Биметаллическая композиция для подшипников скольжения

Изобретение может быть использовано при изготовлении узлов трения, а именно для вкладышей металлофторопластовых подшипников скольжения. Биметаллическая композиция получена холодным плакированием с последующей холодной прокаткой. Содержит основу из стальной нержавеющей ленты AISI321(08X18H10T) и два слоя из лент томпаковых Л90. Толщина исходных составляющих слоев биметаллической композиции подобрана для обеспечения заданной толщины плакирующего слоя с каждой стороны от 3,0 до 6,0% от общей толщины биметаллической ленты. Изобретение обеспечивает достижение качественных характеристик биметалла, способствующих повышению эксплуатационных характеристик подшипников: долговечности, стойкости к износу, устойчивости к коррозии в агрессивных средах, механической прочности. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к производству многослойных композиций совместной холодной прокаткой. Изобретение может найти применение в машиностроении, автомобилестроении, авиации и других отраслях при изготовлении узлов трения в качестве конструкционной основы.

Известен многослойный антифрикционный материал, включающий в качестве конструкционной основы стальную основу с припеченным к ней пористым слоем, который пропитывают пастой, содержащей водную суспензию фторопласта, наполнитель и коагулятор (патент №1415572, 20.10.1993 г.).

Известен биметаллический металлофторопластовый материал, включающий также в качестве конструкционной основы стальную основу с припеченным к ней пористым слоем в виде бронзолатунной сетки и заполнением пор композиционным материалом на основе фторопласта (патент №2212307,17.01.2002 г.).

Недостатками обоих указанных материалов является использование стальной основы в качестве конструкционной основы, что значительно снижает эксплуатационные характеристики подшипников скольжения (вкладышей подшипников скольжения) по сравнению с биметаллической конструкционной основой.

Известны также:

биметалл для вкладышей подшипников скольжения, состоящий из стальной основы с плакирующим слоем из оловянноцинкосвинцовой бронзы и промежуточным слоем из меди или однофазной латуни (авт.св. SU №965673, В23К 20/04);

биметалл для вкладышей подшипников скольжения, состоящий из стальной основы с плакирующим слоем из омедненной бронзы (патент №2244612, 14.04.2003).

Недостатком этих биметаллов является использование в качестве стальной основы низкоуглеродистой стали, значительная трудоемкость их получения и недостаточная прочность соединения составляющих слоев, что значительно снижает эксплуатационные характеристики вкладышей подшипников (подшипников) скольжения.

За ближайший аналог изобретения принята известная биметаллическая композиция сталь + латунь, применяемая в качестве конструкционной основы (для последующего нанесения фторопласта) подшипников скольжения (Л.Н.Дмитров и др. Биметаллы. Пермь. 1991, с.23-24) Недостатком этого материала является использование в качестве стальной основы низкоуглеродистой стали, что также снижает эксплуатационные характеристики подшипников скольжения по сравнению с нержавеющей сталью, особенно коррозионную стойкость.

Технический результат изобретения - биметаллическая композиция, являющаяся конструкционной основой для металлофторопластовых подшипников, с достижением качественных характеристик, способствующих повышению эксплуатационных характеристик подшипников скольжения: долговечности, стойкости к износу, устойчивости к коррозии в агрессивных средах, механической прочности и др.

Технический результат изобретения достигается тем, что для конструкционной основы вкладышей подшипников скольжения предложена биметаллическая композиция цветной металл (сплав) - сталь - цветной металл (сплав), содержащая основу из стальной ленты и два слоя из лент цветного металла (сплава), полученная холодным плакированием с последующей холодной прокаткой.

В качестве лент цветного металла биметаллическая композиция содержит ленты томпаковые марки Л90.

В качестве стальной ленты биметаллическая композиция содержит ленту из нержавеющей стали марки AISI 321, 08Х18Н10Т.

Толщину исходных составляющих слоев биметаллической композиции подбирают для обеспечения заданной толщины плакирующего слоя с каждой стороны от 3,0 до 6,0% от общей толщины биметаллической ленты.

Биметаллическую композицию для вкладышей подшипников скольжения получают холодным плакированием с последующей холодной прокаткой.

Пример осуществления изобретения:

В качестве исходных материалов используют:

- томпаковую ленту марки Л90 размером 0,22×293 мм с химическим составом по массовой доле содержания основных элементов: медь - 88-91%; остальное - цинк; содержание примесей сурьма, висмут, свинец, железо, фосфор, кремний, алюминий - составляют 0,2%, никель - 0,3%;

- стальную ленту из нержавеющей стали марки AISI 321 размером 4,0×280 мм с химическим составом по массовой доле содержания элементов: углерод - не более 0,08%; хром - 17-19%; никель - 9-12%, кремний - не более 0,75%; марганец - не более 2,0%; фосфор - не более 0,045%; сера - не более 0,030%.

Исходные материалы используют для получения биметаллической композиции холодным плакированием с последующей холодной прокаткой.

Полученная биметаллическая композиция томпак - нержавеющая сталь - томпак обладает прочным соединением слоев, характеризуется высокой коррозионной стойкостью в агрессивных средах. Механические свойства готовой биметаллической композиции:

временное сопротивление разрыву, σв - не более 770 МПа;

относительное удлинение, δ - не менее 30%;

глубина сферической лунки - не менее 10 мм.

Таким образом, биметаллическая композиция томпак Л90 - нержавеющая сталь AISI321(08X18H10T) - томпак Л90 позволяет использовать ее в качестве конструкционной основы для металлофторопластовых подшипников скольжения за счет достижения качественных характеристик биметалла, способствующих повышению эксплуатационных характеристик подшипников: долговечности, стойкости к износу, устойчивости к коррозии в агрессивных средах, механической прочности и др.

1. Биметаллическая композиция для конструкционной основы подшипников скольжения, содержащая основу из стальной ленты и два слоя из лент цветного металла, полученная способом холодного плакирования с последующей холодной прокаткой, отличающаяся тем, что в качестве стальной ленты она содержит ленту из нержавеющей стали, а в качестве ленты цветного металла она содержит томпаковую ленту, при этом толщина исходных составляющих слоев биметаллической композиции подобрана для обеспечения заданной толщины плакирующего слоя с каждой стороны от 3,0 до 6,0% от общей толщины биметаллической ленты.

2. Биметаллическая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве ленты из нержавеющей стали она содержит нержавеющую стальную ленту марки AISI 321 или 08Х18Н10Т.

3. Биметаллическая композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве томпаковой ленты она содержит ленту томпаковую марки Л90.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, изготавливаемым из неметаллических композиционных материалов, и может быть использовано в парах трения, предназначенных для работы как в нормальных условиях, так и в агрессивных рабочих средах при удельном давлении до 250 МПа, скорости скольжения до 5 м/сек.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении втулок любого назначения, в том числе и для рычажной тормозной системы вагонов метрополитена, а также пассажирских и грузовых вагонов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления сборной внутренней втулки, используемой в подшипниках скольжения, предназначенных для работы в маловязких жидкостях, в том числе нефти и динамических нагрузках.
Изобретение относится к способу получения антифрикционных пресс-материалов, предназначенных для изготовления антифрикционных изделий сложных конфигураций, например подшипниковых втулок.

Изобретение относится к антифрикционному слою для опорного элемента. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении вкладышей опорного подшипника скольжения. .

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС.

Изобретение относится к области машиностроения, локомотивостроения и другим отраслям промышленности и касается моторно-осевого подшипника тягового электродвигателя локомотива и других подшипников скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к конструкции и способу изготовления пакетов под горячую плоскую прокатку композиционных слоистых материалов, преимущественно биметаллов, основа которых состоит из твердого металла (Т), а наружные слои из мягкого металла (М), при этом металлы имеют значительные различия в температурных коэффициентах линейного расширения (ТКЛР) и при нагреве подвержены интенсивному окислению, например, Al, Cu, Ti и др.

Изобретение относится к новым функциональным покрытиям, подложкам с такими покрытиями, способам получения подложек с такими покрытиями и способам модифицирования цвета подложки с нанесенным покрытием за счет изменения толщины диэлектрического слоя.

Изобретение относится к производству многослойных материалов, в частности на основе алюминия и железа, и может быть использовано в металлургической промышленности.
Изобретение относится к области предохранения труб или фитингов от коррозии или от образования нежелательных отложений, а также к области многослойных покрытий металлического материала.

Изобретение относится к огнезащитным противопожарным средствам и может быть использовано для повышения до заданного уровня пределов огнестойкости несущих и ограждающих строительных конструкций, прежде всего в высотных зданиях.

Изобретение относится к способам нанесения покрытий из титан- и алюминийсодержащих мишеней. .

Изобретение относится к материалам с памятью формы, а именно к биметаллическим композициям и элементам из них, и может найти применение в радиотехнике, приборостроении, например, в электрических реле, регуляторах, термореле, в элементах термоклапанов.

Изобретение относится к изготовлению подложки со слоем легированного углеродом оксида титана, которая действует как реагирующий на видимый свет фотокатализатор. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению методом поточного производства при низкой себестоимости стального листа и фольги с высоким содержанием алюминия.
Наверх