Способ освоения месторождений углеводородов на сверхмелководном шельфе (при глубине моря 1,1 - 1,3 м)

Изобретение относится к области морской добычи полезных ископаемых. Плавучее сооружение составляют из двух серийно изготовленных корпусов металлических причалов для крупных военных кораблей, оснащенных свайными устройствами. Корпуса соединяют выше уровня воды мостом. На плавучем сооружении устанавливают серийную буровую установку МБК-125, циркуляционную систему бурового раствора, электростанцию, систему позиционирования. Сооружение приводят на место бурения, опускают на грунт, принимая водяной балласт, и закрепляют при помощи свайных устройств. Производят бурение скважины, после окончания которого сооружение поднимают и переводят на следующее место. Достигается возможность освоения месторождений на глубинах 1,1-1,3 м. 2 ил.

 

Изобретение относится к способу добычи полезных ископаемых на мелководье.

Известны основные пути создания плавучего бурового комплекса для добычи углеводородов на предельном мелководье за счет комплекса мер:

- уменьшения осадки судна;

- обеспечения его мобильности для захода на мелководье;

- постановки на грунт;

- надежного закрепление на грунте;

- снятия с грунта;

- возможности маневренности для выполнения задач непосредственно на точке бурения.

На плавучем буровом комплексе «Обский-1», предназначенном для бурения разведочных скважин, указанные задачи решаются разделением комплекса на две составные части:

I - плавучая погружная буровая установка (ППБУ), предназначенная для бурения разведочных нефтяных и газовых скважин при глубинах моря от 4-х до 10-ти метров;

II - плавучая база комплексного обеспечения бурения, предназначенная для обеспечения функционирования ППБУ и проживания обслуживающего персонала (www.gazprom.ru/child/gazf100.shtml).

Закрепление ППБУ на грунте обеспечивается за счет приема водяного балласта и использования в конструкции днища сооружения «юбки» высотой до 500 мм (Тезисы международной конференции RAO-01, стр.441, 2001 год, Санкт-Петербург).

Настоящее изобретение направлено на решение комплекса задач по освоению месторождений углеводородов на мелководном шельфе, например, Северного Каспия с глубиной моря 1,1-1,3 метров.

С целью получения малой осадки применяются два серийно изготовленных корпуса металлических причалов (уже существующих) 8 для крупных военных кораблей и снабженных выдвижными свайными устройствами.

Понтоны соединяются выше уровня воды мостом 7, располагаемым по продольной образующей корпусов, образуя единую конструкцию с выдвижными опорными устройствами 3 по углам. На мосту на специальном портале 2 устанавливается серийная мобильная буровая установка типа МБК-125 (на чертеже - вышка 1), которая в обычных условиях базируется на автомобильном шасси.

Для обеспечения бурения на заданную глубину на понтонах дополнительно устанавливаются блоки серийных механизмов 5, обеспечивающих приготовление и циркуляцию бурового раствора, и энергоустановка (электростанция 6), обеспечивающая работу механизмов циркуляционной системы.

При постановке на точку бурения (устье скважины 9) в балластные цистерны 4 принимается забортная вода, сооружение опускается на грунт и стопорится опускаемыми выдвижными свайными устройствами 3 понтонов, расположенными по углам сооружений и вдавливающимися в грунт с помощью электропривода, обеспечивая тем самым неподвижность при бурении.

С целью борьбы с загрязнением моря в корпусе понтонов предусматриваются цистерны для слива протечек 10. После окончания бурения протечки отводятся на обеспечивающее судно.

Для исключения заливания при шторме механизмы устанавливаются на повышенные фундаменты 11.

После окончания бурения выдвижные свайные устройства поднимаются с использованием, при необходимости, системы размыва грунта, водяной балласт откачивается, сооружение всплывает и буксиром переводится на новую точку бурения.

Высота моста, соединяющего понтоны, обеспечивает проход сооружения над построенной и заглушенной скважиной и не требует проведения подводных сварочных работ, а для обеспечения условий прочности комплекса соединение корпусов металлических причалов происходит по продольной образующей корпусов.

Снабжение буровой установки расходными материалами, трубами и инструментом, а также смена персонала производится с помощью мелкосидящих судов.

Сооружение оборудовано системой позиционирования, которая должна обеспечивать:

- точность постановки платформы на рабочую точку бурения;

- снятие платформы с рабочей точки путем ее перемещения, при котором устье скважины постоянно остается между понтонами корпуса под мостом, который имеет клиренс относительно уровня воды.

Способ освоения месторождений углеводородов, преимущественно жидких и газообразных, на сверхмелководном шельфе при глубине моря 1,1-1,3 м, при котором плавучее технологическое сооружение с установленными на нем серийной буровой установкой, блоками механизмов циркуляционной системы, осуществляющих приготовление и циркуляцию бурового раствора, энергоустановкой (электростанцией), выдвижными свайными устройствами и системой позиционирования опускают на грунт, принимая из-за борта водяной балласт, производят бурение скважины установленной глубины, а после окончания процесса бурения поднимают сооружение и переводят его на следующее место бурения, отличающийся тем, что корпус технологического сооружения составляется из двух серийно изготовленных корпусов металлических причалов для крупных военных кораблей, соединяемых выше уровня воды мостом, располагаемым по продольной образующей корпусов, при этом используются свайные устройства, расположенные по углам сооружения и вдавливающиеся в грунт для закрепления сооружения при бурении с помощью электропривода, бурение скважин установленной глубины проводится серийной мобильной буровой установкой МБК-125, установленной на мосту на повышенном портале, с использованием дополнительно установленных блоков механизмов циркуляционной системы, продукты бурения отводятся в цистерну слива протечек, а после подъема сооружения его переводят на следующее место бурения с помощью системы позиционирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к буровому и эксплуатационному оборудованию морских скважин. .

Изобретение относится к морским платформам для поисковых исследований разработки подводных нефтяных месторождений. .

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации морских отгрузочных причалов, предназначенных для обеспечения бесконтактной швартовки танкеров в море и перегрузки на них углеводородов.

Изобретение относится к строительству мобильных домов на воде. .
Изобретение относится к строительству, монтажу или реконструкции зданий, строений, конструкций, сооружений, стационарных и/или плавучих объектов любого назначения.

Изобретение относится к глубоководной технике, в частности к способу организации обитаемых подводных лабораторий и станций, автономных и транспортируемых, и устройству для его осуществления.

Изобретение относится к судостроению и касается создания нефтегазодобывающих плавучих морских платформ, работающих на шельфе в арктических ледовых условиях при интенсивном морском волнении.

Изобретение относится к морским платформам для бурения нефтяных и газовых скважин. .

Изобретение относится к области конструирования оборудования для освоения таких природных ресурсов мирового океана, как нефть и газ из скважин и других полезных ископаемых из россыпных подводных месторождений.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым кранам, и может быть использовано для погрузочно-разгрузочных работ на плаву

Изобретение относится к строительству подводных сооружений

Паром // 2401766
Изобретение относится к речному транспорту и может быть использовано для перемещения людей и транспортных средств с одного берега реки на другой до ледостава, либо обеспечивает электроэнергией близлежащие жилые и производственные объекты на берегах реки во время ледостава

Изобретение относится к судостроению, а именно к наплавным судам понтонного типа, предназначенным для перевозки на открытой палубе плавучих буровых установок (ПБУ) и других плавучих и тяжеловесных объектов

Изобретение относится к области способов и средств технического обеспечения и контроля полетов вертолетов над морем на особо длинные дистанции, конкретно - к вертодромам на морских платформах

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к судам, предназначенным для охраны морских границ и таможенных функций

Изобретение относится к строительству гидросооружений и аэродромного оборудования

Изобретение относится к конструкции платформ и других плавучих средств для специальных целей и изготовленных из металлических и неметаллических материалов
Наверх