Устройство пуска синхронного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе турбомеханизмов и иных машин средней мощности, не требующих регулирования частоты вращения, обеспечивающем управление синхронными двигателями и силовыми блоками «трансформатор-двигатель». Техническим результатом является снижение пускового тока. Устройство пуска синхронного двигателя в блоке «трансформатор-двигатель» содержит синхронный электродвигатель с основной (5) и дополнительной (6) трехфазными статорными обмотками. Первые выводы обмотки (5) в рабочем положении присоединены через контакты (7) коммутатора к выводам (4) трехфазного трансформатора (2), первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления (3), (4) для подключения основной (5) и дополнительной (6) статорных обмоток. Вторые выводы основной (5) обмотки соединены в общую точку через контакты (15) коммутатора. Выводы переменного тока неуправляемого выпрямителя (8) соединены с вторыми выводами дополнительной (6) трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока - с выводами обмотки возбуждения (10) синхронного двигателя. Коммутатор статорных обмоток двигателя обеспечивает их переключение посредством контактов на период асинхронного пуска из рабочего положения в схему соединения основной обмотки треугольником и последовательное включение соединенной треугольником основной (5) обмотки с дополнительной (6) статорной обмоткой для уменьшения кратности пускового тока. 1 ил.

 

Изобретение относится к синхронным двигателям, а более конкретно к устройствам управления синхронными двигателями и силовыми блоками «трансформатор-двигатель», и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней мощности, не требующих регулирования частоты вращения.

Синхронные электродвигатели находят широкое применение для привода турбомеханизмов и иных машин. В приводе насосов сельхозмелиорации к ним предъявляются требования максимальной простоты конструкции и эксплуатации и уменьшенной величины пускового тока.

Первому требованию отвечает синхронный двигатель по патенту РФ 2028719 «Синхронный электродвигатель», Н02Р 1/50//Н02К 19/12.

Двигатель содержит основную и дополнительную трехфазные статорное обмотки, вторые выводы первой из которых соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, выводы переменного тока которого соединены со вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока через первый ключ - с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, зашунтированной цепью, составленной из последовательно соединенных второго ключа и резистора, трехфазный трехобмоточный трансформатор, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а в каждую из вторичных включена одна из обмоток статора электродвигателя. К недостаткам этого двигателя следует отнести применение прямого пуска двигателя при использовании только части статорной обмотки, вследствие чего эта часть обмотки подвергается интенсивному нагреву.

Для снижения пускового тока синхронных двигателей используют разные устройства. Известен автотрансформаторный пуск, когда двигатель подключается к сети через автотрансформатор, снижающий напряжение на двигателе на период асинхронного пуска [Слодарж М.И. Режимы работы, релейная защита и автоматика синхронных электродвигателей. М., Энергия, 1977]. Недостатком этого способа пуска синхронного двигателя является высокая стоимость пускового автотрансформатора и аппаратов управления пуском.

Наиболее близким по конструкции к заявляемому является устройство по патенту RU 2271600 С1 Синхронный двигатель (Н02Р 1/50, Н02К 17/26, Н02К 19/14. Опубл. 10.03.2006. Бюл. №7), принятое за прототип.

Устройство содержит синхронный электродвигатель с основной и дополнительной трехфазными статорными обмотками, первые выводы которых в рабочем положении присоединены через коммутаторы к трехфазному трансформатору, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления для подключения основной и дополнительной статорных обмоток, вторые выводы основной обмотки статора соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, вывод переменного тока которого соединены с вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя.

Недостатком устройства является большой пусковой ток, способный вызвать колебания напряжения в сети.

Технической задачей является снижение пускового тока блока «трансформатор-двигатель».

Решение задачи достигается тем, что устройство пуска синхронного двигателя в блоке «трансформатор-двигатель», содержащее синхронный электродвигатель с основной и дополнительной трехфазными статорными обмотками, первые выводы которых в рабочем положении присоединены через коммутаторы к трехфазному трансформатору, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления для подключения основной и дополнительной статорных обмоток, вторые выводы основной обмотки статора соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, вывод переменного тока которого соединены с вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, содержит коммутатор статорных обмоток двигателя, обеспечивающий их переключение посредством своих контактов на период асинхронного пуска из рабочего положения в схему соединения основной обмотки треугольником и последовательное включение соединенной треугольником обмотки с дополнительной статорной обмоткой.

По данным патентной и научно-технической литературы не выявлена заявляемая совокупность признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критериям «изобретательский уровень» и «новизна». Заявляемое решение может быть реализовано в электроприводе турбомеханизмов и других устройств, что отвечает критерию «промышленная применимость».

На чертеже представлена принципиальная схема соединения устройства пуска синхронного двигателя в составе блока «трансформатор-двигатель».

Через выключатель 1 трансформатор 2 присоединяется к трехфазному источнику электроэнергии. Вторичная обмотка трансформатора имеет выводы ответвлений 3 и 4, к которым присоединены основная статорная обмотка 5 двигателя и дополнительная статорная обмотка 6 двигателя, причем основная обмотка 5 присоединена к выводам 4 трансформатора 2 через контакты 7 коммутатора. Выходные концы обмотки 6 подключены на вход трехфазного выпрямителя 8 двухполупериодного выпрямления (выпрямительный мост), к выходу которого подключены последовательно включенные контакты 9 коммутатора и обмотка возбуждения двигателя 10. Параллельно обмотке 10 включена цепь из разрядного резистора 11 и контакта 12 коммутатора. Между началами фаз основной обмотки 5 и концами других фаз этой обмотки включены контакты 13 коммутатора; между началами основной обмотки 5 и одноименными концами дополнительной обмотки 6 включены контакты 14 коммутатора; между концами основной обмотки 5 включены контакты 15 коммутатора.

Двигатель в синхронном режиме работает следующим образом. Контакты 1, 7, 9 и 15 коммутатора замкнуты, контакты 12, 13 и 14 разомкнуты. Трансформатор подключен к источнику электроэнергии и обеспечивает на обмотках 5 и 6 синхронного двигателя напряжение, причем на обмотке 5 напряжение выше, чем на обмотке 6 вследствие подключения к разным ответвлениям вторичной обмотки трансформатора 2. Благодаря разному напряжению на выводах 3 и 4 трансформатора, на входе выпрямителя 8 имеется напряжение, обеспечивающее ток в обмотке возбуждения 10. При этом ток возбуждения является выпрямленным током обмотки 6. Токи статорных обмоток 5 и 6 создают в двигателе вращающееся магнитное поле, которое сцепляется с магнитным полем обмотки возбуждения 10, обеспечивая ротору вращение с синхронной скоростью.

Пуск двигателя осуществляется следующим образом. В исходном неподвижном состоянии двигателя контакты коммутатора приводятся в следующие положения: контакты 7, 9 и 15 разомкнуты; 12, 13 и 14 замкнуты; выключатель 1 выключен. Напряжение на обмотках трансформатора и двигателя отсутствует. Для асинхронного пуска двигателя включается выключатель 1 и на трансформатор 2 и обмотки 5 и 6 двигателя от выводов 3 подается напряжение. При этом обмотка 5 соединена треугольником и включена последовательно с обмоткой 6 как с проходной обмоткой. Обмотка возбуждения 10 отключается от выпрямителя 8 и включается на разрядное сопротивление 11.

Происходит асинхронный пуск двигателя. Схема включения статорных обмоток обеспечивает снижение пускового тока, поскольку напряжение трансформатора распределяется между двумя статорными обмотками. При одинаковых параметрах обмоток 5 и 6 снижение кратности пускового тока по отношению к прямому пуску составляет порядка 2,6 раза; при разных параметрах обмоток 5 и 6 снижение кратности пускового тока может быть определено расчетом или экспериментально.

При достижении двигателем подсинхронной скорости (скольжение порядка 2-5%), контакты 12, 13 и 14 переводятся в разомкнутое состояние и замыкаются контакты 7, 9 и 15, вследствие чего обмотка возбуждения 10 обтекается током и двигатель втягивается в синхронизм. На этом пуск двигателя завершается, и двигатель переходит в синхронный режим работы.

Устройство пуска синхронного двигателя в блоке «трансформатор-двигатель», содержащее синхронный электродвигатель с основной и дополнительной трехфазными статорными обмотками, первые выводы которых в рабочем положении присоединены через контакты коммутатора к трехфазному трансформатору, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления для подключения основной и дополнительной статорных обмоток, вторые выводы основной обмотки статора соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, выводы переменного тока которого соединены с вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока - с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, отличающееся тем, что содержит коммутатор статорных обмоток двигателя, обеспечивающий их переключение посредством своих контактов на период асинхронного пуска из рабочего положения в схему соединения основной обмотки треугольником и последовательное включение соединенной треугольником обмотки с дополнительной статорной обмоткой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к синхронному приводу, касается, в частности, силовых блоков «трансформатор-двигатель» с синхронным двигателем и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней мощности, не требующих регулирования частоты вращения.

Изобретение относится к синхронным машинам, а более конкретно к способам и устройствам управления синхронизацией синхронного двигателя. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления пуском синхронных двигателей, а более конкретно для синхронизации синхронных двигателей с двойной якорной обмоткой.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления током возбуждения преимущественно электрических машин. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам управления синхронными двигателями. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления пуском синхронных двигателей специальной конструкции. .

Изобретение относится к области электроники и может быть использовано в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления пуском и синхронизацией синхронных машин, главным образом двигателя специальной конструкции.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических двигателях переменного тока общепромышленного исполнения, работающих в длительном режиме с редкими пусками.

Изобретение относится к области электротехники и в частности - к низкооборотным высокомоментным электрическим двигателям, электроприводам и генераторам, касается особенностей конструктивного исполнения электрических машин с электромагнитной редукцией и может быть использовано в системах автоматики, в качестве мотор-колес, мотор-барабанов, стартер-генераторов, электроусилителей руля, прямых приводов в бытовой технике, электроприводов бетоносмесителей, грузоподъемных механизмов, ленточных транспортеров, насосов для перекачки жидкостей, механизмов с высокими моментами на валу и низкими частотами его вращения, а также в качестве ветрогенераторов, гидрогенераторов, высокочастотных электрических генераторов и синхронных генераторов преобразователей частоты.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах механизмов с переменной производительностью, например в вентиляторах, насосах, компрессорах и в бытовой технике.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к синхронному приводу, касается, в частности, силовых блоков «трансформатор-двигатель» с синхронным двигателем и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней мощности, не требующих регулирования частоты вращения.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к синхронным машинам постоянного тока. .

Изобретение относится к синхронным машинам, а более конкретно к способам и устройствам управления синхронизацией синхронного двигателя с двойной обмоткой на статоре.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления пуском синхронных двигателей, а более конкретно для синхронизации синхронных двигателей с двойной якорной обмоткой.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многоскоростных электродвигателях для привода вентиляторов. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных двигателей. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к двигателям с усовершенствованной обмоткой возбуждения на статоре. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, в частности к бесконтактным синхронным генераторам для систем электроснабжения и/или двигателям с внешнезамкнутым потоком возбуждения. Предлагаемая индукторная электрическая машина содержит статор с рабочей обмоткой и обмоткой возбуждения в виде катушки, размещенный внутри статора ротор, смонтированный на немагнитном валу, магнитопроводящие щиты, снабженные выступами, между которыми с прилеганием к ним установлен внешнезамкнутый магнитопровод, при этом имеются три обмотки возбуждения, каждая из которых равноудалена от соседних на 120° и выполнена по типу трехфазного трехстержневого трансформатора, стержни которого расположены в одной плоскости и ориентированы тангенциально к образующей ротора, выполненного в виде стального цилиндра, имеющего просверленные по периметру каналы, в которые заложены медные электрически изолированные проводники по форме цилиндрических пружин, электрически соединяющиеся на торцах ротора с медными кольцами, имеющими отверстия, соосные медным цилиндрическим пружинам. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемого изобретения, состоит в расширении диапазонов скорости и мощности индукторных электрических машин. 1 ил.
Наверх