Управляемая авиационная бомба

Изобретение относится к боеприпасам, к авиационным бомбам, а именно к конструкциям управляемых авиационных бомб, снабженных двигателем, предназначенным для увеличения дальности их планирования. Бомба содержит систему наддува топливного бака, съемными хомутами и выступающий за обводы корпуса турбореактивный двигатель. Двигательный блок выполнен подвесным и закреплен в корпусе управляемой авиационной бомбы посредством съемных хомутов. Аппаратура управления турбореактивным двигателем размещена в двигательном блоке, а топливный бак соединен линией связи с системой наведения и управления. Технический результат заключается в возможности быстрой замены двигательного блока, изменения диапазона применения в процессе эксплуатации в зависимости от боевых задач и повышении эффективности применения за счет увеличения дальности и улучшения маневренности на конечном участке наведения. 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к боеприпасам, к авиационным бомбам, а конкретно к конструкциям управляемых авиационных бомб, снабженных двигателем, предназначенным для увеличения дальности их планирования.

Известна принятая за прототип управляемая авиационная бомба (УАБ) (Jane's Strategic Weapon System, Edited bu Duncan Ltnnjx, ISBN 0710608802, Copyright 2005 bu Jane's information Group Limited, Surrey CR5 2YH, UK, стр.164, 165) PGM-4, содержащая корпус, оперение, узлы подвески, систему наведения, и размещенный снизу двигательный блок, содержащий встроенный в корпус топливный бак и турбореактивный двигатель (ТРД). Общими существенными признаками прототипа с предлагаемым техническим решением являются следующие - УАБ содержит корпус, оперение, узлы подвески, систему наведения и управления, размещенный снизу двигательный блок, включающий выходящий за обводы корпуса ТРД, кабельную линию связи двигательного блока с системой наведения и управления.

В указанной УАБ топливный бак с системами наддува бака и подачи топлива к ТРД встроен в корпус УАБ, что уменьшает вес боевой части; не предусмотрено отделение от УАБ в полете, что обуславливает узкий диапазон применения и невозможность изменения диапазона применения в условиях эксплуатации; приводит к увеличению аэродинамического сопротивления и массы из-за выступающего за обводы корпуса двигательного блока и, как следствие, к малой дальности полета и ограничению по маневренности на конечном участке наведения.

Предлагаемым изобретением решаются задачи возможности быстрой замены двигательного блока (например в случае его неисправности), изменения диапазона применения в процессе эксплуатации в зависимости от боевых задач (путем снятия или установки двигательного блока, его сброса в нужный момент в полете), повышение эффективности применения за счет увеличения дальности и улучшения маневренности на конечном участке наведения, возможности оснащения двигательными блоками имеющихся на вооружении УАБ.

Для обеспечения данного технического результата в управляемой авиационной бомбе, содержащей корпус, оперение, узлы подвески, систему наведения и управления, двигательный блок, включающий топливный бак и выступающий за обводы корпуса турбореактивный двигатель, соединенный линией связи с системой наведения и управления, двигательный блок выполнен подвесным, крепится к корпусу управляемой авиационной бомбы с помощью съемных хомутов, содержит аппаратуру управления двигателем, систему наддува топливного бака и систему подачи топлива к двигателю.

Для увеличения дальности и улучшения маневренности на конечном участке наведения хомуты крепления двигательного блока содержат устройство отделения двигательного блока от бомбы в полете, соединенное с системой наведения и управления, при этом линия связи снабжена устройством разъединения. Для этого хомуты, например, могут быть выполнены из половин, охватывающих корпус бомбы, и стягиваются с двигательным блоком пиротолкателями или другими устройствами отделения, например, разрывными болтами. Кабельная линия связи имеет устройство разъединения, например, отрывной разъем, срезной нож и др.

Для управления отделением двигательного блока система наведения и управления снабжена блоком, формирующим и выдающим команду на срабатывание пиротолкателей по задаваемому времени.

Конструктивно в двигательном блоке двигатель может быть расположен на топливном баке снизу на пилоне, или топливный бак и двигатель расположены на единой силовой раме, причем топливный бак расположен тандемно впереди двигателя или топливный бак расположен тандемно сзади двигателя.

Отличительными признаками предлагаемой УАБ от указанной выше является то, что двигательный блок выполнен подвесным, крепится к корпусу управляемой авиационной бомбы с помощью съемных хомутов, содержит аппаратуру управления двигателем, систему наддува топливного бака и систему подачи топлива к двигателю; хомуты крепления двигательного блока содержат устройство отделения двигательного блока от бомбы в полете, соединенное с системой наведения и управления, при этом линия связи снабжена устройством разъединения; хомуты крепления двигательного блока выполнены из двух половин, которые охватывают корпус бомбы и стягиваются друг с другом пиротолкателями; система наведения и управления снабжена блоком, формирующим и выдающим команду на срабатывание пиротолкателей по задаваемому времени; в двигательном блоке двигатель расположен на топливном баке снизу на пилоне; в двигательном блоке топливный бак и двигатель расположены на единой силовой раме, причем топливный бак расположен тандемно впереди двигателя; в двигательном блоке топливный бак и двигатель расположены на единой силовой раме, причем топливный бак расположен тандемно сзади двигателя.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков достигаются следующие технические результаты - обеспечена возможность быстрой замены двигательного блока, обеспечена возможность выбора и расширения диапазона применения в процессе эксплуатации в зависимости от боевых задач, осуществлена унификация изделий, а также повышена эффективность применения за счет увеличения дальности и улучшения маневренности на конечном участке наведения. Обеспечена также возможность оснащения двигательными блоками имеющихся на вооружении УАБ.

Увеличение дальности полета УАБ достигается тем, что после окончания работы двигательного блока дальнейший полет УАБ к цели происходит без двигательного блока, что снижает общее аэродинамическое сопротивление УАБ и улучшает маневренность УАБ на конечном участке наведения. Увеличение дальности полета УАБ позволяет применять УАБ без захода самолета-носителя в зону действия ближних средств противовоздушной обороны противника.

Предложенное техническое решение может найти применение в конструкциях УАБ, а также для модернизации состоящих на вооружении УАБ.

Предлагаемая УАБ иллюстрируются чертежами, представленными на фиг.1-9.

На фиг.1 изображена УАБ с двигателем на топливном баке на пилоне,

на фиг.2 изображен вид на УАБ фиг.1 спереди,

на фиг.3 изображено сечение Б-Б фиг.1 по хомуту и топливному баку,

на фиг.4, 5 изображены сечения В-В и Г-Г фиг.1 (по узлам крепления двигателя и фиксатору),

на фиг.6, 7 изображены виды по стрелкам Ж и Е фиг.1 (отсек аппаратуры управления двигателем, системы наддува и подачи топлива),

на фиг.8 и 9 изображены УАБ с двигательными блоками, в которых топливный бак и двигатель расположены на единой силовой раме, на фиг.8 топливный бак впереди двигателя, на фиг.9 топливный бак сзади двигателя.

Представленная на фиг.1-7 УАБ содержит корпус 1, оперение 2, узлы подвески 3, систему наведения и управления 4, двигательный блок 13, включающий топливный бак 14, к которому крепится ТРД 15 болтами 16. В топливном баке 14 имеется отсек 17, в котором размещается аппаратура управления двигателем 18, связанная с двигателем 15 кабельной линией связи 19 и электросоединителями 20. Топливный бак 14 содержит систему забора топлива, включающую насос 21 и подающий трубопровод 22. Для создания необходимого давления на входе в насос 21 топливный бак 14 наддувается воздухом, забираемым от компрессора ТРД 15 по трубопроводу 23. Вокруг крепления двигателя 15 и трубопроводов 22 и 23 установлен обтекатель 24. Двигательный блок 13 крепится к корпусу УАБ на хомутах 6 и стягивается с ними пиротолкателями 11. Пиротлкатели 11 связаны с блоком 12, формирующим и выдающим команду на срабатывание пиротолкателей 11 по задаваемому времени, кабельной линией связи 9 через отрывной электросоединитель 10. Продольные нагрузки от тяги двигательного блока 13 воспринимаются фиксатором 25, который также центрирует двигательный блок 13.

Представленная на фиг.8 УАБ содержит двигательный блок 13, в котором топливный бак 14 с обтекателем 7 и ТРД 15 расположены на единой силовой раме 8, причем топливный бак 14 расположен тандемно впереди двигателя 15.

Представленная на фиг.9 УАБ содержит двигательный блок 13, в котором топливный бак 14 с защитным обтекателем 5 и ТРД 15 расположены на единой силовой раме 8, причем топливный бак 14 расположен тандемно сзади двигателя 15.

Двигательный блок 13 крепится к корпусу УАБ с помощью хомутов 6, охватывающих корпус УАБ, и стягиваемых с двигательным блоком 13 пиротолкателями 11. Фиксатор 9 центрирует двигательный блок 13 и передает тягу от него к УАБ. Отрывной электросоединитель 10 соединяет электрические цепи двигательного блока 13 с системой наведения и управления 4.

Подготовка предложенной УАБ к использованию и его осуществление производится следующим образом. При получении конкретной боевой задачи на УАБ устанавливается необходимый двигательный блок 13 с помощью хомутов 6, которые стягиваются с двигательным блоком 13 пиротолкателями 11. При этом стыкуется отрывной электросоединитель 10. После сброса УАБ с самолета-носителя по команде из системы навигации и управления 4 запускается ТРД 15 и УАБ разгоняется по заданной траектории до необходимой скорости полета, после чего блок 12 формирует и выдает команду на срабатывание пиротолкателей 11. В результате срабатывания пиротолкателей 11 двигательный блок 13 и хомуты 6 отделяются от УАБ, при этом расстыковывается отрывной электросоединитель 10, отсоединяя кабельную линию связи 9 УАБ от двигательного блока 13. Далее УАБ движется к цели по командам системы навигации и управления.

1. Управляемая авиационная бомба, содержащая корпус, оперение, узлы подвески, систему наведения и управления, двигательный блок, включающий топливный бак, систему наддува топливного бака и турбореактивный двигатель, выступающий за обводы корпуса и соединенный линией связи с системой наведения и управления, отличающаяся тем, что двигательный блок выполнен подвесным, крепится к корпусу бомбы с помощью съемных хомутов и содержит аппаратуру управления двигателем, систему наддува топливного бака и систему подачи топлива к двигателю.

2. Бомба по п.1, отличающаяся тем, что хомуты крепления двигательного блока содержат устройство отделения двигательного блока от бомбы в полете, соединенное с системой наведения и управления, при этом линия связи снабжена устройством разъединения.

3. Бомба по п.2, отличающаяся тем, что хомуты крепления двигательного блока выполнены из двух половин, которые охватывают корпус бомбы и стягиваются друг с другом пиротолкателями.

4. Бомба по п.3, отличающаяся тем, что система наведения и управления снабжена блоком, формирующим и выдающим команду на срабатывание пиротолкателей по адаваемому времени.

5. Бомба по любому из пп.2-4, отличающаяся тем, что она снабжена пилоном, снизу которого на топливном баке расположен двигатель двигательного блока.

6. Бомба по любому из пп.2-4, отличающаяся тем, что в двигательном блоке топливный бак и двигатель расположены на единой силовой раме, причем топливный бак расположен тандемно впереди двигателя.

7. Бомба по любому из пп.2-4, отличающаяся тем, что в двигательном блоке топливный бак и двигатель расположены на единой силовой раме, причем топливный бак расположен тандемно сзади двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационным бомбовым средствам поражения, в частности к осколочно-фугасным авиабомбам. .

Изобретение относится к области вооружения, а именно к осветительным авиационным бомбам, предназначенным для освещения местности с целью обеспечения визуальной воздушной разведки и прицельного бомбометания в ночных условиях.

Изобретение относится к боеприпасам для поражения легкоуязвимой техники, военно-промышленных объектов и т.д. .

Изобретение относится к авиационным боеприпасам. .

Изобретение относится к боеприпасам с осевым и круговым полями поражения. .

Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным боеприпасам, преимущественно к авиационным бомбам и разовым бомбовым кассетам. .

Изобретение относится к авиационным боеприпасам и может быть использовано для доставки на землю боевой нагрузки проникающего типа с высокой точностью для поражения особо защищенных типовых целей, расположенных в укрытиях скального типа, пещерах, шахтах.

Изобретение относится к двухканальным пассивным устройствам обнаружения наземных объектов по их инфракрасному излучению сканирующих координаторов цели самоприцеливающихся боеприпасов.

Изобретение относится к боеприпасам для поражения легкобронированной техники, складов горюче-смазочных материалов, фортификационных сооружений военно-промышленных объектов и коммуникаций и т.д.

Изобретение относится к боевой технике и предназначено для бомбардировки наземных, надводных и подводных целей. .

Изобретение относится к военной технике, в частности к авиационным бомбам объемного взрыва

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к управляемым авиационным бомбам, имеющим двигатель для увеличения дальности их планирования

Изобретение относится к средствам защиты взрывоопасных объектов от проявлений ландшафтного пожара

Бомба // 2447397
Изобретение относится к оружию массового поражения, в частности к бомбам

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к осколочным и осколочно-фугасным боеприпасам

Изобретение относится к бомбам

Изобретение относится к боеприпасам

Изобретение относится к системам обеспечения отдельных групп пехотинцев требуемой информацией в реальном времени, в частности к боеприпасам системы воздушной разведки. Боеприпас системы воздушной разведки содержит корпус и пороховой заряд. В корпусе размещено донное дистанционное инициирующее устройство. Заряд срабатывает от инициирующего устройства и разрушает корпус боеприпаса на требуемой высоте. К пороховому заряду примыкает контейнер. Контейнер содержит корпус, ретранслятор с антенной, блок питания и парашют. В корпусе размещена аппаратура фото- или видеорегистрации. Ретранслятор с антенной передает результаты работы аппаратуры на наземный пульт. Блок питания питает электрическим током аппаратуру фото- или видеорегистрации и ретранслятор. Парашют скреплен с контейнером и уложен в полости головной части корпуса боеприпаса. Блок питания в исходном состоянии электрически соединен с аппаратурой фото- или видеорегистрации и ретранслятором. Блок питания выполнен в форме пиротехнического источника тока, установленного торцом его пиротехнического снаряжения к пороховому заряду. Аппаратура фото- или видеорегистрации размещена у противоположного торца корпуса контейнера объективом в сторону парашюта. Между парашютом и контейнером размещена скоба, концы которой расположены вдоль контейнера и охватывают его с диаметрально противоположных сторон. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности работы боеприпаса. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к авиационным бомбам комбинированного действия. Авиационная бомба комбинированного действия содержит шариковую вилку, корпус. Корпус включает оболочку с готовыми поражающими элементами, заряд взрывчатого вещества со средствами инициирования взрыва, программно-коммутирующий механизм и стабилизатор с тормозным устройством. В переднюю часть бомбы дополнительно введены высотомер и последовательно размещенные в корпусе между зарядом взрывчатого вещества и стабилизатором перегородка, высоковольтный преобразователь, накопитель, двухступенчатый взрывомагнитный генератор с вышибным зарядом и замком, дополнительное взрывательное устройство и антенна. Шариковая вилка электрически соединена с программно-коммутирующим механизмом, высотомером и высоковольтным преобразователем. Программно-коммутирующий механизм соединен со стабилизатором, который соединен с тормозным устройством и со средством инициирования взрыва заряда взрывчатого вещества. Высотомер электрически соединен с дополнительным взрывательным устройством и накопителем. Высоковольтный преобразователь соединен с накопителем, который соединен с первой ступенью взрывомагнитного генератора, а вторая ступень взрывомагнитного генератора соединена с антенной. Достигается повышение эффективности авиационной бомбы. 2 ил.
Наверх