Универсальный аккумулятор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторным батареям различного класса, системы и конструкции, работающим в условиях заряда и разряда при низких наружных температурах. Согласно изобретению электрический нагревательный элемент закрытого типа вставляется в металлический радиатор, который своей нижней поверхностью опирается на дно корпуса аккумулятора, а на верхнюю поверхность радиатора через решетку из полимерного материала опирается блок разноименных элементов. При этом выводы нагревательного элемента, мощность которого составляет 8-10% от номинальной емкости аккумулятора (при 5-часовом токе разряда), подключены к выводам (борнам) аккумулятора через контакты термореле, находящегося внутри корпуса аккумулятора под крышкой. В этом случае нагревательный элемент автоматически включается при низких внутренних температурах электролита или воздуха (ниже -10°С) и автоматически выключается при повышении их температуры до 0°С, что обеспечивает интенсивную реакцию заряда вплоть до наружных температур -50°С. Техническим результатом является значительное повышение емкости, увеличение срока службы аккумулятора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области химических источников тока, т.е. к аккумуляторам и составленным из них аккумуляторным блокам и батареям различного класса и конструкции (как с щелочным и кислотным с электролитом в виде геля, жидкости или сепараторами AGM (обеспечивающих рекомбинацию газовых носителей), когда они работают при низких наружных температурах.

Одним из недостатков всех типов и классов известных аккумуляторов является их крайне низкая реальная емкость при низких наружных температурах, особенно при заряде после их остывания, когда при охлаждении до -40°С даже глубоко разряженные аккумуляторы не берут заряд и отданная ими емкость составляет не более 5÷10% от номинальной. Известно из технической и специальной литературы, что для аккумуляторов (особенно с электролитом) возможно улучшение их электрохимических характеристик за счет нагрева электролита от внешних или внутренних источников при заряде или разряде (Болотовский В.И. и др. Эксплуатация, обслуживание и ремонт свинцовых аккумуляторов. Л. Энергоиздат, 1988 г.).

Но использование энергии самих аккумуляторов для внешнего нагрева резко уменьшает их полезную мощность и практически неприемлемо при низких температурах.

Известны и другие группы способов повышения электрохимических характеристик при низких температурах, основанных на введении различных химических добавок в активных массах электродов или электролит (Способ обеспечения электрических характеристик при низких температурах - Патент RU №2184409, кл. Н01М 10/12, Свинцовый аккумулятор для работы при низких наружных температурах, патент RU №228980, кл. Н01М 10/06.

Исследование реализации этих способов показало, что они приемлемы только для свинцовых аккумуляторов с электролитом и эффект пропадает при смене электролита в процессе эксплуатации и совсем неприемлемы для наиболее перспективных необслуживаемых аккумуляторов герметичной или полугерметичной конструкции (клапанно-регулируемых), где недопустимы экзотермические реакции разогрева электролита, сопровождающиеся интенсивным газовыделением. Более универсальным техническим решением по улучшению электрохимических характеристик является использование внутренних (встроены в аккумуляторные блоки) нагревательных элементов (Патент США №3723187, кл. H01M 45/02, 1973 г.).

Однако этот способ и устройства внутреннего нагрева позволяют осуществить нагрев только от внешних источников в стационарных условиях и неприемлемы на транспортных средствах с длительным пробегом.

Длительные исследования по поиску автоматического средства внутреннего нагрева воздуха и электролита и электродов в блоках и индивидуальных аккумуляторах среднего и длительного класса разряда позволили создать простое и экономичное устройство, позволяющее значительно увеличить отдачу емкости у всех типов аккумуляторов при низких наружных температурах.

Экспериментальные исследования с различными типами кислотных и щелочных аккумуляторов с использованием нагревательных элементов, расположенных в данной части аккумуляторов в пространстве без электролита с металлическим радиатором, с питанием нагревательного элемента в процессе заряда от выводов (борнов) аккумулятора с напряжением при заряде 1,5÷2,5 В с включением нагревательного элемента от термореле при внутренней температуре -10°С при наружной температуре -50°С показали, что в емкость разряда в этих условиях после заряда в течение 6-8 часов увеличивалась до 60% от номинального значения емкости аккумуляторов.

Это объясняется тем, что в конце заряда после включения нагревателя через 6 часов температура электролита внутри аккумулятора при наружной температуре -50°С достигала 0°С при мощности нагревателя 20-30 Вт (для аккумуляторов емкостью 200-400 А·ч).

Такой же эффект наблюдается и для необслуживаемых аккумуляторов с AGM сепараторами (без электролита), где нагреватель аналогичной мощности с металлическим радиатором обеспечивал нагрев воздуха внутри аккумулятора в пространстве блока электродов за 4-5 часов и не требовал нагрева при разряде номинальным током в течение 3÷3,5 часов. Без внутреннего нагрева максимальная отдача емкости такого типа аккумулятора составляет не более 5% от номинальной.

Работа и устройство аккумулятора с внутренним нагревом энергией, получаемой в основном в процессе заряда, поясняется чертежом. На примере необслуживаемого аккумулятора с AGM сепараторами с номинальным напряжением 2 В, который содержит корпус (бак) из полимерного материала 1, блок электродов 2, металлический радиатор 3, внутри которого вставлен нагревательный элемент 4, термореле 7, подключенное к борнам 5 и 6 (электродам аккумуляторного блока) через исполнительный (пусковой) элемент 8, опорную решетку электродов 9, крышку аккумуляторного блока 10, к которой крепится термореле 7, и провода 11 с защитной изоляцией, соединяющие между собой термореле 7, выводы нагревательного элемента 4 и электроды аккумуляторного блока 5 и 6.

Аккумулятор с подогревом работает следующим образом.

При включении цепей на пульте управления объекта, где установлены аккумуляторная батарея или аккумуляторный блок, при охлажденном воздухе или электролите (при низкой наружной температуре), включается термореле 7 и через исполнительный элемент цепи управления объекта 3, дающий команду на заряд, подключает нагревательный элемент 4 к выводам (борнам) аккумулятора и аккумуляторного блока 5 и 6 (при достаточной заряженности аккумуляторов) или спустя несколько минут после начала заряда.

Далее в процессе заряда от тока заряда и тепловой энергии нагревателя идет нагрев воздуха внутри аккумулятора и, как следствие, увеличение интенсивности электрохимической реакции накопления заряда. Нагрев продолжается и при включении батареи на разряд, резко увеличивая отдаваемую емкость аккумуляторов при низкой наружной температуре.

При достижении температуры электролитом или воздухом внутри аккумулятора 0°С термореле 7 отключает от источника питания нагревательный элемент 4 и начинается процесс охлаждения аккумулятора (с электролитом медленнее) до последующего автоматического включения нагревательного элемента от термореле внутри аккумулятора или блока при охлаждении его до -10÷15°С.

При длительных перерывах в заряде аккумуляторов при очень низких наружных температурах, в случае недостижения внутренней температуры -10°С, нагреватель отключается также посредством самоотключения термореле от снижения напряжения у кислотных аккумуляторов 1,7 В, а у щелочных аккумуляторов до 1 В.

Наличие нагревательного элемента с радиатором в донной части аккумулятора для щелочных и кислотных емкостью от 100 до 400 А·ч при работе аккумулятора при температуре -50°С при мощности нагревательного элемента от 15 до 30 Вт позволяет увеличить разрядную емкость в 10-15 раз по сравнению с отсутствием подогрева. При этом мощность нагревательного элемента составляет 10% от мощности аккумулятора (при 5-часовом токе его разряда).

Еще больший эффект достигается для необслуживаемых аккумуляторов с рекомбинацией газовых накопителей (с сепараторами AGM). При этом коэффициент увеличения отданной энергии при экстремальной отрицательной температуре у аккумуляторов с разработанной системой нагрева аккумуляторов в течение суток к энергии потраченной на нагрев составляет 50, и это при использовании простых и надежных нагревательных элементов со значительным сроком службы и увеличении стоимости аккумуляторов всего на 5÷10%.

Кроме изложенных преимуществ, внутренний нагрев сопровождается всегда полноценным зарядом во всем диапазоне наружных температур, что обеспечивает увеличение качества работы электропотребителей и срока службы самих аккумуляторов.

1. Универсальный аккумулятор с внутренним обогревом, содержащий корпус, блок положительных и отрицательных электродов с сепараторами и нагревательный электрический элемент, отличающийся тем, что нагревательный элемент размещен в металлическом радиаторе, установленном в нижней части корпуса аккумулятора под блоком электродов, верхняя плоская поверхность радиатора является опорой блока положительных и отрицательных электродов, изолированных от радиатора через опорную решетку из полимерного материала, при этом и сам блок электродов герметизирован от отсека с нагревателем, а выводы нагревательного элемента через контакты термореле, расположенного под крышкой корпуса, связаны электрически с выводами аккумулятора.

2. Аккумулятор по п.1, отличающийся тем, что мощность нагревательного элемента составляет 10% от номинальной мощности аккумулятора при 5-часовом токе его разряда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторных батарей (АБ) с автономной системой терморегулирования (СТР). .

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (НВАБ) преимущественно в автономных системах электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Изобретение относится к системе автоматического управления для воздушного фильтра, используемого в аккумуляторной батарее, и способу автоматического управления для него.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системе охлаждения для батарейного блока, который используется в качестве источника питания электромобилей и гибридных электромобилей.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройству электропитания, в котором возможно обнаружить неисправность системы охлаждения. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к производству аккумуляторных батарей с пастированными пластинами. .

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к производству свинцовых двухъярусных аккумуляторов большой энергии, используемых на подводных объектах, подвергаемых интенсивной эксплуатации.

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности производству свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с пастированными пластинами. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к автоматизированному производственному комплексу для формирования и зарядки аккумуляторных батарей при их поточном производстве.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторам, аккумуляторным блокам и батареям различного класса, типа и конструкции, работающим в условиях заряда и разряда при низких наружных температурах

Изобретение относится к области энергетики, в частности к компенсации мощности высоковольтной линии электропередач

Изобретение относится к электрическому оборудованию

Изобретение относится к способам и устройствам ускоренного заряда вторичных химических источников тока и может быть использовано для заряда аккумуляторов, основная стратегия заряда которых заключается в пропускании постоянной величины действующего значения зарядного тока, например, никель-металлогидридных (Ni-MH) и никель-кадмиевых (Ni-Cd) аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Изобретение относится к батарейным блокам для транспортных средств

Изобретение относится к узлу элементов аккумуляторной батареи и к способу сборки узла элементов аккумуляторной батареи

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к теплотехнике и может найти преимущественное применение при экспериментальных исследованиях теплоэнергетического режима отдельного аккумулятора аккумуляторной батареи космического аппарата

Изобретение относится к области модулей, содержащих, по меньшей мере, два аккумулятора для хранения электроэнергии
Наверх