Автономная система электропитания космического аппарата

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании автономных систем электропитания космических аппаратов. Технический результат состоит в повышении эффективности использования первичного источника ограниченной мощности. Автономная система электропитания космического аппарата содержит солнечную батарею, состоящую из солнечных элементов и включенных последовательно блокирующих диодов, стабилизатор напряжения, включенный между солнечной батареей и нагрузкой, аккумуляторную батарею, зарядное устройство и разрядное устройство. Аккумуляторная батарея одним из входов соединена с выходом зарядного устройства и входом разрядного устройства. Вход зарядного устройства соединен с солнечной батареей. Выход разрядного устройства соединен с солнечной батареей и входом стабилизатора напряжения. Солнечная батарея, аккумуляторная батарея и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной. Вход зарядного устройства соединен с солнечной батареей между солнечными элементами и блокирующими диодами. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при создании и эксплуатации автономных систем электропитания, преимущественно космических аппаратов (КА).

При создании КА важнейшее значение имеет обеспечение максимальных целевых возможностей, при жестко ограниченных характеристиках по массе. Иными словами, если речь идет о связных К А, необходимо обеспечение максимальной мощности и количества каналов бортового ретранслятора.

Эта задача, в отношении автономной системы электропитания КА, может быть решена только при условии повышения эффективности использования первичных источников электроэнергии (преимущественно солнечных батарей), вторичных источников электроэнергии (преимущественно аккумуляторных батарей) и совершенствования системы автоматики согласующей работу указанных источников с обеспечением стабильного напряжения на входах потребителей электроэнергии.

Известны автономные системы электропитания КА описанные в «Системы электропитания космических аппаратов, Новосибирск, ВО "Наука", 1994 г.» [1].

Известные автономные системы электропитания КА предусматривают стабилизацию напряжения от первичного источника ограниченной мощности (солнечной батареи) на нагрузке стабилизированными преобразователями различного типа.

Наиболее близким техническим решением является автономная система электропитания КА, описанная в материалах патента №2317216, который выбран в качестве прототипа.

Известная автономная система электропитания КА содержит солнечную батарею, стабилизатор напряжения, включенный между солнечной батареей и нагрузкой, аккумуляторную батарею, зарядное и разрядные устройства, при этом аккумуляторная батарея одним из входов соединена с выходом зарядного устройства и входом разрядного устройства, вход зарядного устройства соединен с выходом солнечной батареи и входом стабилизатора напряжения, а выход разрядного устройства соединен с выходом солнечной батареи и входом стабилизатора напряжения, причем солнечная батарея, аккумуляторная батарея и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной.

Недостатком известной автономной системы электропитания КА является недостаточно эффективное использование первичного источника электроэнеогии (солнечной батареи).

В известном изобретении структура солнечной батареи не раскрыта, однако известно, что солнечная батарея содержит блокирующие диоды (см. Раушенбах Г. Справочник по проектированию солнечных батарей. - М.: Энергоатомиздат, 1983, стр.171), наличие которых обуславливает потери мощности при протекании тока. В то же время блокирующие диоды необходимы для исключения протекания «темнового» тока на солнечную батарею от аккумуляторной батареи при прохождении КА теневого участка орбиты или от самой солнечной батареи при частичном затенении какой-либо из ее параллельных секций конструкцией КА на частично затененную секцию. Однако цепи заряда аккумуляторной батареи пропускают ток только в направлении заряда. При этом они функционально не нуждаются в наличии блокирующих диодов в солнечной батарее, так как содержат в своем составе собственные элементы, исключающие протекание обратного тока.

Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности использования первичного источника ограниченной мощности в автономной системе электропитания КА.

Поставленная задача достигается тем, что в автономной системе электропитания космического аппарата, содержащей солнечную батарею, состоящую из солнечных элементов и включенных последовательно блокирующих диодов, стабилизатор напряжения, включенный между солнечной батареей и нагрузкой, аккумуляторную батарею, зарядное устройство и разрядное устройство, при этом аккумуляторная батарея одним из входов соединена с выходом зарядного устройства и входом разрядного устройства, вход зарядного устройства соединен с солнечной батареей, а выход разрядного устройства соединен с солнечной батареей и входом стабилизатора напряжения, причем солнечная батарея, аккумуляторная батарея и нагрузка своими вторыми выводами соединены общей шиной, при этом вход зарядного устройства соединен с солнечной батареей между солнечными элементами и блокирующими диодами. Кроме того, солнечная батарея выполнена из «n» параллельно включенных секций, каждая из которых содержит солнечные элементы и включенные последовательно блокирующие диоды, а зарядное устройство содержит «n» регулирующих транзисторных ключей, вход каждого из которых подключен к соответствующей секции солнечной батареи между солнечными элементами и блокирующими диодами.

Суть заявляемого изобретения поясняется чертежом, на котором приведена функциональная схема автономной системы электропитания КА.

Автономная система электропитания КА содержит солнечную батарею 1, подключенную к нагрузке 2 через стабилизатор напряжения 3, аккумуляторную батарею 4, подключенную через зарядное устройство 5 к солнечной батарее 1, а через разрядное устройство 6 к входу стабилизатора напряжения 3. При этом солнечная батарея 1 состоит из «n» параллельно включенных секций, каждая из которых содержит солнечные элементы (фотопреобразователи) E1-En, и включенные последовательно блокирующие диоды ДE1En, а зарядное устройство содержит «n» регулирующих транзисторных ключей 71-7n, вход каждого из которых подключен к соответствующей секции солнечной батареи между солнечными элементами E1n и блокирующими диодами ДE1Еn.

В случае, если солнечная батарея 1 в процессе эксплуатации не подвергается частичным затенениям конструкцией КА, число секций солнечных элементов и соответственно блокирующих диодов может быть равным 1 (n=1).

Зарядное устройство 5 состоит из регулирующих ключей 71-7n, управляемых схемой управления 8, вольтодобавочного узла, выполненного на трансформаторе Tp1, транзисторах Т1 и Т2, выпрямителя на диодах D1 и D2.

Разрядное устройство 6 состоит из регулирующего ключа 9, управляемого схемой управления 10.

Стабилизатор напряжения 3 состоит из регулирующего ключа 11, управляемого схемой управления 12, входного фильтра C1 и выходного фильтра на диоде D, дросселе L и конденсаторе C.

Схемы управления 8, 10, и 12 выполнены в виде широтно-импульсных модуляторов, входом подключенных к шинам стабилизируемого напряжения.

Устройство работает следующим образом. В процессе эксплуатации аккумуляторная батарея 5 работает в режиме хранения и периодических дозарядов от солнечной батареи 1 через зарядное устройство 5, подключенное входом к солнечной батарее между солнечными элементами E1n и блокирующими диодами ДЕ1En.При этом ток заряда от солнечной батареи 1 протекает, минуя блокирующие диоды ДE1En, что исключает потерю на них зарядной мощности от солнечной батареи 1 и позволяет использовать эту мощность для питания нагрузки 2.

Питание нагрузки 2 осуществляется от солнечной батареи 1 через стабилизатор напряжения 3.

При прохождении теневых участков орбиты, либо при нарушении ориентации нагрузка 2 питается от аккумуляторной батареи 4 через разрядное устройство 6 и стабилизатор напряжения 3.

Таким образом, заряд аккумуляторной батареи от источника ограниченной мощности (солнечной батареи) будет обеспечиваться без потерь на блокирующих диодах, что позволяет повысить эффективность использования первичного источника ограниченной мощности и в итоге повысить функциональные возможности КА в целом.

1. Автономная система электропитания космического аппарата, содержащая солнечную батарею, состоящую из солнечных элементов и включенных последовательно блокирующих диодов, стабилизатор напряжения, включенный между солнечной батареей и нагрузкой, аккумуляторную батарею, зарядное устройство и разрядное устройство, при этом аккумуляторная батарея одним из входов соединена с выходом зарядного устройства и входом разрядного устройства, вход зарядного устройства соединен с солнечной батареей, а выход разрядного устройства соединен с солнечной батареей и входом стабилизатора напряжения, причем солнечная батарея, аккумуляторная батарея и нагрузка своими вторыми выводами соединены с общей шиной, отличающаяся тем, что вход зарядного устройства соединен с солнечной батареей между солнечными элементами и блокирующими диодами.

2. Автономная система электропитания по п.1, отличающаяся тем, что солнечная батарея выполнена из «n» параллельно включенных секций, каждая из которых содержит солнечные элементы и включенные последовательно блокирующие диоды, а зарядное устройство содержит «n» регулирующих транзисторных ключей, вход каждого из которых подключен к соответствующей секции солнечной батареи между солнечными элементами и блокирующими диодами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при создании и эксплуатации автономных систем электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при проектировании автономных систем электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для подключения потребителей к резервному источнику электроснабжения. .

Изобретение относится к возобновляемым источникам первичного электропитания, предназначенным для заряда и подзаряда аккумуляторов любых типов с номинальным напряжением от 3 до 9 В с емкостью до 2,5 ампер-часов.

Изобретение относится к электротехнике, предназначено для соединения низковольтных источников электропитания, в том числе солнечной батареи, аккумуляторной батареи, с автомобильным зарядным устройством портативных низковольтных приборов и может найти применение для заряда или подзаряда аккумуляторов любых типов с номинальным напряжением от 3 до 9 В (12 В) с емкостью до 2,5 ампер-часов в условиях отсутствия источников электроэнергии.

Изобретение относится к области преобразования солнечной энергии в электрическую, к конструкциям полупроводниковых переносных фотоэлектрических станций (ПФЭС) для питания различной аппаратуры и освещения, автономного электроснабжения удаленных от электросети объектов, фермерских хозяйств, дач и работы в полевых условиях.

Изобретение относится к энергоустановкам (ЭУ) на основе батарей солнечных элементов (БСЭ) и накопителей энергии и способам их регулирования

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при создании и эксплуатации автономных систем электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании и создании автономных энергетических установок, предназначенных для питания потребителей от фотоэлектрических солнечных батарей, эксплуатируемых длительное время при существенно изменяющихся условиях эксплуатации

Изобретение относится к электротехнике, а именно к преобразовательной технике и может быть использовано для электропитания удаленных от электрических сетей объектов, например автономных метеостанций, строительных объектов, электроинструментов служб спасения и пр

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при проектировании автономных систем электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ)

Изобретение относится к области солнечной энергетики, в частности к непрерывно следящим за Солнцем солнечным установкам как с концентраторами солнечного излучения, так и с плоскими кремниевыми модулями, предназначенным для питания потребителей, например, в районах ненадежного и децентрализованного электроснабжения

Изобретение относится к области электротехники. Описаны системы и способы использования различных типов аккумуляторов для выборочного аккумулирования и отдачи энергии. Аккумуляторы выборочно аккумулируют энергию, вырабатываемую источником энергии, когда мощность источника превышает текущую потребность нагрузки в мощности, и отдают энергию, когда мощности источника недостаточно для обеспечения текущей потребности нагрузки в мощности. Технический результат - повышение эффективности использования источника энергии. 6 н. и 50 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей системы, увеличении его нагрузочной мощности и обеспечении максимальной бесперебойности работы при поддержании оптимальных параметров работы аккумуляторной батареи при питании потребителей постоянным током. Для этого заявленная система содержит n выпрямителей, датчик тока нагрузки, измеритель напряжения нагрузки, аккумуляторную батарею, основную и выносную панели индикации, блок контроля температуры, контроллер, блок автоматического ввода резерва, выключатель выпрямителей нагрузки, выключатель выпрямителей батареи, вентилятор, диод, блок контроля изоляции, блок защиты первичных потребителей, блок защиты вторичных потребителей, блок отключения вторичных потребителей, выключатель-байпас, выключатель аккумуляторной батареи, измеритель тока нагрузки, измеритель тока заряда батареи, измеритель тока разряда батареи, датчик тока заряда батареи, датчик тока разряда батареи, два блока питания автоматики, блок питания датчиков тока, измеритель напряжения батареи, контактную группу, блок индикаторов, разделенный на две группы индикаторов, блок режимов заряда батареи, концентратор и рабочую станцию, а к выходу подключены силовые входы выпрямителей и блока контроля температуры, выпрямители разделены на два блока, имеющих модульную конструкцию, блок выпрямителей нагрузки и блок выпрямителей батареи. 2 ил.

Электросамолет содержит фюзеляж, крылья, двигатели, оперение и шасси. На фюзеляже и крыльях установлены солнечные батареи, соединенные с аккумуляторами и двигателями. Внешние поверхности электродвигателей и/или поверхности пропеллеров покрыты солнечными батареями, соединенными с аккумуляторами и двигателями. Солнечные батареи выполнены в виде кремниевой монокристаллической пленки. Вариантом является и то, что они покрыты прозрачным углепластиковым или стеклопластиковым составом. Изобретение направлено на повышение эффективности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх