Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит, по меньшей мере, один ротор турбокомпрессора, установленный в подшипниковых опорах, и, по меньшей мере, одну встроенную в турбокомпрессор электрическую машину. Электрическая машина содержит постоянные магниты, закрепленные на роторе турбокомпрессора, и статор электрической машины с обмоткой, установленный на корпусе подшипниковой опоры. Статор электрической машины укреплен на торцевой поверхности корпуса подшипниковой опоры ротора турбокомпрессора. Система постоянных магнитов электрической машины установлена с возможностью осевого перемещения в гнездах обоймы, закрепленной на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора против статора. Магниты подпружинены в сторону, противоположную статору электрической машины, и упираются в поршень, установленный в кольцевой полости внутри обоймы. Кольцевая полость сообщается каналом с воздушным трактом турбокомпрессора. Изобретение направлено на повышение мощности и КПД электрической машины, встроенной в двигатель. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к системам автономного электроснабжения и запуска газотурбинных двигателей (ГТД).

Известна конструкция ГТД авиационного назначения (Иностранные авиационные двигатели, 2000: Справочник. - М.: Изд. дом "Авиамир", 2000, стр.106), содержащая статор, роторы, опоры роторов, устройство с зубчатым приводом (коробку приводов) для передачи механической мощности от одного из роторов для привода агрегатов ГТД. На коробке приводов, помимо прочих агрегатов, в частности, установлено пусковое устройство двигателя (стартер) и электрогенератор, вырабатывающий электроэнергию для обслуживания вспомогательных систем двигателя и нужд самолета.

Недостатком известного технического решения является конструктивная сложность, значительная трудоемкость изготовления, большая масса и габариты зубчатого привода. Кроме этого, следует отметить неизбежные потери мощности в его узлах трения и необходимость обеспечения подачи масла для смазки данных узлов.

Известна также конструкция газотурбинного двигателя ТРДД-50, разработанного АО "Омское моторостроительное конструкторское бюро" ("Двигатели 1944-2000: авиационные, ракетные, морские, наземные". - М.: ООО "АКС - Конверсалт", 2000).

В этой конструкции ГТД для запуска и выработки на рабочем режиме электроэнергии применена электрическая машина обратимого действия, совмещающая функции пускового устройства и генератора электрического тока (стартер-генератор). Электрическая машина размещена непосредственно в масляной полости опоры ротора ГТД. При этом постоянные магниты, входящие в состав электрической машины, расположены на поверхности вала ротора, а статор с обмотками, охватывающий систему постоянных магнитов, закреплен на внутренней поверхности корпуса подшипниковой опоры ротора ГТД.

В приведенной конструкции отсутствует необходимость в механическом зубчатом приводе от ротора ГТД к электрической машине, что существенно упрощает конструкцию двигателя и уменьшает его массу. При этом привод остальных агрегатов ГТД осуществляется при помощи электродвигателей.

Недостатком конструкции является малая мощность электрической машины, что связано с ограничением ее размеров габаритами компактной конструкции масляной полости опоры ротора ГТД, в которой она установлена. Кроме того, мощность машины ограничивает способ крепления системы постоянных магнитов на наружной поверхности вала ротора. Материал магнитов, представляющий собой магнитотвердый спеченный материал, кроме приклеивания не допускает иного более прочного способа неразъемного соединения (сварки, пайки и др.). Значительные центробежные нагрузки, действующие на указанные магниты, требуют использования бандажа (как правило, из композитного материала) для дополнительного закрепления этих элементов.

Известен газотурбинный двигатель по патенту РФ на изобретение №2252316, прототип. В этом двигателе, содержащем, по меньшей мере, один ротор турбокомпрессора, установленный в подшипниковых опорах, и, по меньшей мере, одну встроенную в турбокомпрессор электрическую машину, содержащую систему постоянных магнитов, закрепленную на роторе турбокомпрессора, и установленный на корпусе подшипниковой опоре статор электрической машины с обмоткой, в соответствии с изобретением статор электрической машины укреплен на наружной поверхности корпуса подшипниковой опоры ротора турбокомпрессора. При этом система постоянных магнитов электрической машины может быть установлена на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора таким образом, чтобы данная система охватывала наружную поверхность статора электрической машины.

Недостатком двигателя является то, что при его эксплуатации значительно изменяются радиальные и осевые зазоры между статором и ротором газотурбинного двигателя. Для обеспечения максимального КПД и мощности электрической машины необходим минимально возможный радиальный зазор между ротором и статором газотурбинного двигателя, например 0,1…0,2 мм. Но если при сборке двигателя обеспечить такой зазор, то на некоторых режимах этот зазор превысит 2 мм, а при переходных режимах, например выключении двигателя, из-за того что лопатки турбокомпрессора остывают быстрее, чем ротора, возможно заклинивание. Использование центробежных сил, действующих на магниты для регулирование радиального зазора, упоминаемое в описании к этому патенту, конструктивно не проработано и нельзя считать удачным, потому что центробежные усилия достигают огромных величин, зависят от частоты вращения ротора и увеличивают радиальный зазор. Радиальные зазоры на максимальных режимах имеют максимальное значение, т.к. диски и лопатки ротора турбокомпрессора значительно больше вытягиваются от действия центробежных усилий, чем увеличивается диаметр статора турбокомпрессора от нагрева, кроме того, действие центробежных сил на магниты дополнительно увеличивает этот зазор, что ухудшает КПД электрической машины и уменьшает ее мощность. Например, при радиальном зазоре в 2 мм мощность электрической машины может снизиться в 2…4 раза, что в некоторых случаях недопустимо.

Задача создания изобретения: обеспечение максимальной мощности и КПД электрической машины на всех режимах работы газотурбинного двигателя.

Решение указанных задач достигнуто тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем, по меньшей мере, один ротор турбокомпрессора, установленный в подшипниковых опорах, и, по меньшей мере, одну встроенную в турбокомпрессор электрическую машину, содержащую постоянные магниты, закрепленные на роторе турбокомпрессора, и статор электрической машины с обмоткой, установленный на корпусе подшипниковой опоры, согласно изобретению статор электрической машины укреплен на торцевой поверхности корпуса подшипниковой опоры ротора турбокомпрессора, а система постоянных магнитов электрической машины установлена с возможностью осевого перемещения в гнездах обоймы, закрепленной на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора против статора, при этом магниты подпружинены в сторону, противоположную статору электрической машины и упираются в поршень, установленный в кольцевой полости внутри обоймы, кольцевая полость сообщается каналом с воздушным трактом турбокомпрессора. Магниты выполнены с возможностью контакта со статором электрической машины. На контактирующих поверхностях постоянных магнитов и статора электрической машины нанесены слои антифрикционного покрытия. Под обоймой установлено уплотнение.

Сущность изобретения поясняется на чертежах (фиг.1 и 2), где

на фиг.1 приведена схема газотурбинного двигателя со встроенной электрической машиной,

на фиг.2 приведен разрез А-А.

В приведенном примере газотурбинный двигатель (фиг.1) содержит турбокомпрессор (показана лишь часть компрессора в месте расположения встроенной электрической машины), имеющий полый ротор турбокомпрессора 1. Вал 2 ротора 1 установлен в подшипниковой опоре 3. Внутри турбокомпрессора встроена электрическая машина 4, содержащая статор 5 электрической машины 4 с обмотками 6 и ее ротор 7 с постоянными магнитами 8. Статор 5 электрической машины 4 с обмотками 6 закреплен в торце «Т» корпуса 9 подшипниковой опоры 3. Внутри корпуса 9 выполнена масляная полость «Б» для смазки подшипниковой опоры 3. Крепление статора 5 можно осуществить, например, с помощью болтового или другого разъемного соединения. Постоянные магниты 8 электрической машины 4 выполнены цилиндрической формы и установлены в обойме 10 с возможностью осевого перемещения. При помощи пружин 11 постоянные магниты 8 подпружинены в сторону, противоположную статору 5 электрической машины 4. С торцов постоянные магниты поджаты кольцевым поршнем 12, установленным в кольцевой полости «В», выполненной внутри обоймы 10. Кольцевая полость «В» каналом 13 соединена с воздушным трактом турбокомпрессора «Г». Под обоймой 10 выполнено уплотнение 14, разделяющее полости «Г» и «Д» турбокомпрессора. Постоянные магниты 8 входят в контакт со статором 5 электрической машины 4 после запуска газотурбинного двигателя. В этом случае зазор между статором и ротором электрической машины на всех режимах практически равен нулю. Для исключения перегрева от трения ротора 7 об статор 5 электрической машины 4 на их контактирующих поверхностях предусмотрено антифрикционное покрытие 15. От обмотки 6 отведены электрические провода 16 для подвода или съема электроэнергии. Постоянные магниты 8 могут быть прикреплены к кольцевому поршню 12 при помощи механических соединений 17 (винтов) или держаться за счет магнитных сил.

Так как электрическая машина 4 установлена вне масляной полости «Б» подшипниковой опоры 3, а объем внутренней полости ротора заведомо больше масляной полости, то и располагаемый объем для размещения машины больше. Также значителен диаметр расположения электрической машины, а следовательно скорости вращения магнитных полей. Это позволяет установить электрическую машину большей мощности. Встроенная электрическая машина на постоянных магнитах является машиной обратимого действия и может совмещать функции пускового устройства и генератора электрического тока.

Работа устройства осуществляется следующим образом. При стоянке магниты 8 не контактируют со статором 5 электрической машины 4. На режиме запуска газотурбинного двигателя в обмотку статора 6 электрической машины от постороннего источника, например аккумулятора, через преобразователь переменной частоты (не показаны) подается электрическое напряжение. В результате взаимодействия магнитных полей обмотки статора 6 и постоянных магнитов 8 последние, будучи жестко связаны с ротором турбокомпрессора 1 двигателя через обойму 10, приводят его во вращение. После запуска и выхода ротора турбокомпрессора газотурбинного двигателя на заданную частоту вращения автоматическая система управления переключает электрическую машину в генераторный режим. Одновременно по трубке 13 воздух высокого давления и воздушного тракта «Г» подается под кольцевой поршень 12 и прижимает постоянные магниты 8 к статору 5 электрической машины 4. Магнитное поле постоянных магнитов 8 индуцирует в обмотке статора 6 электрическое напряжение. Возникающий при этом ток подается по проводам 16 в электрическую сеть стационарной установки или транспортного средства через традиционно применяемый в подобных схемах электропитания преобразователь-регулятор (не показан). Следует отметить, что при вращении постоянных магнитов 8 электрической машины, установленных на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора, действующие в процессе работы на постоянные магниты 8 центробежные силы никак на влияют на электрические характеристики.

Технический результат может быть достигнут для ГТД любой конструкции как транспортного средства (самолета или газотурбовоза), так и для ГТД стационарного применения.

1. Газотурбинный двигатель, содержащий, по меньшей мере, один ротор турбокомпрессора, установленный в подшипниковых опорах, и, по меньшей мере, одну встроенную в турбокомпрессор электрическую машину, содержащую постоянные магниты, закрепленные на роторе турбокомпрессора, и статор электрической машины с обмоткой, установленный на корпусе подшипниковой опоры, отличающийся тем, что статор электрической машины укреплен на торцевой поверхности корпуса подшипниковой опоры ротора турбокомпрессора, а система постоянных магнитов электрической машины установлена с возможностью осевого перемещения в гнездах обоймы, закрепленной на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора против статора, при этом магниты подпружинены в сторону, противоположную статору электрической машины, и упираются в поршень, установленный в кольцевой полости внутри обоймы, кольцевая полость сообщается каналом с воздушным трактом турбокомпрессора.

2. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что магниты выполнены с возможностью контакта со статором электрической машины.

3. Газотурбинный двигатель по п.2, отличающийся тем, что на контактирующих поверхностях постоянных магнитов и статора электрической машины нанесены слои антифрикционного покрытия.

4. Газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что под обоймой установлено уплотнение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к системам автономного электроснабжения и запуска газотурбинных двигателей (ГТД). .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к системам автономного электроснабжения и запуска газотурбинных двигателей (ГТД). .

Изобретение относится к турбогенераторостроению и используется для выработки электроэнергии. .

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к авиационным одноконтурным газотурбинным двигателям, служащим приводом электрогенератора, нагнетателя газа или водяного подкачивающего насоса.

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям. .

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям. .

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям. .

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям. .

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям. .

Изобретение относится к устройствам для утилизации потенциальной избыточной энергии давления природного газа (ПГ) при установке его в систему трубопроводов между магистралями высокого и низкого давления с выработкой электроэнергии

Изобретение относится к транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну

Изобретение относится к энергетике

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбомашинам для привода электрических генераторов, которые могут быть использованы в энергоустановках

Изобретение относится к энергетическим установкам, в частности к турбодетандерным установкам, в которых используется потенциал давления природного газа магистральных газопроводов в системах газораспределительных станций (ГРС) при расширении нагретого газа в турбодетандере

Изобретение относится к энергомашиностроению, в частности к генераторам электрической энергии с газотурбинным приводом

Изобретение относится к добыче газа и транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну

Изобретение относится к области электротехники и энергетике и может быть широко использовано в различных сферах народного хозяйства, в частности для устройств с альтернативной энергетикой

Изобретение относится к турбинной установке, в частности к турбореактивному двигателю, включающему в себя встроенный генератор электрического тока, расположенный соосно с турбинной установкой
Наверх