Пластичная смазка

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным, в частности, для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения. Сущность: смазка содержит, в мас.%: дисульфид молибдена 1-10; загуститель 10-15; полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3: 1-5; антиокислитель 0,3-0,5; нефтяное масло - остальное. Технический результат - увеличение ресурса работы узлов трения машин и механизмов за счет улучшения антифрикционных и противозадирных свойств смазки, расширение области применения и увеличение ресурса работы узлов трения машин и механизмов. 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к пластичным смазкам, в частности к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения.

Основным назначением смазывания является разделение движущихся друг относительно друга твердых поверхностей с целью сведения к минимуму трения и износа. Наиболее часто применяемыми материалами для этой цели являются масла и смазки. Выбор смазки определяется большей частью конкретным применением.

Пластичные смазки в основном состоят из жидкого смазывающего вещества, например масла, загустителя и различных присадок. Базовое масло может быть как естественного, так и искусственного происхождения. Консистентные смазки предпочтительно содержат от 5 до 20 вес.% загустителя.

Одними из основных загустителей, используемых в пластичных смазках, являются литиевые мыла, предпочтительно стеариновой или 12-гидрооксистеариновой кислот и соединения мочевины, которые содержат в своей молекулярной структуре функциональную группу мочевины (-NHCONH-). Эти соединения, как правило, включают моно-, ди- или полисоединения мочевины.

С целью придания смазкам определенных свойств (противоизносных, противоза-дирных, антиокислительных, противокоррозионных и др.) в пластичные смазки могут быть включены различные присадки в количествах, обычно используемых в этой области применения.

Среди большого ассортимента антиокислительных, антикоррозионных и противоизносных присадок наибольшее распространение имеют диалкилдитиофосфаты цинка, содержащие различные алкильные радикалы и обладающие различной термической стабильностью, которые являются многофункциональными присадками и проявляют высокие антиокислительные и антипиттинговые свойства [А.М.Кулиев Химия и технология присадок к маслам и топливам, М., Химия, 1985]. Диалкилдитиофосфаты являются хорошими ингибиторами окисления, но обладают недостаточными противозадирными и антифрикционными свойствами.

Для уменьшения износа узлов трения широко известен дисульфид молибдена в качестве добавки в смазочные материалы [Solid Lubricant Additives - Effect of Concentration and other Additives on Anti-Wear Performance, Bartz, Wear, 17 (1971), p.421-432].

Так, например, известны составы пластичных смазок, содержащих дисульфид молибдена в среде базового масла, дитиофосфат металла и целевые добавки [Патент RU №2181371, МПК С10М 141/10, 2002; Патент RU №2044762, МПК С10М 163/00, 1995].

Известно также применение дисульфида молибдена в сочетании с диалкилдитио-фосфатами цинка [Interrelations between Molybdenum Disulfide and Oil Solible Additives, Bartz, NLGI Spokesman, 1989].

Наиболее близкой к предлагаемой является пластичная смазка, содержащая нефтяное масло с загустителем - литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, дисульфид молибдена, диалкилдитиофосфат цинка, антиокислитель и иные целевые добавки [Патент RU №2030451, МПК С10М 169/04, 1995].

Известные композиции пластичных смазок обладает хорошими триботехническими характеристиками, однако имеют недостаточно высокие антифрикционные и противозадирные свойства.

Технической задачей заявляемого изобретения является повышение противозадирных и антифрикционных свойств пластичной смазки.

Указанный технический результат достигается тем, что предлагаемая пластичная смазка содержит дисульфид молибдена в среде нефтяного масла с загустителем и антиокислителем, при этом вместо дитиофосфата металла используют полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы

{[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена 1,0-10,0
Полифторированный диалкилдитиофосфат цинка 1,0-5,0
Антиокислитель 0,3-0,5
Загуститель 10,0-15,0
Нефтяное масло остальное

Для предлагаемой пластичной смазки используют нефтяные масла с температурой застывания от минус 60 до минус 45°С и кинематической вязкостью при 50°С от 5 до 12 мм2/c, например марок МВП, МС-8 и др.

В качестве загустителя используют полимочевинный загуститель [Данилов А.М. Пластичные смазки на полимочевинах, М.: ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1995 г.,] или литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты.

Дисульфид молибдена MoS2 используют марки Molykote Microsize с размером частиц основной части 0,65-0,75 мкм, может быть использован высокодисперсный порошкообразный дисульфид молибдена иных марок.

В качестве антиокислительной добавки используют, например, дифениламин - ГОСТ 194-80, фенил-β-нафтиламин (Нафтам-2) - ГОСТ 39-79. Могут быть использованы иные аналогичные известные для этих целей вещества.

Полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3, получают взаимодействием полифторированных спиртов с пентасульфидом фосфора и оксидом цинка по реакции:

4X(CF2CF2)nCH2OH+P2S5=2[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)SH+H2S

2[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)SH+ZnO={[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn+H2O.

Заявленный состав отличается от известного использованием полифторированного диалкилдитиофосфата цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3, и соотношением компонентов состава друг по отношению к другу. Заявленная совокупность существенных признаков предлагаемого состава ранее не была известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «новизна».

Полифторированный диалкилдитиофосфат цинка в сочетании с загустителем - литиевым мылом стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты или полимочевинным загустителем, нефтяным маслом и антиокислительной добавкой - проявляет ранее неизвестные для нее свойства - антифрикционные, а в сочетании с дисульфидом молибдена обеспечивает высокие противозадирные и антифрикционные характеристики. В целом заявляемый состав обеспечивает проявление неожиданно высокого эффекта в отношении противозадирных и антифрикционных свойств композиции.

Обнаруженный авторами заявленного изобретения синергизм смазывающего действия системы дисульфид молибдена - полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3, позволяет сделать вывод о соответствии заявленного изобретения требованию «изобретательский уровень».

Предлагаемая пластичная смазка может быть приготовлена из известных материалов по общепринятой технологии приготовления пластичных смазок.

Заявляемую пластичную смазку готовят следующим способом:

Полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3, получают взаимодействием полифторированных спиртов с пентасульфидом фосфора и оксидом цинка.

Пример получения полифторированного диалкилдитиофосфата цинка {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn (где n=2, Х=Н).

В 4-горлую колбу вместимостью 2 дм3, снабженную мешалкой, обратным холодильником, капельной воронкой, загружают 190 г P2S5 (0,86 моль) и при перемешивании прибавляют 800 г (3,45 моль) 1,1,5-тригидрооктафторпентанол-1 за 1,5 ч, поддерживая температуру реакции около 60-75°С. Смесь перемешивают при 110-115°С в течение около 2 часов при продувании азота до прекращения выделения H2S и растворения пятисернистого фосфора. После охлаждения реакционной массы добавляют 70 г (0,86 моль) ZnO, смесь при перемешивании нагревают до 120°С до растворения оксида цинка. Смесь охлаждают и получают 890 г (90%) целевого продукта, который используют для изготовления составов по изобретению.

Пример получения полифторированного диалкилдитиофосфата цинка {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn (где n=3, Х=Н).

В 4-горлую колбу вместимостью 2 дм3, снабженную мешалкой, обратным холодильником, капельной воронкой, загружают 15 г P2S5 (0,068 моль) и при перемешивании прибавляют 90 г (0,27 моль) 1,1,7-тригидрододекафторгептанол-1 за 1,5 ч, поддерживая температуру реакции около 60-75°С. Смесь перемешивают при 110-115°С в течение около 2 часов при продувании азота до прекращения выделения H2S и растворения пятисернистого фосфора. После охлаждения реакционной массы добавляют 5,5 г (0,068 моль) ZnO, смесь при перемешивании нагревают до 120°С до растворения оксида цинка. Смесь охлаждают и получают 92 г (90%) целевого продукта, который используют для изготовления составов по изобретению.

Соединения {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Cl, F; n=2, 3, получают по аналогичной методике.

Для осуществления заявляемого изобретения было приготовлено 6 образцов, отличающихся процентным содержанием компонентов, а именно: состав 1 - при оптимальном соотношении компонентов с использованием полимочевинного загустителя, состав 2 - при оптимальном соотношении компонентов с использованием загустителя на основе литиевого мыла, составы 3 и 6 - при граничных значениях компонентов с использованием полимочевинного загустителя, составы 4 и 5 - при граничных значениях компонентов с использованием загустителя на основе литиевого мыла.

Смазку на основе литиевого мыла получают путем добавления к нефтяному маслу стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты LiOH·H2O, нагревают смесь до 150°С, удаляют водяной пар и до охлаждения реакционной массы осуществляют нагрев до 220°С.

Затем смазку охлаждают до 130°С и небольшими порциями замешивают высокодисперсный порошкообразный дисульфид молибдена и полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn и дифениламин или фенил-β-нафтиламин. Охлаждают реакционную смесь до температуры окружающей среды при перемешивании, производят гомогенизацию с получением конечного продукта. Составы по примерам 2, 4 и 5 (по изобретению) приведены в таблице 1.

Смазки на основе полимочевины получают путем нагрева 4,4'-дифемилметандиизо-цианата в базовом масле до 70°C с последующим добавлением октадециламина. Перед охлаждением смеси до 80°С ее нагревают до 150°С. Затем небольшими порциями замешивают высокодисперсный порошкообразный дисульфид молибдена и полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы

{[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn и дифениламин или фенил-β-нафтиламин. Охлаждают реакционную смесь до температуры окружающей среды при перемешивании, производят гомогенизацию с получением конечного продукта. Составы по примерам 1, 3 и 6 (по изобретению) приведены в таблице 1.

Сравнительный образец - пример 7 (контрольный) моделировали в соответствии с обычным содержанием дисульфида молибдена и диалкилдитиофосфата цинка [Interrelations between Molybdenum Disulfide and Oil Solible Additives, Bartz, NLGI Spokesman, 1989]. В сравнительной смазке (контрольный пример) использовали диалкилдитиофосфат цинка (ДФ-11), представляющий собой 50%-ный раствор диалкилдитиофосфата цинка, полученный на основе изобутилового и 2-этилгексилового спиртов в минеральном масле, ГОСТ 24216-80. Смазку по примеру №7 готовили аналогично составам по примерам 2, 4 и 5.

Каждый состав пластичной смазки (примеры 1-7) подвергали испытаниям на машине трения СМТ-1 по схеме вал - втулка. Вал 40Х сырой, длиной 1=0,030 м, Dнар=0,0356 м. Втулка 20ХН3А каленая, длиной 1=0,025 м, Dвн=0,0360 м, HRc 32. Число оборотов вала - 300 в минуту. Нагружение пары производили ступенчато через каждые 500N с замером момента трения после его стабилизации. Для каждого состава заявляемой пластичной смазки определяли следующие показатели:

- нагрузку задира;

- средний коэффициент трения.

Результаты испытаний заявляемых пластичных смазок для составов по примерам 1-7 приведены в таблице 2.

Таблица 2
Результаты испытаний образцов пластичных смазок в сравнении с контрольным примером
Показатели качества Образцы
1 2 3 4 5 6 7
Противозадирные свойства Нагрузка задира, Н 4000 4100 3600 3550 4300 4350 3000
Антифрикционные свойства Средний коэффициент трения 0,084 0,086 0,089 0,089 0,078 0,074 0,11

Анализ результатов проведенных испытаний позволяет сделать следующие выводы: во всех примерах по изобретению (примеры 1-6) замена диалкилдитиофосфата цинка на его полифторированный аналог общей формулы

{[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х=Н, Cl, F; n=2, 3, в сочетании с дисульфидом молибдена приводит к существенному уменьшению коэффициента трения и увеличению нагрузки задира и значительно превосходит известную смазку по трибологическим характеристикам;

предлагаемая смазка обладает более высокими антифрикционными и противозадирными характеристиками, что подтверждается результатами испытания на установке СМТ-1 при повышенной нагрузке. Заявляемая смазка имеет высокие триботехнические свойства, что приводит к расширению области применения и увеличению ресурса работы узлов трения машин и механизмов.

Таблица 1
Составы пластичных смазок
Наименование компонентов Примеры по изобретению, масс.% Контрольный, масс.%
1 2 3 4 5 6 7
1. Антиокислитель
- Дифениламин 0,4 - 0,3 - 0,5 - 0,5
-Фенил-β-нафтиламин - 0,4 - 0,3 - 0,5 -
2. Дисульфид молибдена 4,0 4,0 1,0 1,0 10,0 10,0 4,0
3. Загуститель, в частности: 12,0 12,0 15,0 15,0 10,0 10,0 12,0
- литиевое мыло стеариновой кислоты - - - - + - -
-литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - + - + - - +
-полимочевинный + - + - - + -
4. Полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, в частности: 2,0 2,0 5,0 5,0 1,0 1,0 -
-Х=Н; n=2 - - + - - - -
-Х=Н; n=3 - - - + - - -
-Х=Cl; n=2 + - - - - - -
-Х=Cl; n=3 - + - - - - -
-Х=F; n=2 - - - - + - -
-Х=F; n=3 - - - - - + -
5. Диалкилдитиофосфат цинка ДФ-11 - - - - - - 1,0
Нефтяное масло 81,60 81,60 78,70 78,70 78,50 78,50 82,5
ВСЕГО, масс.%: 100.00 100.00 100.00 100.00 100.00 100.00 100.00

1. Пластичная смазка, содержащая дисульфид молибдена, нефтяное масло, загуститель, антиокислитель и диалкилдитиофосфат цинка, отличающаяся тем, что в качестве последнего содержит полифторированный диалкилдитиофосфат цинка общей формулы {[X(CF2CF2)nCH2O]2P(S)S]}2Zn, где Х - Н, Cl, F; n=2, 3, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена 1,0-10,0
Указанный полифторированный диалкилдитиофосфат
цинка 1,0-5,0
Антиокислитель 0,3-0,5
Загуститель 10,0-15,0
Нефтяное масло остальное

2. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве антиокислителя используют дифениламин.

3. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве антиокислителя используют фенил-β-нафтиламин.

4. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве загустителя используют литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты.

5. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве загустителя используют полимочевинный загуститель.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения вооружения и военной технике (ВВТ) в условиях высокой влажности, контакта с морской водой и солевого тумана.

Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ).

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к многокомпонентным добавкам или концентратам, вводимым в минеральные масла с целью получения высококачественных пластичных (консистентных) смазочных материалов, обладающих повышенной термостойкостью и адгезией к поверхности трения, высокой задиро- и износостокостью.

Изобретение относится к области нефтехимии, конкретно составу компрессорного масла, предназначенному для использования в поршневых воздушных компрессорах, работающих в условиях высоких температур и перепада давления.
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составам масел, используемых для смазывания цилиндров паровых машин, смазывания форм в литейном производстве, в качестве закалочного масла в кузнечном производстве, смазывания цепей и редукторов, работающих в печах и доменном производстве.
Изобретение относится к области защиты от биопоражения. .

Изобретение относится к способу получения новой присадки к смазочным маслам. .

Изобретение относится к области органической химии, в частности к способу получения новой присадки к смазочным маслам. .

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к концентратам, добавляемым в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и в пластичные смазки для снижения и устранения износа трущихся поверхностей деталей, преимущественно пар трения автомобильных двигателей, коробок передач и т.д.
Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов главных редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий и маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов.
Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях.

Изобретение относится к усовершенствованному способу алкилирования дифениламина, включающему добавление к дифениламину олигомеров изобутилена в присутствии кислой каталитической глины с образованием смеси и проведение реакции в смеси при температуре, достаточно низкой для того, чтобы предотвратить существенное снижение активности катализатора до тех пор, пока не будет завершено вышеупомянутое добавление, и затем повышение температуры с получением смеси алкилированных дифениламинов, содержащей от 0,1 до 1% дифениламина, менее 10% (трет-бутил)дифениламина, менее 10% монооктилдифениламина, более 20% додецилдифениламина, более 15% гексадецилдифениламина, менее 10% эйкозенилдифениламина, менее 7% тетракозенилдифениламина, менее 4% октакозенилдифениламина и менее 2% полиизобутилдифениламина.

Изобретение относится к области рабочих жидкостей для гидравлических систем авиационной техники с диапазоном рабочих температур жидкости в гидравлической системе от минус 60 до +175°С.
Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ).
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. .

Изобретение относится к области нефтехимии, конкретно составу компрессорного масла, предназначенному для использования в поршневых воздушных компрессорах, работающих в условиях высоких температур и перепада давления.
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения автомобилей и авиации, а также в подшипниках прокатных станов, точных приборах и бытовых механизмах.
Изобретение относится к области защиты смазочно-охлаждающих жидкостей от биоповреждений и позволяет повысить эффективность подавления роста микроорганизмов. .
Наверх