Вяжущее (полимерно-гудроно-асфальтитовое вяжущее) для дорожных покрытий

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве дорог, а именно к вяжущим материалам для строительства и ремонта дорожных покрытий. Изобретение касается вяжущего (полимерно-гудроно-асфальтитовое вяжущее - ПГАВ) для дорожных покрытий, которое включает блок-сополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное и отличается тем, что дополнительно содержит гудрон с условной вязкостью с и асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм.=75-85°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Технический результат - удешевление вяжущего за счет замены битума на смесь гудрона и асфальтита окисленного, при этом составы вяжущего (ПГАВ) для строительства и ремонта дорожных покрытий отвечают всем требованиям норм ГОСТ Р 52056-2003 к дорожным вяжущим материалам. 3 табл.

 

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве дорог, а именно к вяжущим материалам для строительства и ремонта дорожных покрытий.

Известны полимерно-битумные вяжущие материалы (ПБВ) на основе блок-сополимеров на основе бутадиена и стирола, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к данным материалам по эластичности, трещиностойкости, деформативности и растяжимости при низких температурах, а также теплостойкости, и на которые имеется ГОСТ Р 52056-2003.

Основным недостатком ПБВ является использование в вяжущем материале битума, который получают окислением гудрона, за счет чего возрастает стоимость вяжущего и снижаются его сырьевые ресурсы.

Этот недостаток можно отнести ко всем вяжущим материалам на основе битума.

Известно ПБВ для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум 54,0-88,0
Блок-сополимеры бутадиена и стирола 2,0-6,0
Продукт полукоксования углей 10,0-40,0
Гексаметилентетрамин 0,1-2,0 сверх 100

(Пат. РФ №2241724, 2004).

Недостатками известного ПБВ являются его достаточно высокая токсичность, обусловленная применением амина и продукта полукоксования углей, ограниченность ресурсов и высокая себестоимость.

Известно также ПБВ для дорожного покрытия, которое содержит смесь из битума, блок-сополимера диена и стирола и добавки, причем в качестве битума содержит битум дорожный улучшенный марок БДУ 70/100 или БДУС 70/100, в качестве блок-сополимера диена и стирола оно содержит Кратон Д 1101 М, а в качестве добавки - нефтяную фракцию, полученную прямой перегонкой тяжелой малопарафинистой нефти нафтенового основания.

(Пат. РФ №2260023, 2005.)

Недостатком данного ПБВ является крайне ограниченная сырьевая база, т.к. объемы производства битумов марок БДУ практически уже исчерпаны (они производятся только из остатков переработки ярегской нефти), а марок БДУС - очень невелики и могут удовлетворить потребности лишь небольшого региона России.

Наиболее близким к заявляемому является вяжущее для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум 44,4-98
Блок-сополимеры алкадиена и стирола 0,1-22,3
Масло индустриальное 1,9-33,3

(Пат. РФ №2299228, дата публикации заявки 1997, опубликован 2007).

Недостатком вяжущего по прототипу также является необходимость использования в качестве одного из компонентов более дорогого и более дефицитного продукта - битума марок БНД по ГОСТ 22245-90.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка состава вяжущего для строительства и ремонта дорожных покрытий, которое бы отвечало по качеству всем требованиям норм ГОСТ Р 52056-2003 к вяжущим материалам и в котором битум был бы заменен на менее дорогостоящие компоненты - гудрон и асфальтит окисленный, представляющий собой окисленный побочный продукт процесса пропановой деасфальтизации гудронов.

Для решения поставленной задачи предлагается вяжущее для дорожных покрытий, которое включает блок-сополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное и отличается тем, что дополнительно содержит гудрон с условной вязкостью с и асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм.75-85°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Заявляемое вяжущее (далее по тексту ПГАВ - полимерно-гудроно-асфальтитовое вяжущее) в качестве основных компонентов содержат гудрон с условной вязкостью при температуре 80°С и с диаметром отверстия 5 мм - с (может быть использована смесь гудронов с с) и асфальтит окисленный с температурой размягчения Tразм.=75-85°.

Гудрон является остатком атмосферно-вакуумной перегонки нефти. Использование гудрона в предлагаемой композиции вместо битума позволяет исключить из производства стадию окисления гудрона при получении битума, что позволяет существенно улучшить экономические и экологические показатели нефтепереработки.

Асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм.=75-85° представляет собой окисленный побочный продукт процесса пропановой деасфальтизации гудронов, что позволяет экономить высокорентабельный гудрон, который является потенциальным источником получения моторных топлив. Окисление требуемого для композиции асфальтита проводят по стандартной технологии окисления гудрона на стандартной промышленной установке.

В качестве пластификатора ПГАВ включает масло индустриальное И-40А по ГОСТ 20799-88.

В качестве блок-сополимера алкадиена и стирола ПГАВ содержит дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) по ТУ 2294-007-01393697-95.

ПГАВ для строительства и ремонта дорожных покрытий готовят с использованием стандартного оборудования путем смешения подаваемых дозировочными насосами компонентов в обогреваемых резервуарах товарного парка окислительной битумной установки путем циркуляции или использования стационарных обогреваемых смесителей.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 5 образцов различного состава. Состав образцов приведен в табл.1.

В таблицах 2, 3 приведены сопоставительные данные показателей качества разработанных ПГАВ соответствующим нормам требований ГОСТ Р 52056-2003 к «Вяжущим полимерно-битумным дорожным на основе блок-сополимеров типа СБС».

Из данных таблиц следует, что использование в заявленных выше концентрациях и заявленного качества компонентов: гудронов с с, асфальтита окисленного с Tpaзм.=75-85°C, индустриального масла И-40А по ГОСТ 20799-88 и дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) по ТУ 2294-007-01393697-95 позволяет стабильно производить полимерно-гудроно-асфальтитовые вяжущие, соответствующие нормам ГОСТ Р 52056-2003 к маркам ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 и ПБВ 130.

Аналогичные данные получены при испытании других приготовленных образцов разработанного ПГАВ, а также при использовании смеси гудронов с с.

Таким образом, заявленные составы вяжущего (ПГАВ) для строительства и ремонта дорожных покрытий отвечают всем требованиям норм ГОСТ Р 52056-2003 к дорожным вяжущим материалам. Замена битума на смесь гудрона и асфальтита окисленного приводит к удешевлению вяжущего за счет исключения из процесса окисления заявленных количеств гудрона - до 65 мас.%, а также за счет вовлечения в производство асфальтита - побочного продукта процесса пропановой деасфальтизации гудронов, являющегося потенциальным сырьем для производства высокорентабельных моторных топлив - бензинов, керосинов и дизельного.

Таблица 1
№ п/п Наименование компонентов Содержание компонентов вяжущего (ПГАВ), мас.%
1 2 3 4 5
1 Гудрон с - 38,0 - - 65,0
2 Гудрон с 41,0 - 62,0 63,5 -
3 Асфальтит окисленный (АО) 41,0 42,0 21,0 21,0 20,0
4 Масло И-40А 13,0 15,0 12,0 12,0 10,0
5 ДСТ 5,0 5,0 5,0 3,5 5,0

Вяжущее для дорожных покрытий, включающее блок-сополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное, отличающееся тем, что дополнительно содержит гудрон с и асфальтит окисленный с температурой размягчения Тразм=75-85° при следующем соотношении компонентов, мас.%:



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к технологии производства строительных материалов и используется при изготовлении битумно-полимерных гидроизоляционных мастик и безрулонных кровельных покрытий.
Изобретение относится к области производства дорожно-строительных материалов и может быть использовано для ремонта аэродромных и дорожных покрытий. .
Изобретение относится к катионактивным адгезионным присадкам к битумам и может быть использовано при устройстве автомобильных дорог, аэродромов и т.п. .
Изобретение относится к гидроизоляционным композициям, используемым при изготовлении рулонных кровельных материалов. .
Мастика // 2368637
Изобретение относится к области строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, в частности к материалам для защиты от коррозии металлических поверхностей трубопроводов и электрических кабелей в металлической оболочке, а также к материалам для герметизации аккумуляторов.
Изобретение относится к виброшумопоглощающим материалам, изготавливаемым на основе битума и предназначенным для изоляции салона транспортных средств от вибрации конструкций и шума двигателя.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах. .
Изобретение относится к области приготовления битумных эмульсий и может быть использовано в дорожном строительстве в качестве вяжущего для органоминеральных смесей, холодных асфальтобетонов, поверхностной обработки, при устройстве безрулонных кровель и гидроизоляционной защиты, в составе комбинированных вяжущих при устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог.

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве и ремонте автодорог, а именно к вяжущим материалам для дорожного покрытия
Изобретение относится к асфальтовым композициям и асфальтобетонам

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а конкретнее к способам закрепления подрельсовых элементов в бетонном основании пути, и может быть использовано в тоннелях и метрополитенах для крепления рельса к бетонной шпале
Изобретение относится к области получения битуминозных материалов, в частности адгезионных битумных присадок, предназначенных в качестве добавки к нефтяным дорожным битумам, применяемым при строительстве покрытий повышенной прочности и долговечности

Изобретение относится к области получения битумполимерных материалов, в частности к способу получения битумполимерных материалов из битума и/или нефтяных остатков и полиэтилена

Изобретение относится к области строительства, а конкретнее к производству строительных материалов, таких как битумно-полимерные кровельные горячие мастики, аналогичные мастикам по ГОСТ 2889-80, покровные композиции для рулонных кровельных наплавляемых материалов по ГОСТ 30547-97

Изобретение относится к адгезионным добавкам для битумных битумно-полимерных композиций

Изобретение относится к производству дорожных строительных материалов, а именно к вяжущим составам на основе органических вяжущих, которые могут быть использованы при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромных покрытий
Наверх