Регулятор тормоза транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок. Регулятор тормоза транспортного средства содержит служащий рычагом корпус и расположенные внутри него червячную передачу, включающую червячное колесо и червяк, винтовую передачу, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку и кинематически связано с ним посредством муфты, включающей в себя пружину для сжатия поверхностей трения, в качестве кинематической связи использована конусная фрикционная муфта с двумя конусными рабочими поверхностями. Внутренние рабочие конические поверхности выполнены в отверстии зубчатого колеса винтовой передачи, а наружные рабочие поверхности выполнены на соответствующих конусах, расположенных на червяке с обоих торцов упомянутого зубчатого колеса. Конус, расположенный со стороны пружины, установлен с возможностью осевого перемещения, а противоположный конус установлен неподвижно. Регулятор тормоза транспортного средства по изобретению обеспечивает низкую трудоемкость изготовления регулятора. Достигается упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных свойств регулятора тормоза. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок.

Известен регулятор тормоза транспортного средства (Патент РБ №2797, МПК 7 F16D 65/52, 1999), содержащий служащий рычагом корпус и расположенные внутри него червячную передачу, включающую червячное колесо и червяк, винтовую передачу, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку червячной передачи, втулку для крепления зубчатого колеса винтовой передачи и фиксатор, снабженный цилиндрическим хвостовиком, расположенным во втулке, профильной поверхностью, образующей совместно с профильными поверхностями зубчатого колеса винтовой передачи и червяка червячной передачи два профильных соединения, и профильной поверхностью для взаимодействия с ручным вращательным инструментом.

Недостатком известного регулятора тормоза является то, что при осуществлении ручной регулировки для разрыва кинематической связи червяка червячной передачи и зубчатого колеса винтовой передачи необходимо утопить фиксатор внутрь корпуса и удержать его в этом положении до завершения регулировки. После завершения ручной регулировки требуется проследить за возвратом фиксатора в исходное положение и, если необходимо, выполнить определенные манипуляции, обеспечивающие возврат фиксатора. Зависание фиксатора в утопленном положении приводит к нарушению работы регулятора. Все это существенно усложняет процесс ручного регулирования тормоза и в случае недостаточно внимательного выполнения этой операции может привести к отказу регулятора.

Известен также регулятор тормоза транспортного средства (Патент DE 69921628D, опубл. 09.12.2004, приоритет SE 19980001052, 199980327 (см. также WO 9950567 А1, US 6408993 В1)), содержащий служащий рычагом корпус и расположенные внутри него червячную передачу, включающую червячное колесо и червяк, винтовую передачу, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку и кинематически связано с ним посредством муфты, включающей в себя пружину для сжатия поверхностей трения, а также зубчатую передачу, ведущая шестерня которой установлена соосно червячному колесу, а ведомая шестерня располагается соосно винту винтовой передачи и кинематически связана с ним.

Недостатком известного регулятора является то, что пружина для сжатия фрикционных элементов конусной фрикционной муфты должна обладать большим усилием. Причем усилие этой пружины передается на корпус через две пары трения. Вследствие этого создается дополнительное сопротивление при вращении червяка, а значит, требуется, соответственно, больший крутящий момент как при автоматическом, так и при ручном регулировании тормоза. Все это усложняет конструкцию и ухудшает ее эксплуатационные свойства.

Технической задачей настоящего изобретения является исключение указанных недостатков, т.е. упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных свойств регулятора тормоза.

Указанная задача решается за счет того, что в регуляторе тормоза транспортного средства, содержащем служащий рычагом корпус и расположенные внутри него червячную передачу, включающую червячное колесо и червяк, винтовую передачу, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку и кинематически связано с ним посредством муфты, включающей в себя пружину для сжатия поверхностей трения, в качестве кинематической связи использована конусная фрикционная муфта с двумя конусными рабочими поверхностями, причем внутренние рабочие конические поверхности выполнены в отверстии зубчатого колеса винтовой передачи, а наружные рабочие поверхности выполнены на соответствующих конусах, расположенных на червяке с обоих торцов упомянутого зубчатого колеса, при этом конус, расположенный со стороны пружины, установлен с возможностью осевого перемещения, а противоположный установлен неподвижно.

На фиг.1 показан регулятор тормоза с местным сечением по оси червяка червячной передачи; на фиг.2 - регулятор в сечении I-I.

Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус 1, выполняющий функцию тормозного рычага, соединяющего шток тормозной камеры (не показана) с валом привода тормоза. Внутри корпуса 1 расположены червячная передача, включающая червячное колесо 2 и червяк 3, и винтовая передача, включающая зубчатое колесо 4, которое установлено соосно червяку 3, и винт 5. Зубчатое колесо 4 связано с червяком посредством конусной фрикционной муфты, внутренние рабочие конические поверхности которой выполнены в отверстии зубчатого колеса 4, а наружные рабочие поверхности выполнены на соответствующих конусах 6 и 7, расположенных на червяке 3 с обоих торцов упомянутого зубчатого колеса 4. Причем конус 6 установлен на червяке 3 на шлицах и имеет возможность осевого перемещения, а конус 7 также установлен на червяке 3 и зафиксирован от осевого перемещения стопорным кольцом 9. Для сжатия элементов муфты по конусным рабочим поверхностям предусмотрена пружина 8.

Червяк 3 вместе с конусной фрикционной муфтой закреплен от осевого перемещения посредством резьбовой втулки 10, которая одновременно является заглушкой полости в корпусе 1.

Червяк 3 снабжен выступающим из корпуса профильным хвостовиком 11 для взаимодействия с ручным вращательным инструментом. Целесообразно профиль хвостовика 11 выполнять в виде стандартного, например, в виде четырех- или шестигранника. Тогда в качестве вращательного инструмента может использоваться стандартный ключ.

Соосно винту 5 установлена полумуфта 12, связанная посредством торцового зубчатого соединения 13 с винтом 5 винтовой передачи и образующая в результате этого муфту свободного хода. Для обеспечения постоянного контакта в зубчатом соединении 13 полумуфты 12 с винтом 5 винтовой передачи установлена пружина 14.

В расточке корпуса 1 соосно винту 5 винтовой передачи установлена ведомая шестерня 15 зубчатой передачи. Шипы 16 полумуфты 12 расположены в пазах 17 ведущей шестерни 15. Таким образом обеспечивается передача вращения от шестерни 15 полумуфте 12 муфты свободного хода при возможности их относительного осевого перемещения. Кроме того, в соединении ведомой шестерни 15 и полумуфты 12 предусмотрен тангенциальный зазор, соответствующий нормальному зазору в тормозе.

Для фиксации винта 5 винтовой передачи от осевого перемещения предусмотрен упор 18.

Соосно червячному колесу 2 установлена ведущая шестерня 19 зубчатой передачи, которая введена в зацепление с ведомой шестерней 15 и снабжена торцовыми выступами 20. На этих выступах установлен рычаг 21, конец которого соединен с неподвижной деталью 22. Соответствующая полость корпуса 1 закрыта крышкой 23.

На транспортном средстве регулятор устанавливается на вал 24 привода тормоза и соединяется со штоком 25 тормозной камеры (не показана) посредством вилки 26.

Регулятор работает следующим образом.

В процессе затормаживания шток 25 воздействует через вилку 26 на корпус 1 регулятора и поворачивает его по ходу часовой стрелки. Ведущая шестерня 19 зубчатой передачи, соединенная рычагом 21 с неподвижной деталью 22, остается при этом неподвижной. Ведомая шестерня 15, обкатываясь по ведущей шестерне 19, поворачивается относительно корпуса 1. Далее вращение передается полумуфте 12. Так как в этом случае торцовое зубчатое соединение 13 муфты свободного хода работает в режиме обгона, винт 5 остается неподвижным. Если тормоз отрегулирован правильно, то в процессе затормаживания перескакивания зубьев соединения 13 не произойдет, и при растормаживании все детали вернутся в исходное положение. Автоматическое регулирование тормоза в этом случае не происходит.

Из-за износа тормозных накладок зазор в тормозе увеличивается. Тогда корпус 1 в процессе затормаживания повернется на больший угол и в соединении 13 зубья перескочат на один шаг. Вследствие этого при растормаживании полумуфта 12 повернет винт 5 в сторону уменьшения зазора в тормозе, т.е. произойдет автоматическое регулирование зазора в тормозе.

Процесс регулирования будет повторяться при каждом цикле торможения до тех пор, пока зазор не будет уменьшен до требуемой величины.

При смене тормозных накладок, когда тормоз подвергается разборке, возникает необходимость в ручной регулировке зазора. Для этого необходимо надеть на профильный хвостовик 11 червяка 3 вращательный инструмент, например ключ, и, приложив вращательное усилие, повернуть червяк 3 в требуемом направлении. Вращение червяка 3 вручную становится возможным благодаря наличию фрикционной муфты, которая в этом случае пробуксовывает. При вращении червяка 3 по ходу часовой стрелки зазор в тормозе уменьшается, а при вращении в противоположном направлении - увеличивается. Так осуществляется ручное регулирование тормоза.

Усилие пружины 8 фрикционной муфты не передается на неподвижные детали регулятора, а замыкается на червяке 3. Благодаря этому обеспечивается небольшой момент для вращения червяка 3 в корпусе как при автоматическом, так и при ручном регулировании тормоза. Таким образом, улучшаются эксплуатационные свойства регулятора.

Конструкция регулятора проста, содержит небольшое количество деталей. При изготовлении деталей не требуется каких-либо сложных технологических процессов. Все это обуславливает невысокую трудоемкость изготовления регулятора.

Регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус и расположенные в его полостях червячную передачу, включающую червячное колесо и червяк, а также винтовую передачу, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку червячной передачи и кинематически связано с ним посредством муфты, включающей в себя пружину сжатия, отличающийся тем, что в нем использована конусная фрикционная муфта с двумя конусными рабочими поверхностями, причем ее внутренние конические рабочие поверхности выполнены в отверстии зубчатого колеса, а наружные рабочие поверхности выполнены на соответствующих конусах, расположенных на червяке с обоих торцов упомянутого зубчатого колеса, при этом конус, расположенный со стороны пружины, установлен с возможностью осевого перемещения, а противоположный установлен неподвижно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, регулирующим зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном в пневматических тормозах.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам. .

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к барабанным тормозам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа в дисковых тормозах авиационных колес. .

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в дисковых тормозах как наземного транспорта, так и летательных аппаратов.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в атомобильных тормозных системах, преимущественно в грузовых автомобилях и их прицепах.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормозных устройств транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок. Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус, в соответствующих полостях которого расположены червячная передача, винтовая передача, зубчатое колесо и зубчатая передача. Червячная передача включает червячное колесо и червяк. Винтовая передача содержит зубчатое колесо, установленное соосно червяку червячной передачи и кинематически связанное с ним. Зубчатая передача содержит ведущую шестерню, установленную соосно червячному колесу червячной передачи, а ведомая шестерня расположена соосно винту винтовой передачи и кинематически связана с ним посредством роликовой муфты свободного хода. Винт винтовой передачи снабжен цапфой, на которой смонтированы муфта свободного хода, и ее ролики введены в непосредственный контакт с цапфой, и ведомая шестерня зубчатой передачи. На муфту свободного хода напрессована обойма, посредством которой ведомая шестерня зубчатой передачи связана с муфтой свободного хода. Соединение ведомой шестерни с обоймой выполнено с тангенциальным зазором, соответствующим нормальному ходу штока тормозной камеры. Достигается упрощение конструкции регулятора тормоза, снижение трудоемкости его изготовления и обеспечение требуемых параметров темпа регулирования тормоза. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области транспорта, а именно к тормозам с автоматическим механизмом регулировки зазора. Автоматический механизм регулировки зазора содержит корпус, червячное колесо, привод механизма и одностороннюю муфту в сборе. Корпус выполнен с возможностью вращения вокруг оси вращения червячного колеса посредством приложения к плечу тормозного привода усилия торможения в направлении торможения. Управляющая шестерня расположена в области корпуса, находящейся с задней стороны относительно направления торможения от места в корпусе, где пересекаются вал червяка и червячная шестерня. Тормоз транспортного средства содержит тормозной привод, тормоз и автоматический механизм регулировки зазора. Автоматический механизм регулировки зазора установлен между толкателем тормозного привода и тормозным кулачковым валом для передачи движения толкателя для вращения тормозного кулачкового вала и прикладывания усилия торможения в направлении торможения к автоматическому механизму регулировки зазора. Транспортное средство содержит тормоз, содержащий автоматический механизм регулировки зазора. Автоматический механизм регулировки зазора содержит корпус, средство для регулировки положение корпуса относительно тормозного кулачкового вала и средство для приведения в движение средства для регулировки положения. Средство приведения в движение расположено в области корпуса, которая находится с задней части относительно направления торможения от средства регулировки положения. Достигается увеличение срока службы механизма и повышение несущей способности механизма. 4 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормозных устройств транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок. Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус и расположенные внутри него червячную передачу, винтовую передачу, механизм регулирования тормоза, ведущая шестерня которого установлена соосно червячному колесу червячной передачи, и рычаг для связи ведущей шестерни механизма регулирования с неподвижной деталью транспортного средства. Ведущая шестерня и рычаг соединены посредством торцовых выступов ведущей шестерни и соответствующих им радиальных пазов рычага. Рычаг зафиксирован на ведущей шестерне развальцовкой торцовых выступов ведущей шестерни. Достигается обеспечение высокой надежности соединения ведущей шестерни с рычагом при сохранении простоты конструкции. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматическим компенсаторам износа с непрерывным регулированием зазора в паре трения между фрикционной накладкой и диском тормоза по мере износа фрикционной накладки тормозной колодки, и может быть использовано в тормозных системах различных машин. Автоматический компенсатор износа дискового тормоза содержит корпус, в котором установлен полый поршень. В полости поршня размещены фрикционная пружина, запрессованная с гарантированным натягом на стержень, и возвратная пружина, установленная между стаканом и наружным буртом нажимной втулки. Стержень закреплен в корпусе. Фрикционная пружина выполнена в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины. Достигается надежность работы устройства за счет увеличения площади контакта между фрикционной пружиной и стержнем. 3 ил.
Наверх