Осевой запорно-регулирующий дисковый клапан

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для дисковых клапанов средних и больших диаметров, применяемых в технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства. Клапан содержит установленное в корпусе неподвижное седло с проходными окнами, подвижный золотник, связанный со шпинделем привода посредством тяги и рычага. Золотник выполнен в виде отдельных лепестков-затворов, закрепленных на коромысле и по форме соответствующих проходным окнам неподвижного седла. Коромысло установлено на центральном упоре, включающем упорный шарикоподшипник, воспринимающий усилие прижатия лепестков к седлу. Лепестки снабжены плавающими периферийными уплотнениями, выполненными из нескольких элементов, поджатых пружинами к седлу и закрепленных болтами. Изобретение направлено на повышение надежности и долговечности работы клапана. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к регулирующей трубопроводной арматуре средних и больших диаметров, и может быть использовано в дисковых клапанах для улучшения их работы, надежности и долговечности в различных технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства.

В настоящее время на энергетических установках широко применяются в качестве регулирующих органов в трубопроводах различного типа клапаны и задвижки, которые обладают различными регулирующими характеристиками, но имеют неудовлетворительную герметичность, надежность и долговечность.

Известно устройство клапана по патенту DE 1103097А, кл. 47g 27, МПК F06K, опубл. 23 марта 1961 г., содержащее корпус с установленными на входе и выходе кольцами, в которых через одно выполнены проходные окна. Между кольцами расположен поворотный диск, состоящий из двух соединенных между собой болтами цилиндров, в которых размещено эквивалентное число затворов, обеспечивающих при его вращении перекрытие окон колец. Поворот диска осуществлен червячной передачей. Поворотный диск установлен на полуосях, расположенных в нем, и соответствующих кольцах. Между полуосями в центральной расточке поворотного диска размещен стержень для предотвращения возможного смещения полуосей.

Недостатками данной конструкции являются недостаточная надежность и недолговечность работы клапана, а также недостаточная герметизация конструкции. Это объясняется следующим. Известный клапан не имеет разгрузки усилия от перепада давления. Седло и золотник в результате этого прижаты друг к другу и имеют большую силу трения при повороте. Поэтому происходит быстрый износ трущихся поверхностей уплотнения.

Прототипом, наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков, является запорный клапан по патенту RU 2239113 С2, 7МПК F16K 3/08, опубл. 2004.10.27, включающий корпус, исполнительный орган, выполненный в виде двух взаимодействующих дисков, в которых выполнены проходные окна, причем один из дисков неподвижно установлен в корпусе, а второй соединен с приводом для сообщения ему вращательного движения. Торцевые поверхности дисков разделены на равное количество секторов, в которых через один выполнены проходные окна, ограниченные по высоте дугами окружностей. В секторах подвижного диска, расположенных между секторами с проходными окнами неподвижного диска, в окнах установлены затворы. Затворы по конфигурации соответствуют проходным окнам неподвижного диска, и их геометрические размеры обеспечивают при повороте подвижного диска перекрытие окон в неподвижном диске. В корпусе со стороны входа перед подвижным диском установлен дополнительный неподвижный диск, который выполнен из наружного и внутреннего колец, соединенных между собой ребрами так, что они располагаются в пространстве между проходными окнами неподвижного диска. На подвижном диске установлен сектор, в котором выполнен червячный венец, взаимодействующий с червячным валом привода клапана. Неподвижный и дополнительный диски вблизи оси снабжены ступицами. Расточки в ступицах служат опорами для вала, на котором установлен подвижный диск. В секторах поворотного диска выполнены глухие гнезда, в которых расположены затворы. Эти затворы выполнены в виде ползунов, наружная и внутренняя поверхности - радиальные контактные поверхности по большому и малому диаметрам - каждого из которых выполнены сферическими.

Недостатком известного клапана является недостаточная надежность и недолговечность работы клапана из-за отсутствия разгрузки усилия прижатия затворов к седлу, а также недостаточная герметизация его в закрытом положении. Это объясняется тем, что затвор выполнен в виде цельного металлического элемента и за счет больших размеров не способен обеспечить высокую герметичность из-за неплоскостности и затвора, и неподвижного диска, которые прогибаются под действием перепада давления.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности и долговечности работы осевого запорно-регулирующего дискового клапана за счет наличия разгрузки усилия прижатия лепестков к седлу.

Для достижения указанного технического результата в осевом запорно-регулирующем дисковом клапане, включающем корпус, исполнительный орган в виде неподвижного седла с проходными окнами, установленного в корпусе, и подвижного золотника, связанного с приводом, сообщающим ему вращательное движение, с затворами, по форме соответствующими проходным окнам неподвижного седла и обеспечивающими при повороте золотника перекрытие проходных окон неподвижного седла, пружины, согласно изобретению золотник выполнен в виде отдельных лепестков-затворов, закрепленных на коромысле, установленном на центральном упоре, причем лепестки снабжены плавающими периферийными уплотнениями, выполненными из нескольких элементов, при этом пружины установлены по периметру этих уплотнений, а связь между золотником и приводом осуществлена рычажным механизмом.

Отличительными признаками предлагаемого устройства от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, является выполнение золотника в виде отдельных лепестков-затворов, закрепленных на коромысле, установленном на центральном упоре. Лепестки снабжены плавающими периферийными уплотнениями, выполненными из нескольких элементов. По периметру уплотнений установлены пружины. Связь между золотником и приводом осуществлена рычажным механизмом.

Благодаря тому что золотник выполнен в виде отдельных лепестков-затворов, закрепленных на коромысле, установленном на центральном упоре, усилие от перепада давления, действующего на всю площадь лепестков, воспринимается центральным упором, который обеспечивает полную разгрузку клапана, при этом трение золотника о седло минимально, что обеспечивает надежность и долговечность работы трущихся частей и, следовательно, всего клапана.

Наличие плавающих периферийных уплотнений, выполненных из нескольких элементов, и наличие пружин по всему периметру уплотнений позволяет каждому отдельному элементу максимально плотно прижиматься к седлу, создавая мягкое, гибкое уплотнение, что обеспечивает герметичность запорного устройства золотник-седло, исключая протечки. При этом плавающее периферийное уплотнение не подвержено воздействию усилий от перепада давления. Таким образом, повышая герметичность клапана, повышаем его надежность и долговечность по сравнению с прототипом.

Наличие рычажного механизма между золотником и приводом обеспечивает надежность и долговечность клапана за счет упрощения конструкции, т.к. она значительно проще в технологии изготовления и не требует точной настройки по сравнению с прототипом.

Предлагаемая конструкция осевого запорно-регулирующего дискового клапана иллюстрируется чертежом, где схематично показан общий вид клапана в разрезе.

Осевой запорно-регулирующий дисковый клапан содержит корпус 1, напорную 2 и сливную 3 полости, исполнительный орган, выполненный в виде неподвижного седла 4 с проходными окнами и подвижного золотника 5. Золотник 5 установлен на центральном упоре 6, который выполнен в виде упорного шарикоподшипника 7, расположенного наружным кольцом во втулке 8 и внутренним кольцом на втулке 9 центральной оси 10, жестко закрепленной в седле 4. В корпусе 1 установлено ребро жесткости 11. Золотник 5 выполнен в виде коромысла 12, на котором подвешены, например, два отдельных лепестка 13, и закреплены болтами 14. По периферии и всему периметру лепестков 13 в направляющих 15 установлены по скользящей посадке металлические плавающие уплотнения 16. Уплотнения 16 выполнены из нескольких элементов, которые закреплены болтами 17 на лепестке 13 и снабжены пружинами 18, прижимающими уплотнения 16 к седлу 4. Такая конструкция обеспечивает герметичность клапана. Золотник 5 посредством рычажного механизма, выполненного в виде тяги 19, установленной на коромысле 12, и рычага 20, установленного на шпинделе 21, расположенном в корпусе 1, через муфту 22 связан с приводом 23. На корпусе 1 установлена крышка 24. Между направляющей 15 и уплотнением 16 установлено мягкое уплотнение 25. Разгрузка выполнена упорным шарикоподшипником 7 центрального упора 6, который опирается на ребро 11 корпуса 1. Усилие прижатия лепестков 13 к седлу 4, воспринимаемое упорным шарикоподшипником 7 и ребром 11, составляет от 20 до 50 тонн. Трущиеся поверхности золотника 5 и седла 4 выполнены из износостойкого материала.

Работа клапана.

Привод 23 через муфту 22 передает движение шпинделю 21, который поворачивает рычаг 20, передавая движение на тягу 19, коромысло 12 с лепестками 13 золотника 5, который, вращаясь, открывает окна седла 4 для прохождения рабочей среды. Вращением шпинделя 21 меняют угол поворота золотника 5. Полное открытие клапана достигается при полном открытии окон седла 4. Для закрытия клапана перекрытие окон седла 4 происходит в обратной последовательности.

Таким образом, благодаря особенностям исполнения золотника, установке оригинального плавающего периферийного уплотнения, наличию разгрузки клапана и рычажного механизма изобретение позволяет обеспечить герметичность клапана, надежность и долговечность его работы.

Осевой запорно-регулирующий дисковый клапан, включающий корпус, исполнительный орган в виде неподвижного седла с проходными окнами, установленного в корпусе, и подвижного золотника, связанного с приводом, сообщающим ему вращательное движение, с затворами, по форме соответствующими проходным окнам неподвижного седла и обеспечивающими при повороте золотника перекрытие проходных окон неподвижного седла, пружины, отличающийся тем, что золотник выполнен в виде отдельных лепестков-затворов, закрепленных на коромысле, установленном на центральном упоре, причем лепестки снабжены плавающими периферийными уплотнениями, выполненными из нескольких элементов, при этом пружины установлены по периметру этих уплотнений, а связь между золотником и приводом осуществлена рычажным механизмом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запорно-регулировочной арматуре. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для установки в устье газовой скважины. .

Изобретение относится к устройству для позиционирования измерительной диафрагмы в корпусе, имеющем прямой канала потока. .

Клапан // 2282770
Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к устройствам трубопроводной арматуры пара, воды, других газов и жидкостей, и предназначено для использования в приводной арматуре всех типов в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к механике и предназначено для управления шаровыми кранами, применяемыми в гидравлических системах. .

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре и предназначено для использования в качестве запорной аппаратуры с приводом на технологических линиях трубопровода с жидкими агрессивными средами, паром, газом, с высокой температурой (T< 600°С) и давлением (P<400 ата).

Изобретение относится к области уплотнительной технике и может быть использовано в трубопроводной арматуре. .

Изобретение относится к запорным устройствам для использования в газовых сетях низкого и среднего давления до P - 1 кг/см2 перед бытовыми приборами и котельными установками.

Изобретение относится к электромоторным приводам с ручным дублером и может быть использовано преимущественно для управления паропромышленной трубопроводной арматурой.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к запорной трубопроводной арматуре в нефтегазодобывающей промышленности. .

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначено для дисковых клапанов средних и больших диаметров, применяемых в технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства.

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначено для клапанов дискового типа, применяемых в технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для регулирования уровня пара, конденсата, газа в системах ТЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС. .

Клапан // 2333410
Изобретение относится к запорно-регулирующим устройствам и предназначено для использования при конструировании клапанов для текучей среды. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, преимущественно регулирующей, и предназначено для использования на ТЭС, ГРЭС, ТЭЦ, АЭС в системах регулирования уровня пара, конденсата.

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначено для управления расходом жидкой или газообразной среды, в том числе агрессивной, пожаро-взрывоопасной, ядовитой.

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначено для использования в клапанах дискового типа в различных технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия и регулирования давления или расхода потоков жидких и газообразных сред, в том числе абразивосодержащих, агрессивных и взрывоопасных, в инженерных сооружениях и трубопроводах высокого давления.

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для перекрытия потоков жидких и газообразных абразивных сред в газовой, нефтяной, химической, энергетической, угольной, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности.

Изобретение относится к многовходовым кранам, управляемым одним элементом, и может быть использована в пневматических системах высокого давления, в частности, для управления системой разгрузки вагонов хоппер-дозаторов
Наверх