Мехатронный подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла. Подшипник скольжения содержит корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. При этом в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод. Корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством. Изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. При достижении износа антифрикционного слоя втулки предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода, после нарушении сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на контрольном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения. Технический результат: повышение надежности системы "ротор - опоры" и уменьшение затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла.

Известен подшипник скольжения [1], который является наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. В таком подшипнике повышение работоспособности достигается за счет того, что прочность и жесткость втулки подшипника скольжения определяется свойствами стали, а параметры трения за счет тонкого слоя антифрикционного материала.

Недостатком данной опоры является то, что в процессе работы слой антифрикционного материала неизбежно изнашивается под действием сил сухого трения в моменты пуска и останова ротора и переменных гидродинамических сил на основном режиме работы. После изнашивания антифрикционного слоя поверхность вала начинает изнашиваться из-за контакта с более твердой, чем антифрикционный материал, поверхностью основы биметаллической втулки, выполняемой, как правило, из стали. При несвоевременном контроле данного процесса случается ситуация, когда цапфа вала не подлежит восстановлению и приходится вместе с втулкой подшипника скольжения заменять вал, что приводит к существенному увеличению затрат на эксплуатацию всей машины в целом.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении надежности системы "ротор - опоры" и уменьшении затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, в отличие от прототипа в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен мехатронный подшипник скольжения.

Мехатронный подшипник скольжения состоит из корпуса 1, в котором установлена втулка из биметаллического материала 2, в которой закреплен изолированный провод 3, причем его изолированная часть выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. В корпусе располагается элемент электрического питания 4, который соединен с проводом и сигнальным устройством 5, например светодиодом. В подшипнике скольжения вращается вал 6.

Устройство работает следующим образом: элемент электрического питания 4, установленный в корпусе 1, пропускает ток через заизолированный провод 3 и питает светодиод 5; при достижении износа антифрикционного слоя биметаллической втулки 2 предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода 3, после нарушения сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет реакция в сигнальном устройстве, например уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на сигнальном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения.

Предельная величина износа устанавливается на основании теоретических расчетов и результатов экспериментальных исследований, что, в свою очередь, определяет глубину залегания заизолированного провода в стальной части биметаллической втулки подшипника скольжения.

Данное изобретение позволяет значительно уменьшить риск возникновения внезапного отказа системы «ротор - опоры», тем самым повышая ее надежность за счет контроля параметров износа, и снизить затраты на эксплуатацию всей машины в целом.

Источники информации

1. ГОСТ 24832-81 Втулки биметаллические и вкладыши толстостенные биметаллические подшипников скольжения. Типы и основные размеры. (Прототип)

2. ГОСТ 28813-90 Подшипники скольжения. Металлические многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения.

Подшипник скольжения, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, отличающийся тем, что в слое антифрикционного материала расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством, причем изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к способу контрольной поверки рабочих параметров вентилятора, предназначенного для удаления дыма в установке по устранению задымления, и приводящему к снижению затрат, связанных с техническим обслуживанием вентиляторов и продлением срока службы подшипников.

Изобретение относится к методам диагностики узлов трения, в частности подшипников скольжения, на прогнозирование износа их в процессе эксплуатации в условиях запыленной среды и может широко применяться в машиностроительной, металлургической, строительной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к области машиностроения и испытательной техники и может быть использовано для исследования подшипников скольжения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, при сборке редукторов ведущих мостов автомобилей. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения.

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на повышение достоверности контроля качества узлов трения, расширение диапазона типономиналов контролируемых объектов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики и отбраковки подшипников качения. .

Изобретение относится к неразрушаемому контролю и может быть использовано для определения точек контакта шарика с ободом шарикоподшипника и вычисления угла контакта шарикоподшипника.
Изобретение относится к технологии получения крупногабаритных изделий антифрикционного назначения, в частности, к антифрикционным наполненным композициям, и может быть использовано при изготовлении торцевых уплотнений гидротурбин, судовых опорных подшипников гребных валов и т.п.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения. .
Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к производству многослойных композиций совместной холодной прокаткой. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, изготавливаемым из неметаллических композиционных материалов, и может быть использовано в парах трения, предназначенных для работы как в нормальных условиях, так и в агрессивных рабочих средах при удельном давлении до 250 МПа, скорости скольжения до 5 м/сек.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении втулок любого назначения, в том числе и для рычажной тормозной системы вагонов метрополитена, а также пассажирских и грузовых вагонов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления сборной внутренней втулки, используемой в подшипниках скольжения, предназначенных для работы в маловязких жидкостях, в том числе нефти и динамических нагрузках.
Изобретение относится к способу получения антифрикционных пресс-материалов, предназначенных для изготовления антифрикционных изделий сложных конфигураций, например подшипниковых втулок.

Изобретение относится к антифрикционному слою для опорного элемента. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении вкладышей опорного подшипника скольжения. .

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Наверх