Усовершенствованный замок для шторных, качающихся и секционных дверей

Изобретение относится к области скобяных изделий и может быть использовано для закрывания шторных, качающихся и секционных дверей. Замок содержит корпус, крышку, два ригеля, цилиндр с сердечником и систему зубчатых колес, которые перемещают ригели при повороте сердечника цилиндра вставленным в цилиндр ключом. Цилиндр соединен с крышкой замка, по меньшей мере, одним винтом. В передней стенке корпуса замка выполнено, по меньшей мере, одно отверстие под отвертку, которой можно отвернуть или завернуть винт крепления цилиндра к крышке замка. Замок имеет затвор, выполненный в виде фланца центрального зубчатого колеса внутреннего механизма замка. Затвор перекрывает выполненное в передней стенке корпуса отверстие под отвертку, если сердечник цилиндра не находится в строго определенном положении замены цилиндра, повернуть в которое его можно только соответствующим ключом. Обеспечивается возможность быстрой и простой замены цилиндра замка при наличии соответствующего ключа. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

В настоящем изобретении предлагается ряд усовершенствований конструкции замка для шторных, качающихся (открывающихся в обе стороны) и секционных дверей, который содержит корпус, крышку и два засова (ригеля), избирательно перемещаемых из убранного внутрь корпуса положения в выдвинутое положение при повороте сердечником цилиндра замка зубчатых колес внутреннего механизма замка. Замок такого типа известен и описан, например, в IT 851968.

В наиболее совершенных замках такого типа предусмотрена возможность замены цилиндра, которым с помощью соответствующего ключа открывают и закрывают замок. Цилиндр замка заменяют в случае его поломки или для приведения кода замка в соответствие с кодами других замков, которые открывают и закрывают одним и тем же ключом.

В самых новых замках такого типа цилиндр крепится к крышке замка двумя ввернутыми в него с внутренней стороны крышки винтами, отвернуть которые можно только после снятия замка со шторной, качающейся или секционной двери и снятия крышки с корпуса замка. После замены цилиндра крышку замка необходимо вновь соединить с корпусом и затем поставить замок на шторную, качающуюся или секционную дверь. Очевидно, что такая замена цилиндра занимает достаточно много времени и требует выполнения сравнительно сложной работы. Кроме того, крышка в таких замках удерживается в требуемом положении с помощью по меньшей мере некоторых деталей внутреннего механизма замка, случайное перемещение которых при снятии крышки может нежелательным образом сказаться на всей работе замка. В замках с таким креплением крышки замена цилиндра требует большой осторожности и аккуратности. Поэтому замене цилиндра обычно предпочитают замену всего замка.

Кроме того, в известных замках крышку соединяют с корпусом несколькими винтами, ввернутыми в небольшие бобышки на корпусе замка. Эти бобышки не только используются для крепления крышки, но и служат упорами для выдвинутых ригелей (засовов) замка и защищают их от возможной поломки под действием слишком больших напряжений, возникающих, например, при попытке взлома или при включении двигателя привода шторной, качающейся или секционной двери при закрытом замке. Известные замки с этой точки зрения достаточно эффективны, но при этом достаточно дороги из-за сложности сборки и высокой стоимости изготовления.

Исходя из вышеизложенного, в основу настоящего изобретения была положена задача разработать новую конструкцию замка для шторных, качающихся и секционных дверей, которая обеспечивала бы возможность сравнительно быстрой и простой замены цилиндра с полной гарантией того, что эту операцию можно выполнить только официально при наличии соответствующего ключа. Другая задача изобретения состояла в упрощении конструкции и разработке замка, который, обладая всеми преимуществами известных замков подобного типа, отличался бы от них простотой в изготовлении и сборке. Еще одна задача настоящего изобретения состояла в разработке замка, который отличался бы от известных замков подобного типа более совершенной конструкцией при такой же или даже меньшей стоимости.

Основная задача изобретения решается с помощью предлагаемого в нем замка для шторных, качающихся и секционных дверей, который содержит корпус, крышку, два ригеля, избирательно перемещаемых из убранного (втянутого) внутрь корпуса положения в выдвинутое положение, сменный цилиндр с сердечником, управляемым ключом, и систему зубчатых колес, перемещающих ригели и открывающих или закрывающих замок при повороте сердечника замка ключом, вставленным в цилиндр замка, который соединен с крышкой замка по меньшей мере одним винтом, расположенным между крышкой и корпусом цилиндра, и отличается наличием выполненного в передней стенке корпуса замка по меньшей мере одного отверстия под отвертку, вставляемую в отверстие и позволяющую отвернуть или завернуть винт крепления корпуса цилиндра замка, и затвора, перекрывающего выполненное в передней стенке корпуса отверстие под отвертку и не позволяющего отвернуть винт, которым цилиндр крепится к крышке замка, когда сердечник цилиндра не находится в строго определенном положении замены цилиндра, повернуть в которое его возможно только соответствующим ключом.

В выполненном таким образом замке отвернуть винт, которым корпус цилиндра крепится к крышке замка, можно, не снимая всего замка с двери (шторной, качающейся или секционной) или крышки с замка, что существенно облегчает процедуру замены цилиндра и исключает возможность случайного перемещения деталей внутреннего механизма замка во время замены цилиндра. При всей простоте операции заменить цилиндр можно только при наличии соответствующего ключа, поскольку для того, чтобы отвертка могла дойти до головки винта, которым цилиндр крепится к крышке замка, сердечник цилиндра необходимо сначала ключом повернуть в строго определенное положение замены цилиндра, в котором отвертка может пройти через затвор до головки винта.

Крепить корпус цилиндра к крышке замка предпочтительно двумя винтами, выполнив для этого в передней стенке корпуса замка два отверстия для доступа к винтам и соответственно два отверстия в затворе, через которые при повороте сердечника цилиндра в определенное положение может пройти отвертка.

Затвор предпочтительно выполнить в виде фланца одного из зубчатых колес внутреннего механизма замка, который закрывает изнутри выполненные в передней стенке корпуса отверстия под отвертку и имеет отверстия, которые совмещаются с этими отверстиями при повороте зубчатого колеса сердечником цилиндра в положение замены цилиндра.

В качестве зубчатого колеса с фланцем-затвором с отверстиями для прохода отвертки предпочтительно использовать центральное зубчатое колесо зубчатой передачи внутреннего механизма замка, которое соединено с сердечником цилиндра и вращается вместе с ним при повороте ключа.

Зубчатое колесо с фланцем-затвором предпочтительно изготавливать штамповкой из плоского металлического диска в виде круглой детали ступенчатой формы с выступающим с одной стороны зубчатым колесом и прорезями на наружном диаметре, образующими отверстия под отвертку.

Выполненный таким образом один из основных элементов предлагаемого в изобретении замка можно изготовить сравнительно просто и дешево.

В соответствии с другой отличительной особенностью изобретения корпус предлагаемого в нем замка соединяется с крышкой с помощью выполненных на краях корпуса лапок, которые отгибаются и прижимаются к наружной поверхности установленной в корпус крышки, закрывающей детали внутреннего механизма замка.

Такой простой и легкий способ соединения крышки и корпуса замка не требует применения какого-либо специального инструмента и позволяет существенно упростить весь процесс сборки замка и заметно снизить стоимость его отдельных деталей.

Крышка замка предпочтительно имеет отогнутые внутрь корпуса лапки, положение которых соответствует положению внутренних концов выдвинутых из замка наружу ригелей.

Такие лапки служат упорами для внутренних концов ригелей и ограничивают напряжения, возникающие в выдвинутых из замка ригелях. Выполненные на крышке замка в виде лапок упоры позволяют дешевле и проще по сравнению с обычными небольшими бобышками на корпусе избежать возможной деформации или поломки ригелей.

Эти и другие отличительные особенности, задачи и преимущества настоящего изобретения более подробно рассмотрены ниже на примере не ограничивающего объем изобретения варианта возможного выполнения предлагаемого в изобретении замка. Приведенное ниже описание этого варианта выполнения замка иллюстрируется прилагаемыми чертежами, на которых показано:

на фиг.1 - вид спереди предлагаемого в изобретении замка,

на фиг.2 - вид сбоку по стрелке II замка, показанного на фиг.1,

на фиг.3 - вид сзади по стрелке III замка, показанного на фиг.1,

на фиг.4 - аналогичный приведенному на фиг.3 вид сзади замка со снятой крышкой и изображением деталей внутреннего механизма замка,

на фиг.5 - вид в аксонометрии основных элементов предлагаемого в изобретении замка и

на фиг.6 - зубчатое колесо с фланцем-затвором с отверстиями.

Корпус предлагаемого в изобретении замка имеет переднюю стенку 1 и отогнутые к ней под прямым углом верхнюю и нижнюю стенки 2 и боковые стенки 3. У замка, установленного на шторную, качающуюся или секционную дверь с помощью винтов, проходящих через отверстия 4, передняя стенка корпуса расположена на некотором расстоянии от плоскости двери. Внутри корпуса 1 замка расположены две оси 5 зубчатых колес внутреннего механизма замка. В отверстие 6 входит сердечник 26 цилиндра замка, а в отверстия 7 вставляется отвертка, которой ввертывают или вывертывают винты, которыми изнутри к крышке корпуса крепится цилиндр замка, как это более подробно описано ниже. На лицевой стороне передней стенки корпуса выполнен цилиндрический выступ 8, назначение которого также подробно описано ниже. Верхняя и нижняя стенки 2 корпуса имеют лапки 9, предназначенные для более подробного рассмотренного ниже крепления к корпусу крышки замка.

Внутри корпуса 1 на оси отверстия 6 расположено центральное зубчатое колесо 10, которое соединяется с сердечником цилиндра замка и вращается вместе с ним при повороте ключа (см. ниже). Центральное зубчатое колесо 10 входит в зацепление с двумя боковыми зубчатыми колесами 13, которые установлены на осях 5 корпуса 1. На каждом зубчатом колесе 13 эксцентрично закреплен палец 14, который входит в паз 17 расположенного внутри корпуса 1 конца 16 ригеля (засова) 15. Ригели 15 проходят через выполненные в боковых стенках 3 корпуса 1 окна 3а и в рабочем положении перемещаются в горизонтальном направлении, а их пазы 17 расположены вертикально. При повороте центрального зубчатого колеса 10 и находящихся в зацеплении с ним боковых зубчатых колес 13 закрепленные на боковых зубчатых колесах пальцы 14, расположенные в пазах 17, перемещают ригели 15 из положения, показанного на фиг.1-4 сплошными линиями, наружу в положение, показанное только для одного ригеля 15а на фиг.4 штрихпунктирной линией.

Описанные выше детали внутреннего механизма замка закрыты удерживающей их в требуемом положении крышкой 19 (фиг.3 и 5), которая после установки замка на место примыкает к лицевой стороне шторной, качающейся или секционной двери. Крышка 19 имеет пазы 20, в которые входят отгибаемые лапки 9 корпуса 1 замка, удерживающие крышку внутри корпуса. Очевидно, что количество и расположение лапок 9 и пазов 20 может быть любым, отличающимся от показанного на чертежах варианта. Кроме того, крышка 19 имеет несколько отогнутых в направлении корпуса лапок 21. В собранном замке эти лапки 21 служат упорами, в которые упираются края 18 внутренних концов 16 выдвинутых наружу ригелей 15. Наличие лапок 21, в которые упираются ригели, позволяет существенно увеличить напряжения, которые могут выдерживать ригели под действием внешних сил, приложенных со стороны двери к их выступающим из замка наружу концам.

Для управления замком предназначен цилиндр 25 с поворачиваемым ключом 28 сердечником 26. Цилиндр 25 замка имеет такую форму, что его можно вставить в соответствующее отверстие 24 в крышке 19 только в строго определенном положении, в котором некруглый сердечник 26 цилиндра проходит через имеющее соответствующую форму отверстие 10а центрального зубчатого колеса 10 и входит в отверстие 6 передней стенки корпуса 1 замка. Благодаря некруглой форме отверстия 10а центрального зубчатого колеса 10 и наружной поверхности вставленного в него сердечника 26 зубчатое колесо и сердечник замка не могут вращаться друг относительно друга и при повороте ключа вращаются как одно целое. В цилиндре 25 замка выполнено два резьбовых отверстия 27, которые предназначены для крепления цилиндра к крышке 19 замка. При установленном на шторную, качающуюся или секционную дверь цилиндр 25 замка проходит через соответствующее отверстие в двери и слегка выступает наружу.

Верхний край отверстия 24 образован отогнутым участком 22 крышки 19 с расположенными в собранном замке напротив резьбовых отверстий 27 цилиндра 25 замка двумя отверстиями, через которые проходят (не показанные на чертежах) винты с головками, которыми цилиндр 25 внутри корпуса 1 крепится к крышке 19 замка.

В собранном и установленном на место замке с крышкой 19 и цилиндром 25 выполненные в передней стенке корпуса 1 замка отверстия 7 расположены на тех же изображенных на фиг.5 штрихпунктирными линями L осях, что и отверстия 23 и 27 в цилиндре замка. В отверстия 7 можно вставить отвертку и отвернуть не показанные на чертежах винты, которыми цилиндр 25 замка крепится к крышке 19. Однако на большем участке возможного угла поворота сердечника 26 цилиндра, а тем самым и центрального зубчатого колеса 10 с вынутым из цилиндра 26 открытого или запертого замка ключом 28 отвертка упирается в расположенный на осях L в точках Х фланец-затвор 11 центрального зубчатого колеса 10 и не доходит до головок винтов.

На фланце-затворе 11 выполнены две прорези или два отверстия 12, которые при повороте сердечника 26 цилиндра в строго определенное положение замены цилиндра оказываются расположенными в точках Х на одной оси с отверстиями 7 и позволяют отвертке дойти до головок винтов, которыми цилиндр 25 крепится к крышке замка. Положение замены цилиндра не должно совпадать с любым угловым положением сердечника 26 цилиндра с вынутым из него ключом 28 и должно быть выбрано таким образом, чтобы для замены цилиндра в замок необходимо было обязательно вставить ключ и повернуть им сердечник цилиндра в определенное угловое положение. Тем самым исключается возможность замены цилиндра случайными или посторонними людьми, у которых нет соответствующего ключа.

После вывинчивания винтов, которыми цилиндр 25 крепится к крышке замка, старый цилиндр извлекают из отверстия 24 крышки и из отверстия в шторной, качающейся или секционной двери и вставляют в него новый цилиндр, в который затем ввинчивают крепежные винты и плотно затягивают их. Необходимо подчеркнуть, что вставить в замок новый цилиндр можно только после поворота его сердечника соответствующим ключом в строго определенное положение.

Таким образом, в отличие от известных замков для замены цилиндра предлагаемый в изобретении замок не требуется полностью снимать со шторной, качающейся или секционной двери, а также не требуется снимать с корпуса 1 замка его практически несъемную крышку 19, соединенную с корпусом по существу неразборным соединением с помощью отогнутых лапок 9.

В показанном на фиг.6 предпочтительном варианте центральное зубчатое колесо 10 с фланцем 11 с отверстиями 12 изготовлено штамповкой из плоского металлического диска в виде круглой детали ступенчатой формы. Такой способ позволяет достаточно просто и дешево изготавливать центральное зубчатое колесо с фланцем-затвором. Очевидно, однако, что изготовить такое зубчатое колесо с фланцем-затвором можно и любым другим способом.

Как уже было отмечено выше, на передней стенке 1 корпуса замка выполнен выступ 8 цилиндрической формы, показанный, в частности, на фиг.5. Обычно такой выступ используют в качестве гнезда для фланца 11 центрального зубчатого колеса 10, однако в предлагаемом в изобретении замке в этом нет никакой необходимости, поскольку центральное зубчатое колесо предлагаемого в изобретении замка опирается на сердечник 26 цилиндра, который центрирует фланец 11 зубчатого колеса, которое при замене цилиндра остается у передней стенки 1 корпуса и удерживается в необходимом положении либо выступающими лапками крышки 19, либо винтами, которыми цилиндр крепится к крышке, либо каким-либо иным путем.

Выполненный на передней стенке корпуса выступ 8 имеет не только техническое назначение. По этому выступу предлагаемый в изобретении замок можно легко отличить от известных замков подобного типа. Фактически, однако, предлагаемые в изобретении решения как таковые никак не изменяют внешний вид замка.

Из приведенного выше описания следует, что предлагаемые в изобретении решения позволяют создать замок, конструктивно и функционально имеющий преимущества по сравнению с известными замками подобного типа, более простой и дешевый в изготовлении и поэтому более предпочтительный и для изготовителей, и для пользователей.

Изобретение не ограничено рассмотренным выше и показанным на чертежах вариантом его осуществления. Некоторые из возможных модификаций этого варианта, указанные в приведенном выше описании, не исключают возможности других очевидных для специалистов изменений и усовершенствований. Однако все такие изменения и усовершенствования, а также замена одних элементов описанной выше конструкции замка другими, технически равноценными или эквивалентными элементами не должны искажать основной идеи изобретения и выходить за его объем, определяемый формулой изобретения.

1. Замок для шторных, качающихся и секционных дверей, содержащий корпус (1-3), крышку (19), два ригеля (15), избирательно перемещаемых из убранного внутрь корпуса положения в выдвинутое положение, сменный цилиндр (25) с сердечником (26), приводимым в действие ключом (28), и систему зубчатых колес (10-13), перемещающих ригели и открывающих или закрывающих замок при повороте сердечника цилиндра ключом, вставленным в цилиндр (25) замка, который соединен с крышкой (19) замка, по меньшей мере, одним расположенным между крышкой и цилиндром винтом, отличающийся тем, что в передней стенке (1) корпуса замка выполнено, по меньшей мере, одно отверстие (7) под отвертку, вставляемую в это отверстие и позволяющую отвернуть или завернуть винт крепления цилиндра к крышке замка, а замок имеет затвор (11), который перекрывает выполненное в передней стенке корпуса отверстие (7) под отвертку и не позволяет отвернуть винт, которым корпус цилиндра крепится к крышке замка, если сердечник (26) цилиндра не находится в строго определенном положении замены цилиндра, повернуть в которое его возможно только соответствующим ключом (28).

2. Замок по п.1, отличающийся тем, что цилиндр (25) крепится к крышке замка двумя винтами, для доступа к которым предназначены два выполненных в передней стенке (1) корпуса замка отверстия (7), при этом при повороте сердечника (26) цилиндра в положение замены цилиндра отвертка, вставленная в любое из двух этих отверстий (7), свободно проходит через затвор (11) к головке винта, которым цилиндр крепится к крышке замка.

3. Замок по п.1, отличающийся тем, что затвор (11) выполнен в виде фланца (11) одного из зубчатых колес (10, 13) внутреннего механизма замка, при этом фланец (11) закрывает изнутри выполненные в передней стенке (1) корпуса отверстия (7) под отвертку и имеет отверстия (12), которые совмещаются с отверстиями (7) в передней стенке корпуса при повороте зубчатого колеса (10, 13) с фланцем (11) сердечником (26) цилиндра в положение замены цилиндра.

4. Замок по п.3, отличающийся тем, что зубчатое колесо (10, 13) с фланцем-затвором (11) с отверстиями (12) представляет собой центральное зубчатое колесо (10) зубчатой передачи внутреннего механизма замка, которое соединено с сердечником (26) цилиндра и вращается вместе с ним при повороте ключа.

5. Замок по п.4, отличающийся тем, что зубчатое колесо (10) с фланцем-затвором (11) изготовлено штамповкой из плоского металлического диска в виде круглой детали ступенчатой формы с выступающим с одной стороны зубчатым колесом (10) и прорезями (12) на наружном диаметре, образующими отверстия для прохода отвертки.

6. Замок по п.4, отличающийся тем, что корпус (1-3) соединяется с крышкой (19) с помощью выполненных на краях корпуса лапок (9), которые отгибаются и прижимаются к наружной поверхности установленной в корпус крышки (19), закрывающей детали внутреннего механизма замка.

7. Замок по п.1, отличающийся тем, что крышка (19) имеет отогнутые внутрь корпуса лапки (21), положение которых соответствует положению внутренних концов (18) выдвинутых из замка наружу ригелей (15).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автотранспортной технике, а именно к оборудованию транспортных средств для предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств.

Изобретение относится к скобяным изделиям и касается замка. .

Изобретение относится к замку для соединения частей сборного каркаса выставочного стенда, который содержит корпус, зажимную пластину и эксцентриковое колесо, включающее в себя ось и расположенный на ней эксцентриковый диск с головкой.

Изобретение относится к стопорам вала и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство и в качестве замка для защиты помещений. .

Изобретение относится к средствам для запирания с опломбированием материальных объектов с целью предотвращения несанкционированного доступа к ним. .

Изобретение относится к запирающим устройствам и предназначено преимущественно для запирания бортов грузовых автомобилей, вагонов или хопперов. .

Замок // 2355856
Изобретение относится к устройствам типа замка с фиксирующими элементами, например, применяемого для закрепления панелей научного оборудования к корпусу с использованием одного замка для закрытия (открытия) до четырех рабочих кювет при работе астронавтов с научным оборудованием.

Изобретение относится к автомобильной промышленности и может быть использовано для дополнительной световой информации при открытии дверей автомобиля, движении и поворотах автомобиля в целях предупреждения других участников движения о предстоящих маневрах, аварийной остановке.

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается устройства, состоящего из двух автономных устройств (типа винт-гайка), обеспечивающего запирание помещений при помощи винтового механизма.

Изобретение относится к устройствам для запирания дверей пассажирского транспорта и может быть использовано для блокировки от открытия дверей

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к замкам двери легкового автомобиля, предназначенным для запирания и отпирания двери посредством передачи усилия электропривода на запорный механизм, состоящий из собачки и храповика

Изобретение относится к устройствам, используемым для запирания и опломбирования грузовых модулей

Изобретение относится к кулачковому приводу с холостым ходом и может быть использовано для приведения в действие рычага замка транспортного средства

Замок // 2393100
Изобретение относится к замкам для защиты помещений и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство

Защелка // 2398948
Изобретение относится к области запирающих устройств и может быть использовано для запирания автомобильных дверей и багажников

Изобретение относится к электромеханическим замкам и может быть использовано для запирания транспортных средств

Изобретение относится к запирающим устройствам
Наверх