Гребной винт регулируемого шага

Изобретение относится к области судовых движителей. Гребной винт содержит ступицу с установленными на ней лопастями. Лопасти снабжены поводками, сочлененными посредством пальцев и вкладышей с регулировочной шайбой. Вкладыши имеют возможность поворачиваться в цилиндрических отверстиях шайбы. При этом пальцы перемещаются во вкладышах, а их оси всегда располагаются параллельно осям лопастей. Регулировочная шайба соединена с червячным колесом. Для изменения шага винта производят поворот червячного винта. Исключается возможность заклинивания механизма регулирования шага винта, а также повышается точность установки лопастей. 3 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к гребным винтам регулируемого шага.

Известен гребной винт регулируемого шага (А.с. №742257, Кл. В63Н 3/12, 03.04.78), содержащий разборную ступицу с установленными в ней комлями лопастей, которые взаимодействуют с механизмом поворота, выполненным в виде водила (регулировочной шайбы), посредством штифтов. У такого гребного винта изменение шага лопастей осуществляется путем поворота водила.

Недостатком такой конструкции является то что, для фиксации лопастей в заданном положении необходим дополнительный фиксирующий элемент (в данной конструкции это гайка-обтекатель), применение которого усложняет эксплуатацию гребного винта регулируемого шага.

Наиболее близким по технической сущности заявляемому является гребной винт (А.с. №530825, Кл. В63Н 3/00, 05.03.1975), имеющий в своем составе регулировочную шайбу, выполненную с червячным приводом, а также поводки, установленные в комле каждой лопасти перпендикулярно к ее оси. В регулировочной шайбе выполнены цилиндрические отверстия с вкладышами, причем поводки соединяются с вкладышами подвижно. Так как червячная передача является самотормозящейся, то дополнительный фиксирующий элемент не требуется.

Недостатком этого устройства является несовершенная конструкция подвижных вкладышей. Это связано с тем, что ось соответствующего цилиндрического отверстия в регулировочной шайбе, в котором радиально перемещается вкладыш, при повороте регулировочной шайбы принимает положение, непараллельное оси соответствующей лопасти, что приводит к заклиниванию механизма.

Задачей заявляемого изобретения является повышение точности и надежности механизма регулирования шага за счет исключения его заклинивания.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве гребной винт регулируемого шага, содержащем ступицу с установленными в ней лопастями, снабженными поводками, сочлененными с регулировочной шайбой, выполненной с червячным приводом, поводки установлены в комлевой части каждой лопасти перпендикулярно к ее оси и сочленяются с регулировочной шайбой подвижно при помощи вкладышей и цилиндрических отверстий, согласно изобретению заклинивание механизма исключается путем изменения конструкции вкладышей, которые перемещаются в регулировочной шайбе только в осевом направлении, имея возможность поворачиваться вокруг своей оси, и соединяются с поводками через цилиндрические пальцы, которые подвижно соединяются с вкладышами и ось которых, благодаря повороту вкладыша, всегда располагается параллельно оси соответствующей лопасти.

На фиг.1 изображен продольный разрез ступицы гребного винта, на фиг.2 - разрез по В-В, на фиг.3 - сечение по А-А.

Устройство гребной винт регулируемого шага содержит разборную ступицу 1 со съемными разборными лопастями 2, поводками 3, регулировочную шайбу 4, соединенную с червячным колесом 5, и червячный винт 6. Регулировочная шайба имеет цилиндрические отверстия 7 (фиг.2) с установленными в них вкладышами 8, подвижно соединенными с пальцами 9. Червячный винт имеет гнездо 10 (фиг.3), через которое производится его поворот.

Устройство работает следующим образом. Для изменения шага гребного винта необходимо через гнездо 10 произвести поворот червячного винта 6 на необходимый угол, при этом червячное колесо 5 повернет регулировочную шайбу 4, которая с помощью цилиндрических отверстий 7, вкладышей 8 и пальцев 9 повернет поводки 3, и установит лопасти 2 в ступице 1 в требуемое положение. Фиксация лопастей в новом положении происходит автоматически, благодаря самотормозящим свойствам червячной передачи. Для удобства эксплуатации, сборки и настройки гребного винта на ступице можно нанести шкалу положений лопастей.

Использование заявляемого изобретения позволяет исключить возможность заклинивания механизма регулирования шага винта, что повышает точность установки лопастей и надежность всего устройства.

Гребной винт регулируемого шага, содержащий ступицу с установленными в ней лопастями, снабженными поводками, установленными в комлевой части каждой лопасти перпендикулярно к ее оси, сочлененными с регулировочной шайбой, выполненной с червячным приводом, подвижно при помощи вкладышей и цилиндрических отверстий, отличающийся тем, что вкладыши соединяются с поводками через пальцы, оси которых всегда располагаются параллельно осям лопастей благодаря подвижному соединению вкладышей с пальцами и возможности поворота вкладышей в цилиндрических отверстиях вокруг своей оси.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к созданию нетрадиционных гребных винтов. .

Изобретение относится к движителям, воздействующим непосредственно на воду. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движительным установкам типа “поворотная колонка”. .

Изобретение относится к области судостроения, касается вопросов создания гребных винтов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности, к гребным винтам регулируемого шага (ВРШ). .

Изобретение относится к судостроению, в частности, к гребным винтам регулируемого шага (ВРШ). .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям, преимущественно к гребным винтам регулируемого шага (ВРШ), объединенным с силовым редуктором - винторедукторным агрегатом.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям, не содержащим управляемые принудительные приводы изменения шага винта и которые можно использовать на подвесных, а также стационарных моторах на маломерных судах.

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания гребных винтов регулируемого шага. .

Изобретение относится к области судостроения
Наверх