Тягово-сцепное устройство

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство включает шаровую головку, состоящую из двух частей, снабженных круговым выступом, выполненным на нижней части, и впадиной на верхней. Части связанны между собой соединительным пальцем с фиксатором его положения. Круговой выступ нижней части шаровой головки на своей окружной круговой поверхности снабжен парой выточек со сквозными пазами. Пазы, расположенные на продольной оси тягово-сцепного устройства автомобиля, взаимодействуют с парой выступов, расположенных во впадине верхней части шаровой головки. На горизонтальной плоскости последней выполнено полусферической формы углубление, взаимодействующее с шариковым фиксатором, установленным на подобной плоскости упомянутой нижней части шаровой головки. Достигается повышение надежности тягово-сцепного устройства в эксплуатационных условиях. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах легковых автомобилей и прицепов, а также в конструкциях сочлененных автобусов.

Известно тягово-сцепное устройство автопоезда (см. книгу Щукин М.М. «Сцепные устройства автомобилей и тягачей». М-Л.: Машгиз, 1961. стр.35, фиг.28), состоящего из легкого автомобиля с прицепом или же автобуса с прицепным звеном. Такое тягово-сцепное устройство состоит из шара, которым заканчивается тяговой стержень изогнутой формы, и полусферическая головка дышла охватывает его, обеспечивая тем самым соединение звеньев автопоезда. Для исключения расцепки автопоезда на дышле прицепа смонтирован замок, выполненный в виде подпружиненного рычага, снабженного фиксатором. Недостатком такого тягово-сцепного устройства является невысокая надежность его в условиях эксплуатации, так как не исключается возможность перемещения рычага замка под действием сил трения между шаром, полусферической головкой и поверхностью рычага, контактирующей с шаром, забывчивости обслуживающего персонала по установке фиксатора и т.д.

Известно также тягово-сцепное устройство автопоезда (патент RU 22300675), состоящее из шаровой головки, которая выполнена из двух частей. Нижняя часть изготовлена за одно целое с кронштейном тягово-сцепного устройства автомобиля, а верхняя часть подвижно размещена в корпусе дышла прицепа. Нижняя часть на всей внутренней плоской поверхности снабжена круговым выступом, а верхняя - ответной впадиной. Обе части шаровой головки связаны между собой соединительным пальцем, фиксируемым шариковым фиксатором кронштейна тягово-сцепного устройства автомобиля. Несмотря на ряд достоинств такой конструкции, последняя обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что по мере увеличения срока эксплуатации автомобиля в зоне контакта выступа и впадины частей шаровой головки, которые не имеют между собой жесткой связи, будет происходить повышенный износ сопрягаемых их поверхностей. Такой износ создаст условия по возникновению радиальных зазоров между сопрягаемыми выступом и впадиной, что приведет к возникновению значительных по величине динамических нагрузок, способных привести к отказу тягово-сцепного устройства, а следовательно и аварийным ситуациям.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности сопряжения частей шаровой головки и безопасности движения автопоезда.

Поставленная цель достигается тем, что круговой выступ нижней части шаровой головки на своей окружной круговой поверхности снабжен парой выточек со сквозными пазами, расположенными на продольной оси тягово-сцепного устройства автомобиля и взаимодействующими с парой выступов, расположенных во впадине верхней части шаровой головки, причем на горизонтальной плоскости последней изготовлено полусферической формы углубление, взаимодействующее с шариковым фиксатором, установленным на подобной плоскости упомянутой нижней части шаровой головки.

На фиг.1 показан общий вид тягово-сцепного устройства в разрезе, на фиг.2 - вид по стрелке А на верхнюю часть шаровой головки и фиг.3 - вид по стрелке В на нижнюю часть шаровой головки.

Тягово-сцепное устройство состоит из дышла 1, прицепа с отверстием 2, охватывающим верхнюю часть 3 шаровой головки, во впадине 4 которой выполнены выступы 5. Нижняя часть 6 шаровой головки жестко соединена с кронштейном 7, установленным на автомобиле-тягаче, и снабжена выступом 8, в котором выполнены выточки 9, снабженные сквозными пазами 10. На нижней части 6 шаровой головки размещен шариковый фиксатор 11, подпружиненный пружиной сжатия 12, а на верхней части 3 шариковой головки выполнено полусферической формы углубление 13. В верхней части 3 шариковой головки расположено квадратной формы отверстие 14.

Работает тягово-сцепное устройство следующим образом. На фиг.1 показано тягово-сцепное устройство в момент начала фиксации места сцепа автомобиля-тягача и прицепа (не показаны), когда дышло 1 последнего совместно с верхней частью 3 шаровой головки уложено на нижнюю часть 6 шариковой головки, причем так, что выступы 5, выполненные во впадине 4 верхней части 3 шаровой головки, оказались размещенными в сквозных пазах 10, имеющихся в выступе 8 нижней части 6 шаровой головки. При этом верхняя часть 3 шаровой головки, при таком положении, утопила по стрелке Е шариковый фиксатор 11, сдеформировав пружину сжатия 12 в этом же направлении. После этого водитель автомобиля-тягача по стрелке F вводит в отверстие 2 дышла, а затем и в квадратной формы отверстие 14 подобной формы ключ (не показан) и поворачивает по стрелке К верхнюю часть 3 шаровой головки относительно неподвижной нижней части 6 шаровой головки. При этом выступы 5 верхней части 3 шаровой головки перемещаются в выточках 9 нижней части 6 шаровой головки по стрелкам L (см. фиг.3) до тех пор, пока не займут крайнего положения в последних. Одновременно в этом же направлении, совместно с верхней частью 3 шаровой головки, перемещается выполненное в ней и полусферической формы углубление 13, которое, в итоге, входит в контакт с шариковым фиксатором 11. Как только такой контакт произойдет, шариковый фиксатор 11, под действием пружины сжатия 12, перемещается в направлении, обратном стрелке Е, и надежно зафиксирует верхнюю часть 3 шаровой головки относительно нижней части 6 шаровой головки. В итоге две части 3 и 6 шаровой головки будут надежно закреплены относительно друг друга. После этого водитель удаляет ключ в обратном направлении стрелки F и автомобиль готов к движению.

Для расцепки звеньев автопоезда данные действия выполняются в обратном порядке, и, когда выступы 5, выполненные во впадине 4 верхней части 3 шаровой головки после ее поворота в направлении, обратном стрелке К, но с некоторым усилием, необходимым для выхода шарикового фиксатора 11 из полусферической формы углубления 13, войдут в пространство сквозных пазов 10, дышло 1 совместно с верхней частью 3 шаровой головки приподнимают в направлении, обратном стрелке F. В итоге расцепка звеньев автопоезда осуществлена. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно повышает надежность сопряжения частей шаровой головки и, следовательно, безопасность при движении автопоезда.

Тягово-сцепное устройство, преимущественно легкого автомобиля, включающее шаровую головку, состоящую из двух частей, снабженных круговым выступом, выполненным на нижней части, и впадиной на верхней, и связанных между собой соединительным пальцем с фиксатором его положения, отличающееся тем, что круговой выступ нижней части шаровой головки на своей окружной круговой поверхности снабжен парой выточек со сквозными пазами, расположенными на продольной оси тягово-сцепного устройства автомобиля и взаимодействующими с парой выступов, расположенных во впадине верхней части шаровой головки, причем на горизонтальной плоскости последней выполнено полусферической формы углубление, взаимодействующее с шариковым фиксатором, установленным на подобной плоскости упомянутой нижней части шаровой головки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных поездов и шарнирно-сочлененных автобусов.

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к устройствам сцепных приборов шарового типа, и может быть использовано для буксировки легковых одноосных прицепов.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к автоматическим тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легкового автопоезда содержит шаровую головку, подвижно расположенную в полусферической головке, имеющейся на дышле прицепа. Полусферическая головка дышла прицепа состоит из двух частей, одна из которых жестко закреплена на дышле, а другая подвижно размещена в его поперечно расположенных направляющих и подпружинена винтовой пружиной сжатия относительно последнего. Подвижная часть полусферической головки жестко соединена с тягой, расположенной с зазором в отверстии, выполненном в первой ее части, и соединенной с двуплечим рычагом, фиксируемым стопором относительно упомянутого дышла. Достигается повышение надежности сцепа звеньев автопоезда. 2 ил.

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда состоит из шара с тяговым стержнем, закрепленным на автомобиле, взаимодействующим с полусферической головкой дышла прицепа. Шар и стержень изготовлены из упругого материала, и в их продольной вертикальной плоскости симметрии выполнен сквозной паз. В каждой из образованных пазом двух частей шара в плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, размещены шариковые подпружиненные фиксаторы, взаимодействующие с отверстием упора трапецеидальной формы с заостренным концом, подвижно закрепленного на внутренней образующей поверхности полусферической головки дышла в ее верхней части. Ширина сквозного паза шара и стержня меньше, чем толщина упомянутого упора. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности сцепа звеньев легковесного автопоезда. 3 ил.

(57) Изобретение относится к седельно-сцепному устройству для сцепления седельного тягача с седельным прицепом. Седельно-сцепное устройство (1) имеет опорную плиту (2) для монтажа на седельном тягаче и зацепляющий элемент (3) для монтажа на седельном прицепе. Опорная плита (2) выполнена для приема зацепляющего элемента (3). Зацепляющий элемент (3) включает в себя сцепной шар (31). Опорная плита (2) имеет сферическое гнездо (21) и включает в себя прижимной элемент (23), который выполнен с возможностью перемещения из освобождающего положения (230) в удерживающее положение (231). Прижимной элемент (23) включает в себя контактную область (232) для обеспечения контакта со сцепным шаром (31), расположенным в удерживающем положении (231) в сферическом гнезде (21). Исполнительное устройство (7) предусмотрено для манипулирования фиксирующим элементом (4) и выполнено с возможностью установки в фиксирующее положение, отпускающее положение и положение готовности. При этом предусмотрено устройство (8) для приведения исполнительного устройства (7) из отпускающего положения в положение готовности при приведении прижимного элемента (23) из удерживающего положения (231) в освобождающее положение (230). Достигается повышение проходимости седельного автопоезда. 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к тягово-сцепному устройству для прицепа. Тягач выполнен с тягово-сцепным устройством (1) для прицепа. Тягово-сцепное устройство (1) для крепления на тягаче содержит фланцевую пластину (2) и сцепной шар (3). Шейка (4) соединяет фланцевую пластину (2) и сцепной шар (3). Максимальная протяженность шейки (4) в первом направлении (91) меньше, чем в перпендикулярном первому направлению (91) втором направлении (92). Фланцевая пластина (2) имеет смежно с шейкой (4) углубление. Углубление увеличивает возможность наклона насаженной на сцепной шар (3) шаровой тяговой петли (81) расположенного со стороны прицепа сцепного элемента (8). Достигается создание тягово-сцепного устройства для прицепа, которое выдерживает большие силовые нагрузки, требует небольшого конструктивного пространства и обеспечивает возможность выполнения с небольшим весом и с большим углом поворота. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 11ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Сцепная петля прицепа содержит открытое по краю сцепное гнездо для приема соответствующего соединительного шара. Сцепное гнездо соединено с соединительной консолью. Край открытого по краю сцепного гнезда выполнен так, что расположенный в нем соединительный шар имеет возможность перемещения в одной первой плоскости поворота и в одной, отличной от первой плоскости поворота, второй плоскости поворота. Первая плоскость поворота содержит основное тяговое направление сцепной петли в первой области поворота. Вторая плоскость поворота содержит направление сцепной петли во второй области поворота. Первая область поворота больше второй области поворота. Достигается повышение устойчивости прицепа. 16 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство для легковесного автопоезда состоит из шара с тяговым стержнем, закрепленным на автомобиле, взаимодействующим с полусферической головкой дышла прицепа. Тяговый стержень состоит из двух цилиндрической формы частей, и одна из них выполнена полой, закреплена на автомобиле и снабжена на своей внешней образующей поверхности «П»-образным пазом. Один участок паза расположен в горизонтальной плоскости, проходящей параллельно продольной оси симметрии стержня, а другой участок смещен на некоторый угол относительно предыдущего. В пазу подвижно размещен палец фиксатора, жестко закрепленный на другом сплошного сечения участке стержня цилиндрической формы, жестко присоединенном к шару. Торцевая поверхность этого участка сплошного сечения стержня взаимодействует с пружиной сжатия, установленной внутри полого участка упомянутого полого стержня. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности сцепа звеньев легковесного автопоезда. 2 ил.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда содержит шаровую головку со стержнем, жестко закрепленную на кронштейне тягово-сцепного устройства автомобиля и шарнирно связанную с полусферической головкой дышла прицепа. Кронштейн тягово-сцепного устройства в своей концевой части выполнен полым и имеет прямоугольное сечение. В продольной полой плоскости кронштейна подвижно расположена вилка, подпружиненная винтовой цилиндрической пружиной сжатия. Вилка состоит из двух разных по ширине участков и взаимодействует с упором. Вилка своим участком, меньшим по ширине, контактирует с круговой выточкой, выполненной в стержне шаровой головки. Стержень расположен в вертикальных отверстиях, выполненных в кронштейне. Достигается повышение надежности тягово-сцепных устройств легковесных автопоездов. 2 ил.
Наверх