Доплеровский датчик скорости с компенсацией влияния изменений отражающих свойств поверхности земли

Изобретение относится к навигационной технике транспортных средств и представляет собой двулучевой доплеровский датчик скорости, выходная информация которого испытывает уменьшенное влияние изменений отражающих свойств поверхности земли. Однолучевой доплеровский датчик скорости при работе на транспортном средстве испытывает угловые перемещения диаграммы направленности вместе с корпусом и, кроме того, из-за влияния отражающих свойств поверхности земли. Применяемые двухлучевые доплеровские датчики скорости используют "схему Януса" ориентации лучей, которая защищает от влияния угловых перемещений. Предложенный вариант решения уменьшает влияние изменений отражающих свойств поверхности земли на показания датчика, эффективность защиты проверена на серийных датчиках, достигнуто уменьшение погрешности из-за изменения отражающих свойств поверхности земли в 5-7 раз. Технический результат - изобретение обеспечивает увеличение точности автономного счисления координат транспортных средств навигационной аппаратурой. 2 ил.

 

Данное изобретение относится к технике навигации и предназначено для использования в качестве источника информации о продольной скорости транспортного средства (ТС) в высокоточной аппаратуре определения координат (АОК).

В АОК летательных аппаратов и наземных ТС используются доплеровские датчики скорости (ДДС) с лучами, ориентированными по схеме "Януса" для измерения продольной скорости (Флеров А.Г., Тимофеев В.Т. "Доплеровские устройства и системы навигации". Москва, Транспорт, 1987 г., стр.1-13).

Как следует из этого источника (см. там же стр.13) такой ДДС состоит из двух однолучевых ДДС (ОДДС) с направлением посылки сигнала под углами В и (180-В) к поверхности земли, а также сумматора частот однолучевых ДДС.

Частота каждого ОДДС умножается на множитель , где λ - длина волны излучения, В - угол встречи оси ДДС с поверхностью земли. Значение Δ определяется при калибровке на мерном участке. Поэтому после калибровки за счет изменения В из-за сноса и тангажа ТС, а также за счет изменения отражающих свойств поверхности земли (ИОСПЗ) частота ОДДС изменяется, что и приводит к погрешностям измерения скорости и пути. Суммирование частот ОДДС компенсирует влияние сноса и тангажа, но оставляет погрешность из-за ИОСПЗ.

Блок-схема устройства-прототипа приведена на фиг.1.

Недостатком прототипа является изменение угла приема максимума сигнала при изменении отражающих свойств поверхности земли (см. там же стр.19-23). Это явление получило название погрешности смещения и затрудняет достижение высоких точностей измерения.

Изобретение направлено на уменьшение погрешности измерения скорости датчика за счет автоматической компенсации влияния ИОСПЗ.

Для достижения этого в ДДС, включающем в свой состав два откалиброванных ОДДС, введены блок вычитания частот, умножитель, хранитель коэффициента уравнивания и арифметическое устройство, при этом направление посылки сигналов ОДДС происходит под углами встречи оси датчиков с поверхностью земли B1 и B2=B1+(8÷12), входы блока вычитания частот соединены с выходами соответствующих ОДДС, а выход - с первым входом умножителя, выход которого соединен с вторым входом арифметического устройства, первый вход которого соединен с выходом первого ОДДС, второй вход умножителя соединен с выходом хранителя коэффициента уравнивания, а выход арифметического устройства является выходом всего датчика по скорости.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена блок-схема прототипа, а на фиг.2 - блок-схема заявляемого датчика.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с указанным выше техническим результатом, заключаются в следующем.

В доплеровский датчик скорости (фиг.2), содержащий два однолучевых калибруемых ДДС 1, 2, дополнительно введены блок вычитания частот 3, умножитель 4, хранитель коэффициента уравнивания 5 и арифметическое устройство 6, при этом направление посылки сигналов ОДДС 1, 2 происходит под углами встречи оси датчиков с поверхностью земли B1 и B2=B1+(8÷12), входы блока вычитания частот 3 соединены с выходами соответствующих ОДДС 1, 2, а выход - с первым входом умножителя 4, выход которого соединен с вторым входом арифметического устройства 6, первый вход которого соединен с выходом ОДДС 1, второй вход умножителя 4 соединен с выходом хранителя коэффициента уравнивания 5, а выход арифметического устройства 6 является выходом всего датчика по скорости.

При калибровке ОДДС 1, 2 на мерном участке (МУ) оператор определяет цены импульсов ОДДС 1, 2 (см)

где SМУ - известная длина МУ;

n1,2 - количество импульсов некалиброванного сигнала ОДДС 1, 2.

Используя, полученные Δ1,2, оператор вычисляет реальные значения B1,2 и коэффициент уравнивания , который заносится оператором в хранитель коэффициента уравнивания 5.

После калибровки работа заявляемого устройства заключается в следующем.

На вход блока вычитания частот 3 с выходов ОДДС 1, 2 поступают откалиброванные частоты , получаемые путем умножения частоты ОДДС на цены импульсов и численно равные:

где V - скорость движения;

В1,2 - углы встречи оси ОДДС 1, 2 с поверхностью земли;

ΔВСМ - смещение максимума диаграммы направленности излучения и приема ОДДС при изменении отражающих свойств поверхности земли (после калибровки);

ΔВт - смещение оси диаграммы направленности из-за тангажа (после калибровки).

На выходе блока вычитания частот 3 получаем частоту

На вход умножителя 4 поступают частота f3 и коэффициент уравнивания kУ, на выходе получаем частоту f4=f3·kУ=V·tgB1·(ΔВCM+ΔВT), значение которой вместе с частотой ОДДС 1 поступает на вход арифметического устройства 6, на выходе которого получаем частоту:

fВЫХ=V-tgB1·(ΔВCM+ΔВT)·V+tgB1·(ΔBCM+ΔBT)·V=V.

Действительно, заявляемый датчик отличается уменьшенным влиянием ИОСПЗ. Опытная проверка показала, что в условиях испытаний влияние ИОСПЗ было уменьшено в 5-10 раз по сравнению с прототипом (с 1,0-1,5% погрешность уменьшилась до 0,1-0,2%).

Современная элементная база позволяет просто реализовать блоки, так как блок 3 - схема вычитания импульсов, блок 5 - схема запоминания, 4 - цифровая схема умножения, 6 - схема сложения чисел.

Доплеровский датчик скорости с компенсацией влияния изменений отражающих свойств поверхности земли, включающий в свой состав первый и второй однолучевые калибруемые доплеровские датчики скорости, отличающийся тем, что в него введены два блока вычитания частот, умножитель и запоминающее устройство, при этом направление посылки сигналов однолучевых доплеровских датчиков скорости происходит под углами встречи осей датчиков с поверхностью земли B1° и B2°=B1°+(8÷12)°, входы первого блока вычитания частот соединены с выходами первого и второго однолучевых доплеровских датчиков скорости соответственно, входы второго блока вычитания частот соединены с выходом первого однолучевого доплеровского датчика скорости и с выходом умножителя соответственно, выход первого блока вычитания частот соединен с первым входом умножителя, второй вход которого соединен с выходом запоминающего устройства, а выход второго блока вычитания частот является выходом всего устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиометеорологии и технических средств, применяемых для штормооповещения аэропортов и управления активным воздействием на облака с целью предотвращения града и искусственного увеличения осадков.

Изобретение относится к измерительным системам, а именно к средствам радиолокационного наблюдения траекторий баллистических объектов, и может быть использовано при измерении начальной скорости снарядов и их нахождения на заданной траектории полета.

Изобретение относится к метеорологическим радиолокационным станциям. .

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обнаружения, измерения координат, опознавания, сопровождения и распознавания на дальностях до 400 км широкого класса аэродинамических и баллистических объектов.

Изобретение относится к пассивной радиолокации и может использоваться для измерения мощности шумовых сигналов в широком диапазоне высоких частот. .

Изобретение относится к радиоизмерительной технике и может быть использовано при исследовании радиолокационных характеристик объекта и получении его радиолокационного изображения при многочастотном импульсном зондировании.

Изобретение относится к области локации и может быть использовано для измерения параметров движения объектов при осуществлении их идентификации и селекции. .

Изобретение относится к способам исследования физиологических функций живых организмов, в частности к радиолокационным сверхширокополосным способам диагностики параметров дыхания и сердцебиения пациентов.

Изобретение относится к медицинским диагностическим приборам для исследования физиологических функций живых организмов, в частности к радиолокационным сверхширокополосным средствам диагностики параметров дыхания и сердцебиения пациентов.

Изобретение относится к навигационной технике и представляет собой трехлучевой доплеровский датчик скорости

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к области техники нелинейной радиолокации, и может использоваться для поиска и обнаружения объектов с нелинейными электрическими свойствами

Изобретение относится к области радиотехники, в частности, к определению местоположения подвижного объекта посредством гибридной навигационной системы
Изобретение относится к области радиолокации, в частности к радиолокационным средствам обзора земной поверхности, неконтактного исследования среды, и может быть использовано в радиолокационной фотограмметрии, в прибрежном мониторинге, в картосличительной навигации

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для распознавания классов воздушных объектов

Изобретение относится к области техники навигации наземных транспортных средств и представляет собой систему контроля исправности доплеровского датчика скорости (ДДС) или путевой системы (ПС) при его изготовлении, входном контроле, техобслуживании ЗИП-Г и эксплуатации

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в обзорных радиолокационных станциях (РЛС) с последовательным обзором зоны пространства игольчатым лучом

Изобретение относится к радиолокационной метеорологии и может быть использовано в авиационных системах обнаружения зон сдвига ветра
Наверх