Транспортно-пусковой контейнер

Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым устройствам закрытого контейнерного типа для управляемых снарядов, преимущественно зенитных ракет. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) для управляемого снаряда содержит корпус с расположенным внутри его управляемым снарядом и замок для удержания управляемого снаряда за его хвостовую часть. В корпусе ТПК на передней половине его внутренней поверхности закреплены направляющие и прижимное устройство. Прижимное устройство выполнено в виде основания с установленными в его наклонных пазах двумя кривошипно-ползунными механизмами. Ползуны упомянутых механизмов выполнены в виде клиньев, взаимодействующих с корпусом управляемого снаряда, а кривошипы снабжены рукояткой и установлены на основании на срезной оси. Обеспечивается снижение уровня вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе его транспортирования. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым устройствам закрытого контейнерного типа для управляемых снарядов, ракет.

Известны пусковые устройства закрытого типа, используемые для пуска управляемых снарядов, например мин (см. Серебряков М.Е. Внутренняя баллистика ствольных систем и пороховых ракет. М.: Оборонгиз, 1962, с. 682, 683), содержащие контейнер в виде трубы с дном. Мина содержит аккумулятор давления, который состоит из зарядов твердого топлива - основного, размещенного в корпусе стабилизатора, и дополнительного - вокруг стабилизатора. Корпус стабилизатора имеет круглые отверстия - сопла, через которые газы, образующиеся внутри корпуса стабилизатора при горении основного заряда, вытекают в камору, образованную контейнером и стабилизатором мины, и воспламеняют дополнительный заряд.

В дне контейнера имеется жало, которое накалывает капсюль мины при ее опускании в контейнер, обеспечивая воспламенение капсюля, а затем от него основного заряда мины и, как уже сказано выше, дополнительного. Образующиеся от горения основного и дополнительного зарядов газы накапливаются в донной камере и по достижении определенного давления выталкивают мину из контейнера. Дальнейший свободный полет мины происходит под действием газов, истекающих из центрального отверстия стабилизатора мины, образующихся от горения основного заряда.

К недостаткам приведенного пускового устройства следует отнести невозможность использования пусковой установки для транспортировки и хранения запускаемого управляемого снаряда; опасность запуска, заключающаяся в том, что вылет мины из контейнера происходит сразу же после заряжания пусковой установки; невозможность управлять снарядом на стартовом участке полета; расход значительного количества газов, образующихся при горении зарядов в контейнере, из каморы через зазоры между контейнером и миной без использования их энергии на выброс управляемого снаряда.

Известно устройство (см. патент RU №2114371 от 1997 г.) для запуска управляемого снаряда, содержащее контейнер и расположенную в нем с образованием каморы хвостовую часть управляемого снаряда, снабженную источником давления и аэродинамическими поверхностями, в котором источник давления выполнен в виде аккумуляторов, каждый из которых имеет заряд твердого топлива, пиросвечу и пару сопл, расположенных перпендикулярно продольной оси снаряда и направленных противоположно друг другу, при этом аккумуляторы снабжены управляемыми золотниками, размещенными в соосных соплам собственных направляющих, а контейнер - замком для удержания управляемого снаряда. При этом замок выполнен в виде расположенных в контейнере подвижных захватов и размещенного в собственном корпусе подпружиненного стопора с поршнем, обращенным головной частью в камору с возможностью контактирования с коническими поверхностями подвижных захватов, при этом последние помещены в радиально ориентированные пазы и имеют на своих концах выступы с наклонными плоскостями для взаимодействия с ответными наклонными поверхностями выступов на хвостовой части снаряда.

Недостатком данного устройства является наличие повышенных вибродинамических нагрузок на снаряд (прежде всего на элементы бортовой аппаратуры снаряда) в процессе транспортирования его в транспортно-пусковом контейнере, поскольку снаряд в транспортно-пусковом контейнере крепится только за его хвостовую часть.

Задачей изобретения является создание транспортно-пускового контейнера (ТПК) с креплением управляемого снаряда в нем за хвостовую и переднюю части.

Техническим результатом является снижение вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе транспортирования его в ТПК.

Для решения поставленной задачи в транспортно-пусковом контейнере, содержащем корпус для размещения управляемого снаряда в нем и замок для его удержания, в корпусе дополнительно установлены направляющие и прижимное устройство, выполненное в виде основания, имеющего пару наклонных относительно продольной оси корпуса пазов, в которых установлены кривошипно-ползунные механизмы, ползуны которых выполнены в виде клиньев, взаимодействующих с корпусом управляемого снаряда, а кривошипы снабжены рукояткой и установлены на основании на срезной оси.

При этом направляющие и прижимное устройство расположены в корпусе ТПК напротив друг друга, шатуны кривошипно-ползунных механизмов выполнены в виде тандеров, а рукоятки кривошипов в корпусе транспортно-пускового контейнера закрыты крышками.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг.1 представлен вид (со стороны головной части управляемого снаряда) на ТПК с размещенным в нем управляемым снарядом, на Фиг 2 - вид на прижимное устройство изнутри ТПК, а на Фиг.3, 4 - сечение ТПК с прижимным устройством, выполненное вдоль наклонных пазов основания при двух крайних положениях клинового механизма - перед установкой управляемого снаряда в ТПК (клин утоплен, рукоятка кривошипа-тандера выступает наружу ТПК) и при поджатом положении управляемого снаряда в ТПК (клин продвинут вперед и поджимает корпус управляемого снаряда, рукоятка кривошипа-тандера лежит в плоскости обшивки ТПК) соответственно. На Фиг.5 показано положение кривошипно-ползунного механизма после среза оси кривошипа.

Транспортно-пусковой контейнер содержит цилиндрический корпус 1, в нижней части которого расположено днище и замок (не показаны) для удержания управляемого снаряда 2. В верхней половине корпуса 1 внутри его размещены две направляющие 3. Направляющие выполнены в виде продольных П-образных балок, закрепленных на внутренней поверхности корпуса ТПК вдоль его продольной оси. Прижимное устройство 4 представляет собой два клиновых механизма, установленных на общем основании 5, также выполненном в виде П-образных балок, установленных напротив направляющих 3.

В основании 5 выполнены наклонные пазы 6 (см. Фиг.3), имеющие Т-образное сечение, по которым перемещаются клинья 7. В свою очередь клинья через тандеры шарнирно связаны с рукоятками 8 при помощи осей 9 и 10. Тандер типовой конструкции состоит из резьбовой муфты 11, ушков 12 и 13, на которых выполнены резьбы противоположных направлений и контровочных гаек 14, 15. Рукоятка 8 имеет шарнирное крепление к основанию 5 посредством срезной оси 16. Оба клиновых механизма в корпусе ТПК снаружи закрыты крышками 17 (см. Фиг.4) через уплотнительные прокладки 18. Поскольку длина тандера регулируема, то можно обеспечивать различные величины δ выхода клина внутрь корпуса ТПК при закрытом положении рукоятки 8 (см. Фиг.4). Регулировка производится путем вращения муфты 11 с последующим стопорением гайками 14, 15. Регулировка длин тандеров позволяет обеспечить переменное усилие поджатия клиньев 7 к управляемому снаряду 2, что является важным на этапе отработки конструкции ТПК.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом. Перед установкой управляемого снаряда 2 в ТПК снимаются крышки 17, обеспечивая тем самым доступ к рукояткам 8. Поскольку система «корпус - клин - тандер - рукоятка» представляет собой кривошипно-ползунный механизм, то поворот рукоятки 8 вокруг оси 16 приводит к перемещению клина 7 в пазу 6 основания 5. Так, при открытии рукоятки 8 клин 7 убирается внутрь основания 5 прижимного устройства, давая возможность установить управляемый снаряд 2 в корпус ТПК (в пространство между направляющими и прижимным устройством). Управляемый снаряд, установленный в ТПК, удерживается внутри его за хвостовую часть специальным замковым устройством (не показано). На корпусе управляемого снаряда 2 выполнены два выступа 19, угловое положение которых совпадает с угловым положением клиньев 7 прижимного устройства.

После установки управляемого снаряда 2 в ТПК рукоятки 8 поворачиваются в сторону закрытия, в результате чего клинья 7 перемещаются в пазах 6 в обратном направлении и за счет определенной упругости корпуса ТПК полностью выбираются поперечные зазоры между направляющими 3, управляемым снарядом 2 и прижимным устройством 4.

Далее закрываются крышки 17, устраняя возможность самопроизвольного открытия рукояток 8. В этом положении клиновые механизмы заперты в «мертвой точке» и управляемый снаряд надежно удерживается в ТПК. В данном состоянии в ТПК с находящимся внутри его управляемым снарядом готов к транспортированию и дальнейшему применению.

В момент старта открывается замковое устройство и управляемый снаряд под давлением пороховых газов вышибного заряда начинает перемещаться вдоль ТПК, при этом его выступы 19 упираются в передние торцы клиньев 7 (см. Фиг.4). В результате этого воздействия оси 16 срезаются, после чего клинья 7 вместе с рукоятками 8 и тандерами, перемещаясь в наклонных пазах 6 основания 5 прижимного устройства 4, уходят в полости основания и в дальнейшем не препятствуют последующему движению управляемого снаряда и его выходу из ТПК.

Использование расположенных друг напротив друга направляющих и прижимного устройств позволило при относительно нежестком и легком корпусе ТПК обеспечить надежную фиксацию управляемого снаряда в нем. Предложенное устройство ТПК позволяет при этом существенно снизить уровень вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе его транспортирования по сравнению с известным ранее вариантом крепления управляемого снаряда только за его хвостовую часть. Уровень вибродинамических нагрузок снижается не только в поперечном направлении, но и в продольном, поскольку управляемый снаряд дополнительно удерживается силами трения между его корпусом и жесткими элементами конструкции ТПК (направляющими и прижимным устройствами). В свою очередь, снижение уровня вибродинамических нагрузок на управляемый снаряд в процессе его транспортирования позволяет повысить ресурс комплектующих и, в частности, увеличить располагаемую дальность транспортирования.

1. Транспортно-пусковой контейнер для управляемого снаряда, содержащий корпус для размещения управляемого снаряда в нем и замок для его удержания, отличающийся тем, что в корпусе дополнительно установлены направляющие и прижимное устройство, выполненное в виде основания, имеющего пару наклонных относительно продольной оси корпуса пазов, в которых установлены кривошипно-ползунные механизмы, ползуны которых выполнены в виде клиньев, взаимодействующих с корпусом управляемого снаряда, а кривошипы снабжены рукояткой и установлены на основании посредством срезной оси.

2. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что направляющие и прижимное устройство расположены в его корпусе напротив друг друга.

3. Транспортно-пусковой контейнер по п.2, отличающийся тем, что шатуны кривошипно-ползунных механизмов выполнены в виде тандеров.

4. Транспортно-пусковой контейнер для управляемого снаряда по п.2, отличающийся тем, что рукоятки кривошипов в его корпусе закрыты крышками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям пусковым трубам для запуска ракет и технологии их изготовления. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для запуска ракет, и может быть использовано для изготовления контейнеров или пусковых труб преимущественно герметичного исполнения.
Изобретение относится к области ракетно-космической техники. .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к контейнерам или пусковым трубам устройств для запуска ракет. .

Изобретение относится к военной технике и предназначено для транспортировки и пуска ракет и снарядов. .

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в конструкциях ручных гранатометных комплексов. .

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции противотанкового ракетного комплекса (ПРК). .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к пусковым устройствам для их запуска. .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к пусковым устройствам для их запуска. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при разработке стволов-контейнеров для ракет. .

Изобретение относится к средствам укладки кабеля в стволе-контейнере для запуска управляемых снарядов

Изобретение относится к области вооружения, в частности к ручным гранатометам разового применения

Изобретение относится к конструкции пусковых установок для ракет

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для запуска ракет, и может быть использовано для изготовления контейнеров или пусковых труб преимущественно герметичного исполнения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к пусковым трубам для запуска ракет

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к системам старта из пускового контейнера

Изобретение относится к области вооружений, а именно к многоствольным гранатометам

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пусковым устройствам закрытого контейнерного типа для управляемых снарядов, ракет

Изобретение относится к области машиностроения и касается способа изготовления многогранной трубы из слоистого композиционного материала и многогранной трубы из слоистого композиционного материала

Изобретение относится к военной технике, в частности к пусковым устройствам закрытого контейнерного типа для управляемых снарядов, преимущественно зенитных ракет

Наверх