Способ центрирования валов машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. Сущность: способ заключается в том, что одновременно двумя индикаторами из четырех, попарно установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты в вертикальной или горизонтальной плоскостях, измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте на 180°. Осуществляют коррекцию их положения. При этом индикаторы устанавливаются на одинаковом расстоянии от оси вращения, перед поворотом валов шкалы индикаторов устанавливают на нуль. После поворота валов разворачивают одну из машин до совпадения показаний диагонально размещенных индикаторов, после чего перемещают одну из машин параллельно относительно достигнутого при развороте положения до совпадения осей валов. Контролируют это положение по уменьшению показаний всех индикаторов в два раза. Технический результат: повышение точности центрирования валов машин и снижение трудоемкости. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью.

Известен способ центрирования валов машин (по патенту РФ №2316725), заключающийся в том, что одновременно двумя индикаторами, попарно установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты в вертикальной или горизонтальной плоскости, измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте на 180° и осуществляют коррекцию их положения.

Данный способ взят за прототип.

Недостатком данного способа является то, что при его осуществлении результаты вычислений не позволяют определить величину перемещения машин, необходимую для совмещения осей валов. Перемещения машин осуществляются перемещением их опор, при этом необходимо знать величину перемещения этих опор, что также не отражается в предлагаемых расчетах.

Недостатком данного способа является и то, что предполагается идентичность размеров фланцев муфты, поверхности которых служат упором для индикаторов. При разных размерах фланцев необходимо применение разных по размеру установочных кронштейнов для индикаторов, с изменением методики расчетов, иначе применение способа становится просто невозможным.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение точности центрирования валов машин и снижение его трудоемкости.

Технический результат достигается тем, что одновременно двумя индикаторами из четырех, попарно установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты в вертикальной или горизонтальной плоскостях, измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте на 180° и осуществляют коррекцию их положения, при этом индикаторы устанавливаются на одинаковом расстоянии от оси вращения, перед поворотом валов шкалы индикаторов устанавливают на нуль, после поворота валов разворачивают одну из машин до совпадения показаний диагонально размещенных индикаторов (α=β), после чего перемещают одну из машин параллельно относительно достигнутого при развороте положения до совпадения осей валов, контролируя это положение по уменьшению показаний всех индикаторов в два раза.

В общем случае, фланцы муфты имеют разные размеры, поэтому для обеспечения размещения индикаторов на одинаковом расстоянии от оси вращения на фланцы устанавливают упоры, при этом их разворачивают на большем фланце вовнутрь площадками, а на меньшем - наружу.

Способ поясняется чертежами, представленными на фиг.1, 2, 3.

На фиг.1 показано взаимное положение двигателя, муфты и компрессора перед центрированием.

На фиг.2 показано взаимное положение двигателя, муфты и компрессора при развороте, обеспечивающем параллельность валов машин.

На фиг.3 показано совпадение осей двигателя, муфты и компрессора после параллельного перемещения.

На фигурах обозначено:

1 - компрессор;

2 - двигатель;

3 - муфта;

4 - гибкие элементы;

5 - индикаторы с установочными кронштейнами;

6 - упоры;

7 - опоры двигателя;

8 - фланец распорной муфты большего размера;

9 - фланец распорной муфты меньшего размера;

10 - фланец двигателя (большего размера);

11 - фланец компрессора (меньшего размера);

D - расстояние между индикаторами;

α - угол смещения между валом двигателя и распорной частью муфты;

β - угол смещения между валом компрессора и распорной частью муфты;

А, Б - поверхности площадок упоров.

Способ осуществляется следующим образом.

Монтируют (фиг.1) компрессор 1, двигатель 2 и муфту 3. На противоположных фланцах 8, 9 распорной части муфты устанавливают в одной плоскости две пары индикаторов 5 с установочными кронштейнами на расстоянии D друг от друга и равном расстоянии от оси вращения. На фланцы двигателя и компрессора устанавливают упоры 6 в положение, определяемое диаметром фланца: на большем фланце 10 вовнутрь площадками, а на меньшем фланце 11 - наружу. Это позволяет проводить измерения индикаторами с использованием поверхностей А, Б.

Поворачивают валы до выхода индикаторов в горизонтальную плоскость. Устанавливают большие шкалы индикаторов на нуль. Поворачивают валы на 180° и регистрируют показания индикаторов.

Величины смещений валов определяют по показаниям четырех индикаторов, установленных в одной плоскости.

Разворачивают одну из машин, например двигатель, обеспечивая параллельное положение валов машин (фиг.2), контролируя это положение по совпадению показаний диагонально размещенных индикаторов.

Параллельно (относительно положения, достигнутого при развороте) перемещают одну из машин до совпадения осей валов двигателя, компрессора и муфты, контролируя это положение по уменьшению показаний всех индикаторов в два раза (фиг.3).

Аналогично проводят центрирование в вертикальной плоскости.

Применение предлагаемого способа позволяет повысить точность центрирования валов машин и снизить его трудоемкость.

Способ центрирования валов машин, заключающийся в том, что одновременно двумя индикаторами из четырех, попарно установленными диаметрально противоположно на каждом фланце распорной части муфты в вертикальной или горизонтальной плоскости, измеряют смещение валов относительно друг друга при их синхронном повороте на 180° и осуществляют коррекцию их положения, отличающийся тем, что индикаторы устанавливаются на одинаковом расстоянии от оси вращения, перед поворотом валов шкалы индикаторов устанавливают на нуль, после поворота валов разворачивают одну из машин до совпадения показаний диагонально размещенных индикаторов, после чего перемещают одну из машин параллельно относительно достигнутого при развороте положения до совпадения осей валов, контролируя это положение по уменьшению показаний всех индикаторов в два раза.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и используется для измерения рассогласования оси ствола и оси прицела. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно.

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов. .

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов. Способ включает в себя предварительную центровку, измерение текущих значений параметров центровки валов, окончательную центровку и крепление механизмов. При этом перед центровкой производят нагружение валов механизмов с помощью приспособления заданным изгибающим моментом и поперечной силой. Измеряют прогибы и углы поворота валов обоих механизмов. Снимают приспособление. Рассчитывают излом и смещение в соединении валов по зависимостям: где I - излом в соединении валов; S - смещение в соединении валов. По рассчитанным значениям изломов и смещений производят окончательную центровку механизмов. Технический результат - повышение точности контроля монтажных нагрузок и напряжений в валах и расширение технологических возможностей процессов центровки механизмов. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности. Вводят корректирующую величину, равную сумме радиусов валов (или вала-отверстия), известным способом, устанавливают измерительные ножки на максимально удаленные поверхности валов, например, в вертикальном положении и определяют вертикальную несоосность, поворачивают штангенциркуль между этими поверхностями, определяют экстремальную несоосность, а в горизонтальном положении - горизонтальную несоосность. Через заданное время работы механизма, а также через заданный пробег подвижного состава осуществляют повторные измерения несоосности в одном пространственном положении измеряемых поверхностей и по разнице первого и повторных замеров определяют суммарную величину износа отверстия, подшипника и вала. Технический результат заключается в упрощении процесса измерения несоосности и обеспечении возможности проведения измерений в труднодоступных местах. 3 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой. Устройство, расположенное на стойке (4), содержит место (31) с горизонтальной осью (X) для размещения вышеуказанного топливного стержня; средство (20) для измерения отклонения от параллельности и средство (22) для корректирования вышеуказанного отклонения. Устройство содержит средство (14) позиционирования устройства относительно топливного стержня, состоящее из двух параллельных опор, расположенных на расстоянии друга от друга, при этом каждая из них поддерживает конец вышеуказанного топливного стержня. Опоры выполнены в виде двух подковообразных частей (16.1. 16.2), внутренние концы которых предназначены для опирания на топливный стержень и отстоят друг от друга на заданном расстоянии так, чтобы обеспечить перекрывание опоры стойки, на которую опирается конец с верхней заглушкой топливного стержня, и которая имеет толщину, по существу, равную расстоянию между двумя подковообразными частями (16.1, 16.2). Также устройство содержит средство (32) для удерживания топливного стержня, выполненное с возможностью обеспечения вращения топливного стержня вокруг его продольной оси, которое расположено между средством (14) позиционирования и средствами измерения и корректирования. Средство (32) содержит нижний захват (34) и верхний захват (36), для захватывания топливного стержня, при этом нижний захват (34) образует базу для измерения отклонения от параллельности. Технический результат - обеспечение измерения отклонения от параллельности во время корректирования вышеуказанного отклонения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц. Способ монтажа зонального блока в отсеке судна включает выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений. При этом предварительно выполняют с помощью автоматизированной системы проектирования виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного в нем зонального блока. Затем на принятых монтажных базах реального фундамента и зонального блока закрепляют не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно установленных реперов и измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно этих реперов. После этого на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением их монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока на фундаменте помещения корпуса судна для установки его в проектное положение. Технический результат заключается в значительном снижении длительности и трудоемкости монтажа зонального блока или иных крупногабаритных блоков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано при финишной обработке и контроле параметров крупногабаритных зеркал телескопов. Способ осуществляют путем съема контактным линейным трехточечным сферометром геометрических характеристик поверхности по ее краю по нескольким диаметральным сечениям. Сферометр помещают последовательно вдоль радиального направления на одинаковом расстоянии от края детали в различных сечениях. По относительной разности в измеренных показаниях стрелки прогиба во взаимно противоположных направлениях определяют величину смещения оптической оси относительно геометрического центра зеркала. Сферометр содержит корпус, закрепленные в корпусе на одной линии две опоры по краям, измерительный датчик в центре и три упора. Один упор расположен сбоку датчика и два упора - на одном из торцев ниже корпуса горизонтально с возможностью их фиксации на боковой поверхности измеряемого зеркала. Технический результат - измерения децентрировки оптической оси асферической поверхности крупногабаритных оптических деталей диаметром более 200 мм с высокой точностью. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к методам измерения и регулирования несоосности вручную или автоматически известными методами. Сущность способа заключается в том, что проводят измерение несоосности, затем осуществляют повторное измерение несоосности, при этом устанавливают измерители параллельно, причем диапазон измерения каждого следующего измерителя равен максимальной ошибке предыдущего. Технический эффект заключается в том, что упрощается техническая реализация и повышается точность измерения или регулирования. При этом известные инвариантные системы регулирования или управления несоосностью будут точно или более точно приведены к нулю. 1 ил.
Наверх