Пластичная смазка

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для основных узлов трения скольжения автомобилей. Сущность: смазка содержит в мас.%: 12-гидроксистеариновая кислота 14-20; уксусная кислота 4-5,8; синтетические жирные кислоты фракции С56 или гексановая кислота 1,5-2,5; гидроксид бария восьмиводный до полного омыления N-(диэтиламинометил)бензотриазол 0,01-0,3; масло синтетическое полиальфаолефиновое с вязкостью 5-12 сСт при 100°С до 100.

Технический результат - повышение гидролитической стабильности (что обусловлено отсутствием свободных органических кислот и нейтральной реакцией среды смазки), улучшенные защитные от коррозии свойства по отношению к меди и расширение температурного диапазона работоспособности смазки (от минус 40°С до плюс 150°С). 2 табл.

 

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для основных узлов трения скольжения автомобилей.

Известна пластичная смазка, используемая для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, например узлов трения ступиц колес или рулевого управления автомобилей. Смазка содержит минеральное масло - экстракт селективной очистки масел, кальциевое мыло синтетических жирных кислот фракции C5-C9, C7-C9, C22 и выше.

(Патент РФ №2169171, 1999 г.)

Недостатками указанной смазки являются низкая температура каплепадения (85-90°С), невысокие противоизносные и недостаточные защитные от коррозии свойства.

Известна пластичная смазка на основе полиальфаолефинового масла с вязкостью 18-22 сСт при 100°С, загущенного комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот, содержащая графит и антиокислительные присадки: фенил-α-нафтиламин и ионол.

(Патент РФ №2233313, 2003 г.)

Также известна пластичная смазка на основе смеси полиальфаолефинового масла с вязкостью 18-22 сСт при 100°С и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С59, загущенной комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот, содержащая графит и антиокислительные присадки: фенил-α-нафтиламин и ионол.

(Заявка РФ №2003107503, 2004 г.)

Недостатками данных смазок являются склонность к упрочнению при контакте с парами воды и недостаточные защитные от коррозии свойства.

Наиболее близкой к заявляемой является пластичная смазка ШРБ-4, содержащая в качестве дисперсионной среды нефтяное масло, комплексное бариевое мыло, полученное омылением кислот хлопкового масла, синтетических жирных кислот, гидроксистеариновой и уксусной кислот гидроксидом бария, и антиокислительную присадку. Смазка работоспособна при температуре от минус 40°С до плюс 130°С.

(www/tradigstar.ru.)

Недостатками смазки ШРБ-4 являются кислая реакция среды и низкая гидролитическая стабильность, которые приводят к тому, что данная смазка не обладает достаточными защитными от коррозии свойствами, особенно по отношению к меди и ее сплавам.

Задачей изобретения является разработка гидролитически стабильной пластичной смазки с нейтральной реакцией среды, обладающей улучшенными защитными от коррозии свойствами по отношению к меди и ее сплавам, а также расширение температурного диапазона работоспособности смазки.

Для решения поставленной задачи предлагается пластичная смазка, содержащая масло синтетическое полиальфаолефиновое с вязкостью 5-12 сСт при 100°C, 12-гидроксистеариновую, уксусную кислоту, синтетические жирные кислоты (СЖК) фракции С56 или гексановую кислоту, гидроксид бария восьмиводный и N-(диэтиламинометил)бензотриазол, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

12-гидроксистеариновая кислота 14-20
Уксусная кислота 4-5,8
СЖК фракции С56 или гексановая кислота 1,5-2,5
Гидроксид бария восьмиводный до полного омыления
N-(диэтиламинометил)бензотриазол 0,01-0,3
Масло синтетическое полиальфаолефиновое
с вязкостью 5-12 сСт при 100°C до 100

Отличием заявляемого технического решения являются содержание в смазке в качестве дисперсионной среды масла синтетического полиальфаолефинового определенной вязкости, содержание в качестве присадки N-(диэтиламинометил)бензотриазола и соотношение компонентов.

Подобранное соотношение омыляемых компонентов дает возможность получения смазки с нейтральной реакцией среды, что обеспечивает ее гидролитическую стабильность.

Для получения смазки используют:

12-гидроксистеариновую кислоту по СТП 3-2-73.

Уксусную кислоту ледяную или ее водный раствор ГОСТ 19814-74.

Гексановую кислоту по ТУ 6-09-126-75 или синтетические жирные кислоты фракции С36 ГОСТ 23239-78.

Гидроксид бария восьмиводный по ГОСТ 4107-78, изм. 1.

Полиальфаолефиновое масло по ТУ 0253-004-54409843-2004 производства ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл».

N-(диэтиламинометил)бензотриазол по ТУ 38.1011223-89 - присадка бетол-1.

Предлагаемую смазку готовят омылением гидроксидом бария восьмиводным указанных выше кислот в масле синтетическом полиальфаолефиновом при температуре 100°С до нейтральной реакции среды, после чего выпаривают воду при температуре до 180°С, сливают, охлаждают до комнатной температуры и гомогенизируют. В гомогенизированную смазку при перемешивании добавляют присадку бетол-1.

По вышеприведенной технологии приготовлено 4 образца смазки (табл.1).

Физико-химические, смазочные и защитные от коррозии свойства приготовленных образцов смазки в сравнении со смазкой ШРБ-4 приведены в табл.2.

Таблица 1
№ п/п Наименование компонентов Содержание компонентов в смазке, мас.%
1 2 3 4
1 12-гидроксистеариновая кислота 14,0 16,5 17,0 20,0
2 Уксусная кислота 4,0 5,5 5,7 5,8
3 Гексановая кислота 1,5 - - 2,5
4 СЖК фракции С56 - 2,0 2,1 -
5 Гидроксид бария восьмиводный До полного омыления До полного омыления До полного омыления До полного омыления
6 N-(диэтиламинометил)бензотриазол 0,01 0,05 0,1 0,3
7 Масло синтетическое полиальфаолефиновое с вязкостью 5 сСт при 100°С Остальное до 100 - Остальное до 100 -
8 Масло синтетическое полиальфаолефиновое с вязкостью 9 сСт при 100°С - Остальное до 100 - -
9 Масло синтетическое полиальфаолефиновое с вязкостью 12 сСт при 100°С - - - Остальное до 100
Таблица 2
№ п/п Показатели качества Наименование образцов ШРБ-4
1 2 3 4 5
1 Температура каплепадения, °С (ГОСТ 6793) ≥240 ≥250 ≥250 ≥250 ≥230
2 Предел прочности (ГОСТ 6793)
при 20°С, Па 340 350 350 365 260
при 80°С, Па 145 150 155 165 -
3 Температура сползания (100°C, 0,5 мм), °C (ГOCT 6037) ≥100 ≥100 ≥100 ≥100 ≥100
4 Вязкость (ГОСТ 7163)
при -20°С (D=10 с-1)
30 100 120 205 710
при -30°С (D=10 с-1) 160 200 210 500 -
при -40°C (D=10 с-1) 310 530 540 790 -
5 Коллоидная стабильность, % (ГОСТ 7142) 6,9 6,6 6,5 6,2 8,2
6 Содержание свободных органических кислот в пересчете на олеиновую кислоту, % (ГОСТ 6707) Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие 0,95
7 Содержание механических примесей диаметром частиц более 0,075 мм, % (ГОСТ 6479) Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие
8 Стабильность против окисления при 150°С за 10 ч, мг КОН/г смазки (ГОСТ 6793) 0,85 0,86 0,88 0,88 0,9
9 Испытание на коррозию на пластинке из меди марки МО, M1 (100°С, 3 ч) (ГОСТ 7.080) Выдерж. Выдерж. Выдерж. Выдерж. Выдерж.
10 Потеря массы пластин из меди марки M1 (3% раствор NaCl, 20°C, 30 сут, толщина слоя 30 мкм), г/м2 (ГОСТ 9.054) 0,12 0,09 0,07 0,04 7,5
11 Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения (ГОСТ 9490)
Рс, Н 2450 2450 2450 2450 2372
Рк, Н 1303 1303 1303 1303 1303
Из, Н 511 511 494,9 471,89 471,89
Dи (200Н), мм 0,43 0,44 0,42 0,44 0,44

Как следует из приведенных данных, предлагаемая смазка (образцы 1-4) по сравнению со смазкой ШРБ-4 при одинаковом уровне трибологических свойств (нагрузка сваривания (Рсв), заедания (Рк), индекс задира (Из), диаметр пятна износа (Ди)) имеет более высокую гидролитическую стабильность (что обусловлено отсутствием свободных органических кислот и нейтральной реакцией среды смазки) и улучшенные защитные от коррозии свойства по отношению к меди в присутствии электролита.

Смазка работает в температурном диапазоне от минус 40°С до плюс 150°С в условиях всесезонной эксплуатации, совместима с резинами на органической основе (хлоропреновые, нитрильные), не содержит порошковых включений (графит, дисульфид молибдена, порошки металлов и т.д.), что соответствует требованиям ОАО «Авто ВАЗ».

Пластичная смазка, содержащая дисперсионную среду, 12- гидроксистеариновую и уксусную кислоты, синтетические жирные кислоты фракции С56 или гексановую кислоту, гидроксид бария восьмиводный и присадку, отличающаяся тем, что в качестве дисперсионной среды содержит масло синтетическое полиальфаолефиновое с вязкостью 5-12 сСт при 100°С и в качестве присадки - N-(диэтиламинометил)бензотриазол, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

12-гидроксистеариновая кислота 14-20
Уксусная кислота 4-5,8
Синтетические жирные кислоты
фракции С56 или гексановая кислота 1,5-2,5
Гидроксид бария восьмиводный до полного омыления
N-(диэтиламинометил)бензотриазол 0,01-0,3
Масло синтетическое полиальфаолефиновое
с вязкостью 5-12 сСт при 100°С до 100


 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов. .

Изобретение относится к средствам для защиты от износа. .
Изобретение относится к нефтепереработке. .
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для волочения сплошных и полых профилей из алюминия и его сплавов. .
Изобретение относится к смазкам для холодной объемной и листовой штамповки и может быть использовано при лезвийной и абразивной обработке металлов и сплавов, а также при штамповке листовых материалов, не содержащих цветных металлов.
Изобретение относится к составам гидравлических жидкостей, используемых в амортизаторах, в системах гидропривода и гидроуправления машин, эксплуатируемых на открытом воздухе при рабочих температурах масла в объеме в зависимости от типа насоса.
Изобретение относится к эксплуатационным смазкам, в частности к смазке для герметизации резьбовых соединений насосно-компрессорных и обсадных труб. .
Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов главных редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий и маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов.

Изобретение относится к составам присадок к минеральным маслам, улучшающим их антиокислительные, антинагарные и противокоррозионные свойствами, и может быть использовано в маслах двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии автомобильной техники.
Изобретение относится к составам присадок к смазочным маслам, улучшающим их моющие, диспергирующие и антикоррозионные свойства, и может быть использовано в маслах двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии автомобильной техники.
Изобретение относится к области разработки пластичных смазок для редукторов и подшипников качения, работающих при температуре от -60°С до +120°С. .
Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ).
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. .
Изобретение относится к области нефтепереработки и касается способа получения электроизоляционного масла, предназначенного для использования в качестве теплоотводящей и электроизолирующей среды в маслонаполненном оборудовании: трансформаторах, конденсаторах, кабелях и т.д.
Изобретение относится к консервационно-технологическим смазочным материалам (КТСМ) и предназначено как для консервации листового и профильного проката, труб, оборудования и запасных частей, так и для использования в качестве технологического смазочного материала для лезвийной обработки и обработки металлов давлением.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а именно к смазочным материалам, представляющим собой пленкообразующие ингибированные составы, предназначенные для консервации металлоконструкций из черных и цветных металлов авиационной, космической, автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Изобретение относится к области разработки пластичных смазок для редукторов и подшипников качения, работающих при температуре от -60°С до +120°С. .
Наверх