Способ тренировки начинающих спортсменов-ватерполистов и тренажер для начинающих спортсменов-ватерполистов

Изобретение относится к области спорта, а именно к водному поло. Тренировку для наименее подготовленными начинающими спортсменами проводят в три этапа. Первоначально в облегченных условиях, с добавлением спортсмену положительной поддерживающей плавучести. После закрепления приобретенных умений снижают величину положительной поддерживающей плавучести с учетом индивидуального достигнутого уровня технических приемов и постепенно доводят ее значение до нулевого уровня. По истечении тренировочного периода времени и перехода умений в соответствующие навыки приступают к тренировкам в усложненных условиях с постепенным добавлением спортсмену отягощающей нагрузки, вызывающей снижение его плавучести. Прерывают цикл занятий после экспертных оценок тренера с последующим переходом к выполнению оценочных тестов. Элементы с повышенной плавучестью или отягощающие грузы закреплены на поясе. Техническим результатом изобретения является ускорение процесса приобретения основных навыков в технике владения мячом начинающими спортсменами-ватерполистами при передаче и приеме мяча, а также при выполнении атакующих бросков. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области водного поло и предназначено для проведения индивидуальных и групповых тренировок с начинающими спортсменами-ватерполистами.

В специальной литературе, как правило, уделено значительное внимание тренировкам взрослых спортсменов, например студентов [2], или уже подготовленных спортсменов [1] и [3]. В источнике [4] уделено внимание плавательной и технической подготовки юных ватерполистов, а в источнике [5] - тактико-техническим действиям юных ватерполистов.

Проблемы, связанные с обучением начинающих спортсменов-ватерполистов основным базовым техническим приемам владения мячом, заключаются в следующем.

При наборе 8-9 летних детей для обучения игре в водное поло встречаются дети со слабой плавательной подготовкой или вообще не умеющие плавать. И те и другие составляют основную проблему для тренера, т.к. для этих детей требуется значительно больший период времени начальной плавательной подготовки с целью последующего перехода к освоению основных (базовых) приемов ватерпольной техники - точной передачи и уверенной ловли мяча.

В начальной фазе обучения начинающие спортсмены-ватерполисты, находясь в воде, как правило, не владеют поддерживающими тело движениями ног и свободной руки, что не дает возможности обеспечить требуемое сбалансированное положение тела обучаемого, необходимое для выполнения броска и ловли мяча второй рукой. Это существенно снижает качественные и количественные характеристики назначаемых и выполняемых упражнений и может отрицательным образом действовать на психику начинающего спортсмена, затрудняя дальнейшее его продвижение в обучении.

Задача изобретения - облегчить и ускорить процесс приобретения основных навыков в технике владения мячом начинающими спортсменами-ватерполистами при передаче и приеме мяча, а в дальнейшем, и при выполнении атакующих бросков по ватерпольным воротам.

Указанная задача в способе тренировки начинающих спортсменов-ватерполистов, заключающемся в том, что в процессе обучения и совершенствования техники передачи и приема мяча, а также атакующих бросков, спортсмены, находясь в акватории бассейна, выполняют броски ватерпольного мяча в щиты, или броски и передачи в направлении одного или нескольких партнеров, прием мячей, или выполняют атакующие броски по ватерпольным воротам, защищаемым или реальным вратарем или установленным в них макет-имитатором вратаря, причем упомянутые упражнения спортсмены выполняют при постоянном педагогическом наблюдении тренера, решена за счет того, что тренировку для наименее подготовленных начинающих спортсменов проводят в три этапа, первоначально в облегченных условиях, с добавлением спортсмену положительной поддерживающей плавучести, величину которой устанавливают индивидуально для каждого спортсмена с учетом степени плавательной подготовки и его весовых характеристик. Далее, после закрепления приобретенных умений, постепенно снижают величину положительной поддерживающей плавучести с учетом индивидуального достигнутого уровня технических приемов и доводят ее значение до нулевого уровня, при котором спортсмен выполняет упражнения под воздействием только силы тяжести собственного веса. А затем, по истечении тренировочного периода времени перехода умений в соответствующие навыки, приступают к тренировкам в усложненных условиях с постепенным добавлением спортсмену отягощающей нагрузки, вызывающей снижение его плавучести. Прерывают цикл тренировочных занятий для экспертных оценок тренера с последующим переходом к выполнению оценочных тестов, описанных, например, в источнике [6].

Другой задачей изобретения является разработка приспособления, обеспечивающего последовательное выполнение всех этапов, соответствующих предлагаемому способу тренировки с такими спортсменами.

Для решения этой задачи разработан тренажер для начинающих спортсменов-ватерполистов, содержащий пояс, на котором, в зависимости от целенаправленности тренировки при выполнении передач, приема мяча или атакующих бросков, с его внешней стороны закреплены или элементы с повышенной плавучестью или отягощающие грузы.

Кроме того, для данного изобретения возможны частные случаи выполнения или использования совокупности признаков, отраженных в независимом пункте, которые состоят в том, что:

- элементы с повышенной плавучестью или отягощающие грузы расположены в карманах, снабженных фиксирующими элементами;

- в качестве материала для элементов с повышенной плавучестью может быть использована пробка или пенопласт;

- в качестве материала для отягощающих грузов может быть использован, например, чугун;

- для плавного регулирования требуемого воздействия на тело спортсмена как элементы с повышенной плавучестью, так и отягощающие грузы, изготовлены из двух частей, заполняющих объем кармана;

- для более плавного регулирования требуемого воздействия на тело спортсмена как элементы с повышенной плавучестью, так и отягощающие грузы, изготовлены более чем из двух частей;

- фиксация пояса на спортсмене выполнена с использованием регулируемого ремня с пряжкой;

- фиксирующие элементы на карманах снабжены кнопками, предпочтительно из пластмассы;

- фиксирующие элементы на карманах снабжены застежками типа VELCRO.

Тренажер для начинающих спортсменов-ватерполистов изображен на: фиг.1-3, на которых фиг.1 иллюстрирует тренажер, изображенный в развернутом виде, на фиг.2 - вид А на фиг.1, на фиг.3 - пример выполнения элементов, обладающих повышенной плавучестью или отягощающих грузов.

Тренажер содержит пояс 1, который выполнен, например, из брезента. На поясе 1 с внешней его стороны выполнены карманы 2 для помещения в них элементов 3, обладающих или повышенной плавучестью или отягощающих грузов. В качестве материала для выполнения элементов с повышенной плавучестью выбирают пенопласт или пробку, а отягощающие грузы выполняют, например, из чугуна.

Карманы 2, в которые помещают элементы 3 с повышенной плавучестью или отягощающие грузы, выполнены с фиксирующими элементами 4, снабженными, например, кнопками 5, которые выполняют из пластмассы. Возможно также выполнение фиксирующих элементов 4 с застежками типа VELCRO (не изображено).

Для плавного регулирования требуемого воздействия на тело спортсмена, элементы 3, как облегчающие, так и отягощающие, изготовлены, по крайней мере, из двух частей, заполняющих объем кармана 2. Для более плавного регулирования требуемого воздействия на тело спортсмена, элементы, как облегчающие, так и отягощающие, могут быть изготовлены более чем из двух частей (фиг.3).

На поясе 1 укреплен регулируемый по длине ремень 6 с пряжкой 7, который при проведении тренировочных занятий обеспечивает надежную фиксацию тренажера на теле спортсмена. Тренажер, обеспечивающий проведение способа тренировки представляет собой простую в реализации, удобную в эксплуатации конструкцию.

Реализация способа тренировки.

В процессе обучения и совершенствования техники передачи и приема мяча, а также атакующих бросков, начинающие спортсмены, находящиеся в акватории бассейна, помимо плавательной подготовки и упражнений, выполняют броски ватерпольным мячом, например, в щиты, располагаемые на бортике бассейна, или броски и передачи в направлении одного или нескольких партнеров, прием мячей. Кроме упомянутых упражнений спортсменам в качестве задания может быть предложено выполнение атакующих бросков по ватерпольным воротам, которые защищаются или реальным вратарем, или установленным в них макет-имитатором вратаря, конструкция которого описана в источнике [6].

Способ тренировки проводят в три этапа.

Первый этап проводится в облегченных условиях. Они предусматривают добавление спортсмену искусственной положительной поддерживающей плавучести.

Ее величину устанавливают индивидуально для каждого спортсмена с учетом степени плавательной подготовки и его весовых характеристик. Упомянутая искусственная положительная поддерживающая плавучесть реализуется следующим образом. Спортсмен надевает на себя тренажер, и в его карманы 2 помещают элементы 3, обладающие повышенной плавучестью, в таком количестве, при котором спортсмен уверенно держится на воде без напряжений, не погружаясь в воду ниже груди при попытках выполнения заданных упражнений. С такой поддержкой спортсмен начинает тренировочные занятия. После очередной тренировки осуществляют запоминание предыдущего количества элементов с повышенной плавучестью, которые помещались в карманах 2.

По мере закрепления приобретенных умений на поясе 1 снижают величину положительной поддерживающей плавучести, уменьшая количество элементов с повышенной плавучестью, проводя обязательный учет индивидуального достигнутого уровня технических приемов каждого спортсмена. Постепенно значение положительной поддерживающей плавучести доводят до нулевого уровня (все элементы с повышенной плавучестью изъяты из карманов 2), при котором спортсмен выполняет упражнения под воздействием только силы тяжести собственного веса.

Далее, по истечении тренировочного периода времени перехода умений в соответствующие навыки, приступают к тренировкам в усложненных условиях с постепенным добавлением спортсмену отягощающей нагрузки, вызывающей снижение его плавучести. Теперь карманы 2 заполняют отягощающими грузами. Предельное отягощение выбирают, ориентируясь на субъективные ощущения обучаемого. На этом этапе также проводят контроль индивидуального уровня освоения технических приемов каждого спортсмена.

Этот этап, т.е. тренировочная работа с отягощением, дает спортсмену, с одной стороны, целенаправленное развитие групп мышц, обеспечивающих стабильность требуемого положения человека в непривычной для него водной среде, с другой стороны, развивает у спортсмена понимание важности проведения тренировочных занятий в условиях, усложненных по сравнению с соревновательными.

Цикл тренировочных занятий прерывают для экспертных оценок тренера с последующим переходом к выполнению оценочных тестов, описанных, например, в источнике [6].

Три этапа, в соответствии с которыми проводится описанный способ с использованием в обучении начинающих спортсменов-ватерполистов искусственных облегченных и усложненных условий тренировки - соответствуют основному педагогическому принципу - от простого к сложному, и существенным образом изменят характер самих тренировок, открывая новые пути будущих качественных преобразований процесса подготовки квалифицированных спортсменов-ватерполистов.

Источники информации

1. Штеллер И.П. Водное поло. М.: «Физкультура». 1981.

2. Рыжак М.М. Водное поло в вузе. М.: Высшая школа. 1994.

3. Костин В.А. Техника водного поло. Учебное пособие. М.: МГИУ, 2002.

4. Кочубей М.И. Многолетнее планирование специальной плавательной и технической подготовки юных ватерполистов 12-16 лет. М., 1989.

5. Шагаев Э.М. Методика совершенствования временных характеристик и технико-тактических действий у юных ватерполистов. Ташкент. 1990.

6. Патент РФ №2333026. Приоритет 20.12.2005.

1. Способ тренировки начинающих спортсменов-ватерполистов, заключающийся в том, что в процессе обучения и совершенствования техники передачи и приема мяча, а также атакующих бросков спортсмены, находясь в акватории бассейна, выполняют броски ватерпольного мяча в щиты или броски и передачи в направлении одного или нескольких партнеров, прием мячей, или выполняют атакующие броски по ватерпольным воротам, защищаемым или реальным вратарем, или установленным в них макет-имитатором вратаря, причем упомянутые упражнения спортсмены выполняют при постоянном педагогическом наблюдении тренера, отличающийся тем, что тренировку для наименее подготовленных начинающих спортсменов проводят в три этапа, первоначально в облегченных условиях с добавлением спортсмену положительной поддерживающей плавучести, величину которой устанавливают индивидуально для каждого спортсмена с учетом степени плавательной подготовки и его весовых характеристик, после закрепления приобретенных умений постепенно снижают величину положительной поддерживающей плавучести с учетом индивидуального достигнутого уровня технических приемов и доводят ее значение до нулевого уровня, при котором спортсмен выполняет упражнения под воздействием только силы тяжести собственного веса, а затем по истечении тренировочного периода времени перехода умений в соответствующие навыки приступают к тренировкам в усложненных условиях с постепенным добавлением спортсмену отягощающей нагрузки, вызывающей снижение его плавучести, и прерывают цикл тренировочных занятий для экспертных оценок тренера с последующим переходом к выполнению оценочных тестов.

2. Тренажер для начинающих спортсменов-ватерполистов, содержащий пояс, на котором, в зависимости от целенаправленности тренировки при выполнении передач, приема мяча или атакующих бросков по ватерпольным воротам, с его внешней стороны расположены элементы с повышенной плавучестью или отягощающие грузы.

3. Тренажер по п.2, в котором элементы с повышенной плавучестью или отягощающие грузы расположены в карманах, которые снабжены фиксирующими элементами.

4. Тренажер по п.2, в котором в качестве материала для элементов с повышенной плавучестью использованы пробка или пенопласт.

5. Тренажер по п.2, в котором в качестве материала для отягощающих грузов использован, например, чугун.

6. Тренажер по п.2, в котором для плавного регулирования требуемого воздействия на тело спортсмена как элементы с повышенной плавучестью, так и отягощающие грузы изготовлены из двух частей, заполняющих объем кармана.

7. Тренажер по п.2, в котором для более плавного регулирования требуемого воздействия на тело спортсмена как элементы с повышенной плавучестью, так и отягощающие грузы изготовлены из более чем двух частей.

8. Тренажер по п.2, в котором фиксация пояса на спортсмене выполнена с использованием регулируемого по длине ремня с пряжкой.

9. Тренажер по п.2, в котором фиксирующие элементы на карманах снабжены кнопками предпочтительно из пластмассы.

10. Тренажер по п.2, в котором фиксирующие элементы на карманах снабжены застежками типа VELCRO.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к физической культуре и спорту и может быть использовано в тренировочном процессе волейболистов при обучении технике ударного движения при подачах и нападающих ударах.

Изобретение относится к физической культуре и спорту и может быть использовано в тренировочном процессе волейболистов при обучении технике ударного движения при подачах и нападающих ударах.

Изобретение относится к спортивным тренажерам, в частности к тренажерам, предназначенным для обучения и освоения приемов владения клюшкой при ведении шайбы, выполнения передач и бросков.
Изобретение относится к тренировочным устройствам для спортсменов-единоборцев. .

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов. .

Изобретение относится к устройствам для проведения развлекательных мероприятий для любителей горнолыжного спуска и проведения тренировочных занятий лыжников. .

Изобретение относится к области спортивной техники, в частности к устройствам для определения динамических характеристик спортивного инвентаря, и может быть использовано для определения изменения силы натяжения струнной поверхности теннисной ракетки и изменения упругости оболочки теннисного мяча в процессе испытаний.
Изобретение относится к области физической культуры и спорта. .

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов

Изобретение относится к области спортивного плавания, а именно к способам оценки качества техники гребковых движений

Изобретение относится к спорту, к способам тренировки начинающих спортсменов - стрелков из пистолета, способ может быть использован также при начальной военной подготовке

Изобретение относится к области обучения и развлечений

Изобретение относится к области устройств, предназначенных для обеспечения безопасности при купании в воде, и касается круга для купания детей

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов в плавательном бассейне
Наверх