Система всасывания для отсоса пограничного слоя

Изобретение относится к системам всасывания для отсоса пограничного слоя на летательном аппарате. Система всасывания включает, по меньшей мере, один воздушно-реактивный двухконтурный двигатель, компрессор высокого давления с зоной высокого давления, которая находится в зоне внутреннего контура, отводную линию и турбонагнетательный агрегат. Двигатель имеет внутренний и внешний контуры и основной поток. Отводная линия предназначена для отведения воздуха из зоны компрессора высокого давления в двухконтурном двигателе и для привода турбины турбонагнетательного агрегата отводимым воздухом. Компрессор служит для создания силы всасывания, необходимой для отсоса пограничного слоя. Линия нагнетания компрессора турбонагнетательного агрегата открывается в основной поток двухконтурного двигателя в зоне низкого давления. Достигается увеличение надежности, энергоэффективности системы. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к системам всасывания для отсоса пограничного слоя на самолете, на внешней оболочке несущей конструкции которого имеются поверхности всасывания в зонах критического обтекания, и используется по меньшей мере один воздушно-реактивный двигатель, обеспечивающий всасывание, необходимое для отсоса пограничного слоя.

Система всасывания указанного типа описана в документе DE 19820097 C2. Сила всасывания, необходимая для отсоса пограничного слоя, обеспечивается в этой системе эжекторным насосом, установленным в основном потоке двигателя. Такая система всасывания имеет то преимущество, что сила всасывания для отсоса пограничного слоя создается в ней без использования движущихся частей, и, соответственно, она имеет высокую надежность. Однако существенным недостатком этой системы всасывания является значительная потеря мощности из-за того, что эжекторный насос размещается в основном потоке двигателя. При этом нельзя избежать потерь мощности и в том случае, когда система всасывания не используется.

Целью настоящего изобретения является создание системы всасывания для отсоса пограничного слоя, которая обладает высокой эффективностью преобразования энергии и отличается отсутствием потерь мощности в режимах работы, когда система всасывания не используется.

Эта цель достигается в предлагаемой в изобретении системе всасывания, предназначенной для отсоса пограничного слоя, путем отбора воздуха из зоны высокого давления двигателя с помощью ответвления (или отводной линии) от трубопровода, и затем этот воздух используется для привода турбины турбонагнетательного агрегата, компрессор (или эжекторный насос) которого создает силу всасывания, необходимую для отсоса пограничного слоя.

Предлагаемая в изобретении система всасывания обеспечивает достижение вышеуказанной цели за счет того, что турбонагнетательный агрегат обладает высокой эффективностью преобразования энергии, и подсоединение отводной линии для отвода воздуха, отбираемого от двигателя, может быть выполнено таким образом, что мощность двигателя не будет теряться, когда отводная линия перекрыта.

В двухконтурном двигателе, в котором имеется внутренний и наружный контуры, выгодно отбирать воздух из зоны компрессора высокого давления, поскольку при этом становится возможным обеспечивать максимально возможную мощность для турбонагнетательного агрегата.

В соответствии с другим вариантом реализации изобретения линия нагнетания компрессора (или эжекторного насоса) турбонагнетательного агрегата выходит в основной поток двигателя в зоне низкого давления. Такая конструкция способствует поддержанию перепада давлений между системой каналов всасывания, предназначенной для отсоса пограничного слоя, и выходом линии нагнетания, то есть перепада давлений, который должен преодолеваться компрессором турбонагнетательного агрегата, как можно более низким для того, чтобы сила всасывания, создаваемая компрессором, могла быть использована самым оптимальным образом.

В другом предпочтительном варианте реализации изобретения вместо одного высокопроизводительного турбонагнетательного агрегата используется несколько турбонагнетательных агрегатов малой мощности, которые размещаются в зоне подвески двигателя и/или его обтекателя. Достоинство такого варианта заключается в том, что для турбины турбонагнетательного агрегата могут быть использованы короткие линии нагнетания и всасывания так, что потери давления и тепла могут быть сравнительно невысокими.

Также предпочтительным является использование одновальной конфигурации турбонагнетательного агрегата, поскольку части современных агрегатов подобного типа имеют простую конструкцию, и поэтому их производство является сравнительно дешевым.

Вариант реализации изобретения описывается ниже со ссылками на прилагаемые фигуры. На фигурах показано:

Фигура 1 - вид крыла летательного аппарата с поверхностями всасывания для отсоса пограничного слоя, а также двигателя летательного аппарата, размещенными под этим крылом.

Фигура 2 - схематический вид поперечного сечения двигателя летательного аппарата, представленного на фигуре 1, с предлагаемой в изобретении системой всасывания для отсоса пограничного слоя.

На фигуре 1 представлен пример конструкции летательного аппарата, внешняя обшивка которого содержит поверхности всасывания в зонах критического обтекания, а именно крыла 4 летательного аппарата, которое снабжено поверхностями 41, 42 всасывания. Двигатель 1 установлен на крыле 4 летательного аппарата с помощью соответствующей подвески 12 двигателя. Линия 23 всасывания для отсоса пограничного слоя через поверхности 41, 42 всасывания проходит от крыла 4 к зоне двигателя 1, которая обозначена ссылочной позицией Z. В этой зоне Z размещается предлагаемая в изобретении система всасывания для отсоса пограничного слоя. Необходимо иметь в виду, что обтекатель двигателя также может быть снабжен вышеупомянутыми поверхностями всасывания для отсоса пограничного слоя.

На фигуре 2 представлен схематический вид сечения, проходящего через зону Z двигателя летательного аппарата. Двигатель летательного аппарата в целом обозначен ссылочным номером 1. Этот двигатель имеет так называемую двухконтурную конфигурацию, в которой основной поток Н после так называемого вентилятора с передним расположением разделяется на поток К внутреннего контура и поток М наружного контура. Поток К внутреннего контура выходит из сопла двигателя через компрессор 11 высокого давления и турбину высокого давления. Зона высокого давления возле компрессора 11 высокого давления обозначена ссылочной позицией Р. В этой зоне к двигателю 1 подсоединена отводная линия 10 для отвода отбираемого воздуха высокого давления. Отводная линия 10 проходит в турбонагнетательный агрегат 2. Турбонагнетательный агрегат имеет одновальную конструкцию, которая содержит турбину 20 и компрессор (эжекторный насос) 24. Отбираемый воздух, который отводится от компрессора 11 высокого давления, вращает турбину 20 и затем возвращается в основной поток Н двигателя 1 через выпускную линию 21. Компрессор 24 турбонагнетательного агрегата 2, который приводится турбиной 20, направляет воздух из линии 23 всасывания в основной поток Н двигателя 1 по линии 25 нагнетания, и при этом линия 25 нагнетания выходит в основной поток Н двигателя в зоне U низкого статического давления.

Вместо одного высокопроизводительного турбонагнетательного агрегата 2 можно использовать несколько менее мощных турбонагнетательных агрегатов, которые легче разместить в нужном месте. Такие менее мощные турбонагнетательные агрегаты обозначены ссылочными позициями 2а и 2b и показаны на фигуре 2 пунктирными линиями. Достоинством использования турбонагнетательных агрегатов меньшей мощности являются лучшие возможности по их размещению в подвеске 12 двигателя или в его обтекателе, как показано на фигуре 2.

Также следует иметь в виду, что ссылочные обозначения в формуле изобретения не должны рассматриваться как ограничивающие ее объем.

Перечень ссылочных обозначений

1 - двигатель летательного аппарата;

2 - турбонагнетательный агрегат;

2а - турбонагнетательный агрегат малой мощности;

2b - турбонагнетательный агрегат малой мощности;

4 - крыло;

41 - поверхность всасывания крыла 4;

42 - поверхность всасывания крыла 4;

10 - отводная линия;

11 - компрессор высокого давления;

12 - подвеска двигателя;

20 - турбина;

21 - выпускная линия;

23 - всасывающая линия;

24 - компрессор (эжекторный насос);

25 - линия нагнетания компрессора 24;

Н - основной поток;

К - внутренний контур;

М - внешний контур;

Р - зона высокого давления;

U - зона низкого давления;

Z - зона двигателя 1 с системой всасывания для отсоса пограничного слоя.

1. Система всасывания для отсоса пограничного слоя на самолете, на внешней оболочке несущей конструкции которого имеются поверхности всасывания в зонах критического движения потока, при этом система всасывания включает: по меньшей мере, один воздушно-реактивный двухконтурный двигатель (1) с внутренним (К) и внешним (М) контурами, и основным потоком (Н), который используется для получения силы всасывания, необходимой для отсоса пограничного слоя, компрессор высокого давления (11) с зоной высокого давления (Р), которая находится в зоне внутреннего контура (К); отводную линию (10); турбонагнетательный агрегат (2) с турбиной (20) и компрессором (24); при этом отводная линия (10), предназначенная для отведения воздуха из зоны компрессора (11) высокого давления в двухконтурном двигателе и для привода турбины (20) турбонагнетательного агрегата (2) отводимым воздухом, компрессор (24) служит для создания силы всасывания, необходимой для отсоса пограничного слоя; и при этом линия нагнетания (25) компрессора (24) турбонагнетательного агрегата (2) открывается в основной поток (Н) двухконтурного двигателя (1) в зоне низкого давления (U).

2. Система всасывания для отсоса пограничного слоя по п.1, в которой отводная линия отводит воздух из зоны компрессора высокого давления в двухконтурном двигателе с внутренним и внешним контурами.

3. Система всасывания для отсоса пограничного слоя по п.1 или 2, в которой линия нагнетания компрессора турбонагнетательного агрегата открывается в основной поток двигателя в зоне низкого давления.

4. Система всасывания для отсоса пограничного слоя по п.1, в которой использовано несколько турбонагнетательных агрегатов меньшей мощности, которые размещаются в зоне подвески двигателя и/или его обтекателя.

5. Система всасывания для отсоса пограничного слоя по п.1, в которой турбонагнетательный агрегат имеет одновальную конструкцию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к устройствам для отсоса пограничного слоя. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к области авиационной техники. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к лопастным машинам для нагнетания воздуха, а также к лопастям (Л) движителей. .

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха. .

Изобретение относится к авиации и касается технологии управления пограничным слоем на поверхности крыла толстого профиля, преимущественно малого удлинения, предназначенной для изменения аэродинамических характеристик летательного аппарата.

Изобретение относится к авиастроению, ракетной технике и двигателестроению. .

Изобретение относится к системам управления пограничным слоем на поверхности объектов, движущихся в газовой среде, и предназначено для предотвращения отрыва потока от элементов конструкции объектов, например, летательных аппаратов.

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано при конструировании обтекаемых тел для летательных аппаратов (ЛА). Обтекаемое тело содержит внешнюю оболочку, области торможения и обтекания набегающего потока, устройство управления обтеканием, смесительную камеру. К смесительной камере примыкает выходное устройство. Устройство управления обтеканием содержит множество микроотверстий и камер всасываний, соединительный канал, всасывающее устройство с впускным отверстием, канал подвода заторможенной текучей среды. Всасывающее устройство содержит образующий приемную камеру корпус с впускным и выпускным отверстиями, сопло с впускным отверстием. Обтекаемое тело является мотогондолой и аэродинамической поверхностью планера ЛА. Изобретение позволяет уменьшить массу ЛА, энергопотребление. 11 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам околозвуковых скоростей. Способ ослабления волнового отрыва при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем на обтекаемой поверхности включает отсос части потока через перфорацию в поверхности в полость под ней на участке обтекаемой поверхности за скачком уплотнения. У обтекаемой поверхности перед скачком уплотнения создают продольные вихревые жгуты путем выдува ряда поперечных струй из протоков в поверхности, соединяемых каналом с полостью под перфорированным участком поверхности. Выдув поперечных струй перед скачком уплотнения выполняют с наклоном под углом 30°-60° к обтекаемой поверхности поперек направлению потока. Изобретение направлено на снижение сопротивления. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Летательный аппарат содержит двигатель, встроенный в хвостовую часть фюзеляжа, прикрепленные снизу к фюзеляжу треугольной формы крылья, имеющие элементы отклонения воздушных потоков, обтекающих верхние и нижние аэродинамические поверхности, хвостовое оперение и шасси. В фюзеляже выполнены воздухоприемные отверстия всасывания воздушного потока в двигатель, позволяющие создавать зоны повышенного разряжения воздушного потока верхних аэродинамических поверхностей крыльев. Изобретение направлено на увеличение подъемной силы крыльев. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области авиации. Способ увеличения подъемной силы крыла самолета основан на создании над верхними плоскостями потока воздуха за счет использования на верхних плоскостях жалюзи, устроенных так, что воздушные полости внутри крыла сообщаются через синхронно с жалюзи управляемыми заслонками со всасывающими полостями турбореактивных двигателей, которые поток воздуха просасывают через жалюзи, создавая при неподвижном самолете над крыльями подвижную воздушную массу. Задние крылья выполняются так, что просасывание воздуха через жалюзи обеспечивается методом эжекции за счет всасывающего действия выхлопных газов через управляемые заслонки между воздушными полостями задних крыльев и зоной выхлопа. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих поверхностей летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит прикреплённый к фюзеляжу каркас, верхние и нижние аэродинамические поверхности, имеющие в стенках отверстия для входа воздуха в ограниченные стенками полости, сообщающиеся с полостями реактивные двигатели, элементы отклонения воздушных потоков. Верхние и нижние аэродинамические поверхности выполнены плоскими, сходящимися под острым углом со стороны набегающего воздушного потока, а реактивные сопла двигателей расположены в линию с образованием щели. Верхняя аэродинамическая поверхность расположена горизонтально, а нижняя аэродинамическая поверхность - наклонно. Отверстия в стенках имеют разный размер со стороны верхней и нижней аэродинамической поверхности. Достигается уменьшение аэродинамического сопротивления крыла и увеличение его подъемной силы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к авиационной технике. Способ формирования подъемной силы за счет управления пограничным слоем в верхней части крыла летательного аппарата, выполненного с системой отбортованных отверстий в виде полой усеченной фигуры с уменьшающимся внутрь крыла поперечным сечением отверстий. Отсос пограничного слоя из верхней части крыла выполняют раздельно для правого борта радиальным вентилятором одностороннего всасывания правого вращения и для левого борта радиальным вентилятором одностороннего всасывания левого вращения. При этом предполагается соединение внутренней части отверстий посредством отсасывающих труб раструбных форм с входом в бортовой радиальный вентилятор и используется динамическое давление на выходе вентиляторов. Изобретение направлено на повышение эффективности формирования подъемной силы и увеличения тяги.
Наверх