Противоугонное устройство для транспортного средства

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования и хищения транспортных средств (ТС). На посту контроля установлен передатчик, а на ТС - приемник, исполнительный блок и пассивный приемоответчик. Передатчик содержит задающий генератор, генератор модулирующего кода, фазовый манипулятор, усилитель мощности, приемопередающую антенну, усилитель высокой частоты, дуплексор, фазовый детектор и компьютер. Кроме того, передатчик снабжен приемной антенной, дополнительным усилителем высокой частоты, двумя перемножителями, двумя фильтрами нижних частот, двумя экстремальными регуляторами, двумя блоками регулируемой задержки, индикатором дальности и указателем угла. Приемник содержит приемную антенну, усилитель высокой частоты, два измерителя ширины спектра, удвоитель частоты, блок сравнения, два пороговых блока, ключ, делитель частоты на два, узкополосный фильтр, фазовый детектор, однополярный вентиль и накопитель. Исполнительный блок содержит ключ, катушку зажигания, два реле, выключатель, выключатель зажигания, аккумулятор, габаритные лампы, звуковой сигнализатор, управляющий выключатель, три конденсатора, тиристор, два резистора, стабилитрон. Приемоответчик содержит пьезокристалл, микрополосковую антенну, электроды, шины и отражающие пластины. Принцип дистанционного поиска и обнаружения угнанного ТС основан на использовании сложного фазоманипулированного сигнала, который излучается передатчиком, принимается и селектируется приемником, детектируется, накапливается и используется для включения габаритных ламп, звукового сигнализатора и выключения двигателя ТС. Устройство характеризуется расширенными функциональными возможностями и обеспечивает как обнаружение угнанного ТС, так и определение его местоположения. 4 ил.

 

Предлагаемое устройство относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с использованием радиоканалов.

Известны противоугонные устройства для транспортных средств с использованием радиоканалов (патенты РФ №№2.006.394, 2.011.574, 2.011.575, 2.021.927, 2.033.352, 2.033.353, 2.033.354, 2.042.548, 2.058.906, 2.061.320, 2.061.321, 2.061.323, 2.180.293, 2.254.245 и другие).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является «Противоугонное устройство для транспортного средства» (патент РФ №2.254.245, В60R 25/04, 2003), которое и выбрано в качестве прототипа.

Указанное устройство обеспечивает дистанционный поиск и обнаружение угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, и его задержание, т.е. когда угнанное транспортное средство находится в движении и под напряжением бортового аккумулятора, а также если оно находится в статическом состоянии и полностью обесточено.

Однако данное устройство не позволяет определить местоположение угнанного транспортного средства.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем определения местоположения угнанного транспортного средства.

Поставленная задача решается тем, что противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее, в соответствии с ближайшим аналогом, передатчик, установленный на посту контроля и состоящий из последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности, дуплексера, вход-выход которого связан с приемо-передающей антенной, второго усилителя высокой частоты, второго фазового детектора, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, и компьютера, приемник, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно включенных первой приемной антенны, первого усилителя высокой частоты, удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого порогового блока, второго ключа, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные делитель частоты на два и узкополосный фильтр соединен с выходом удвоителя частоты, однополярного вентиля, накопителя и второго порогового блока, установленные на транспортном средстве первое и второе реле, выполненные первое с замыкающим и размыкающим, а второе с замыкающим контактами, обмотка первого из которых подключена к аккумуляторной батарее транспортного средства через выключатель зажигания, а размыкающий включен в цепь питания катушки зажигания, узел временной задержки, тиристор, включенный в цепь питания звукового сигнализатора параллельно выключателю звукового сигнализатора и соединенный управляющим электродом с выходом узла временной задержки, первый ключ, соединенный последовательно с обмоткой первого реле, управляющий выключатель и сигнальные лампы, при этом первое реле выполнено с дополнительным замыкающим контактом, который включен в цепь управления узла временной задержки, а его первый замыкающий контакт включен между первым ключом и корпусом транспортного средства, а обмотка второго реле и последовательно соединенные между собой замыкающий контакт второго реле и включенные параллельно сигнальные лампы подключены к аккумуляторной батарее через первый замыкающий контакт первого реле, установленный на транспортном средстве пассивный приемоответчик, выполненный на пьезокристалле с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным преобразователем и набором отражателей, при этом преобразователь выполнен в виде встречно-штыревой структуры, играет роль линии задержки на поверхностных акустических волнах и содержит две гребенчатые системы электродов, соединенные друг с другом шинами, которые связаны с микрополосковой антенной, также изготовленной на поверхности пьезокристалла, отличается от ближайшего аналога тем, что оно снабжено второй приемной антенной, третьим усилителем высокой частоты, двумя перемножителями, двумя фильтрами нижних частот, двумя экстремальными регуляторами, двумя блоками регулируемой задержки, индикатором дальности и указателем угла, причем к выходу второго усилителя высокой частоты последовательно подключены первый перемножитель, второй вход которого через первый блок регулируемой задержки соединен с выходом фазового манипулятора, первый фильтр нижних частот, первый экстремальный регулятор и первый блок регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен индикатор дальности, к выходу второй приемной антенны последовательно подключены третий усилитель высокой частоты, второй перемножитель, второй вход которого через второй блок регулируемой задержки соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, второй фильтр нижних частот, второй экстремальный регулятор и второй блок регулируемой задержки, к второму выходу подключен указатель азимута, приемо-передающая антенна и вторая приемная антенна разнесены в азимутальной плоскости на расстояние d, где d - измерительная база.

Противоугонное устройство для транспортного средства содержит передатчик 1, приемник 7, приемоответчик 50 и исполнительный блок 27.

Структурная схема передатчика 1 представлена на фиг.1. Структурная схема приемника 7 и исполнительного блока 27 представлена на фиг.2. Структурная схема приемоответчика 50 изображена на фиг.3. Временные диаграммы, поясняющие работу устройства, показаны на фиг.4.

Передатчик 1, установленный на посту контроля, состоит из последовательно включенных задающего генератора 2, фазового манипулятора 4, второй вход которого соединен с выходом генератора 3 модулирующего кода, усилителя 5 мощности, дуплексера 46, вход-выход которого связан с приемо-передающей антенной 6, второго усилителя 47 высокой частоты, второго фазового детектора 48, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора 2, и компьютера 49, из последовательно подключенных к выходу второго усилителя 47 высокой частоты первого перемножителя 58, второй вход которого через первый блок 61 регулируемой задержки соединен с выходом фазового манипулятора 4, первого фильтра 59 нижних частот, первого экстремального регулятора 60 и первого блока 61 регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен индикатор 62 дальности, и последовательно включенных второй приемной антенны 63, третьего усилителя 64 высокой частоты, второго перемножителя 66, второй вход которого через второй блок 69 регулируемой задержки соединен с выходом второго усилителя 47 высокой частоты, второго фильтра 67 нижних частот, второго экстремального регулятора 68 и второго блока 69 регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен указатель 70 угла. Причем приемо-передающая антенна 6 и вторая приемная антенна 63 разнесены в азимутальной плоскости на расстояние d, где d - измерительная база.

Первый перемножитель 58, первый фильтр 59 нижних частот, первый экстремальный регулятор 60 и первый 61 блок регулируемой задержки образуют первый коррелятор 57.

Второй перемножитель 66, второй фильтр 67 нижних частот, второй экстремальный регулятор 68 и второй блок 69 регулируемой задержки образуют второй коррелятор 65.

Приемник 7 содержит последовательно включенные приемную антенну 8, первый усилитель 9 высокой частоты, удвоитель 12 частоты, первый измеритель 13 ширины спектра, блок 14 сравнения, второй вход которого через второй измеритель 11 ширины спектра соединен с выходом усилителя 9 высокой частоты, первый пороговый блок 15, второй ключ 16, второй вход которого соединен с выходом усилителя 9 высокой частоты, первый фазовый детектор 19, второй вход которого через последовательно включенные делитель 17 частоты на два и узкополосный фильтр 18 соединен с выходом удвоителя 12 частоты, однополярный вентиль 20, накопитель 21 и второй пороговый блок 22. Удвоитель 12 частоты, измерители 11 и 13 ширины спектра, блок 14 сравнения, пороговые блоки 15 и 22, ключ 16, фазовый детектор 19, делитель 17 частоты на два, узкополосный фильтр 18, однополярный вентиль 20 и накопитель 21 образуют обнаружитель 10.

Исполнительный блок 27 состоит из последовательно подключенных к плюсовой шине аккумулятора 29 выключатель 28 зажигания, контакта 25.1 и первой обмотки катушки 24 зажигания. Параллельно аккумулятору 29 включены последовательно соединенные выключатель 28 зажигания, обмотка 25 реле, первый ключ 23 и выключатель 26, последовательно соединенные контакты 25.2, 30.1 и сигнальные лампы 31-34, включенные параллельно, и обмотка 30 реле. К плюсовой шине аккумулятора 29 последовательно подключены контакт 25.2, звуковой сигнализатор 35 и узел 40 временной задержки. К выходу звукового сигнализатора 35 последовательно подключены транзистор 41, зашунтированный тиристором 38, и конденсатор 39. В базовую цепь транзистора 41 включен стабилитрон 44. К звуковому сигнализатору 35 последовательно подключены резистор 42, резистор 43, контакт 25.3 и конденсатор 45.

Приемоответчик 50 представляет собой пьезокристалл 51 с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным преобразователем и набором отражателей 56. Причем преобразователь выполнен в виде встречно-штыревой структуры, играет роль линии задержки на поверхностных акустических волнах (ПАВ) и содержит две гребенчатые системы электродов 53, соединенные друг с другом шинами 54 и 55, которые связаны с микрополосковой антенной 52, также изготовленной на поверхности пьезокристалла 51.

Принцип дистанционного поиска и обнаружения в общем транспортном потоке угнанного средства основан на использовании сложного фазоманипулированного (ФМн) сигнала, который излучается передатчиком, принимается и селектируется приемником, детектируется, накапливается и используется для включения габаритных ламп, звукового сигнализатора и выключения двигателя. Причем включенные лампы 31-34 и звуковой сигнализатор 35 являются признаком обнаружения угнанного транспортного средства, а выключенный двигатель обеспечивает задержание транспортного средства и угонщика. При этом передатчик 1 устанавливается на постах контроля или машинах ГАИ, а приемник 7 и исполнительный блок 27 - на транспортных средствах.

Использование сложного ФМн-сигнала позволяет применять новый вид селекции ~ структурную селекцию, которая обеспечивает более высокую помехоустойчивость и надежность выделения указанного сигнала среди других сигналов и помех, действующих в той же полосе частот и в те же промежутки времени.

Принцип работы встречно-штыревого преобразователя основан на том, что переменные в пространстве и времени электрические поля, создаваемые в пьезоэлектрическом кристалле системой электродов, вызывают из-за пьезоэффекта упругие деформации, которые распространяются в кристалле в виде ПАВ.

Устройство работает следующим образом.

После включения передатчика 1 высокочастотное колебание (фиг.4,а)

U1(t)=υс·Cos(ωct+φc), O≤t≤Тc,

где υc, ωc, φc, Тc - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность высокочастотного колебания, с выхода задающего генератора 2 поступает на первый вход фазового манипулятора 4, на второй вход которого подается модулирующий код M1(t) (фиг.4,б) с выхода генератора 3 модулирующего кода. В результате фазовой манипуляции на выходе фазового манипулятора 4 образуется ФМн-сигнал (фиг.4,в)

U2(t)=υс·COS [ωct+φк1(t)+φc], O≤t≤Tc,

где φкt(t)={о,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M1(t), причем φк1(t)=const при К·τu<t<(К+1)·τu и может изменяться скачком при t=К·τu, т.е. на границах между элементарными посылками (К=0, 1, 2,…, N-1);

τu, N - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью Тcc=N·τu).

Этот сигнал после усиления в усилителе 5 мощности излучается антенной 6 в эфир. При этом приемо-передающая антенна 6 может быть направленной, например параболической, что обеспечивает облучение только транспортного потока, проходящего мимо пункта контроля. ФМн-сигнал U2(t) улавливается приемной антенной 8 транспортного средства и через усилитель 9 высокой частоты поступает на вход обнаружителя 10, состоящего из измерителей 11 и 13 ширины спектра, удвоителя 12 частоты, блока 14 сравнения, порогового блока 15, ключа 16, делителя 17 частоты на два, узкополосного фильтра 18, фазового детектора 19, однополярного вентиля 20, накопителя 21 и порогового блока 22. На выходе удвоителя 12 частоты образуется гармоническое напряжение (фиг.4,г)

U3(t)=υc·Cos (2ωct+2φc), O≤t≤Тc.

Так как 2φк(t)={о, 2π}, то в указанном напряжении манипуляция фазы уже отсутствует.

Ширина спектра Δf2 второй гармоники определяется длительностью Тс сигнала (Δf2=1/Тс), тогда как ширина спектра Δfc ФМн-сигнала определяется длительностью τu его элементарных посылок (Δfc=1/Тu), т.е. ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала в N раз меньше ширины спектра Δfc входного сигнала ΔfC/Δf2=N.

Следовательно, при удвоении частоты ФМн-сигнала его спектр сворачивается в N раз. Это и позволяет обнаружить ФМн-сигнал среди других сигналов, шумов и помех даже тогда, когда его мощность на входе приемника меньше мощности шумов и помех.

Ширина спектра Δfc входного ФМн-сигнала измеряется с помощью измерителя 11, а ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала измеряется с помощью измерителя 13. Напряжение υ1 и υ2, пропорциональные Δfc и Δf2 соответственно, с выходов измерителей 11 и 13 ширины спектра поступают на два входа блока 14 сравнения. Так как υ1>>υ2, то на выходе блока 14 сравнения образуется положительное напряжение, которое превышает пороговый уровень υпop1 в пороговом блоке 15. Пороговый уровень υпop1 выбирается таким, чтобы его не превышали случайные помехи. При превышении порогового уровня υпop1 в пороговом блоке 15 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 16, открывая его. Ключи 16 и 23 в исходном состоянии всегда закрыты. При этом ФМн-сигнал U2(t) (фиг.4,в) с выхода усилителя 9 высокой частоты через открытый ключ 16 поступает на информационный вход фазового детектора 19. Гармоническое напряжение U3(t) (фиг.4,г) с выхода удвоителя 12 частоты одновременно поступает на вход делителя 17 частоты на два, на выходе которого образуется напряжение (фиг.4,д)

U4(t)=υc·Cos (ωct+φc), O≤t≤Тc.

Это напряжение выделяется узкополосным фильтром 18 и подается на опорный вход фазового детектора 19. На выходе последнего образуется низкочастотное напряжение (фиг.4,е)

Uн1(t)=υн1·Cos φк1(t), O≤t≤Тc

где υн1=1/2 K1·υc2;

K1 - коэффициент передачи фазового детектора,

соответствующее по форме модулирующему коду M1(t) (фиг.4,е). Указанное напряжение поступает на вход однополярного вентиля 20, на выходе которого образуются только положительные импульсы (фиг.4,ж). Эти импульсы после накопления в накопителе 21 превышают пороговый уровень υпop2 в пороговом блоке 22. При превышении указанного уровня в пороговом блоке 22 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 23, открывая его. При этом постоянное напряжение аккумулятора 29 через замкнутый выключатель 28 зажигания, открытый ключ 23 и замкнутый выключатель 26 устройства подается на обмотку реле 25. Выключатель 26 устройства устанавливается на транспортном средстве в месте, известном только владельцу. При срабатывании реле 25 размыкается контакт 25.1 и замыкаются контакты 25.2 и 25.3. Разомкнутые контакты 25.1 выключают двигатель, что приводит к остановке транспортного средства.

Постоянное напряжение аккумулятора 29 через замкнутый контакт 25.2 подается на обмотку реле 30, которое срабатывает и замыкает контакт 30.1. При этом включаются сигнальные лампы 31-34, установленные на передней и задней панелях кузова транспортного средства. Одновременно напряжение аккумулятора 29 через замкнутый контакт 25.2 подается на звуковой сигнализатор 35. Работа сигнальных ламп 31-34 и звукового сигнализатора является признаком обнаружения угнанного транспортного средства.

В схеме противоугонного устройства используются уже имеющиеся на транспортном средстве звуковой сигнализатор и габаритные лампы.

При замыкании контактов 25.2 и 25.3 напряжение питания подается также на узел 40 временной задержки, состоящий из транзистора 41, резисторов 42 и 43, стабилитрона 44 и конденсатора 45. Конденсатор 45 начинает заряжаться и через определенный интервал времени (5-7 с.), который регулируется переменным резистором 43, напряжение на конденсаторе 45 достигает напряжения открывания стабилитрона 44, отпирается тиристор 38 и срабатывает звуковой сигнализатор 35. Для поддержания тиристора 38 в открытом состоянии используется заряд конденсатора 37. Звуковой сигнализатор 35 и габаритные лампы 31-34 продолжают работать до задержания транспортного средства и угонщика. Если звуковой сигнализатор 35 срабатывает, то его невозможно выключить, только отключив выключатель 28 зажигания. Для выключения звукового сигнализатора 35 необходимо выключить зажигание и кратковременно нажать на выключатель 36. Этим достигается запирание тиристора 38 и исключается его повторное открытие.

Одновременно зондирующий ФМн-сигнал U2(t) облучает пассивный приемоответчик 50, который может быть вмонтирован в один или несколько элементов транспортного средства, закамуфлирован под определенный предмет или может быть выполнен в виде отдельного миниатюрного устройства, которое помещается в потайном месте транспортного средства.

Принцип действия пассивного приемоответчика 50 основан на акустической обработке принятого ФМн-радиоимпульса с помощью линии задержки на поверхностных акустических волнах (ПАВ).

Поверхностные акустические волны - это волны, распространяющие вдоль поверхности твердых тел в относительно тонком поверхностном слое. Скорость распространения ПАВ в кристаллах примерно на пять порядков меньше скорости распространения электромагнитных колебаний. Это значит, что на сантиметре кристалла можно уместить информацию, которая заполнит кабель длиной в километр. Высокая информационная емкость приборов на ПАВ впервые была использована в линиях задержки, которые позволяют хранить, преобразовывать, канализировать, отводить и отражать распространяющиеся в них сигналы.

В основе работы приборов на ПАВ лежат три физические процесса:

- преобразование входного электрического сигнала в акустическую волну;

- распространение акустической волны по поверхности звукопровода и ее отражение;

- обратное преобразование ПАВ в электрический сигнал с параметрами, определяемыми внутренней структурой встречно-штыревого преобразователя.

Для прямого и обратного преобразования используется встречно-штыревой преобразователь, полоса пропускания которого много больше ширины спектра Δfc принимаемого сигнала.

Акустическая волна, полученная в преобразователе, распространяется по поверхности пьезокристалла 51 и через некоторое время достигает отражающих пластин 56, которые отражают акустическую волну назад с фазой, определяемой положением отражающих пластин 56, и амплитудой, пропорциональной коэффициенту отражения. Преобразователь ПАВ преобразует отраженную акустическую волну обратно в радиоимпульс с фазовой манипуляцией

U5(t)=υ5·Cos[ωct+φк1(t)+φc], O≤t≤Тc

где φк1(t)={о, π} - определяется внутренней структурой встречно-штыревого преобразователя.

Сформированный радиоимпульс U5(t) излучается микрополосковой антенной 52 в эфир, принимается антеннами 6 и 63 пункта контроля:

U6(t)=υ6·Cos[ωc(t-τзl)+(φкl(t-τз1)+ φз1],

U7(t)=υ7·Cos[ωc(t+τз2)+φк1(t-τз2)+φc], O≤t≤Тc,

где τз1=2R/С - время запаздывания ретранслированного сигнала относительно запросного;

R - расстояние между пунктом контроля и угнанным транспортным средством;

С - скорость распространения радиоволн.

Напряжение U6(t) с выхода антенны 6 через дуплексер 46 и усилитель 47 высокой частоты поступает на первые входы фазового детектора 48 и перемножителя 58. На второй (опорный) вход фазового детектора 48 подается высокочастотное колебание U1(t) с выхода задающего генератора 2. На выходе фазового детектора 48 образуется низкочастотное напряжение

Uн2(t)=υн2·Cos φк1(t), O≤t≤Тc,

где υн2=1/2·K1·υ5·υc,

пропорциональное модулирующему коду M1(t). Это напряжение с выхода фазового детектора 48 направляется в базу данных компьютера 49 для идентификации. Оно представляет собой индивидуальную маркировку обследуемого транспортного средства, например его идентификационный номер.

Следует отметить, что излучаемый ФМн-сигнал содержит идентификационный номер угнанного транспортного средства. Низкочастотное напряжение UH2(t), поступающее в базу данных компьютера 49, является подтверждением (квитанцией) того, что облучаемое транспортное средство является угнанным.

Напряжение U6(t) c выхода усилителя 47 высокой частоты одновременно поступает на первый вход перемножителя 58, на второй вход которого подается зондирующий ФМн-сигнал U2(t) с выхода фазового манипулятора 4 через блок 61 регулируемой задержки. Полученное на выходе перемножителя 58 напряжение пропускается через фильтр 59 нижних частот, на выходе которого формируется первая корреляционная функция R1(τ). Экстремальный регулятор 60, предназначенный для поддержания максимального значения корреляционной функции R1(τ) и подключенный к выходу фильтра 59 нижних частот, воздействует на управляющий вход блока 61 регулируемой задержки и поддерживает вводимую им задержку τ равной τз1 (τ=τз1), что соответствует максимальному значению корреляционной функции R1(τ). Указатель 62 дальности, связанный со шкалой блока 61 регулируемой задержки, позволяет непосредственно считывать измеренное расстояние R между пунктом контроля и угнанным транспортным средством

R=C·τз1/2.

Следовательно, задача измерения дальности (расстояния) R сводится к измерению временной задержки τз1 ретранслированного сигнала относительно запросного.

Напряжение U7(t) с выхода приемной антенны 63 через усилитель 64 высокой частоты поступает на первый вход перемножителя 66, на второй вход которого через блок 69 регулируемой задержки подается напряжение U6(1) с выхода усилителя 47 высокой частоты. Полученное на выходе перемножителя 66 напряжение пропускается через фильтр 67 нижних частот, на выходе которого формируется корреляционная функция R2(τ). Экстремальный регулятор 68, предназначенный для поддержания максимального значения корреляционной функции R2(τ) и подключенный к выходу фильтра 67 нижних частот, воздействует на управляющий вход блока 69 регулируемой задержки и поддерживает вводимую им задержку τ равной τз2 (τ=τз2), что соответствует максимальному значению корреляционной функции R2(τ).

Шкала блока 69 регулируемой задержки (указатель 70 азимута) проградуирована непосредственно в значениях угловых координат угнанного транспортного средства

β=arc Cos С · τз2/d,

где β - азимут угнанного транспортного средства;

d - измерительная база.

Следовательно, задача измерения азимута β угнанного транспортного средства сводится к измерению временной задержки τз2 между ретранслированными сигналами, принимаемыми антеннами 6 и 63.

Измерив дальность R и азимут β угнанного транспортного средства, на пункте контроля определяют местоположение угнанного транспортного средства.

К основным характеристикам устройства можно отнести следующие:

- мощность передатчика средняя - не более 100 мВт;

- частотный диапазон - 400-420 (900-920) МГц;

- дальность - не менее 200 м;

- количество кодовых комбинаций - 232 - 2128;

- тип излучаемого сигнала и сигнала ответчика - широкополосные ФМн-сигналы (база сигналов В=20-100);

- габариты приемоответчика - 8-15.5 мм;

- срок службы приемоответчика - не менее 20 лет;

- потребляемая приемоответчиком мощность - 0 Вт.

Предлагаемое устройство обеспечивает не только дистанционный поиск и обнаружение угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, и его задержание, но и передачу на пункт контроля тревожной информации, содержащей сведения об угнанном транспортном средстве.

Кроме того, на пункт контроля передается тревожная информация по радиоканалу при нахождении угнанного транспортного средства в статическом обесточенном состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице при соответствующем его облучении сканирующим устройством.

Основное преимущество системы автоматической телеиндикации угнанного транспортного средства, находящегося в динамике или статике, состоит в возможности использовать пассивный, т.е. не требующий источников питания приемоответчик с малыми габаритами.

Другое преимущество заключается в возможности совмещения функций переизлучения энергии, кодирования индивидуальной информации об угнанном транспортном средстве и функций датчика какой-либо физической величины в одном устройстве с простой конструкцией.

В ряде случаев положительным свойством пассивного приемоответчика на ПАВ можно считать малые затраты на длительную эксплуатацию (отсутствие батареи и большое время наработки на отказ).

Кроме того, в особых случаях считывание индивидуальной маркировки с угнанных транспортных средств можно производить скрытно, без видимых признаков их облучения.

Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с прототипом обеспечивает измерение R и азимута β угнанного транспортного средства, т.е. его местоположение, независимо от того в каком состоянии находится угнанное транспортное средство: в движении (динамике) или в статике в обесточенном состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице. Это достигается использованием сложных сигналов с фазовой манипуляцией и их корреляционной обработки. Тем самым функциональные возможности устройства расширены.

Противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее передатчик, установленный на посту контроля и состоящий из последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности, дуплексера, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, второго усилителя высокой частоты, второго фазового детектора, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, и компьютера, приемник, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно включенных приемной антенны, первого усилителя высокой частоты, удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого порогового блока, второго ключа, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные делитель частоты на два и узкополосный фильтр соединен с выходом удвоителя частоты, однополярного вентиля, накопителя и второго порогового блока, установленные на транспортном средстве первое и второе реле, выполненные первое с замыкающим и размыкающим, а второе с замыкающим контактами, обмотка первого из которых подключена к аккумуляторной батарее транспортного средства через выключатель зажигания, а размыкающий включен в цепь питания катушки зажигания, узел временной задержки, тиристор, включенный в цепь питания звукового сигнализатора параллельно выключателю звукового сигнализатора и соединенный управляющим электродом с выходом узла временной задержки, первый ключ, соединенный последовательно с обмоткой первого реле, управляющий выключатель и сигнальные лампы, при этом первое реле выполнено с дополнительным замыкающим контактом, который включен в цепь управления узла временной задержки, а его первый замыкающий контакт включен между звуковым сигнализатором и выключателем зажигания, управляющий выключатель включен между первым ключом и корпусом транспортного средства, а обмотка второго реле и последовательно соединенные между собой замыкающий контакт второго реле и включенные параллельно сигнальные лампы подключены к аккумуляторной батарее через первый замыкающий контакт первого реле, установленный на транспортном средстве пассивный приемоответчик, выполненный на пьезокристалле с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным преобразователем и набором отражателей, при этом преобразователь выполнен в виде встречно-штыревой структуры, играет роль линии задержки на поверхностных акустических волнах и содержит две гребенчатые системы электродов, соединенные друг с другом шинами, которые связаны с микрополосковой антенной, также изготовленной на поверхности пьезокристалла, отличающееся тем, что оно снабжено второй приемной антенной третьим усилителем высокой частоты, двумя перемножителями, двумя фильтрами нижних частот, двумя экстремальными регуляторами, двумя блоками регулируемой задержки, индикатором дальности и указателем угла, причем к выходу второго усилителя высокой частоты последовательно подключены первый перемножитель, второй вход которого через первый блок регулируемой задержки соединен с выходом фазового манипулятора, первый фильтр нижних частот, первый экстремальный регулятор и первый блок регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен индикатор дальности, к выходу второй приемной антенны последовательно подключены третий усилитель высокой частоты, второй перемножитель, второй вход которого через второй блок регулируемой задержки соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, второй фильтр нижних частот, второй экстремальный регулятор и второй блок регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен указатель азимута, приемопередающая антенна и вторая приемная антенна разнесены в азимутальной плоскости на расстояние d, где d - измерительная база.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к радиоканальным устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств.

Изобретение относится к технике предотвращения или обнаружения недозволенного использования (кражи) транспортных средств (ТС) и предназначено для реализации тревожной сигнализации о попытках проникновения в ТС и многоуровневой защиты его от угона и захвата.

Изобретение относится к устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств (ТС) с использованием радиоканала. .

Изобретение относится к системам распознавания человека, в частности к системам идентификации личности по голосу, и предназначено для использования в охранных и противоугонных системах для транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к системам управления двигателем внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам для его защиты от угона. .

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с использованием радиоканалов.

Изобретение относится к противоугонным устройствам и может быть установлено в качестве защитной блокировки магнитного клапана топливного насоса высокого давления на дизельных двигателях.

Изобретение относится к средствам для предотвращения несанкционированного использования двигателя автомобиля. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в конструкции выключателя зажигания для автомобиля

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств (ТС) для предотвращения несанкционированного запуска двигателя в целях недозволенного использования или кражи ТС

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с использованием радиоканала и приемоответчика на поверхностных акустических волнах

Изобретение относится к автомобильной охранной технике

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств от несанкционированного использования

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств с применением радиоканалов

Изобретение относится к технике противодействия несанкционированному использованию автомобилей

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к устройствам, предотвращающим несанкционированное использование автомобилей различных модификаций

Изобретение относится к противоугонным устройствам автомобиля

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования. В ТС установлена система слежения за ТС (VTS), которая передает данные о ТС во внешнюю систему VTS, в частности, для слежения за угнанными ТС. Установленная в ТС система VTS содержит управляющее устройство (10), которое допускает запуск ТС лишь при наличии персонального ключа (11) ТС. Управляющее устройство (10), в котором хранится персональный идентификационный номер ТС или которое считывает персональный идентификационный номер ТС с другого управляющего устройства, передает во внешнюю систему (13) VTS для запоминания персональный идентификационный номер ТС вместе с персональным идентификационным номером управляющего устройства (10) и вместе с персональным идентификационным номером карточки (12) водителя, который управляющее устройство (10) считывает с карточки (12) водителя. Изобретение обеспечивает однозначное распознавание обладающего правом пользования ТС и, как следствие, уменьшает опасность угона ТС. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх