Микромеханический датчик линейных ускорений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при создании микромеханических акселерометров и гироскопов. Датчик содержит чувствительный элемент (ЧЭ) маятникового типа, прикрепленный с помощью упругих подвесов к рамке ЧЭ. Рамка с помощью упоров крепится к основанию прибора, в рамке выполнены сквозные щели, по ее периметру. Это позволяет увеличить расстояние от мест крепления упоров до упругого подвеса и снизить влияние контактных напряжений на упругий подвес, что уменьшает нестабильность нуля и повышает точность прибора. 1 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться для создания микромеханических датчиков линейных ускорений и гироскопов.

Известно устройство для измерения линейных ускорений, которое имеет чувствительный элемент в виде монолитной конструкции, включающей подвешенный на двух параллельных упругих элементах маятник и внешнюю рамку, выполненную в форме кольца [1].

Известен также микромеханический датчик линейных ускорений, который содержит чувствительный элемент маятникового типа, упругий подвес, соединяющий маятник с рамкой чувствительного элемента, выполняющей одновременно роль каркаса чувствительного элемента, на которой в зоне близкой к упругому подвесу выполнен внутренний изгиб, а также прямоугольные выступы с внешней стороны рамки для расположения упоров, которыми рамка крепится к основанию [2].

Перемещение поверхности детали согласно формуле Буссинеска:

где y - перемещение поверхности; E - модуль упругости; ν - коэффициент Пуассона; Р - давление на контакт; r - расстояние от точки приложения сосредоточенной силы до заданного сечения; S - площадь контакта упоров.

Напряжение в j-месте стыка упругих подвесов и упоров:

где y0 - толщина упора.

Тогда чувствительность к контактным напряжениям будет:

Таким образом, чувствительность конструкции к контактным напряжениям определяется площадью контакта и удаленностью места заделки упругого подвеса от силового контакта.

Недостатком известных устройств является нестабильность смещения нуля вследствие высокого уровня контактных напряжений, возникающих в местах крепления упоров, а следовательно, снижение точности прибора в целом.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение точности прибора за счет снижения нестабильности нуля путем уменьшения влияния контактных напряжений на упругий подвес чувствительного элемента.

Поставленная задача решается за счет того, что в микромеханическом датчике линейных ускорений, содержащем чувствительный элемент маятникового типа, упругий подвес, соединяющий маятник с рамкой чувствительного элемента с расположенными на ней упорами для крепления рамки к основанию, согласно изобретению в рамке чувствительного элемента сформированы сквозные щели, которые расположены по периметру рамки, симметрично вдоль продольной оси чувствительного элемента, причем упоры крепления расположены с ее внешней стороны, а упругий подвес - с внутренней.

Отличительным признаком заявленного изобретения является то, что в рамке чувствительного элемента по ее периметру сформированы сквозные щели, при неизменном расположении мест крепления рамки чувствительного элемента к основанию и его габаритных размерах. Сама щель выполнена одинаковой и строго симметрична относительно продольной оси симметрии чувствительного элемента, при этом упоры крепления расположены с ее внешней стороны, а место крепления упругого подвеса - с внутренней, следовательно, тем самым увеличивается расстояние от мест крепления упоров до упругого подвеса, при этом габаритные размеры чувствительного элемента остаются неизменными и, следовательно, исходя из условия (3) уменьшается влияние контактных напряжений на упругий подвес, за счет чего уменьшается нестабильность смещения нуля и, как следствие, повышается точность прибора в целом. Кроме того, выполнение в рамке щели с расположенными с ее внешней стороны упорами крепления к основанию позволяет последней равномерно деформироваться от воздействия внешних факторов, при этом деформация в зоне крепления упругих подвесов практически сведена к нулю, а симметричное расположение - компенсировать до минимума вредные воздействия, тем самым опять же повышая точность.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображена конструкция микромеханического датчика, где 1 - чувствительный элемент маятникового типа; 2 - упругие подвесы; 3 - рамка; 4 - площадка для электрического контакта; 5 - упоры; сквозные щели - 6.

Предложенный микромеханический датчик содержит чувствительный элемент 1 маятникового типа, упругие подвесы 2, рамку 3, площадку для электрического контакта 4 и упоры 5. Маятник 1 прикреплен к рамке 3 с помощью упругих подвесов 2. Рамка 3 с помощью упоров 5 крепится к основанию прибора (не показано). По периметру рамки 3 сформированы две сквозные щели 6 (как показано для данного варианта реализации). С внешней стороны щели 6 расположены упоры крепления 5, с внутренней - упругие подвесы 2. Длина сквозных щелей 6 такова, чтобы обеспечить максимальную отдаленность упругих подвесов 2 от упоров крепления 5. Как показано на чертеже стрелкой - путь распостранения контактных напряжений от упоров крепления 5 до упругих подесов 2 увеличен за счет формирования щели 6 по периметру рамки 3. Таким образом, согласно выражению (3) чувствительность к контактным напряжениям уменьшается, следовательно, увеличивается точность прибора в целом. В то же время максимальная длина щелей 6 не должна существенным образом влиять на прочность конструкции в целом.

Работа устройства основана на хорошо известном принципе перемещения чувствительного элемента 1 под действием ускорения и измерения этого перемещения известными способами.

Микромеханический датчик изготавливается из монокристаллического кремния с ориентацией пластины <100>÷<110> методом анизотропного травления и крепится к основанию, которое может выполняться, например, из стекла марки ЛК 105, методом анодной посадки.

Источники информации

1. Патент США №4400970, МПК: G01P 15/13.

2. Мокров Е.А., Папко А.А. Акселерометры НИИ физических измерений - элементы микросистемотехники // Микросистемная техника. 2002. №1. С.3-9 (прототип).

Микромеханический датчик линейных ускорений, содержащий чувствительный элемент маятникового типа, упругий подвес, соединяющий маятник с рамкой чувствительного элемента с расположенными на ней упорами для крепления рамки к основанию, отличающийся тем, что в рамке чувствительного элемента сформированы сквозные щели, которые расположены по периметру рамки симметрично вдоль продольной оси чувствительного элемента, причем упоры крепления расположены с ее внешней стороны, а упругий подвес с внутренней.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при изготовлении интегральных акселерометров. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для стабилизации параметров молекулярно-электронных преобразователей, используемых в линейных и угловых акселерометрах.

Изобретение относится к устройствам и системам для оценки состояния поверхности искусственных покрытий. .

Изобретение относится к области измерительной и микросистемной техники, а более конкретно к интегральным измерительным элементам величин угловой скорости и ускорения.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерению параметров двигателей. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к навигации подвижных объектов: самолетов, ракет, кораблей, космических аппаратов. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к приборам, предназначенным для измерения угловой скорости и угловых ускорений, и может найти применение в системах стабилизации движущихся объектов и системах инерционной навигации.

Изобретение относится к измерительным приборам для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке и может быть использовано в медицине чрезвычайных происшествий, в частности в тренажерах-носилках для тренировки спасателей, с целью выработки навыков безопасной транспортировки больных в чрезвычайных ситуациях, а также при транспортировке больных и раненых по пересеченной местности в чрезвычайных ситуациях.

Изобретение относится к приборам ориентации и навигации подвижных объектов. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в микромеханических гироскопах для систем управления подвижных объектов различного назначения.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам для определения реальных и допустимых параметров чувствительности вестибулярных протезов, их тестирования и моделирования на базе полученных данных нагрузок на вестибулярный анализатор при проектировании вестибулярных протезов, а также для проведения нейрофизиологических экспериментов.

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано в системах управления подвижной массой в микромеханических датчиках различного назначения.

Изобретение относится к приборам, измеряющим угловую скорость, в частности к микромеханическим гироскопам (ММГ) вибрационного типа. .

Изобретение относится к малогабаритным вибрационным датчикам угловой скорости. .

Изобретение относится к области измерений угловой скорости объектов и может быть использовано для управления подвижными транспортными средствами с использованием систем ориентации и навигации.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к вибрационным гироскопическим приборам, предназначенным для измерения угловой скорости. .

Изобретение относится к регулированию физической переменной в динамической системе с приведением этой переменной к одному заданному значению или к значениям, изменяющимся по заданному закону.

Изобретение относится к поворотно-чувствительным устройствам гироскопов и может быть использовано для измерения углов в системах навигации и управления. .

Изобретение относится к твердотельным волновым гироскопам (ТВГ) миниатюрного исполнения, используемым для определения угловой скорости подвижных объектов. .

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может быть использовано в пилотажных системах управления для измерения угловых скоростей подвижного объекта
Наверх