Способ определения содержания воды в жидком топливе в бытовых условиях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как экспресс-метод для определения содержания воды в топливе в бытовых условиях. Способ определения содержания воды в жидком топливе в бытовых условиях включает подготовку проб топлива путем отбора в прозрачную мерную емкость и перемешивание пробы топлива в ней. Испытание проводят путем замораживания пробы топлива при температуре ниже замерзания воды. Затем в процессе замораживания проводят визуальный осмотр пробы на наличие в ней в твердом состоянии воды. Далее после окончания замораживания проводят сбор количества воды путем отсеивания кристаллов воды через фильтр. Затем размораживают воду, измеряют ее объем взвешиванием и вычисляют процентное содержание воды в пробе.

Техническим результатом изобретения является разработка определения содержания воды в топливе без применения дорогостоящего оборудования и специальных растворителей. 1 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как экспресс-метод для определения содержания воды в топливе в бытовых условиях.

Известен способ определения содержания воды в топливе (прототип - ГОСТ 2477-65) с применением аппаратов по ГОСТ 1770-74. Способ включает: подготовку проб топлива путем отбора топлива в мерную емкость, перемешивание пробы топлива в ней, проведение испытаний при наличии указанных аппаратов путем нагревания пробы топлива с нерастворимым в воде растворителем (например, толуол, ксилол, нефтяной дистиллят, изооктан, нефрас). Затем проводят сбор количества воды конденсированием и измерение ее объема, по которому вычисляют процентное содержание воды в пробе топлива.

Недостатком способа определения содержания воды по прототипу является необходимость использования дорогостоящего оборудования и специальных растворителей (реактивов).

Техническая задача - создание способа, позволяющего определить содержание воды в топливе без применения дорогостоящего оборудования и специальных растворителей.

Указанная задача достигается способом определения содержания воды в жидком топливе в бытовых условиях, включающим подготовку проб топлива путем отбора в прозрачную мерную емкость и перемешивание пробы топлива в ней, проведение испытаний, сбор количества воды и измерение ее объема, по которому вычисляют процентное содержание воды в пробе, в котором согласно изобретению испытания проводят путем замораживания пробы топлива при температуре ниже замерзания воды, в процессе замораживания проводят визуальный осмотр пробы на наличие в ней в твердом состоянии воды, после окончания замораживания проводят сбор количества воды путем отсеивания кристаллов воды через фильтр, размораживают воду, измеряют ее объем взвешиванием и процентное содержание в пробе.

Предлагаемое изобретение отличается от прототипа тем, что испытания проводят путем замораживания пробы топлива при температуре ниже замерзания воды, в процессе замораживания проводят визуальный осмотр пробы на наличие в ней в твердом состоянии воды, после окончания замораживания проводят сбор количества воды путем отсеивания кристаллов воды через фильтр, размораживают воду, измеряют ее объем взвешиванием и процентное содержание в пробе.

Способ осуществляют следующим образом. Производят подготовку к испытанию пробы топлива путем отбора топлива в прозрачную мерную емкость, например в чистую сухую бесцветную бутылку. При этом мерную емкость заполняют на 2/3 ее объема, топливо тщательно перемешивают встряхиванием 2-3 минуты. Затем мерную емкость помещают в морозильную камеру до момента замерзания воды (ниже 0°С) в пробе. Замораживание проводят в течение 2-3 часов. Как показывает практика, срок замораживания в 2-3 часа достаточен для замерзания воды в морозильной камере. В течение первых одного-двух часов процедуры замораживания вода, если она есть в топливе, начинает выделяться из него в виде капелек и/или льдинок, которые видны через прозрачную стенку мерной емкости. Поэтому через 1-2 часа от начала замораживания пробу вынимают из морозильной камеры и осматривают на свету. Если капли воды и/или льдинки на данном этапе испытания визуально не обнаружены, делают вывод об отсутствии воды в топливе и испытание заканчивают. При их визуальном обнаружении делают вывод о наличии воды в топливе, и замораживание продолжают для превращения всей имеющейся в пробе воды в лед. По окончании замораживания (по истечении указанных 2-3 часов) вода в пробе полноценно кристаллизуется, при этом топливо может оставаться жидким или отвердеть вместе с водой. Если топливо в пробе осталось жидким, сразу приступают к сбору воды путем отсеивания льдинок через фильтр. Используют, например, фильтр-пробку за счет прикрепления его к горловине емкости, в которой находится испытуемое топливо. В случае замерзания топлива пробу оттаивают в течение 5-10 минут, которых достаточно для превращения топлива в жидкое состояние. Вода при этом остается в твердом виде в силу того, что температура замерзания воды и топлива различны: температура замерзания воды - 0°С, летнего дизельного топлива - -10°С, зимнего дизельного топлива - -25°С, бензина - ниже -60°С, то есть топливо оттаивает намного быстрее, чем вода. После оттаивания топлива сразу приступают к сбору воды путем отсеивания ее кристаллов через фильтр. Отсеянные кристаллы незамедлительно помещают в чистую мерную емкость и после полного размораживания определяют процентное содержание воды согласно ГОСТ 2477-65. Записывают объем воды с точностью до одного верхнего деления занимаемой водой в мерной емкости. Массовую и объемную долю воды в процентах вычисляют согласно ГОСТ 2477-65 по формулам

Х=V0/m·100; Х1=V0/V·100,

где V0 - объем воды в мерной емкости, см3;

m - масса пробы, г;

V - объем пробы, см3.

Примечание. Для упрощения вычисления плотности воды при комнатной температуре принимают за 1 г/см3, а числовое значение объема воды в см3 - за числовое значение массы воды в г; при массе топлива (100±0,1) г за массовую долю воды принимают объем воды, собравшейся в мерной емкости, в см3.

Пример 1. Была исследована проба летнего дизельного топлива (температура замерзания -10°С). Исследуемую пробу дизельного топлива налили в чистую сухую бесцветную бутылку не более 2/3 объема и тщательно размешали встряхиванием 2-3 минуты. Поместили в морозильную камеру на 2-3 часа. Через 1-2 часа от начала замораживания пробу извлекли из морозильной камеры и осмотрели на свету, в пробе дизельного топлива присутствовала вода, которая собиралась на дне мелкими каплями. После этого пробу помещали в морозильную камеру до конца замораживания. Затем мерную емкость вынули, через 5-10 минут, после того как дизельное топливо оттаяло, слили фильтрованием топливо, вода осталась на дне кусочками льда. Разморозили воду, слили в мерную емкость, определили взвешиванием его объем согласно ГОСТу 2477-65. Концентрация воды в пробе дизельного топлива составила 0,1%.

Пример 2. Исследовали содержание воды в пробе зимнего дизельного топлива (температура замерзания -25°С). Испытания проводили согласно предлагаемому способу. Через 1-2 часа от начала замораживания провели визуальный осмотр пробы и на данном этапе исследования не обнаружено наличие воды в пробе. Сделан вывод об отсутствии воды в пробе.

Сравнительная характеристика показателей способа по прототипу и по предлагаемому способу приведена в следующей таблице.

Таблица
Показатели Прототип Предлагаемый способ
Количество аппаратов, применяемых для осуществления способа, шт 1 0
Количество применяемых специальных растворителей (реактивов - толуол, ксилол, нефтяной дистиллят, изооктан, нефрас), шт 1 0
Минимальное содержание воды в топливе, которое возможно определить способом, % 0,1 0,1
Сходимость результатов, % 2 2
Воспроизводимость результатов не более, %
при объеме воды от 1,0 до 10 см3 10 10
при объеме воды более 10 см3 5 5

Из данных таблицы видно, что предлагаемый способ позволяет определить содержание воды в жидком топливе без применения дорогостоящего оборудования и специальных растворителей без снижения требуемой точности.

Способ апробирован в испытательной лаборатории ФГУ «Саратовский центр стандартизации, метрологии и сертификации им. Б.А.Дубикова», согласно заключению центра стандартизации, метрологии и сертификации данный метод позволяет определить содержание воды в топливе, начиная с 0,1% и выше в бытовых условиях (без аппаратов АКОВ) без снижения требуемой точности. Для малых количеств воды можно сделать шкалу из известных количеств воды и затем исследуемую пробу сравнивать с образцами шкалы.

Способ определения содержания воды в жидком топливе в бытовых условиях, включающий подготовку проб топлива путем отбора в прозрачную мерную емкость и перемешивания пробы топлива в ней, проведение испытаний, сбор количества воды и измерение ее объема, по которому вычисляют процентное содержание воды в пробе, отличающийся тем, что испытания проводят путем замораживания пробы топлива при температуре ниже замерзания воды, в процессе замораживания проводят визуальный осмотр пробы на наличие в ней в твердом состоянии воды, после окончания замораживания проводят сбор количества воды путем отсеивания кристаллов воды через фильтр, размораживают воду, измеряют ее объем взвешиванием и процентное содержание в пробе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области исследования или анализа материалов путем определения химических или физических свойств взрывчатых веществ. .
Изобретение относится к средствам контроля качества моторных топлив. .

Изобретение относится к лабораторному оборудованию, используемому при изучении курсов теории взрывчатых веществ, действия взрыва, экспериментальных методов физики взрыва.

Изобретение относится к определению компонентного состава нефтей с использованием фотоколориметрического метода в видимой части спектра и может быть использовано при комплексном анализе нефтей и нефтепродуктов.
Изобретение относится к способам исследования и анализа моторных топлив и их компонентов применительно к нефтеперерабатывающей промышленности. .

Изобретение относится к области исследования или анализа небиологических материалов химическими способами, конкретно, с помощью химических индикаторов и предназначено для выявления и идентификации полинитроароматических взрывчатых веществ.

Изобретение относится к исследованию и контролю качества жидких углеводородных топлив и определению возможности длительного хранения топлив. .

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств автомобильных бензинов и может быть использовано при выработке рекомендаций по их применению в различных топливных системах.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив и может быть использовано для идентификации термостабильных топлив, используемых в двигателях с высокой теплонапряженностью.

Изобретение относится к взрывчатым веществам. .

Изобретение относится к лабораторной оценке эксплуатационных свойств автомобильных бензинов применительно к определению возможного срока их хранения на предприятиях, потребляющих и производящих автомобильные бензины

Изобретение относится к производству металлургического кокса и может быть использовано в коксохимической промышленности, в частности для составления угольной шихты на основе определения технологической ценности угольных компонентов, включающих различные марки углей разной бассейновой принадлежности
Изобретение относится к области экологии и аналитической химии применительно к оценке загрязнения водных сред нефтепродуктами

Изобретение относится к области исследований или анализа защитных свойств материалов лицевых частей противогазов при воздействии на них капель , '-дихлордиэтилсульфида (ДДС) путем использования его имитатора - бутил- -хлорэтилсульфида (БХЭС) в качестве вещества, моделирующего проникающую способность иприта

Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано в качестве средства метрологического обеспечения методик выполнения измерений микроконцентраций серы в нефти и нефтепродуктах

Изобретение относится к способу оценки низкотемпературной прокачиваемости топлива двигателей воздушных судов (ВС)
Изобретение относится к исследованию газомоторного топлива (компримированного природного газа - КПГ, и/или сжиженного природного газа - СПГ) в дорожных условиях

Изобретение относится к устройствам исследования топлив и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся разработкой и применением моторных топлив

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, в зависимости от которых определяют сохраняемость бензинов
Наверх