Летательный аппарат
Изобретение относится к области авиации. Летательный аппарат содержит фюзеляж, неподвижные боковые крылья, подвижные крылья, которые установлены выше неподвижных боковых, имеют общую каретку для перемещения по параллельным направляющим, расположенным вверху фюзеляжа с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль относительно фюзеляжа, хвостовое оперение, двигатель и шасси. Неподвижное крыло разделено термостойкой перегородкой на две части: несущую двигатель и несущую шасси. Изобретение направлено на повышение безопасности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области авиации, преимущественно гражданской, транспортной.
Известен летательный аппарат, содержащий фюзеляж и подвижные крылья, выполненные с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно фюзеляжа вдоль, хвостовое оперение, двигатель, шасси [1].
Задача изобретения - повышение безопасности летательного аппарата.
Технический результат достигается тем, что в летательном аппарате, содержащем фюзеляж и подвижные крылья, выполненные с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно фюзеляжа вдоль, хвостовое оперение/двигатель, шасси, подвижные крылья установлены выше неподвижных боковых, имеют общую каретку для перемещения по параллельным направляющим, расположенным вверху фюзеляжа. Неподвижное крыло разделено термостойкой перегородкой на две части: несущую двигатель и несущую шасси. Часть неподвижного крыла, несущая двигатель, выполнена с возможностью «отстрела».
На фиг.1 представлен общий вид летательного аппарата с неподвижными и подвижными относительно фюзеляжа крыльями; на фиг.2 изображен фрагмент фюзеляжа с приспособлением для размещения подвижных крыльев; на фиг.3 показаны подвижные крылья с общей кареткой; на фиг.4 изображен привод каретки.
Летательный аппарат, например самолет (фиг.1), содержит фюзеляж 1 в виде жесткого силового каркаса с прикрепленными к нему с каждого бока неподвижными крыльями 2 и 3 и встроенным в его верхнюю часть приспособлением 4 в виде изогнутой пластины (фиг.2) с центральной продольной щелью а и параллельными направляющими b у боковых ее краев.
Каждое неподвижные крыло несет двигатель 5 и шасси 6, причем по мере удаления от фюзеляжа могут быть установлены шасси, затем двигатель. Неподвижное крыло выполнено коротким, рассчитанным на подъемную силу преодоления силы тяжести суммарной массы двигателя, топливного резервуара и шасси. В неподвижном крыле может быть установлена внутренняя перегородка (не показана), разделяющая его на две части: несущую двигатель с топливным резервуаром и несущую шасси. Перегородка выполнена из термостойкого материала, например из полой керамики. Вместо перегородки может быть установлен механизм (не показан) «отстрела» части крыла с двигателем. Со стороны хвостового оперения 7 на фюзеляже может быть установлен дополнительный двигатель. Выше неподвижных крыльев на фюзеляже установлены подвижные крылья 8 и 9. Подвижные крылья являются несущими для всей конструкции летательного аппарата при полной его загрузке. Подвижные крылья имеют общую каретку 10, контактирующую с приспособлением в виде изогнутой пластины. Каретка нижней частью плотно прилегает к изогнутой пластине и имеет (фиг.3) центральную (обращенную вниз) консоль с и боковые склизы d. Боковые склизы имеют возможность свободного перемещения по параллельным направляющим. Консоль кинематически связана с неподвижно залепленным внутри фюзеляжа приводом 11 и имеет возможность свободного перемещения в пределах щели. Привод (фиг.4) может состоять, например, из установленного в подшипниках е вращающегося винта f с гайкой g, прикрепленной к консоли.
Пример выполнения летательного аппарата.
Изготавливают фюзеляж 1 в виде жесткого силового каркаса с хвостовым оперением 7, встраивают в верхнюю часть каркаса приспособление 4 в виде изогнутой пластины с центральной продольной щелью а и параллельными направляющими b у боковых ее краев. С боков к каркасу прикрепляют неподвижные крылья 2 и 3, несущие шасси 6 и двигатели. 5. Внутри фюзеляжа закрепляют привод 11, состоящий из установленного в подшипниках e вращающегося винта f с гайкой g.
Изготавливают подвижные крылья 8 и 9 с общей кареткой 10, имеющей центральную консоль с и боковые склизы d. Подвижные крылья устанавливают сверху на изогнутую пластину, встроенную в жесткий силовой каркас фюзеляжа», при этом каретка нижней частью свободно контактирует с пластиной, боковые склизы входят в параллельные направляющие. Консоль, пропущенную в щель, надежно прикрепляют к гайке на вращающемся по часовой и против часовой стрелки винте привода. При вращении винта происходит возвратно-поступательное (вперед-назад) перемещение подвижных крыльев относительно фюзеляжа.
В случае аварийной (например, пожаро-взрывной) ситуации в двигательной системе неподвижного крыла возможно: сохранение поврежденного огнем или взрывом двигателя и предотвращение распространения пожара за пределы термостойкой перегородки, отделение опасной части крыла (двигателя с топливным резервуаром) путем его «отстрела». При этом подвижные крылья, перемещаемые вдоль относительно фюзеляжа, позволят поддерживать (при наличии системы автоматики) стабильное положение фюзеляжа в случае смещения центра масс. Летательный аппарат может продолжать полет и совершить посадку.
Такое выполнение летательного аппарата повышает его безопасность.
Источник информации
Заявка JP 20011347996, 2001.
1. Летательный аппарат, содержащий, фюзеляж, неподвижные боковые крылья, подвижные крылья, которые установлены выше неподвижных боковых, имеют общую каретку для перемещения по параллельным направляющим, расположенным вверху фюзеляжа с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно фюзеляжа вдоль, хвостовое оперение, двигатель и шасси, отличающийся тем, что неподвижное крыло разделено термостойкой перегородкой на две части: несущую двигатель и несущую шасси.
2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что часть неподвижного крыла, несущая двигатель, выполнена с возможностью отделения.