Рабочая лопата вентилятора или компрессора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в первых ступенях осевых вентиляторов и компрессоров. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является изменение характера колебаний рабочих лопаток, которое приводит к снижению уровня динамических напряжений в них и увеличению аэродинамического демпфирования без ухудшения аэродинамических и акустических характеристик рабочего колеса. Технический результат достигается в рабочей лопатке вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя, перо которой имеет входную кромку с углом наклона ее образующей к радиальной оси, изменяющимся по высоте лопатки от ее втулочного сечения до периферийного, входная кромка разделена на три области: привтулочную, среднюю и периферийную, при этом в средней области образующая наклонена по потоку, а в части привтулочной области, прилегающей к средней, - против потока, причем в остальной части привтулочной области образующая входной кромки наклонена по потоку. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в первых ступенях осевых вентиляторов и компрессоров.

Известна рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя (патент US 6071077, МПК F04D 29/34, опубл. 2000.06.06), перо которой имеет входную кромку с углом наклона образующей к радиальной оси, изменяющимся по высоте лопатки от ее втулочного сечения до периферийного. Входная кромка разделена на три области: привтулочную, среднюю и периферийную. В привтулочной и периферийной областях образующая входной кромки наклонена против потока, а в средней области - по потоку. Использование лопаток, имеющих описанную форму входной кромки, способствует снижению волновых потерь при торможении сверхзвукового потока, а также увеличению сопротивляемости к попаданию посторонних предметов.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является лопатка вентилятора или компрессора, описанная в патенте US 2004/0170502 A1, MПK F03B 3/12, опубл. 2004.02.09. Такая лопатка имеет входную кромку пера с углом наклона ее образующей к радиальной оси, изменяющимся по высоте лопатки от ее втулочного сечения до периферийного. Входная кромка разделена на три области: привтулочную, среднюю и периферийную, при этом в привтулочной области образующая входной кромки наклонена против потока, а в средней и периферийной областях - по потоку. Благодаря такой форме входных кромок совместно с высоким расположением границы между средней и привтулочной областью (от 40% до 75% радиальной высоты входной кромки пера лопатки между ее втулочным сечением и периферией) улучшается распределение скоростей в межлопаточных каналах, в результате чего увеличивается производительность и снижаются потери при торможении натекающего потока в периферийной области рабочего колеса на высоких частотах вращения, снижается уровень шума.

Недостатком обоих технических решений является то, что при такой форме входной кромки рабочая лопатка имеет неблагоприятный характер колебаний и пониженную степень аэродинамического демпфирования. Это влечет за собой снижение запасов устойчивости к флаттеру и возникновение областей лопатки с высоким уровнем динамических напряжений от возбуждающих гармоник, которые обусловлены неравномерностью потока воздуха на входе, особенно в условиях бокового ветра. Такие лопатки используются в рабочих колесах первых ступеней современных вентиляторов и компрессоров, к которым предъявляются высокие требования по газодинамическому и акустическому совершенству. Для снижения уровня генерируемого шума в этих лопаточных машинах максимально уменьшают величину окружной скорости вращения рабочих лопаток, при этом должна обеспечиваться высокая (потребная) степень повышения полного давления, что приводит к увеличению аэродинамической нагруженности его лопаток, то есть увеличивается их изгиб. Это, в свою очередь, способствует увеличению доли кручения при колебаниях (связанных изгибно-крутильных), что является фактором, снижающим запасы устойчивости к флаттеру. Кроме того, такие лопатки в целях снижения аэродинамических потерь выполняются без бандажных полок, что также негативно сказывается на запасах устойчивости к флаттеру. С увеличением аэродинамической нагруженности рабочего колеса усугубляются нестационарные процессы, возрастают пульсации давления, что создает трудности с обеспечением прочности лопаток.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является изменение характера колебаний рабочих лопаток, которое приводит к снижению уровня динамических напряжений в них и увеличению аэродинамического демпфирования без ухудшения аэродинамических и акустических характеристик рабочего колеса. Это способствует улучшению прочностных характеристик и обеспечению потребных запасов устойчивости к флаттеру лопаток высокоэффективного рабочего колеса осевого вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя.

Технический результат достигается тем, что у рабочей лопатки вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя перо имеет входную кромку с углом наклона ее образующей к радиальной оси, изменяющимся по высоте лопатки от ее втулочного сечения до периферийного. Входная кромка разделена на три области: привтулочную, среднюю и периферийную. В средней области образующая наклонена по потоку, а в части привтулочной области, прилегающей к средней, - против потока.

Новым в изобретении является то, что в остальной части привтулочной области образующая входной кромки наклонена по потоку.

В периферийной области лопатки образующая входной кромки может быть наклонена по потоку или против потока под углом из диапазона 0-50°.

В оптимальном варианте выполнения лопатки граница между привтулочной и средней областью должна быть расположена на высоте, составляющей 0,4-0,75 от общей высоты входной кромки пера лопатки между ее втулочным сечением и периферией, а часть привтулочной области с образующей, наклоненной по потоку, - составлять 0,1-0,8 от общей высоты привтулочной области, при этом углы наклона образующей входной кромки по потоку и против потока в привтулочной области и в средней области лежат в диапазоне 0-20°.

На прилагаемом чертеже изображена предлагаемая рабочая лопатка вентилятора или компрессора.

Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя содержит перо 1, имеющее входную кромку с углом наклона ее образующей 2 к радиальной оси 3 лопатки, изменяющимся вдоль этой оси. Входная кромка разделена на три области: периферийную 4, среднюю 5 и привтулочную, состоящую из части 6, прилегающей к средней области 5, и остальной части 7, прилегающей к втулочному сечению 8.

В части 6 привтулочной области образующая 2 наклонена против потока под углом α к радиальной оси 3, а в части 7 привтулочной области - по потоку под углом β к радиальной оси 3. В средней области 5 образующая 2 входной кромки наклонена по потоку под углом γ к радиальной оси 3, и углы α, β, γ лежат в диапазоне 0-20°. В периферийной области 4 образующая 2 входной кромки может быть наклонена как по потоку, так и против потока под углом δ из диапазона 0-50°.

Граница между частью 6 привтулочной области и средней областью 5 расположена на высоте, составляющей 0,4-0,75 от общей высоты входной кромки 2 пера лопатки 1 между ее втулочным сечением 8 и периферией 9, а часть 7 привтулочной области с образующей, наклоненной по потоку, - составляет 0,1-0,8 от общей высоты привтулочной области.

При работе осевого вентилятора или компрессора ГТД под воздействием вынужденных колебаний или флаттера вибронапряжения в рабочих лопатках 1 могут достигать критической величины, что приводит к их разрушению. Использование в предлагаемом изобретении входной кромки 2 саблевидной рабочей лопатки 1 с наклоном ее образующей к радиальной оси 3 в привтулочной области 7, от втулочного сечения лопатки 8 направленным по потоку, приводит к такому изменению характера колебаний лопатки 1, что снижается крутильная составляющая связанных изгибно-крутильных колебаний лопатки 1 и увеличивается ее аэродинамическое демпфирование. За счет этого увеличиваются запасы к флаттеру лопаток 1 рабочего колеса. Кроме того, возбуждение лопаток 1 происходит на более низких режимах и при меньших значениях возбуждающей силы, что приводит к снижению динамических напряжений, то есть улучшению прочностных характеристик рабочей лопатки 1. При этом благодаря тому, что форма входной кромки изменяется только в части привтулочной области 7 лопатки 1, благоприятное распределение скоростей в межлопаточных каналах рабочего колеса сохраняется и, таким образом, аэродинамические и акустические характеристики рабочего колеса не ухудшаются.

Описанная форма входной кромки получена в процессе проектирования рабочих лопаток вентиляторов газотурбинных двигателей при ее прочностной оптимизации, а достижение технического результата подтверждено многочисленными расчетными данными и результатами испытаний.

1. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя, перо которой имеет входную кромку с углом наклона ее образующей к радиальной оси, изменяющимся по высоте лопатки от ее втулочного сечения до периферийного, входная кромка разделена на три области: привтулочную, среднюю и периферийную, при этом в средней области образующая наклонена по потоку, а в части привтулочной области, прилегающей к средней, - против потока, отличающаяся тем, что в остальной части привтулочной области образующая входной кромки наклонена по потоку.

2. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что в периферийной области образующая входной кромки наклонена по потоку или против потока под углом 0-50°.

3. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.1 или 2, отличающаяся тем, что граница между привтулочной и средней областью расположена на высоте, составляющей 0,4-0,75 от общей высоты лопатки, а часть привтулочной области с образующей, наклоненной против потока, составляет 0,1-0,8 от общей высоты привтулочной области.

4. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.1 или 2, отличающаяся тем, что углы наклона образующей входной кромки по потоку и против потока в привтулочной области лежат в диапазоне 0-20°.

5. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.3, отличающаяся тем, что угол наклона по потоку и против потока образующей входной кромки в привтулочной области лежит в диапазоне 0-20°.

6. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.1, или 2, или 5, отличающаяся тем, что угол наклона образующей входной кромки в средней области лежит в диапазоне 0-20°.

7. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.3, отличающаяся тем, что угол наклона образующей входной кромки в средней области лежит в диапазоне 0-20°.

8. Рабочая лопатка вентилятора или компрессора газотурбинного двигателя по п.4, отличающаяся тем, что угол наклона образующей входной кромки в средней области лежит в диапазоне 0-20°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу изготовления металлической передней и/или задней усиливающей кромки, предназначенной для усиления, например, лопаток вентиляторов турбин с широкой хордой, что позволяет облегчить вес и снизить габариты лопатки без изменения ее аэродинамического профиля.

Изобретение относится к осевой крыльчатке (1) с увеличенным потоком, вращающейся в плоскости (XY) вокруг оси (2) и содержащей центральную ступицу (3), диаметр которой меньше диаметра приводного электродвигателя (3а), множество лопастей (4), имеющих основание (5) и вершину (6), при этом лопасти (4) образованы вогнутой передней кромкой (7) и выпуклой задней кромкой (8), проекции каждой из которых на плоскость вращения крыльчатки образованы сегментами дуг окружностей, при этом лопасти (4) состоят из сечений, имеющих аэродинамические профили, каждый из которых имеет уменьшающуюся длину и возрастающим образом изгибающуюся форму, начиная от кромки напротив ступицы, причем напротив ступицы каждая лопасть (4) имеет коробчатый участок (20), который образует широкое седло, обеспечивающее корпус для приводного электродвигателя (3а), имеющего диаметр, по существу соответствующий седлу.

Изобретение относится к осевому вентилятору с лопастями, наклоненными в плоскости вращения вентилятора, и обеспечивает при его использовании снижение шума. .

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам и компрессорам авиационных газотурбинных двигателей и позволяет повысить КПД и увеличить запас газодинамической устойчивости высокооборотного осевого вентилятора или компрессора при отсутствии изгибно-крутильного флаттера лопаток рабочего колеса.

Изобретение относится к лопатке (50) компрессора (9), которая вдоль главной оси (53) имеет хвостовик (55) лопатки, область (59) платформы и примыкающий к ней профиль (61) лопатки с торцом профиля, причем профиль (61) лопатки образован выпуклой стенкой (69) со стороны всасывания и противоположной стенке (69) со стороны всасывания вогнутой стенкой (67) со стороны нагнетания, причем эти поверхности по отношению к среде потока проходят от входной кромки (63) к выходной кромке (65), и между ними посередине проходит средняя линия (71) профиля, причем на торце (72) профиля расположена проходящая поперек главной оси (53) торцевая поверхность (73), на которой, по меньшей мере, частично, проходит уплотнительная фаска (75) от входной кромки (63) к выходной кромке (65), и профиль (61) лопатки, включая уплотнительную фаску (74), имеет проходящую в направлении главной оси (53) высоту (Н) профиля лопатки.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройствам осевых компрессоров газотурбинных двигателей, и позволяет повысить КПД и расширить зону устойчивой работы компрессора.

Изобретение относится к двигателестроению, а более точно касается конструкции рабочей лопатки вентилятора, преимущественно, газотурбинного двигателя летательного аппарата, и обеспечивает при своем использовании увеличение жесткости и отстройку частот при пластинчатых формах колебаний оболочечных участков полой лопатки от внешних источников возбуждения за счет наддува газа в полость лопатки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструктивным элементам насосов и компрессоров необъемного вытеснения, и может быть использовано в конструкции лопаток из полимерных материалов для авиационных двигателей, а также для промышленных систем вентиляции крупных производственных зданий, средств транспорта и т.д

Изобретение относится к авиационным двигателям, может быть использовано в конструкции лопаток из полимерных материалов для вентиляторов авиационных двигателей, для повышения их эксплуатационных характеристик путем разработки такой конструкции лопатки вентилятора, которая имела бы малую массу, была бы проста в изготовлении, обеспечивала высокие прочностные характеристики, имела низкую себестоимость

Изобретение относится к судостроению и касается создания бесшумного винта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции лопастей вентилятора градирни, и может быть использовано, например, в промышленной теплоэнергетике, в частности на химических, нефтехимических и других предприятиях, где требуется охлаждение оборотной воды

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции лопастей вентилятора градирни, и может быть использовано, например, в промышленной теплоэнергетике, в частности на химических, нефтехимических и других предприятиях, где требуется охлаждение оборотной воды

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции лопастей вентилятора градирни, и может быть использовано, например, в промышленной теплоэнергетике, в частности на химических, нефтехимических и других предприятиях, где требуется охлаждение оборотной воды

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции лопастей вентилятора градирни, и может быть использовано, например, в промышленной теплоэнергетике, в частности на химических, нефтехимических и других предприятиях, где требуется охлаждение оборотной воды
Наверх