Способ оптимизации компоновки авиационных двигателей на воздушном судне

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу оптимизации компоновки авиационных двигателей силовой установки на воздушном судне. Способ заключается в том, что для каждого типа самолета определяют границы зоны выброса твердых посторонних предметов колесами шасси в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси и плотность их выброса. Затем производят расчет площади проекции входных кромок воздухозаборников двигателей в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси в зоне выброса твердых посторонних предметов колесами шасси. Далее производят расчет уровня защищенности воздухозаборников двигателей от заброса посторонних предметов в заданной компоновке воздушного судна, который зависит от величины площади проекции воздухозаборников, попадающих в зону выброса посторонних предметов, плотности пролета посторонних предметов, приходящейся на указанную площадь проекции воздухозаборников, и площади всей зоны выброса посторонних предметов. Далее производят расчет уровня защищенности воздухозаборников при изменении координат размещения входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси последовательно вдоль оси ОХ в продольной плоскости ХОY. В итоге задают такое размещение входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси в продольной ХОY и поперечной плоскостях XOZ (L, Z), при которых значение коэффициента заброса посторонних предметов в воздухозаборники двигателей было бы равно нулю. Технический результат заключается в оптимизации компоновки авиационных двигателей относительно колес шасси и обеспечении защищенности двигателей от попадания посторонних предметов. 3 ил.

 

Изобретение относится к авиации, в частности к способу определения компоновочного расположения авиационных двигателей на воздушном судне (ВС).

Известен способ определения расположения авиационных двигателей на ВС, при котором расположение двигателей относительно колес шасси выбирают таким образом, чтобы предотвратить прямое попадание посторонних предметов (ПП) в каналы воздухозаборников двигателей на режимах руления, взлета и посадки ВС («Авиационные правила, часть 25, нормы летной годности гражданских самолетов», МАК, 1997).

Недостатком известного способа является необходимость проведения специальных трудоемких натурных испытаний ВС, в которых определяется возможность и условия заброса посторонних предметов колесами шасси в каналы воздухозаборников двигателей (Голубев С.А., Комов А.А., Кизим В.Я. «Определение условий движения самолета ТУ-154 по бетонной ВПП, при которых возможен заброс колесами шасси в двигатели самолета посторонних предметов» - НТО/ЛИИ-№693-80-III-М. 1980., Сиротин Н.Н. «Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей» - М.: РИА «ИМ-ИНФОРМ», 2002, стр.143-149).

Целью предлагаемого изобретения является снижение трудоемкости оптимизации компоновки авиационных двигателей относительно колес шасси на ВС при обеспечении защищенности двигателей от твердых посторонних предметов, забрасываемых колесами шасси.

Поставленная цель достигается тем, что для каждого типа самолета:

- определяют границы зоны выброса твердых посторонних предметов колесами шасси в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси и плотность их выброса (Рпп);

- производят расчет площади проекции входных кромок воздухозаборников двигателей в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси в зоне выброса твердых посторонних предметов колесами шасси;

- производят расчет уровня защищенности воздухозаборников двигателей от заброса твердых посторонних предметов колесами шасси в заданной компоновке ВС, который зависит от величины площади проекции воздухозаборников, попадающих в зону выброса ПП, плотности пролета ПП, приходящейся на указанную площадь проекции воздухозаборников, и площади всей зоны выброса ПП;

Кк=f(Fвз, Fпп, Рпп), где

Кк - коэффициент заброса посторонних предметов в воздухозаборники двигателей. Чем больше значение коэффициента заброса Кк, тем ниже уровень защищенности воздухозаборников двигателей;

Fвз - площадь проекции воздухозаборников, попадающих в зону выброса ПП;

Fпп - площадь всей зоны выброса посторонних предметов;

Рпп - средняя плотность пролета посторонних предметов по всему сечению воздухозаборников, попадающих в зону выброса ПП;

- производят расчет уровня защищенности воздухозаборников при изменении координат размещения входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси последовательно вдоль оси ОХ в продольной плоскости ХОY

Кк=f(L=Var), где

L - расстояние между осью колеса передней стойки шасси и входными кромками воздухозаборников в продольной плоскости ХОY;

и вдоль оси OZ в поперечной плоскости XOZ

Кк=f(Z=Var), где

Z - расстояние между плоскостью симметрии колеса передней стойки шасси и входными кромками воздухозаборников в поперечной плоскости XOZ;

- задают такое размещение входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси в продольной ХОY и поперечной плоскостях XOZ (L, Z), при которых значение коэффициента заброса ПП в воздухозаборники двигателей Кк было бы равно нулю.

Предлагаемый способ оптимизации компоновки авиационных двигателей на воздушном судне заключается в следующем.

Определяют границы зоны выброса твердых посторонних предметов колесами шасси в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси и плотность их выброса (Рпп) (фиг.1).

Производят расчет площади проекции входных кромок воздухозаборников двигателей в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси в зоне выброса твердых посторонних предметов колесами шасси (фиг.2).

По площади проекции воздухозаборников двигателей в зоне выброса твердых посторонних предметов колесами шасси производят расчет уровня защищенности воздухозаборников двигателей в заданной компоновке ВС, который зависит от величины площади проекции воздухозаборников, попадающих в зону выброса ПП, плотности пролета ПП, приходящейся на указанную площадь проекции воздухозаборников, и площади всей зоны выброса ПП.

Кк=f(Fвз, Fпп, Pпп).

Производят расчет уровня защищенности воздухозаборников при изменении координат размещения входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси последовательно вдоль оси ОХ в продольной плоскости ХОY и вдоль оси OZ в поперечной плоскости XOZ (фиг.3).

По полученным значениям коэффициента заброса (Кк=f(L=Var), Кк=f(Z=Var)) задают такое размещение входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси в продольной ХОY и поперечной плоскостях XOZ (L, Z), при которых значение коэффициента заброса ПП в воздухозаборники двигателей Кк было бы равно нулю.

Из фиг.3 видно, что полная защищенность воздухозаборников двигателей от ПП, забрасываемых колесами шасси, обеспечивается при приближении входных кромок воздухозаборников к колесам передней стойки шасси на такое расстояние (при заданном расстоянии воздухозаборников от вертикальной плоскости симметрии ВС в поперечной плоскости XOZ (Z=Const)), при котором значение коэффициента заброса Кк было бы равно нулю.

Способ оптимизации компоновки авиационных двигателей на воздушном судне, основанный на предотвращении прямого заброса посторонних предметов колесами шасси в каналы воздухозаборников двигателей на режимах руления, взлета и посадки воздушного судна, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости оптимизации компоновки авиационных двигателей относительно колес шасси на ВС при обеспечении защищенности двигателей от твердых посторонних предметов, забрасываемых колесами шасси, для каждого типа самолета:
определяют границы зоны выброса твердых посторонних предметов колесами шасси в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси и плотность их выброса (Рпп);
производят расчет площади проекции входных кромок воздухозаборников двигателей в угловых координатах относительно колес передней стойки шасси в зоне выброса твердых посторонних предметов колесами шасси;
производят расчет уровня защищенности воздухозаборников двигателей от заброса твердых посторонних предметов колесами шасси в заданной компоновке ВС, который зависит от величины площади проекции воздухозаборников, попадающих в зону выброса посторонних предметов, плотности пролета посторонних предметов, приходящейся на указанную площадь проекции воздухозаборников, и площади всей зоны выброса посторонних предметов;
Kк=f(Fвз, Fпп, Рпп),
где Кк - коэффициент заброса посторонних предметов в воздухозаборники двигателей, чем больше значение коэффициента заброса Кк, тем ниже уровень защищенности воздухозаборников двигателей;
Fвз - площадь проекции воздухозаборников, попадающих в зону выброса посторонних предметов;
Fпп - площадь всей зоны выброса посторонних предметов;
Рпп - средняя плотность пролета посторонних предметов по всему сечению воздухозаборников, попадающих в зону выброса посторонних предметов;
производят расчет уровня защищенности воздухозаборников при изменении координат размещения входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси последовательно вдоль оси ОХ в продольной плоскости ХОУ
Kк=f(L=Var),
где L - расстояние между осью колеса передней стойки шасси и входными кромками воздухозаборников в продольной плоскости ХОУ;
и вдоль оси OZ в поперечной плоскости XOZ
Kк=f(Z=Var),
где Z - расстояние между плоскостью симметрии колеса передней стойки шасси и входными кромками воздухозаборников в поперечной плоскости XOZ;
задают такое размещение входных кромок воздухозаборников относительно колес передней стойки шасси в продольной ХОУ и поперечной плоскостях XOZ (L, Z), при которых значение коэффициента заброса посторонних предметов в воздухозаборники двигателей Кк было бы равно нулю.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к административным самолетам большой дальности. .

Изобретение относится к авиационному оборудованию. .

Изобретение относится к оборудованию воздушного судна. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к устройству для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов. .

Изобретение относится к воздухонаправляющей створке воздушного судна, одна поверхность которой обращена к воздуховоду и подвержена воздействию давления, преобладающего в воздуховоде, а противоположная поверхность подвержена воздействию давления относительного потока, обтекающего воздушное судно.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано для уменьшения эффективной площади рассеяния (ЭПР) полости канала двигателя летательного аппарата: воздухозаборника или сопла.

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к воздухозаборникам турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к средствам движения самолетов. .

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции воздухозаборника высокоскоростных летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для защиты реактивных авиационных двигателей, находящихся в работе, от попадания внутрь них птиц во время движения самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для турбореактивного двигателя

Изобретение относится к многорежимным самолетам

Изобретение относится к области авиации, в частности к воздухозаборным устройствам воздушно-реактивных двигателей

Изобретение относится к авиастроению, более конкретно к направляющему устройству (100) для элемента гондолы турбореактивного двигателя и самой гондоле
Наверх