Устройство для смены поглощающего аппарата



Устройство для смены поглощающего аппарата
Устройство для смены поглощающего аппарата
Устройство для смены поглощающего аппарата
Устройство для смены поглощающего аппарата
Устройство для смены поглощающего аппарата

 


Владельцы патента RU 2392138:

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Энергосервис" (RU)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Устройство для смены поглощающего аппарата содержит смонтированный на тележке подъемник, несущий механизм сжатия упомянутого аппарата, включающий в себя силовую платформу и закрепленный на ней цилиндр с плунжером, снабженным упором для зацепления серьги тягового хомута. Одноплечие рычаги захвата клиновидных сегментов установлены встречно-поворотно относительно цилиндра в поперечной ему плоскости, с конфигурацией, обеспечивающей самоуправляемые захват клиновидных сегментов и фиксацию соответствующего положения рычагов за счет взаимодействия последних с боковыми стенками ниши хребтовой балки и нижней гранью упорной плиты поглощающего аппарата. Достигается повышение надежности устройства и уровня безопасности труда. 5 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств для смены поглощающего аппарата с тяговым хомутом автосцепного оборудования подвижной единицы железнодорожного состава: вагонов, локомотивов и др.

Известно устройство для снятия поглощающего аппарата с тяговым хомутом автосцепного устройства по авторскому свидетельству СССР №1074746 (Бюл. №48 от 30.12.89), содержащее смонтированные на тележке подъемник с горизонтально расположенной плитой и рабочий орган с приводом, шарнирно закрепленный на конце плиты и выполненный в виде двух вертикально расположенных двуплечих рычагов, нижние концы которых кинематически связаны с приводом для их относительного перемещения, верхний конец одного из которых выполнен в виде вилки для охвата фрикционных клиньев поглощающего аппарата, а верхний конец другого - в виде клина тягового хомута для размещения в отверстии последнего, причем указанные рычаги шарнирно связаны один с другим в средней части и подпружинены один относительно другого. Особенность действия данного устройства состоит в том, что производится сжатие только пружин поглощающего аппарата, минуя его фрикционную часть, т.е. исключая силы трения фрикционных клиньев с корпусом аппарата и тем самым уменьшая потребное усилие для сжатия поглощающего аппарата при его выеме из ниши хребтовой балки вагона.

Недостаток данного устройства состоит в том, что в нем не содержатся средства для фиксации положения рычагов, необходимые, например, в самый ответственный момент действия расклинивающего усилия, чем снижается уровень безопасности труда. Кроме того, наличие в нем множества кинематических пар вращения и скольжения при необходимом усилии сжатия пружин поглощающего аппарата порядка 15…18 тс приводит к ускоренному износу механизма сжатия и снижению надежности всего устройства. Имеют место трудности в перенастройке или переналадке устройства при смене различных типов поглощающих аппаратов.

Известно устройство для снятия поглощающего аппарата с железнодорожного транспортного средства по авторскому свидетельству СССР №1532381 (Бюл. №48 от 30.12.89). Оно содержит смонтированный на тележке подъемник с силовой плитой и механизмом сжатия поглощающего аппарата, включающим в себя гидроусилитель, взаимодействующий с рамой вагона, горизонтально закрепленный на силовой плите силовой цилиндр, плунжер которого на свободном конце снабжен упором в виде клина тягового хомута, размещенного в отверстии (серьге) последнего, и вилку для охвата фрикционных клиньев упомянутого аппарата, жестко связанную с силовой плитой. В этом устройстве, так же как и в вышеприведенном аналоге, реализован принцип: сжатие поглощающего аппарата в нише хребтовой балки путем преодоления усилия предварительной затяжки его пружин, минуя сопротивление фрикционных клиньев. Давление масла от усилия подъемника и веса вагона передается в силовой цилиндр, плунжер которого создает усилие через упор на тяговый хомут и сжимает пружины снимаемого аппарата, опирающиеся через фрикционные клинья на вилку.

Недостатки этого аналога

- Неполнота и ненадежность захвата клиновидных сегментов, т.к. основной элемент захвата - вилка - в процессе сжатия контактирует с ними узкими полосками ее вертикальных «рожков». При этом площадь соприкосновения с торцами клиновидных сегментов и, следовательно, усилия на их расклинивание минимальны; такие же последствия возможны в случаях соскальзывания вилки с торцов сегментов (они имеют округлую форму) при ее поперечном смещении даже в пределах зазора или при малых смещениях тягового хомута в сборе с поглощающим аппаратом.

- В случае смены поглощающего аппарата другого типа требуется замена вилки, что приводит к переналадке всего механизма сжатия.

- Фиксация вилки при расклинивании сегментов, судя по описанию, в данном устройстве не осуществлена. Учитывая, что работы по смене поглощающего аппарата производят под вагоном в стесненном рабочем пространстве, при наличии высоких давлений, больших усилий и перемещаемых масс, надежное с надлежащим уровнем безопасности фиксирование положения вилки должно быть обеспечено.

Близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому является устройство по патенту №2081767 на изобретение «Устройство для снятия поглощающего аппарата с железнодорожного транспортного средства» (Бюл. №17 от 20.06.97). Оно содержит смонтированный на тележке подъемник, несущий механизм сжатия поглощающего аппарата, включающий в себя корпус, связанный с подъемником, упор для зацепления серьги упомянутого аппарата, связанный с силовым цилиндром и гидроусилителем, захват клиновидных сегментов упомянутого аппарата и ложементы под него, установленные на корпусе, упомянутый захват выполнен в виде двух Г-образных рычагов, установленных поворотно относительно корпуса и соединенных между собой посредством прикрепленной к ним пружины, и снабжен механизмом фиксации положения рычагов, свободные концы вертикальных плеч которых выполнены с профилированными вырезами, обращенными навстречу друг другу для охватывания клиновидных сегментов, и устройство снабжено скобой, установленной на корпусе в месте изгиба рычагов и выполненной с двумя прорезями, размеры которых не менее хода упомянутой пружины, при этом упомянутые рычаги размещены в упомянутых прорезях с возможностью перемещения. Механизм фиксации положения рычагов включает в себя платформу, прикрепленную к корпусу посредством пружин сжатия и пальцев, жестко прикрепленных к корпусу и с возможностью перемещения к платформе или жестко прикрепленных к платформе и с возможностью перемещения к корпусу, фрикционную накладку, прикрепленную к платформе, и хомут, охватывающий выполненные клиновидными горизонтальные плечи рычагов и установленные с возможностью перемещения вдоль упомянутых плеч рычагов и взаимодействия с фрикционной накладкой.

Недостатки данного устройства состоят в следующем.

- Судя по описанию, функционирование механизма сжатия обеспечивается двумя независимыми приводами: приводом подъемника и приводом для смещения хомута через его тягу (последний, по-видимому, реализуется ручными манипуляциями оператора), что обуславливает аппаратурную избыточность или необходимость участия человека в выполнении технологических переходов цикла снятия от охвата рычагами нажимного конуса и соприкосновения последних с торцами подпружиненных клиновидных сегментов до фиксации рычагов при их расклинивании. При этом конструкция рычагов неоправданно сложна: компоновка в двух плоскостях имеет вертикальные и горизонтальные плечи, завязана на помещение последних в узкие щели выравнивающей скобы (здесь сложности при сборке, жесткие требования к их размерам, неизбежны силы трения и т.д.); кроме того, каждый рычаг шарнирно закреплен в одной точке, и это соединение должно иметь две степени свободы, т.е. в реальной конструкции с учетом значительных сил взаимодействия рычагов с поглощающим аппаратом оно выливается в силовой узел. Все это снижает надежность устройства.

- Конфигурация вертикальной части рычагов с профилированными вырезами не обеспечивает достаточной площади соприкосновения с сегментами, более того, она ограничивает работоспособность механизма сжатия. На первый взгляд представляется, что вырезы дают возможность увеличить площадь соприкосновения, и чем больше глубина выреза, тем площадь больше. Но для этого надо иметь большую ширину рычагов, а она лимитируется зазором между нажимным конусом поглощающего аппарата и боковой стенкой ниши в хребтовой балке, тем более, что при движении захвата вверх до охвата вырезами нажимного конуса рычаги должны еще и раздвигаться. Это обстоятельство особенно критично при съеме аппаратов, например, типа Ш-2В с уширенными полосами хомутов или Ш6-ТО4. В этих случаях устройство становится неработоспособным.

- Из описания явствует, что процессы сжатия пружин и фиксации положения рычагов в данном устройстве разобщены, причем если первый процесс от захвата сегментов до сжатия пружин автоматизирован, то второй нет. Кроме того, функционирование механизма фиксации здесь основано преимущественно на трении скольжения: например, клинообразное фиксирование и расфиксирование рычагов посредством движения хомута по горизонтальным частям рычагов от воздействия на тягу. Эксплуатация таких кинематических пар сопровождается закусываниями, заеданиями, ускоренным износом, необходимостью очистки и смазки и т.п., что снижает надежность работы всего устройства.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства и безопасности труда путем введения самоуправляемого захвата клиновидных сегментов с автоматической фиксацией положения рычагов.

Указанная цель достигается тем, что устройство для смены поглощающего аппарата, имеющего тяговый хомут, клиновидные сегменты и упорную плиту, размещенного в нише хребтовой балки подвижной единицы железнодорожного состава, содержащее силовую платформу, к которой с одной стороны посредством подъемника закреплена тележка, а с другой - шарнирно закреплены ступицы двух одноплечих рычагов со встречно направленными захватными выемками, силовой цилиндр с гидроусилителем и плунжером, расположенным параллельно силовой платформе и несущим на свободном конце упор, имеющий возможность взаимодействовать с упомянутым хомутом, и механизм фиксации, согласно данному изобретению дополнено тем, что по обе стороны от плунжера на уровне начала его хода в поперечной ему плоскости расположены упомянутые рычаги, выполненные в виде пластин с плоскими боковыми гранями, причем на поверхностях одной грани упомянутые захватные выемки выполнены вдоль внутренних ребер, а на другой в основании рычагов оборудован механизм фиксации в виде симметрично скошенных к внешним граням заплечиков - плоских ступенек с возможностью совместного взаимодействия с упорной плитой упомянутого аппарата, внешняя грань каждого рычага снабжена кулачком двуклиновой конфигурации с возможностью взаимодействия с боковой стенкой ниши хребтовой балки, при этом расстояние между концами рычагов в начальном их положении и вершинами кулачков в конечном положении выбрано соизмеримым ее поперечному размеру.

На фиг.1 изображено устройство смены поглощающего аппарата - фронтальный вид, на фиг.2 и 3 - конструкция механизма сжатия - в аксонометрии: виды спереди и сзади (возвратные пружины, трубопроводы, штуцеры, подъемник, тележка и др. не показаны), на фиг.4, 5, 6 показаны соответственно начальное, промежуточное и конечное положения рычагов в процессе захвата.

Устройство для смены поглощающего аппарата 1, имеющего тяговый хомут 2 и упорную плиту 3, размещенного в нише 4 хребтовой балки 5 в посадочном гнезде между предохранительными фрикционными планками 6, содержит силовую платформу 7 с двумя опорами под тяговый хомут, к которой с одной стороны, снизу, посредством подъемника 8 закреплена тележка 9 (на фиг.1 показаны условно). С другой стороны платформы 7, сверху, в начальной части закреплен силовой цилиндр 10 с плунжером 11, расположенным параллельно платформе 7 и несущим на свободном конце упор 12 в виде клина тягового хомута со скосом, имеющий возможность взаимодействия с тяговым хомутом 2 через серьгу 13. Здесь же на платформе 7 по обе стороны от плунжера 11 на уровне начала его хода в поперечной ему плоскости закреплены ступицы 14 двух одноплечих рычагов 15 в виде пластин с плоскими боковыми гранями 16 и 17. Первые грани 16 обращены к упорной плите 3, а другие, тыльные, грани 17 - к клиновидным сегментам 18 поглощающего аппарата 1. При этом на поверхностях тыльной грани 17 вдоль внутренних ребер рычагов 15 выполнены обращенные друг к другу и к сегментам 18 аппарата 1 захватные выемки 19, и на поверхностях первой грани 16 в основании рычагов 15 у ступиц 14 оборудован механизм фиксации в виде симметрично скошенных к внешним граням 20 заплечиков 21 - плоских ступенек с возможностью совместного взаимодействия их с упорной плитой 3. Внешняя грань 20 каждого рычага 15 снабжена кулачком 22 двуклиновой конфигурации с возможностью взаимодействия с предохранительными планками 6. Двуклиновая конфигурация кулачков несимметрична: верхняя его грань протяженнее нижней.

Кроме того, рычаги 15 выполнены суживающимися к своим концам 23. Последние по всем граням снабжены фасками, которые обеспечивают плавное взаимодействие рычагов 15 с ребрами 24 хребтовой балки 5 и нижними кромками планок 6 и надежное улавливание зазора между упорной плитой 3 и клиновидными сегментами 18 аппарата 1.

Силовой цилиндр 10 выполнен из заготовки квадратного сечения, чем обеспечивается его точное базирование на платформе 7 и технологичность сборки всего механизма сжатия. Упор 12 имеет на передней поверхности поперечную насечку для надежного сцепления с серьгой 13 хомута 2.

Устройство работает следующим образом. Автоматическое действие шарнирных рычагов 15 и механизма фиксации основано на захвате клинообразных сегментов 18 аппарата 1 при подъеме силовой платформы 7 и взаимодействие с предохранительными планками 6 вертикальных стенок ниши 4 клиновых граней 20 рычагов 15, а также с упорной плитой 3 в момент поджатая механизма сжатия к нижней полосе тягового хомута 2.

С помощью тележки 9 и подъемника 8 рычаги 15 заводят снизу под вагоном в просвет между упорной плитой 3 и клинообразными сегментами поглощающего аппарата 1. Фаски на гранях концов 23 рычагов 15 облегчают улавливание данного просвета. Подъемом платформы 7 рычаги 15 фасками на внешних гранях 20 достигают начального своего положения - ребер 23 хребтовой балки 5 (кромок ниши 4 в посадочном гнезде) (фиг.4). Далее происходит окончательный подъем платформы 7 с контролем того, чтобы упор 12 плунжера 11 вошел в отверстие серьги тягового хомута 2: кулачки 22 взаимодействуют с предохранительными планками 6 (фиг.5), заставляя рычаги 15 осуществить встречные повороты вокруг осей в ступицах 14; фасками, а затем и внутренними гранями войти в касание с поверхностью нажимного конуса 25 и охватить ее. Тем самым произведен захват, т.е. максимально возможное по площади соприкосновение к торцам клиновидных сегментов 18 тыльных граней 17 рычагов 15. При этом другие, противоположные, грани 16 совмещаются с упорной плитой (фиг.1), и нижние клиновые грани кулачков 22 по всей их длине входят в плотный контакт с предохранительными планками 6, фиксируя конечное положение рычагов 15 (фиг.6). Данная фиксация рычагов 15 обусловлена завершающим движением вверх подъемника 8. Дублирующая, силовая фиксация возникает одновременно с последней, когда упорная плита 3 своей нижней гранью входит во взаимодействие с заплечиками 20 и, подпираясь их углами 26, своей массой развивает крутящие моменты относительно осей рычагов 15 в ступицах 14, действующие на них встречно-поворотно, и прижимает рычаги 15 к поверхности нажимного конуса 25, тем самым надежно фиксируя их в этом положении (фиг.6).

Поворотом ручки запорного крана 27 в положение «Открыто» подают жидкость под давлением из гидроусилителя в полость силового цилиндра 10. Плунжер 11, воспринимая это давление, развивает усилие, и упор 12 плунжера 11, перемещаясь справа - налево, тянет хомут 2. Последний своей правой частью воздействует на корпус поглощающего аппарата 1, перемещает его и тем самым сжимает пружины последнего, которые с другой стороны опираются на рычаги 15 и сегменты 18 аппарата 1. Как только корпус поглощающего аппарата 1 отходит от упорных угольников хребтовой балки 2, он освобождается от усилия распора между ними. Установкой ручки запорного крана 27 в положение «Закрыто» перекрывают трубопровод, соединяющий бесштоковую полость цилиндра 10 с гидроусилителем, и тем самым фиксируют положение сжатого поглощающего аппарата 1. Откручивают гайки с болтов, крепящих поддерживающую его планку. Подъемником 8 опускают платформу 7 со сжатым поглощающим аппаратом 1, тяговым хомутом 2, упорной плитой 3 и поддерживающей планкой.

Поворотом ручки запорного крана 27 в положение «Открыто» снимают усилие сжатия пружин поглощающего аппарата 1. При этом под воздействием последних и возвратных пружин плунжер 11 цилиндра 10 возвращается в исходное положение, вытесняя под давление масло в полость гидроусилителя. На этом демонтаж поглощающего аппарата с тяговым хомутом заканчивается. Тележку 9 вывозят из-под вагона, поглощающий аппарат 1 с хомутом 2 и опорной плитой 3 снимают в ремонт.

Для монтажа на место снятого ставят отремонтированный комплект поглощающего аппарата и с помощью тележки 9 подвозят под вагон к месту демонтированного аппарата. Запорный кран 27 перекрывают. Подъемником 8 комплект аппарата поднимают и устанавливают в нишу 4 хребтовой балки 5 (посадочное гнездо вагона) вместе с поддерживающей планкой, которую закрепляют болтами и гайками. Платформу 7 подъемником 8 опускают в исходное положение.

В устройстве прототипа «после поджатая фрикционной накладки дальнейшее движение штока подъемника вводит в действие гидроусилитель с силовым цилиндром, что вызывает движение упора и приложение усилия на расклинивание подпружиненных сегментов аппарата…», т.е. подача жидкости в полость силового цилиндра производится не включением запорного крана, а как бы автоматически, что опасно для рабочего персонала и возможного сбоя дальнейшего функционирования устройства, т.к. при переходе от операции фиксации к сжатию поглощающего аппарата необходим контроль полноты зацепления упора с серьгой, соприкосновения рычагов с торцами сегментов, правильного положения тягового хомута на опорах платформы и центровки поглощающего аппарата и т.д. В данном устройстве применен независимый гидроусилитель, включение и выключение которого производит оператор при эксплуатации в необходимые моменты: после завершения фиксации рычагов в конечном их положении оператор открывает запорный кран, при завершении сжатия поглощающего аппарата закрывает его и далее после опускания снятого аппарата для роспуска его открывает запорный кран. Такая последовательность функционирования устройства и действия оператора обеспечивают надежную и безопасную смену поглощающих аппаратов, что и реализовано в предлагаемом устройстве.

Кроме того, имеют место следующие преимущества.

- Захват клиновидных сегментов и фиксация положения рычагов обеспечиваются в одном цикле одним приводом вместо двух в устройстве прототипа.

- Конфигурация рычагов захвата выбрана такой, которая позволяет выполнить самоуправляемые захват и фиксацию клиновидных сегментов слитно одно за другим за счет взаимодействия рычагов с элементами конструкции вагона (предохранительные планки на боковых стенках ниши хребтовой балки) и снимаемого поглощающего аппарата (нижняя грань упорной плиты). В устройстве прототипа эту роль выполняют специально введенные узлы (хомут в косых кромках горизонтальных плеч рычагов и платформа с фрикционной накладкой, пружин сжатия и пальцев).

- Конструкция механизма фиксации является предельно простой.

Все это позволяет повысить надежность предлагаемого устройства и уровень безопасности труда обслуживающего персонала.

Устройство для смены поглощающего аппарата, имеющего тяговый хомут, клиновидные сегменты и упорную плиту, размещенного в нише хребтовой балки подвижной единицы железнодорожного состава, содержащее силовую платформу, к которой с одной стороны посредством подъемника закреплена тележка, а с другой шарнирно закреплены ступицы двух одноплечих рычагов со встречно направленными захватными выемками, силовой цилиндр с гидроусилителем и плунжером, расположенным параллельно силовой платформе и несущим на свободном конце упор, имеющий возможность взаимодействовать с упомянутым хомутом, и механизм фиксации, отличающееся тем, что по обе стороны от плунжера на уровне начала его хода в поперечной ему плоскости расположены упомянутые рычаги, выполненные в виде пластин с плоскими боковыми гранями, причем на поверхностях одной грани упомянутые захватные выемки выполнены вдоль внутренних ребер, а на другой в основании рычагов оборудован механизм фиксации в виде симметрично скошенных к внешним граням заплечиков в виде плоских ступенек с возможностью совместного взаимодействия с упорной плитой упомянутого аппарата, внешняя грань каждого рычага снабжена кулачком с возможностью взаимодействия с боковой стенкой ниши хребтовой балки, при этом расстояние между концами рычагов в начальном их положении и вершинами кулачков в конечном положении рычагов выбрано соизмеримым с ее поперечным размером, причем последние рычаги выполнены с уменьшением площади поперечного сечения к своим концам, грани которых снабжены улавливающими фасками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонту подвижного железнодорожного состава, а точнее к приспособлениям для съема крышки колесно-моторного блока (КМБ). .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для ремонта подвижного состава. .

Изобретение относится к устройствам для ремонта железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для сборки-разборки, проверки и дефектоскопирования автосцепки подвижного состава.

Изобретение относится к устройствам для ремонта железнодорожных вагонов, а именно предназначено для заводского, деповского, а также предпогрузочного и безотцепочного ремонта вагонов.

Изобретение относится к ремонтным машинам на самоходном шасси с комплектом силовых приспособлений, осуществляющим безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к системам для подачи жидкости из бутылки. .
Изобретение относится к области технического обслуживания машин. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройству для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при смене пятников грузовых вагонов в условиях деповского ремонта
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к технологии восстановления сайлентблоков путевых машин

Изобретение относится к проектированию, оснащению, построению и функционированию автозаправочных станций (АЗС)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности для ремонта и технического обслуживания подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для заправки топливом автомобилей

Изобретение относится к оборудованию, которое используется при ремонте транспортных средств, в частности к устройствам для правки фасонных металлических деталей мотоциклов, мопедов и мотороллеров, а именно для ремонта дисков колес мотоциклов мопедов и мотороллеров, которые получили дефекты при эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в контейнерных установках хранения жидкого топлива и контейнерных автозаправочных станциях
Изобретение относится к области содержания, ремонта и переоборудования транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию автомобильных заправочных станций
Наверх