Способ управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде. Способ управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в установке с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях рулевых двигателей меньшей тяги совместно с неподвижной камерой основного маршевого двигателя и последующем качании во время полета рулевых двигателей во взаимно перпендикулярных плоскостях. Рулевой двигатель помещают осесимметрично с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях внутрь охлаждаемой оболочки камеры основного маршевого двигателя таким образом, что поток его продуктов сгорания движется попутно с потоком продуктов сгорания основного маршевого двигателя, обеспечивая при этом отклонение вектора скорости потока продуктов сгорания рулевого двигателя за счет качания его камеры в карданном подвесе. Изобретение обеспечивает увеличение удельного импульса тяги и упрощение управлением вектором тяги. 1 ил.

 

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде.

В настоящее время одной из основных проблем при создании жидкостных ракетных двигателей является получение высокого значения удельного импульса тяги при уменьшении габаритных размеров камеры, в частности сопла. Одним из путей, позволяющих обеспечить достаточно высокое значение удельного импульса тяги при уменьшении габаритных размеров камеры, является использование вместо обычных круглых сопел Лаваля кольцевых сопел. Отличие между соплом Лаваля и кольцевым состоит в том, что кольцевое сопло имеет форму критического сечения не круглую, а кольцевую. Кольцевые сопла позволяют увеличить площадь выходного сечения сопла и разместить часть агрегатов в центральной части, что приводит к уменьшению линейных размеров двигателя.

Известна принципиальная схема кольцевой камеры жидкостного ракетного двигателя, реализующая данный принцип (А.П.Васильев и др. "Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей", Москва, "Высшая школа", 1967 г., рис.X. 186).

Известен жидкостный ракетный двигатель, содержащий кольцевую камеру со смесительной головкой, тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела (М.В.Добровольский и др. 11 Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования. - М.: Высшая школа, 1968 г., рис.2.32, стр.59).

Указанный двигатель работает следующим образом. Компоненты топлива подаются в смесительную головку, воспламеняются и истекают через кольцевое критическое сечение. В тарельчатом сопле внешнего расширения продукты сгорания расширяются, причем внешняя граница расширения определяется атмосферным давлением, а внутренняя - контуром профилированного центрального тела.

Недостатками данного двигателя является сложность пневмогидравлической схемы, недостаточно высокие массогабаритные характеристики, а также то, что для изменения направления вектора тяги необходимо качать весь двигатель во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Известен способ управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в установке с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях рулевых двигателей меньшей тяги совместно с неподвижной камерой основного маршевого двигателя и последующем качании во время полета рулевых двигателей во взаимно перпендикулярных плоскостях (А.П.Васильев и др. Под общей редакцией Кудрявцева В.М. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. М.: Высшая школа, 1967, 670 стр., рис.Х22, стр.342 - прототип).

В этом случае несколько камер с соплом Лаваля установлены вне тарельчатого сопла внутреннего расширения, а полости их сопел открываются в полость тарельчатого сопла, и, таким образом, истекающие потоки продуктов сгорания из круглых сопел расширяются по стенкам тарельчатого сопла. При качании одной из камер с соплом Лаваля струя продуктов сгорания взаимодействует и перемешивается с остальными струями, что снижает эффективность регулирования.

Недостатком способа регулирования данного двигателя является то, что для управления вектором тяги по крену и тангажу необходимо качать весь двигатель в карданном подвесе.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание способа управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя, применение которого позволит обеспечить достаточно высокое значение удельного импульса тяги и упростить управление вектором тяги при движении летательного аппарата.

Поставленная задача достигается тем, что в предложенном способе управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя, заключающемся в установке с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях рулевых двигателей меньшей тяги совместно с неподвижной камерой основного маршевого двигателя и последующем качании во время полета рулевых двигателей во взаимно перпендикулярных плоскостях, согласно изобретению, рулевой двигатель помещают осесимметрично с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях внутрь охлаждаемой оболочки камеры основного маршевого двигателя таким образом, что поток его продуктов сгорания движется попутно с потоком продуктов сгорания основного маршевого двигателя, обеспечивая при этом отклонение вектора скорости потока продуктов сгорания рулевого двигателя за счет качания его камеры в карданном подвесе.

В этом случае для изменения направления вектора тяги двигателя с тарельчатым соплом необходимо изменить в пространстве только положение ЖРД с соплом Лаваля, который имеет значительно меньшие габариты и массу, чем основной двигатель.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежом, на котором показан осевой разрез предложенного двигателя.

Предложенный способ реализуется следующим образом.

Двигатель с тарельчатым соплом неподвижно устанавливается на раму летательного аппарата.

Компоненты топлива подаются в смесительную головку 2, воспламеняются и истекают через кольцевое критическое сечение 4. В кольцевом критическом сечении 4 поток продуктов сгорания разворачивается на 180° и поступает в тарельчатое сопло 3. В тарельчатом сопле 3 внешнего расширения продукты сгорания расширяются, причем внешняя граница расширения определяется атмосферным давлением, а внутренняя - контуром охлаждаемой камеры сгорания 1. Продукты сгорания компонентов топлива двигателя с тарельчатым соплом истекают по оси двигателя.

Часть компонентов подается в двигатель 5. Продукты сгорания компонентов топлива двигателя с соплом Лаваля также истекают по оси двигателя.

При необходимости изменения направления вектора тяги в одной из плоскостей изменяют положение двигателя 5 в карданном подвесе.

Использование предложенного технического решения позволит упростить конструкцию узла подвески двигателя с тарельчатым соплом, улучшить массогабаритные характеристики двигателя и упростить управление вектором тяги ЖРД с тарельчатым соплом.

Способ управления вектором тяги жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в установке с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях рулевых двигателей меньшей тяги совместно с неподвижной камерой основного маршевого двигателя и последующем качании во время полета рулевых двигателей во взаимно перпендикулярных плоскостях, отличающийся тем, что рулевой двигатель помещают осесимметрично с возможностью качания во взаимно перпендикулярных плоскостях внутрь охлаждаемой оболочки камеры основного маршевого двигателя таким образом, что поток его продуктов сгорания движется попутно с потоком продуктов сгорания основного маршевого двигателя, обеспечивая при этом отклонение вектора скорости потока продуктов сгорания рулевого двигателя за счет качания его камеры в карданном подвесе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области поворотных сопел ракетных двигателей. .

Изобретение относится к области турбореактивных авиационных двигателей, применяемых на боевых сверхзвуковых самолетах. .

Изобретение относится к области авиационных двигателей, в частности к регулируемым сверхзвуковым соплам для турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области реактивных двигателей, точнее к устройству шарнирных подвесов (ШП), обеспечивающих поворот реактивной камеры (РК) относительно борта летательного аппарата (ЛА) с целью управления полетом.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке поворотных сопел ракетных двигателей

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях маршевых и разгонных ступеней ракетных двигателей твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в двигателях твердого топлива для управления вектором тяги

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании малогабаритного ракетного двигателя твердого топлива с поворотным соплом

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к технологии изготовления сопел с эластичным опорным шарниром

Устройство гашения поперечных усилий включает устройства ориентации, установленные на сопле реактивного двигателя и содержащие первый узел, образующий тягу, второй узел, образующий звено крепления, и приводной узел. Первый конец тяги шарнирно укреплен на сопле. Первый конец звена крепления шарнирно закреплен на камере сгорания, а второй конец шарнирно прикреплен ко второму концу тяги. Первый конец приводного узла шарнирно закреплен на неподвижной конструкции летательной установки, а второй конец шарнирно прикреплен ко второму концу звена крепления. Каждая тяга содержит жесткий элемент, соединенный с двумя концами тяги, элемент, продольно деформируемый под действием усилия сжатия или растяжения, и средства для отсоединения жесткого элемента от концов тяги. Продольно деформируемый элемент жестко соединен с двумя концами тяги и содержит трубку, проходящую в продольном направлении тяги и снабженную множеством окружных щелей. Другое изобретение группы относится к соплу реактивного двигателя, содержащему указанное выше устройство для гашения поперечных усилий. Изобретения позволяют повысить надежность устройства гашения поперечных усилий. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может использоваться в качестве ракетного двигателя с вращающимся соплом. Ракетный двигатель содержит корпус и вращающееся сопло, смонтированное на корпусе на соосно разнесенных радиальных подшипниках, между которыми установлен осевой подшипник. Осевой подшипник размещен в кольцевой перегородке, выполненной в корпусе. Радиальный подшипник, наиболее отдаленный от выходной части сопла, установлен с упором одной из обойм на подвижной в осевом направлении втулке, контактирующей своим торцом с осевым подшипником. Изобретение позволяет повысить надежность ракетного двигателя за счет уменьшения момента трения при вращении сопла. 1 ил.

При сборке ракетного двигателя твердого топлива положение соплового блока с кольцевым воспламенителем ориентируют относительно корпуса, причем ориентирование осуществляют без уплотняющих элементов. Затем в газоходы корпуса и на сопловой блок устанавливают технологическую оснастку, обеспечивающую сохранение взаимной ориентации соплового блока и корпуса. Производят расстыковку и устанавливают уплотняющие элементы, после чего производят окончательную стыковку. Скрепляют сопловой блок с корпусом и удаляют технологическую оснастку. Оснастка для сборки ракетного двигателя твердого топлива включает центрирующие и направляющие элементы. Центрирующий элемент выполнен в виде устанавливаемой в газоход корпуса консольной штанги. Направляющий элемент выполнен в виде скрепляемого с сопловым блоком вкладыша, снабженного втулкой, охватывающей консольную штангу. Изобретение позволяет упростить сборку ракетного двигателя твердого топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области ракетной твердотопливной техники и может быть использовано в конструкциях поворотных сопл из композиционных материалов. Корпус раструба поворотного сопла из композиционных материалов содержит оболочку в виде усеченного конуса с двумя присоединительными фланцами у большого и малого оснований, а также силовой шпангоут с закладными деталями для взаимодействия с механизмами поворота сопла. Оболочка в зоне установки шпангоута выполнена с кольцевым поясом с торцовой поверхностью, фиксирующей положение шпангоута в осевом направлении, и объединена со шпангоутом в неразъемную конструкцию с образованием кольцевого пространства между наружной поверхностью пояса и внутренней поверхностью шпангоута. В кольцевое пространство встроены закладные детали, взаимодействующие с механизмами поворота сопла. Боковая поверхность шпангоута со стороны большого основания оболочки выполнена с усиленным кольцевым ребром, образованным перегибом ткани вокруг введенного в его конструкцию жесткого диска из материала, совместимого с материалом шпангоута, и оформлена как фланец для встраивания корпуса в систему составных частей сопла. Изобретение позволяет повысить надежность раструба поворотного сопла, а также снизить его массу и трудоемкость изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх