Низколегированная горячекатаная листовая сталь

Изобретение относится к металлургии стали и может быть использовано при производстве низколегированной горячекатаной листовой стали, применяемой в вагоностроении. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, серу, фосфор, хром, никель, медь, азот, алюминий, ванадий и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод до 0,12, кремний 0,17-0,37, марганец 0,5-0,8, сера до 0,025, фосфор 0,07-0,12, хром до 0,3, никель до 0,3, медь 0,3-0,5, азот 0,01-0,02, алюминий 0,03-0,08, ванадий 0,05-0,07, железо остальное. Сталь имеет σв - не менее 510 МПа,

σт - не менее 390 МПа, δ5≥19%, величины ударной вязкости - при нормальной температуре после механического старения - 123-132 кДж/м2 и при -70°С 127-131 кДж/м2. Повышаются прочностные и пластические характеристики, а также ударная вязкость при удешевлении стали.

 

Изобретение относится к металлургии стали, в частности - к производству низколегированной листовой стали, преимущественно для вагоностроения.

Низколегированная горячекатаная листовая сталь, поставляемая по ГОСТ 19281, широко используется в машиностроении, так как обладает хорошей штампуемостью и способностью к локальной вытяжке, например, при формовке профилей высокой жесткости (из ст.09Г2Д и 10ХНДП) с периодически повторяющимися гофрами, идущих на боковую обшивку железнодорожных полувагонов.

Требования к сталям для изготовления профилей высокой жесткости, а также некоторые особенности таких сталей описаны, например, в книге М.Ф.Сафронова и др. «Профили высокой жесткости», Магнитогорск, «Дом печати», 1996, с.12-16.

Известна углеродистая полосовая сталь с определенным содержанием компонентов, дополнительно содержащая мышьяк и никель при суммарном содержании марганца, серы и фосфора в заданных пределах (см. пат. РФ №2114208, Кл. С22С 38/60 от 20.05.98 г.). Однако эта сталь непригодна для вагоностроения из-за отсутствия нормируемости величин ее ударной вязкости, а также невысокой коррозионно-стойкости.

Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является низколегированная листовая сталь 10ХНДП по ГОСТ 19281, используемая для изготовления вагонной обшивы.

Эта сталь содержит С, Si, Mn, S, Р, Сr, Ni, N и As в заданных количествах и характеризуется тем, что она содержит 0,3…0,5 мас.% меди, что повышает ее коррозионно-стойкость. Недостатком этой стали является ее высокая стоимость (из-за содержания в ней 0,5…0,8% хрома и 0,3…0,6% никеля), а также недостаточно высокие ее потребительские свойства, в частности невысокие прочностные и пластические характеристики, а также ударная вязкость.

Технической задачей настоящего изобретения является удешевление листовой стали для вагоностроения при одновременном улучшении ее потребительских свойств: прочностных и пластических характеристик, а также ударной вязкости.

Для решения этой задачи предлагаемая низколегированная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, серу, фосфор, хром, никель, медь, азот, алюминий и железо, дополнительно содержит ванадий при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод - до 0,12, кремний - 0,17…0,37, марганец - 0,5…0,8, сера - до 0,025, фосфор - 0,07…0,12, хром - до 0,3, никель - до 0,3, медь - 0,3…0,5, азот - 0,01…0,02, алюминий - 0,03…0,08, ванадий - 0,05…0,07, железо - остальное, при этом величины механических характеристик равны: временное сопротивление σв - не менее 510 МПа, предел текучести σт - не менее 390 МПа, относительное удлинение δ5≥19%, а величины ударной вязкости - при нормальной температуре после механического старения - 123…132 кДж/м2 и при - 70°С - 127…131кДж/м2.

Приведенные параметры заявляемой стали получены в результате обработки опытных данных и являются эмпирическими.

Сущность предлагаемого технического решения заключается, во-первых, в уменьшении содержания в стали хрома и никеля, что удешевляет ее, и, во-вторых, в добавлении в сталь ванадия, что позволяет не только сохранить прочностные ее свойства, но и препятствует росту зерна (см., например, «Справочник металлиста» под ред. Н.С.Ачеркана, т.3, кн.1, с.136). Последнее обстоятельство уменьшает старение металла, что повышает величину ударной вязкости после такого старения.

Опытную проверку заявляемой стали осуществляли в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». При этом опробовалась горячекатаная листовая сталь толщиной 2…5 мм, отличавшаяся содержанием в ней основных элементов (марганца, хрома, никеля и ванадия), а также величинами временного сопротивления σв, предела текучести σт, относительного удлинения (δ5) и значениями ударной вязкости ан - при нормальной температуре, ам - при минусовой). Наилучшие результаты (высокие механические характеристики при наименьшей стоимости металла) получены для предлагаемой стали. Отклонения от рекомендуемых ее параметров ухудшали достигнутые показатели. Так, увеличение содержания в стали Mn, Cr, Ni и V (соответственно более 0,8; 0,3; 0,3 и 0,07%), хотя и повышало прочностные свойства листа, но снижало его пластичность (при повышении стоимости металла), которая особенно важна в процессе локальной вытяжки периодических гофров. Уменьшение же содержания марганца и ванадия (соответственно менее 0,5 и 0,05%) не позволяло достичь необходимой прочности металла и его ударной вязкости).

При σв <510 МПа, σт >390 МПа, δ5<19% величины ан и ам были менее соответственно 123 и 127 кДж/м2. Величины же ан>132 и ам>131 кДж/м2 при предлагаемом содержании компонентов в стали получить не удалось.

Сравнительные испытания горячекатаных листов тех же толщин из ст.10ХНДП, взятой в качестве ближайшего аналога, показали, что она обладает более низкими потребительскими свойствами (т.е. прочностными и пластическими характеристиками, а также ударной вязкостью), а стоимость ее выше предлагаемой стали, в среднем, на 22%. Таким образом, опытная проверка подтвердила приемлемость найденного технического решения для достижения поставленной цели и его преимущества перед известным объектом.

Технико-экономические исследования показали, что реализация настоящего изобретения позволит снизить стоимость низколегированной горячекатаной листовой стали для вагоностроения на 20…25% при одновременном улучшении и ее потребительских свойств.

Пример конкретного выполнения

Низколегированная горячекатаная листовая сталь толщиной 4 мм содержит компоненты в следующем соотношении (мас.%):

С=0,11; Si=0,27; Mn=0,65; S=0,02; P=0,09; Cr=0,25; Ni=0,27; Сu=0,4; N=0,015; Al=0,06; V=0,06; остальное - железо.

Механические характеристики стали:

σв=535 МПа, σт=400 МПа, δ5=23%, ан=130 кДж/м2, ам=128 кДж/м2.

Низколегированная горячекатаная листовая сталь, преимущественно для вагоностроения, содержащая углерод, кремний, марганец, серу, фосфор, хром, никель, медь, азот, алюминий и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит ванадий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод до 0,12
кремний 0,17-0,37
марганец 0,5-0,8
сера до 0,025
фосфор 0,07-0,12
хром до 0,3
никель до 0,3
медь 0,3-0,5
азот 0,01-0,02
алюминий 0,03-0,08
ванадий 0,05-0,07
железо остальное,

при этом механические характеристики равны: σв - не менее 510 МПа, σт - не менее 390 МПа, δ5≥19%, ударная вязкость - при нормальной температуре после механического старения - 123-132 кДж/м2, а при -70°С - 127-131 кДж/м2.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам дисперсионно-твердеющей мартенситной стали, предназначенной для изготовления высоконагруженных деталей, работающих на кручение и изгиб под динамической нагрузкой.
Изобретение относится к области металлургии стали, а именно к углеродистым сталям, используемым для производства арматурной проволоки. .

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано для получения штрипсов для сероводородостойких газонефтепроводных труб, сваренных с использованием нагрева токами высокой частоты.
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам группы сталей, применяемых для изготовления пары трения железнодорожное колесо - железнодорожный рельс при движении колес до 500 км/час.

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали для изготовления железнодорожных колес. .

Сталь // 2364657
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству низколегированной стали для строительных конструкций, работающих при отрицательных температурах.
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных рельсов, предназначенных для высокоскоростного движения в условиях Сибири и Крайнего Севера.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при изготовлении на непрерывных широкополосных станах штрипсов для спиральношовных электросварных труб для магистральных нефтепроводов.
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали для изготовления железнодорожных колес. .

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении колес экскаваторов и тележек. .

Изобретение относится к металлургии стали и может быть использовано при производстве подката для получения холоднодеформированного арматурного периодического профиля
Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству сталей для изготовления ножей, используемых в пресс-ножницах для рубки металла, работающих в широком интервале температур с нижним пределом не менее -30°С в зимний период в условиях изнашивания в сочетании с большими ударными нагрузками

Изобретение относится к области металлургии, а именно к коррозионностойким аустенитным хромоникелевым сталям, используемым при производстве высокопрочного сортового проката, кованых заготовок, калиброванных прутков, проволоки, ленты, листа, труб, крепежа, оборудования для газоперерабатывающих предприятий и обустройства нефтегазовых месторождений с высоким содержанием сероводорода, углекислого газа и хлоридов, а также для эксплуатации в морской воде
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для изготовления остряковых рельсов

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам нестареющих сталей, обладающих высокой пластичностью, и может быть использовано при производстве листов и сортового проката, применяемых в машиностроении для изделий, обладающих различной прочностью в разных местах одной и той же детали

Изобретение относится к области металлургии, а именно к низколегированным сталям, используемым для изготовления сварных нефте- и газопроводных труб, пригодных к эксплуатации в условиях Крайнего Севера

Изобретение относится к области металлургии, а именно к мартенситной нержавеющей стали для сварных конструкций, стойкой к коррозионному растрескиванию под напряжением

Изобретение относится к области черной металлургии, а именно к составам сталей, используемых для изготовления остряковых железнодорожных рельсов

Изобретение относится к области черной металлургии, а именно к производству стали для железнодорожных рельсов
Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам слоистых стальных материалов, используемых для изготовления бронезащитных конструкций
Наверх