Устройство закрывания и фиксации крышки люка

Изобретение относится к люковым устройствам летательных аппаратов и может быть использовано в любой отрасли техники, где необходимо закрывание и герметизация люка без внешнего воздействия. Устройство содержит петли, размещенные на крышке (1) и окантовке (5). На петле (4) окантовки выполнен клиновой упор, а петля (2) крышки выполнена в виде пустотелого цилиндра. Цилиндр сочленен с крышкой сферическим шарниром (3), а внутри цилиндра размещен подпружиненный шток (6). На штоке установлен, с помощью валика (8), ролик (7), взаимодействующим с клиновым упором. Клиновой упор имеет две поверхности, одна из которых при закрытом положении крышки составляет с осью подпружиненного штока (6) угол, равный или меньший угла трения. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности устройства. 5 ил.

 

Изобретение относится к люковым устройствам летательных аппаратов и может быть использовано в любой отрасли техники, где необходимо закрывание и герметизация люка без внешнего воздействия.

Из патентной литературы известна крышка люка системы термостатирования, содержащая петли крепления, пружину поджатия и трехзвенный блокирующий механизм с пружиной и тарированным грузом (см. патент РФ № 2094308 от 1997 г, кл. B64C 1/14).

Недостатком является сложность эксплуатации из-за необходимости точной регулировки тарированного груза, к тому же ухудшающего весовую характеристику летательного аппарата.

Наиболее близким из известных технических устройств является выбранное в качестве прототипа устройство закрывания и фиксации крышки люка, содержащее петли крепления, размещенные на крышке и окантовке (см. патент РФ № 2158215 от 1999 г, МКИ 7 кл. B64G 1/22, B64C 1/14).

Недостатком устройства является сложность конструкции, обусловленная наличием множества приводных пружин, подвижностью блокирующего элемента, отказ которого может привести к расфиксации и невозможности крышки воспринимать избыточное давление среды, а также наличием обязательного спускового элемента - троса.

Задачей изобретения является создание устройства с техническим результатом: упрощение конструкции и повышение надежности.

Данная задача решается тем, что в устройстве закрывания и фиксации крышки люка, содержащем петли, размещенные на крышке и окантовке, на петле окантовки выполнен клиновой упор, а петля крышки выполнена в виде пустотелого цилиндра, сочлененного с крышкой сферическим шарниром и внутри которого размещен подпружиненный шток с установленным в нем на валике роликом, взаимодействующим с клиновым упором, при этом клиновой упор имеет две поверхности, одна из которых при закрытом положении крышки составляет относительно оси подпружиненного штока угол, равный или меньший угла трения.

Ниже в качестве примера приводится описание варианта практической реализации предполагаемого изобретения.

Даются ссылки на чертежи, на которых изображено:

На фиг.1: общий вид устройства, исходное состояние крышки люка;

На фиг.2: общий вид устройства, закрытое положение крышки;

На фиг.3: выносной элемент А фиг.1, где показано сопряжение ролика и клиновой поверхности упора;

На фиг.4: выносной элемент Б фиг.2, где показано опирание ролика выдвинутого штока на поверхность клинового упора, расположенную под небольшим углом α к оси штока;

На фиг.5: общий вид сверху по стрелке Г.

Устройство закрывания и фиксации крышки люка состоит из собственно крышки 1, петли крышки 2, закрепленной на крышке посредством сферического шарнира 3, и петли 4 окантовки 5 летательного аппарата. Петли сочленены между собой, образуя шарнирную цилиндрическую пару с осью вращения в. Внутри петли крышки 2 размещен подвижный шток 6 с установленным на нем роликом 7, вращающимся на валике 8. Пружина 9, находящаяся внутри штока 6, прижимает его к одной из наклонных поверхностей П или Т клинового упора 10, выполненного на петле 4 окантовки 5 летательного аппарата.

Люк образован, например, для размещения в нем блока 11 под электро-пневмо- или иные разъемы. К бортовому блоку 11 подстыкован отрывной (наземный) блок 12, соединенный силовыми элементами с механизмом отвода. Крышка люка 1 в исходном состоянии опирается на отрывной блок 12.

Работа устройства происходит следующим образом.

В исходном состоянии, когда крышка опирается на элемент конструкции отрывного блока разъемных соединений (БРС), подпружиненный шток 6 роликом 7 опирается на поверхность П клинового упора 10. При этом реакция опоры Р относительно оси вращения в крышки на плече h создает незначительный вращающий момент на закрытие крышки и, соответственно, небольшую силу прижатия к отрывному блоку. При отстыковке отрывного блока 12 крышка 1, лишенная опоры, под действием вращающего момента поворачивается в сторону закрытия.

В процессе закрывания крышки шток 6 продолжает под действием пружины 9 выдвигаться таким образом, что ролик 7 набегает на блокирующую поверхность Т клинового упора 10, где и заклинивается, запирая крышку. Блокирующая поверхность расположена под малым углом α, близким к углу трения, что обеспечивает гарантированное прижатие крышки к окантовке с существенно большим плечом Н действия силы. При этом силы трения, возникающие в сочленении шток-петля, способствуют запиранию крышки, подвергающейся в полете динамическим воздействиям.

Подобное исполнение устройства несложно в осуществлении. Блокирующий элемент - клиновой упор достаточно прост и надежен, а спусковой элемент исключен, соответственно достигается технический результат. Усилием одной пружины создается вращающий момент на закрывание крышки и фиксация ее в закрытом положении, что существенно упрощает конструкцию.

На предприятии в нескольких изделиях реализовано подобное устройство, которое показало высокую надежность, сочетающуюся с простотой изготовления и эксплуатации.

Устройство закрывания и фиксации крышки люка, содержащее петли, размещенные на крышке и окантовке, отличающееся тем, что на петле окантовки выполнен клиновой упор, а петля крышки выполнена в виде пустотелого цилиндра, сочлененного с крышкой сферическим шарниром, внутри которого размещен подпружиненный шток с установленным в нем на валике роликом, взаимодействующим с клиновым упором, при этом клиновой упор имеет две поверхности, одна из которых при закрытом положении крышки составляет относительно оси подпружиненного штока угол, равный или меньший угла трения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механике, может использоваться, в частности, в космической технике, а именно в вопросах обслуживания внутренней полости собранного изделия без расстыковки пневмогидравлических магистралей.

Изобретение относится к оборудованию космического летательного аппарата, а конкретнее - к средствам установки неосновной (попутной) полезной нагрузки на ракете-носителе.

Изобретение относится к космической технике, в частности к развертываемым крупногабаритным рефлекторам зонтичного типа, например, диаметром 25-50 м. .

Изобретение относится к космической технике, в частности, к развертываемым крупногабаритным рефлекторам зонтичного типа, например, диаметром 15-25 м. .

Изобретение относится к конструкциям космической техники и может быть использовано при проектировании космических аппаратов различного назначения. .

Изобретение относится к конструкции и компоновке изделий космической техники. .

Изобретение относится к области аэродинамики летательных аппаратов и может быть использовано в ракетостроении и авиации. .

Ракета // 2375268
Изобретение относится к космонавтике и служит для полета в космосе. .

Изобретение относится к многоцелевым служебным платформам космических аппаратов, преимущественно малых космических аппаратов. .

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим требуемые характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к рулевым приводам управляющих аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов. .

Изобретение относится к элементам конструкции самолета. .

Изобретение относится к авиационному бортовому оборудованию и предназначено для установки на гражданские летательные аппараты. .

Изобретение относится к способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок).

Изобретение относится к области самолетостроения, более конкретно к защитному устройству для петли дверей летательного аппарата. .

Изобретение относится к способам охлаждения элементов конструкций, преимущественно сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов. .

Дирижабль // 2385818
Изобретение относится к технике воздухоплавания. .

Изобретение относится к летательным аппарата с низким уровнем шума, в частности, во время взлета и посадки
Наверх