Плоское сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло содержит корпус, верхнюю и нижнюю поворотные створки, боковые неподвижные стенки, силовой цилиндр, дополнительный силовой цилиндр и поворотную раму. Один конец силового цилиндра прикреплен к корпусу, а другой соединен с верхней поворотной створкой посредством поворотной рамы. Поворотная рама выполнена с треугольным поперечным сечением. Поверхность поворотной рамы, обращенная в сторону проточной части сопла, выполнена цилиндрической. Дополнительный силовой цилиндр одним концом прикреплен к боковой стенке, а другим соединен с нижним по потоку концом верхней створки. Ось поворота рамы жестко прикреплена к боковым стенкам сопла. Изобретение позволяет изменять направление вектора тяги двигателя, а также уменьшить аэродинамические потери на обтекание наружной и внутренней поверхности сопла и увеличить тягу двигателя. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно плоское сопло ТРД, содержащее корпус, верхнюю и нижнюю подвижные створки, боковые неподвижные створки и силовой цилиндр, один конец которого прикреплен к корпусу, а другой соединен с верхней подвижной створкой посредством поворотной рамы с треугольным поперечным сечением, одна поверхность которой обращенная в сторону проточной части сопла, выполнена цилиндрической (см. патент ЕР 0748932 класса F02K 1/12, 1996 г.).

Известное устройство обеспечивает изменение проходного сечения сопла. Однако ось потока не изменяет своего положения при различных режимах работы двигателя, вследствие чего невозможно изменение направления вектора тяги двигателя, оборудованного таким соплом.

Задачей изобретения является обеспечение возможности изменения вектора тяги ТРД с плоским соплом.

Указанная задача решается тем, что известное плоское сопло ТРД, содержащее корпус, верхнюю и нижнюю поворотные створки, боковые неподвижные стенки и силовой цилиндр, один конец которого прикреплен к корпусу, а другой соединен с верхней поворотной створкой посредством поворотной рамы с треугольным поперечным сечением, одна поверхность которой, обращенная в сторону проточной части сопла, выполнена цилиндрической, согласно изобретению, снабжено дополнительным силовым цилиндром, один конец которого прикреплен к боковой стенке, а другой соединен с нижним по потоку концом верхней створки, при этом ось поворота рамы жестко прикреплена к боковым стенкам сопла.

Такое выполнение устройства позволяет переместить ось крепления верхней поворотной створки в положение, при котором возможно изменение положения оси потока и, следовательно, изменение направления вектора тяги двигателя.

На фиг.1 схематично показан продольный разрез плоского сопла ТРД,

на фиг.2 - вид сбоку на сопло.

Сопло содержит корпус 1, верхнюю и нижнюю поворотные створки 2 и 3, боковые неподвижные стенки 4 и силовой цилиндр 5. Конец 6 цилиндра 5 прикреплен к корпусу 1, а конец 7 соединен с верхней поворотной створкой 2 посредством поворотной рамы 8, имеющей треугольное сечение. Поверхность 9 рамы 8, обращенная в сторону проточной части сопла, выполнена цилиндрической. Рама 8 соединена со створкой 2 шарниром 10. Ось 11 поворота рамы 8 жестко прикреплена к боковым стенкам 4 сопла. Сопло содержит дополнительный силовой цилиндр 12, конец 13 которого прикреплен к боковой стенке 4, а конец 14 соединен с нижним по потоку концом верхней створки 2. Между корпусом 1 и цилиндрической поверхностью 9 рамы 8 установлено контактное уплотнение 15.

Во время работы двигателя усилие от силового цилиндра 5 через раму 8 и шарнир 10 передается на верхнюю створку 2, которая при этом поворачивается. Нижняя створка 3 также поворачивается под действием силовых цилиндров (не показаны). Таким образом изменяется положение оси газового потока, выходящего из сопла. На фиг.1 показано положение сопла на режиме экранирования горячих частей двигателя. Пунктиром показано положение створок при скоростных режимах.

Предложенное устройство позволяет изменять направление вектора тяги двигателя. Кроме того, устройство позволяет уменьшить аэродинамические потери на обтекание как наружной, так и внутренней поверхности сопла и таким образом увеличить тягу двигателя.

Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус, верхнюю и нижнюю поворотные створки, боковые неподвижные стенки и силовой цилиндр, один конец которого прикреплен к корпусу, а другой соединен с верхней поворотной створкой посредством поворотной рамы с треугольным поперечным сечением, одна поверхность которой, обращенная в сторону проточной части сопла, выполнена цилиндрической, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным силовым цилиндром, один конец которого прикреплен к боковой стенке, а другой соединен с нижним по потоку концом верхней створки, при этом ось поворота рамы жестко прикреплена к боковым стенкам сопла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области сопел переменного сечения для турбомашин. .

Изобретение относится к способу изготовления покрытия на металлическом изделии и/или подложке, покрытию, металлическому изделию и кулачку, образующему это изделие, и может найти применение в различных отраслях машиностроения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции регулируемых осесимметричных сопел, и может быть использовано в турбореактивных двигателях с отклонением вектора тяги.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей

Гондола двухконтурного турбореактивного двигателя включает устройство реверса тяги, содержащее подвижный капот, установленный с возможностью смещения параллельно оси гондолы. Подвижный капот выполнен с возможностью перевода между закрытым положением, в котором он закрывает отклоняющие средства, и раскрытым положением, в котором он раскрывает в гондоле канал и открывает указанные отклоняющие средства. Подвижный капот имеет продолжение в виде сопловой секции, установленной на его нижнем по потоку конце. Сопловая секция включает в себя, по меньшей мере, одну панель, установленную с возможностью поворота посредством шарнира относительно оси, перпендикулярной продольной оси гондолы. Каждая панель связана с неподвижным обтекателем турбореактивного двигателя посредством передаточного звена, установленного с возможностью поворота вокруг точек крепления к панели и неподвижному обтекателю. Подвижный капот имеет продолжение в виде межстворчатых неподвижных секций, расположенных с каждой стороны каждой панели подвижной сопловой секции. Неподвижные секции выполнены таким образом, что обеспечивают непрерывность линий обтекания нижней по потоку части, когда панель сопловой секции находится в полетном положении. Изобретение позволяет повысить надежность гондолы и снизить ее вес. 10 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к изогнутому шатуну. Изогнутый шатун (31) соединяет первый и второй узлы, которые выполнены подвижными относительно друг друга и через которые в ограничиваемом ими пространстве циркулирует поток, и снабжен по меньшей мере одним первым и одним вторым центрами вращения (35, 38), выполненными таким образом, чтобы обеспечить поворот шатуна (31) соответственно относительно указанных первого и второго узлов. Изогнутый шатун (31) выполнен с возможностью такой установки, при которой изгиб (40) находится выше по потоку, относительно второго центра вращения (38). Второй центр вращения (38) выполнен с возможностью жесткой фиксации во втором подвижном узле. Изогнутый шатун (31) имеет по меньшей мере две части (33, 37), соединенные друг с другом с помощью по меньшей мере одного средства самовыравнивания (39a, 39b). Также предложена гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, в которой панель подвижного капота связана с неподвижной конструкцией обтекателя турбореактивного двигателя с помощью по меньшей мере одного упомянутого изогнутого шатуна (31), который установлен с возможностью вращения вокруг первого и второго центров вращения (35, 38) соответственно на панели сопловой секции и на неподвижной конструкции. Технический результат: повышение устойчивости шатуна, улучшение эксплуатационных показателей двигателя за счет достижения оптимальных аэродинамических характеристик шатуна. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх