты 4, удерживающую обойму и синтетические полотна на производственной базе с последующим сворачиванием в рулоны, доставку к месту установки, раскатку с последующим формированием укрепленной насыпи (фиг.2).

Эксплуатация укрепленной насыпи технологической дороги в ходе выполнения работ (фиг.3), например работ по сооружению или ремонту трубопроводов с применением крана-трубоукладчика 6, происходит в условиях, когда часть насыпи под весом грунта и работающей техники погрузилась в слабую толщу и значительная часть окантованных откосов расположена в обводненной болотной среде. При этом охватывающие хомутом бандажные ленты армируют нагруженный окантованный откос, обеспечивая его устойчивость. Армопрослойка же воспринимает и равномерно распределяет вертикальные нагрузки от работающего механизма на слабую толщу, обеспечивая устойчивость основания насыпи.

Предлагаемая конструкция укрепленной насыпи найдет широкое применение в строительстве технологических дорог на болотном основании и по сравнению с прототипом обеспечит устойчивость крутых откосов при работе тяжелой строительной техники, так как за счет снабжения ее удерживающей обоймой, обладающей армирующими свойствами и бандажными лентами, снижаются удельные нагрузки, передаваемые на слабое болотное основание, при этом бандажные ленты служат в качестве арматурных хомутов, удерживающих окантованные синтетическим материалом откосы в устойчивом состоянии при нагрузках, вызванных работой строительных механизмов в непосредственной близости от края откоса.

Источники информации

1. Полуновский А.Г. Применение нетканых синтетических материалов при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах. М., Оргтрасстрой, 1979, с. 25-27.

2. Авторское свидетельство СССР №885385, кл. E01C 3/00, 1981.

1. Насыпь для прокладки технологической дороги на слабом основании, включающая слой насыпного материала, синтетическое полотно, огибающие откосы, отличающаяся тем, что она снабжена уложенными с шагом на основании перпендикулярно оси насыпи бандажными лентами из синтетического материала шириной 0,1-1,0 м, поверх которых уложена удерживающая обойма с армирующей прослойкой, вдоль боковых кромок которой с наложением 0,5-1,0 м уложено синтетическое полотно, на котором расположен минимальный уплотненный слой грунта насыпи, которая наращена до высоты не менее чем на 0,3 м, превышающей прогнозируемую осадку армированного основания, при этом свободные края синтетического полотна и бандажной ленты огибают подковообразно сформированные откосы, а свободные концы каждой бандажной ленты сведены внахлест и скреплены между собой.

2. Насыпь по п.1, отличающаяся тем, что в качестве синтетического полотна использовано полотно типа «Дорнит».

3. Насыпь по п.1, отличающаяся тем, что в качестве насыпного материала использованы минеральные связные грунты.

4. Насыпь по п.1, отличающаяся тем, что армирующая прослойка представляет собой цельное по ширине основания насыпи полотно из синтетических сеток шириной 0,1-1,0 м с условным модулем деформации не менее 4·102 кН/м, уложенных и скрепленных в ковер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых фунтах как в летнее, так и в зимнее время года.
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления откосов, насыпей и выемок, а также при производстве глубоких котлованов, в том числе с вертикальными стенками в неустойчивых сыпучих и слабых грунтах, а также при отрывке котлованов в стесненных условиях.

Изобретение относится к гидротехническому строительству дамб с эксплуатационной дорогой, сооружаемых на слабых и просадочных грунтах. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности и земляного полотна.

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении дорожных насыпей. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах оснований. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах в их основаниях. .

Изобретение относится к строительству и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках и болотах 2-го и 3-го типов

Изобретение относится к области строительства на вечной мерзлоте и может быть преимущественно использовано при возведении высоких (более 3 м) дорожных насыпей на просадочных при оттаивании мерзлых грунтах, в сейсмоопасных районах распространения высокотемпературной (-0,5 -1,5°С) неустойчивой вечной мерзлоты прерывистого и островного распространения, в условиях происходящего глобального потепления, с оптимальным использованием естественных (экологичных) механизмов образования и усиления вечной мерзлоты

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении дорожных и гидротехнических земляных сооружений

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на бессточных локальных и протяженных участках слабых грунтов, на болотах 2-го и 3-го типов и вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности

Изобретение относится к области мелиоративного и водохозяйственного строительства. Способ возведения узкопрофильных дамб осуществляется подачей пульпы в намываемое сооружение одновременно из основного и двух распределительных пульпопроводов. Распределительные пульповоды расположены параллельно с двух сторон основного пульпопровода для намыва боковых призм из крупных фракций намываемого грунта и средней части, являющейся ядром дамбы, из мелких фракций, намываемых из торца основного пульпопровода. Выпускные отверстия в распределительных пульпопроводах выполнены в их нижней части и смещены на 20…30° от вертикальной оси в сторону основного пульпопровода, отстоящими друг от друга на расстоянии l=dосн, где dосн - диаметр основного пульпопровода, и диаметром dв=1/3dp, где dp - диаметр распределительного пульпопровода, обеспечивающими намыв грунта по длине боковых призм. Подачу пульпы из торца основного пульпопровода для намыва ядра дамбы осуществляют через гаситель, выполненный в виде продольных стальных стержней диаметром 10…14 мм из гладкой арматурной стали, жестко закрепленных одной стороной по верхней наружной поверхности в концевой части основного пульпопровода с расположением стержней параллельно оси потока, с расстоянием между стержнями, равным 1…2 диаметра стержней, и выполненных с выносом на величину l,5…2dосн и изгибом концевого участка до полного перекрытия вертикальной проекции торца основного пульпопровода. Соединение распределительных пульпопроводов с основным выполнено в виде раструба, сопряженного с основным пульпопроводом, по линии, образующейся при пересечении двух цилиндров одинакового диаметра, равного dосн, а с распределительными пульпопроводами в виде овала, имеющего размер по большой оси, равный dосн, по малой - dp. Входное отверстие раструба защищено внутренней решеткой, выполненной в виде продольных стержней из гладкой арматурной стали диаметром 10…14 мм, жестко закрепленных только с напорной стороны с расположением стержней друг от друга на расстоянии 0,75dв. Изобретение позволяет возводить защитные дамбы с одновременной расчисткой русел рек от донных отложений и предотвратить затопление прилегающих территорий, что улучшает экологическую ситуацию в целом. 4 ил.

Изобретение относится к строительству железных дорог, а именно к возведению насыпей. Способ реконструкции железнодорожного пути включает нарезку уступов на откосе земляного полотна, укладку на них габионов. Нижний уступ выполняют шириной, равной ширине ряда габионов, ширина последующих уступов равна 1/3 ширине нижнего уступа, высота всех уступов, включая нижний уступ, равна высоте ряда габионов. Полученная габионная стенка содержит N+1 рядов габионов, причем N рядов габионов размещаются до уровня основной площадки земляного полотна, а верхний N-первый ряд габионов одновременно опирается на предыдущий ряд габионов и основную площадку земляного полотна и подпирает балластную призму. Технический результат состоит в усилении земляного полотна железнодорожного пути, снижении материалоемкости и трудоемкости. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации земляных сооружений в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на участках выветривающихся скальных грунтов, в том числе вечномерзлых (железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, плотин и дамб). Конструкция для укрепления откосов земляных сооружений в выветривающихся скальных грунтах, содержит нагорную канаву, выполненную в верхней части откоса выемки железнодорожного пути вдоль земляного сооружения выше границы деятельного слоя, укрепленную крупнообломочным грунтом. На откосе выполнены, по крайней мере, чередующиеся два уступа и два валика, при этом верхний валик выполнен между нагорной канавой и верхним уступом, а каждый следующий валик - между соседними уступами. Валики выполнены из мелкодисперсного грунта, покрытого дресвяно-щебенистым грунтом. Площадь поперечного сечения уступов сопоставима с площадью поперечного сечения валиков, объем мелкодисперсного и дресвяно-щебенистого грунтов относится, как 1 к 4-6. Технический результат состоит в увеличении срока службы земляного сооружения до и более нормативного срока за счет кольматирования пор и пустот грунтов откосов основания, лежащих ниже глубины слоя сезонного промерзания, формирования постоянного живого сечения грунтового потока в профиле и значительного уменьшения миграции воды из грунтов ниже глубины сезонного промерзания в грунты деятельного слоя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области мелиоративного и водохозяйственного строительства. Цель изобретения - очистка водных объектов от донных отложений с одновременным возведением защитных дамб. Способ намыва земляных сооружений в виде узкопрофильных дамб заключается в подаче пульпы из торца основного пульпопровода и рассредоточенном выпуске пульпы, отбираемой из нижней части основного пульпопровода, из распределительных пульпопроводов. Намыв узкопрофильной дамбы осуществляют при помощи распределительного устройства, позволяющего осуществлять фракционирование и намывать боковые призмы из отсортированных фракций, а ядро дамбы намывать из оставшейся массы твердой фазы пульпы. Распределительное устройство представляет собой торцевой участок основного пульпопровода, к которому через раструб, жестко закрепленный в его нижней части, подсоединены два распределительных пульпопровода, расположенные параллельно основному пульпопроводу, с изменяемым расстоянием между ними. Перед входным отверстием в раструб жестко закреплен направляющий элемент серповидной формы, наклоненный под углом 25…30° в сторону защитной решетки. Направляющий элемент выполнен из листовой износостойкой стали толщиной 8…10 мм, высотой 50…70 мм, длиной, равной ширине входного отверстия раструба. Распределительное устройство имеет четыре вертикальные стойки высотой 1500…2000 мм и жестко закрепленные к ним опорные элементы в виде изогнутых швеллеров размером 150 мм с горизонтальными участками длиной 800…1200 мм. От горизонтальных участков швеллеров в передней части по ходу перемещения распределительного устройства отходят наклонные участки с углом наклона к продольной оси 45…55°, закрепленные на распределительных пульпопроводах, что обеспечивает самовыглубление распределительного устройства при перемещении с намытого участка. Снижается засорение защитной решетки раструба и повышается мобильность распределительного устройства при перебазировках. 6 ил.

Изобретение относится к строительству, а именно к элементам для армирования, отделения и дренирования больших сооружений, таких как дорожные насыпи. Пластинчатый элемент для армирования, отделения и дренирования больших сооружений, таких как дорожные насыпи, содержит пластинчатый корпус, который имеет решетчатую структуру с основными тросами и поперечными тросами, растянутыми вдоль двух, по существу, взаимно перпендикулярных направлений. Тросы двуосно ориентированы со степенью растяжения в указанных двух, по существу, взаимно перпендикулярных направлениях, которая составляет от 2,8 до 5,5. Основные тросы, т.е. в направлении экструзии заготовки, образующей пластинчатый корпус, имеют, по существу, четырехугольное поперечное сечение и толщину в направлении, проходящем перпендикулярно к плоскости размещения пластинчатого корпуса, которая равна, по меньшей мере, трехкратной толщине поперечных тросов. Технический результат состоит обеспечении закрепления пластинчатого элемента в грунте, обеспечении надежной работы и безопастности при использовании. 9 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх