Способ восстановления лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин



Способ восстановления лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин
Способ восстановления лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин

Владельцы патента RU 2393951:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В.М. Кокова (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонту и восстановлению кавитационно-эрозионных разрушений лопастей в зоне «чашечки» лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин. Способ включает приварку пластинок к лопастям в зонах вырезанных разрушенных участков. Участки лопастей в местах, включающих разрушенные, вырезают прямоугольной формы, которую в процессе ремонта заполняют балками-полосками, длинная сторона которых параллельна выходной кромке лопасти, при этом каждую полоску приваривают последовательно по торцам, начиная с балки-полоски, наиболее удаленной от выходной кромки лопасти, а сварку балок-полосок между собой производят в обратной последовательности, начиная с балок-полосок, расположенных у выходной кромки. Изобретение позволяет улучшить технологичность ремонта рабочих колес, существенно снизить остаточные напряжения, а также повысить надежность рабочих колес. 2 ил.

 

Изобретения относится к гидромашиностроению.

Наиболее часто встречающимися видами разрушения радиально-осевых колес гидротурбин являются кавитационно-эрозионное разрушение лопастей в зоне «чашечки» лопастей и усталостные разрушения в зоне сопряжении лопастей рабочих колес с верхним и нижним ободами [1].

Интенсивность кавитационно-эрозионного вида разрушения напрямую зависит от качества воды, поступающей на турбину.

Причем за один сезон это разрушение на лопастях турбин, изготовленных из легированной стали 09Г2С может, доходить до сквозных отверстий с размерами в плане до 150×80 мм (фиг.1 размер а×в).

В настоящее время ремонт рабочих колес радиально-осевых гидротурбин при кавитационно-эрозионном разрушении производится следующим образом: вырезается часть лопасти, включающая разрушенный участок лопасти, как треугольник в плане dce (фиг.1) по этим размерам вырезается пластина постоянной толщины из нержавеющей стали. Толщина пластины выбирается равной толщине выходных кромок лопастей. Эта пластина изгибается на специальном оборудовании, таким образом, чтобы оптимально подходить под размер «dce».

Пластинка dce приваривается к лопасти таким образом: она прихватывается к лопасти в точках d, c и е; приваривается по линиям de и dc в несколько слоев; на плоскость пластины толщиной 20 мм наплавливается до получения толщины лопасти, различающейся от 40 мм в точке d до 20 мм в точках с и е;

После наложения указанной массы шва из нержавеющей стали поверхность обрабатывается, чтобы получить по линиям тока 1-1…n-n расчетные геометрические характеристики лопасти, а поверхность шлифуется до Ra=0,1 мкм.

При такой технологии ремонта в точке d и примыкающей к ней зоне будут появляться высокие остаточные напряжения, поскольку жесткость нижнего обода по сравнению с примыкающей к ней части лопасти значительна, при этом напряжения могут превосходить предел текучести в разных опасных точках лопасти, что приводит к значительной поводке выходных кромок лопастей. Появление остаточных напряжений существенно снижает сопротивление материала колеса абразивному износу [2]. Недостатками этой схемы восстановления лопастей рабочих колес являются:

1. Значительная длина линий выреза dc и de в особенности в труднодоступном межлопастном канале в окрестности точки d, создает большие трудности при вырезке части лопасти и при приварке пластины.

2. Расчетные температурные напряжения вдоль швов dc и de являются значительными как по результатам аналитических, так и по результатам численных расчетов. Причем расчетные температурные напряжения значительно превосходят предел текучести материала пластинки и лопастей. Это подтверждается значительными поводками лопастей, которые наблюдаются при таком ремонте. Устранение этих поводок производится вручную, что весьма трудоемко и нетехнологично.

Цель изобретения - улучшение технологичности ремонта рабочих колес, существенное снижение остаточных напряжений, а следовательно - повышение надежности рабочих колес и снижение себестоимости ремонта.

Поставленная цель достигается тем, что участки лопастей в местах, включающих разрушенные вырезаются прямоугольной формой, которая в процессе ремонта заполняется балками-полосками, длинная сторона которых параллельна выходной кромке лопасти, при этом каждая полоска приваривается последовательно по торцам, начиная с балки полоски, наиболее удаленной от выходной кромки лопасти, а сварка балок-полосок между собой производится в обратной последовательности, начиная с балок полосок, расположенных у выходной кромки.

На фиг.2 показан участок лопасти с1 с2 e1 e, имеющий прямоугольную форму, который заполняется балками-полосками параллельными выходной кромке лопасти c1 e.

При этом максимальные температурные напряжения при сварке по длине балки-полоски от двух торцевых швов будут распределяться по большой свободной длине балки-полоски и максимальные нормальные остаточные напряжения вдоль балок-полосок уменьшатся значительно и будут в допустимых пределах.

Источники информации

1. Ковалев Н.Н. Гидротурбины. Л.: Машиностроение, 1971 г., 584 с.

2. Авторское свидетельство №1351763. М., 15.11.1987. Авторы: Соколик А.И. и Мисиров М.Х.

Способ восстановления лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин, включающий приварку пластинок к лопастям в зонах вырезанных разрушенных участков, отличающийся тем, что участки лопастей в местах, включающих разрушенные, вырезают прямоугольной формы, которую в процессе ремонта заполняют балками-полосками, длинная сторона которых параллельна выходной кромке лопасти, при этом каждую полоску приваривают последовательно по торцам, начиная с балки-полоски, наиболее удаленной от выходной кромки лопасти, а сварку балок-полосок между собой производят в обратной последовательности, начиная с балок-полосок, расположенных у выходной кромки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в ветроэнергетических или в гидроэнергетических установках, которые превращают энергию атмосферных и водных течений в электрическую.

Изобретение относится к энергетике и может использоваться для преобразования энергии океанических, морских и речных течений в электроэнергию. .

Изобретение относится к конструкциям установок для преобразования энергии течения воды в электрическую энергию. .

Изобретение относится к области технических средств, применяемых в аэро- и гидродинамике для регулирования скорости потока текучих сред, и может быть использовано в энергетике, а также других областях техники.

Изобретение относится к гидравлическим машинам для преобразования кинетической энергии потока движущейся жидкости в электрическую. .

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности способу восстановления работоспособности гидроагрегата, и может быть использовано при ремонтно-восстановительных работах на гидроэлектростанциях (ГЭС), при выполнении работ по реконструкции гидроагрегата, а также при замене гидротурбинной установки на вертикальных гидроагрегатах с зонтичным или подвесным исполнением генератора и с гидротурбиной поворотно-лопастного или радиально-осевого типа.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам и устройствам для снижения уровня кавитации в гидравлических машинах. .

Изобретение относится к подшипникам скольжения преимущественно гидротурбин. .

Изобретение относится к малой гидроэнергетике и может быть использовано при создании гидротурбин с металлической спиральной камерой. .

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть применено при создании конструкций гидравлических турбин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для ремонта двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к переносным установкам для механической обработки цилиндрических поверхностей крупногабаритных изделий, а именно к обработке роторов турбин тепловых и атомных электростанций (АЭС).

Изобретение относится к способам восстановления и упрочнения изношенных деталей и может быть использовано для ремонта рабочих органов почвообрабатывающих машин, преимущественно лап культиваторов.
Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов и может быть использовано для восстановления с упрочнением поджимных и подшипниковых блоков шестеренных насосов типа НШ-К.

Изобретение относится к устойчивым к коррозии, проводящим жидкий поток частям оборудования и оборудованию, включающему в себя одну или более таких частей. .
Изобретение относится к способу повышения долговечности и износостойкости пластин приводных пластинчатых цепей механизмов шлюзовых ворот и затворов гидротехнических сооружений, изготовленных заданной толщины штамповкой или плазменной резкой из проката стали ст.45 или стали ст.65Г, и может быть использован при изготовлении новых и восстановлении отработавших цепей.

Изобретение относится к области обработки давлением, в частности к получению отверстий на оболочках знакопеременной кривизны. .

Изобретение относится к ремонту теплообменных аппаратов. .

Изобретение относится к технологии ремонтного производства, в частности, к технологии восстановления шеек стальных коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к способам восстановления и упрочнения деталей машин с введением добавочного металла применением электромеханических процессов и получения износостойкого, разнородного покрытия с антифрикционными свойствами, и может быть использовано в ремонтном производстве и машиностроении.

Изобретение относится к технологии ремонта железнодорожного подвижного состава и может быть использовано на ремонтных предприятиях для восстановительного ремонта опорных поверхностей несущих деталей тележек грузовых вагонов
Наверх