Способ управления индикаторной гироскопической платформой и индикаторная гироскопическая платформа

Изобретения относятся к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и могут быть использованы в индикаторных гиростабилизаторах. Техническим результатом изобретения является повышение скорости управления платформой. Индикаторная гироскопическая платформа содержит гироскоп, дифференциальные датчики угла первого и второго канала гироскопа, первый и второй датчики момента первого канала гироскопа, первый и второй датчики момента второго каналов гироскопа, входы управления платформы, датчики угла платформы, двигатели стабилизации платформы, первый и второй усилители стабилизации платформы, суммирующее устройство, вычитающее устройство, диоды, оси управления Х и Y. Способ управления индикаторной гироскопической платформой заключается в подаче управляющего сигнала на датчики момента гироскопа. При этом оси датчиков момента располагаются под углом 45° к осям управления. Сигнал управления подают одновременно на два датчика момента. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретения относятся к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и могут быть использованы в индикаторных гиростабилизаторах.

Известен способ управления индикаторной гироскопической платформой путем подачи управляющего сигнала на датчики момента [1].

Недостатком данного способа является довольно низкая скорость управления платформой.

Известна гироскопическая индикаторная платформа [2], содержащая гироскоп, датчик угла, датчик момента, вход управления платформы, датчики угла платформы, двигатели стабилизации платформы.

Недостатком данного устройства является довольно низкая скорость управления платформой.

Наиболее близким к заявленному является способ, реализуемый в гиростабилизаторе [3], который заключается в подаче на датчик момента гироскопа управляющего сигнала.

Недостатком данного способа является довольно низкая скорость управления платформой.

Наиболее близким к заявленному устройству является гиростабилизатор [2], содержащий платформу, гироскоп, и датчики момента по каждой оси, датчики угла контура стабилизации, двигатель стабилизации, усилитель стабилизации, содержащий последовательно включенные предварительный усилитель, усилитель напряжения и усилитель мощности.

Недостатком данного устройства является низкая скорость управления платформой.

Задачей, на решение которой направлены настоящие изобретения, является повышение скорости управления платформой.

Поставленная задача достигается тем, что в способе управления индикаторной гироскопической платформой, заключающемся в подаче управляющего сигнала на датчики момента гироскопа, согласно изобретению, гироскоп устанавливают на гироскопической платформе таким образом, чтобы оси датчиков момента располагались под углом 45° к осям управления, а сигнал управления подают одновременно на два датчика момента.

В индикаторную гироскопическую платформу, в состав которой входят гироскоп с ротором на сферической опоре и двумя каналами, содержащими дифференциальные датчики угла и два диаметрально противоположно расположенных датчика момента в каждом канале, входы управления платформы, датчики угла платформы и двигатели стабилизации платформы, причем дифференциальные датчики угла гироскопа соединены через усилители стабилизации с соответствующими двигателями стабилизации платформы, согласно изобретению, дополнительно введены суммирующее устройство и вычитающее устройство, причем входы управления платформы подключены к обоим входам суммирующего устройства и к обоим входам вычитающего устройства, выход которого подключен через включенный в прямом направлении диод ко входу первого датчика момента второго канала гироскопа и через включенный в обратном направлении диод ко входу второго датчика момента второго канала гироскопа, а выходы обоих датчиков момента второго канала гироскопа подключены к общему проводу, выход суммирующего устройства подключен через включенный в прямом направлении диод ко входу первого датчика момента первого канала гироскопа и через включенный в обратном направлении диод ко входу второго датчика момента первого канала гироскопа, а выходы обоих датчиков момента первого канала гироскопа подключены к общему проводу.

К существенным отличиям предложенного способа повышения скорости управления относится то, что гироскоп устанавливают на гироскопической платформе таким образом, чтобы оси датчиков момента располагались под углом 45° к осям управления, а сигнал управления подают одновременно на два датчика момента, при этом результирующий момент воздействия на чувствительный элемент гироскопа будет больше в раз, чем от воздействия одного датчика момента. Скорость управления платформой определяется формулой

где ω - скорость управления платформой, М - результирующий момент, Н - кинетический момент чувствительности элемента гироскопа.

Согласно приведенной формуле (1) скорость управления платформой ω прямо пропорциональна результирующему моменту М воздействия на чувствительный элемент гироскопа, следовательно скорость увеличится также в раз.

В принципе, скорость гироскопа можно повысить, снизив вектор , но при этом снижается точность гироскопа за счет увеличения дрейфа.

К существенным отличиям устройства относится введение в него суммирующего и вычитающего устройств, выходы которых через диоды подключены к датчикам момента, оси которых расположены под углом 45° к осям управления. При таком включении сигналы управления поступают одновременно на два датчика момента, результирующий момент воздействия на чувствительный элемент гироскопа увеличивается в раз и согласно формуле (1) скорость управления платформой также увеличится в раз.

Предлагаемые изобретения иллюстрируются чертежом, где представлены гироскоп 1, дифференциальный датчик 2 угла первого канала гироскопа, дифференциальный датчик 3 угла второго канала гироскопа, первый датчик 4.1 момента, второй датчик 4.2 момента первого канала гироскопа, первый датчик 5.1 момента, второй датчик 5.2 момента второго канала гироскопа, входы 6, 7 управления платформы, датчики 8, 9 угла платформы, двигатели 10, 11 стабилизации платформы, первый и второй усилители 12, 13 стабилизации платформы, суммирующее устройство 14, вычитающее устройство 15, диоды 16, 17, 18, 19, оси управления X 20 и У 21.

Находящийся в непосредственной близости от чувствительного элемента гироскопа 1 дифференциальный датчик 2 угла первого канала гироскопа соединен через первый усилитель 12 стабилизации платформы с двигателем 10 стабилизации платформы. Дифференциальный датчик 3 угла второго канала гироскопа соединен через второй усилитель 13 стабилизации платформы с двигателем 11 стабилизации платформы, входы 6, 7 управления платформы соединены со входами суммирующего устройства 14 и вычитающего устройства 15, выход которого подключен через включенный в прямом направлении диод 18, ко входу первого датчика 5.1 момента второго канала гироскопа и через включенный в обратном направлении диод 19 ко входу второго датчика 5.2 момента второго канала гироскопа, а выходы обоих датчиков 5.1 и 5.2 момента подключены к общему проводу. Выход суммирующего устройства 14 подключен через включенный в прямом направлении диод 16 ко входу второго датчика 4.2 момента первого канала гироскопа и через включенный в обратном направлении диод 17 ко входу первого датчика 4.1 момента первого канала гироскопа, а выходы обоих датчиков 4.1 и 4.2 момента подключены к общему проводу.

Способ управления индикаторной гироскопической платформой осуществляют следующим образом: гироскоп устанавливают на гироскопической платформе таким образом, чтобы оси датчиков 4 и 5 момента располагались под углом 45° к осям управления X 20, У 21, а сигнал управления подают одновременно на два датчика момента. Например, по оси У 21 на датчики 4.1 и 5.1 момента - при управлении в одну сторону, на датчики 4.2 и 5.2 момента - при управлении в другую сторону. Аналогично и по оси X 20 - на датчики 4.1, 5.2 момента - в одну сторону, на датчики 4.2, 5.1 момента - в другую сторону.

Управление индикаторной гироскопической платформой осуществляется следующим образом. При подаче положительного сигнала управления со входа 6 управления платформы на входы суммирующего устройства 14 и вычитающего устройства 15 на их выходах будут присутствовать соответственно положительный сигнал и отрицательный сигнал. Положительный сигнал проходит через включенный в прямом направлении диод 16 и поступает на вход датчика 4.2 момента, а отрицательный - через включенный в обратном направлении диод 19 поступает на вход датчика 5.2 момента, т.е. сигнал управления оказывается поданным одновременно на два датчика 4.2 и 5.2 момента. При векторном сложении сил тяжения датчиков момента и учитывая, что оба датчика повернуты относительно оси управления У 21 на угол 45°, результирующая сила будет в раз больше, чем сила каждого из датчиков 4.2 и 5.2 момента. При этом управление платформой будет происходить по оси У 21 в одном направлении. При подаче отрицательного сигнала управления со входа управления 6 платформы на входы суммирующего устройства 14 и вычитающего устройства 15 на их выходах будут присутствовать соответственно отрицательный сигнал и положительный сигнал. Отрицательный сигнал проходит через включенный в обратном направлении диод 17 и поступает на вход датчика 4.1 момента, а положительный - через включенный в прямом направлении диод 18 поступает на вход датчика 5.1 момента, т.е. сигнал управления оказывается поданным одновременно на два датчика 4.1 и 5.1 момента. При векторном сложении сил тяжения датчиков момента и учитывая, что оба датчика повернуты относительно оси управления У 21 на угол 45°, результирующая сила будет в раз больше, чем сила каждого из датчиков 4.1 и 5.1 момента. При этом управление платформой будет происходить по оси У 21 в другом направлении. Аналогично происходит управление платформой по оси X 20, при этом в одну сторону управление осуществляется одновременно датчиками 4.2 и 5.1 момента, в другую сторону датчиками 4.1 и 5.2 момента.

В гиростабилизаторе, построенном по индикаторной схеме, в которой гироскоп 1 сам не принимает участие в компенсации возмущающего момента, а используется лишь как чувствительный элемент отклонения стабилизируемой нагрузки от заданного направления в пространстве, компенсация возмущающих моментов возложена на двигатели 10 стабилизации по оси X 20 и 11 по оси У 21, подключенные через усилители 10 и 13 стабилизации к дифференциальным датчикам 2 и 3 угла гироскопа соответственно.

Предложенные изобретения использованы в гиростабилизированной платформе и показали хорошие результаты.

Источники информации

1. В.А.Бесекерский, Е.А.Фабрикант. Динамический синтез систем гироскопической стабилизации. Л., Судостроение, 1968 г., стр.283, 284, 171, 172, рис.6.1.

2. Индикаторные гироскопические платформы под ред. А.Д.Александрова. М., Машиностроение, 1979 г., стр.7-12.

3. Патент РФ №2117915, G01C 19/44, 1998 г.

1. Способ управления индикаторной гироскопической платформой, заключающийся в подаче управляющего сигнала на датчики момента гироскопа, отличающийся тем, что гироскоп устанавливают на гироскопической платформе таким образом, чтобы оси датчиков момента располагались под углом 45° к осям управления, а сигнал управления подают одновременно на два датчика момента.

2. Индикаторная гироскопическая платформа, в состав которой входят гироскоп с ротором на сферической опоре и двумя каналами, содержащими дифференциальные датчики угла и два диаметрально противоположно расположенных датчика момента в каждом канале, входы управления платформы, датчики угла платформы и двигатели стабилизации платформы, причем дифференциальные датчики угла гироскопа соединены через усилители стабилизации с соответствующими двигателями стабилизации платформы, отличающаяся тем, что в нее введены суммирующее устройство и вычитающее устройство, причем входы управления платформы подключены к обоим входам суммирующего устройства и к обоим входам вычитающего устройства, выход которого подключен через включенный в прямом направлении диод ко входу первого датчика момента второго канала гироскопа и через включенный в обратном направлении диод ко входу второго датчика момента второго канала гироскопа, а выходы обоих датчиков момента второго канала гироскопа подключены к общему проводу, выход суммирующего устройства подключен через включенный в прямом направлении диод ко входу второго датчика момента первого канала гироскопа и через включенный в обратном направлении диод ко входу первого датчика момента первого канала гироскопа, а выходы обоих датчиков момента первого канала гироскопа подключены к общему проводу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и может быть использовано в гиростабилизаторах. .

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в гироскопических приборах для стабилизации вертикального направления. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к системам навигации с гиростабилизированными инерциальными платформами. .

Изобретение относится к определению параметров траекторий нефтяных, газовых, геотермальных, железорудных и др. .

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в гироскопических приборах для стабилизации вертикального направления. .

Изобретение относится к области построения датчиков угловых координат для систем автоматического управления движением, главным образом, в качестве авиагоризонта (вертикали) для летательных аппаратов любого типа.

Изобретение относится к устройствам для измерения углов ориентации летательных аппаратов, а также наземных транспортных средств и других подвижных объектов. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для систем стабилизации, наведения и управления, работающих на подвижных объектах. .

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов. Гироинерциальный модуль содержит одноосный силовой гироскопический стабилизатор, на платформе (3) которого размещены два акселерометра (9.1, 9.2) и гироузел, представляющий собой рамку (2) с не менее двумя жестко установленными в ней гиромоторами (1), оси вращения которых параллельны. По оси подвеса платформы (3) установлены системный датчик угла (8) и стабилизирующий мотор, состоящий из не менее двух последовательно соединенных двигателей (6.1, 6.2). Применение не менее двух гиромоторов и не менее двух двигателей позволяет перевести габариты скважинного прибора по диаметру в габариты по длине, а взаимное положение ротора (8.1) относительно статора (8.2) системного датчика угла и статора относительно корпуса выполнено с возможностью обеспечения внешней начальной азимутальной выставки платформы одноосного силового гироскопического стабилизатора гироскопического инклинометра. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к исследованию нефтяных и газовых скважин, в частности к определению углов наклона и траектории ствола скважины. Техническим результатом является повышение точности определения траектории протяженных наклонных и горизонтальных скважин. Предложен способ определения зенитного угла и азимута скважины посредством гироскопического инклинометра, заключающийся в том, что при начальной азимутальной ориентации гироинклинометра и при движении скважинного прибора в скважине непрерывно измеряют напряжение, пропорциональное углу ошибки стабилизации платформы. Полученное напряжение используют при определении угловой скорости по оси чувствительности датчика угловой скорости без погрешности от угла ошибки стабилизации. А указанную угловую скорость используют при расчете азимутального угла осей чувствительности акселерометров на момент окончания начальной азимутальной ориентации. Для реализации предложенного способа разработано устройство, в котором в электрическую схему усилителя канала стабилизации платформы введен дополнительный выход, соединенный с дополнительным каналом обработки информации, введенным в блок цифровой обработки. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов (СП) непрерывных малогабаритных гироскопических инклинометров (ГИ) с автономной начальной выставкой (АНВ) в азимуте для определения координат оси симметрии скважин. Гироинерциальный модуль ГИ содержит одноосный гиростабилизатор (ГС), на платформе (9) которого размещены два измерителя ускорений (13, 14) и трехстепенной гироскоп (12), установленный в поворотной раме (ПР) (5), ось подвеса которой перпендикулярна оси стабилизации (ОС). В режиме измерения ПР (5) повернута в положение, при котором вектор кинетического момента гироскопа (12) перпендикулярен оси подвеса платформы (9), а гироскоп (12) используется в качестве чувствительного элемента ГС. В режиме АНВ ОС устанавливают в вертикальное положение по сигналам измерителей ускорений (13, 14), а ПР (5) разворачивают на 90°, превращая гироскоп (12) в двухкомпонентный измеритель угловой скорости. Платформу (9) вращают с постоянной скоростью, измеряют и записывают угол ее поворота и угловые скорости. По полученным данным вычисляется начальный азимут осей платформы (9). Использование ПР (5) позволяет реализовать в одном приборе алгоритмы измерения, основанные на использовании ГС, и алгоритмы АНВ, основанные на измерении горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли относительно двух осей, что способствует повышению точности определения начального азимута, а следовательно, и точности работы прибора. 4 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах определения пространственного положения летательного аппарата (ЛА) при полетах в сложных метеоусловиях и ночью, когда отсутствует естественный горизонт. Технический результат - повышение надежности. Для этого положение по тангажу и крену определяется с помощью двух раздельных силуэтов самолета. Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена представляет два прибора в одном корпусе. Первый прибор 1 расположен в верней части корпуса, в котором с помощью силуэта самолета 3 с видом в профиль по шкале 2 сформирован указатель угола тангажа. Шкала прибора разбита на шкалы кабрирования от 0 град. до 180 град. и шкалы пикирования 5 от 0 град. до -180 град. Угол тангажа отсчитывается по указанной шкале против носа силуэта самолета. Второй прибор располагается ниже первого. Прибор с помощью силуэта самолета 6 указывает пилоту крен самолета по типу «Вид сзади». Крен отсчитывается по шкалам 7 с разметкой от 0 град. до 90 град. При этом представлена возможность установки индекса угла атаки 4 на фоне шкалы углов тангажа. 3 ил.

Изобретение относится к инерциальным навигационным системам и может использоваться для определения угловой ориентации подвижных объектов любого типа. Сущность изобретения состоит в совместной обработке измерений датчиков перегрузок и измерений скорости подвижного объекта спутниковой навигационной системой (СНС), при отсутствии датчиков угловых скоростей. Угловые скорости определяют методом параметрической идентификации, минимизируя функционал качества, который формируют из разностей ускорений, полученных путем дифференцирования земных скоростей, измеренных при помощи СНС и ускорений, полученных путем обработки сигналов перегрузки по трем связанным осям ЛА. Устройство, реализующее данный способ, содержит блок датчиков перегрузок, спутниковую навигационную систему, блок определения линейных ускорений, блок формирования матрицы направляющих косинусов, блок определения функционала, блок дифференцирования, блок минимизации функционала, блок определения угловых скоростей, блок определения начальных углов ориентации и интегратор, соединенные между собой определенным образом. Технический результат - упрощение способа, снижение стоимости и повышение точности определения угловой ориентации объекта при отсутствии бортовых измерителей угловых скоростей. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх