Устройство для переключения ступеней скорости

 

О П И С"А Й Й Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

24!87 0

Coca Советсних

Ссциалистичесних

Республин

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

За висимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06.IV.1967 (№ 1145951!25-28) Кл. 47h, 12 с присоединением заявки №

МПК F 16h

УДК 621-585 129(088 8) Приоритет

Опубликовано 18.1V.1969. Бюллетень ¹ 14

Дата опубликования описания 3.1Х.1969

Комитет по делам изобретений и атнрытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

Э. М. Кожухов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СТУПЕНЕЙ СКОРОСТИ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Известны устройства для переключения ступеней скорости коробки передач с рядом зубчатых колес, свободно установленных на полом валу, содержащие стержень, раополо,женный внутри полого вала с возможностью осевого, перемещения и имеющий наружную по верхность, выполненную в виде нескольких скомпонованных по парно прямых и обратных кснусных поверхгностей, количество которых ра вно количеству переключаемых ступеней скорости, и. шарики, расп,":ложенные в одной п IocKGñ Tè под каждым 3 бчатым колесом в радиальных отверстиях по,того вала.

Предла гаемсе устройсгво отличается от известных тем, что конусные по верхности стержня сна бжены смещенными в каждой их паре на некоторый угол продольными павами под шарики, количество которых соответствует количеству шари кон, находящихся под каждьи зубчатым;колесом.

Это исключает кинематическую погрешность в кинематической цепи при переключении скоростей. ,На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — разрезы на фиг. 1.

На полом валу 1 размещаются свобод но сидящие шестерни 2 — б, .находящиеся в поcToHIHIloM зацеплении с шестернями вала.

Для свобод ного вращения на полом валу 1 шестерни 2 — б снабжены втулками, б из антифрикциснного материала, а та кже каленьгми втулками 7 с кольцевой радиусной канавкой, способствующей закреплению шестерен на валу. В радиальных отверстиях полого вала 1, расположенных в одной понеречной плоокости, размещены плавающие шарики 8.

Описываемое устройство содержит по четыре шарика в каждой поперечной плоскости.

В огверстии полого вала 1 перемещается опециальный клин 9, имеющий конусные по верхности по количеству переключаемых ступен ей.

Две прямые 10 и 11 и две обратные 12 и

18 конусные поверхности клина (по количеству переключаемых ступеней скорости) скомпонованы попарно: прямая — обратная, прямая — обратная. Между конусными по верхностями каждои компоновки имеется цилиндрический участок заниженного диаметра.

Кроме этого, на всех четырех конусных поверхностях выполнены пазы 14; по глубине они проходят на уровне участка заниженного диаметра, по ширине выполнены так, что в них свободно заходят шарики 8. По длине пазы 14 достаточно выполнить на длину конусной поверхности.

Пазы 14 выполнены,на клине 9 та|ким îáðàзом, что,на одноименных конусных поверхностях 10, 11 и 12, 18 они смещены один отно30 сительно, другого на угол а, на разноимен241870

3 ных же конусных пове(рх ностях одной ком поHoIBIKH пазы по располо?кению соопветствуют один дру1гому. Количество пазов 14 одной конусной поверхности, соответствует количеству шариков 8.

Клин 9 может перемещаться в отверстии полого, вала 1 в обоих направлениях от гайки-звездочки 15 посредством втулки lб с нарезкой. Втулка lб с нарезкой имеет только осевое перемещение; от IIpoiBopoTa она удерживается сегментом 17, который жестко закре пле н,в щели маховичка 18 с накаткой . шти фтами 19 и фиксирует втулку с нарезкой от про в о рота. Махо вичок 18 жестко скреплении с полым валом 1 д вумя штифтами 20.

Когда механизм устройства находится в нейтральном положении (все IIIa)pmKH 8 находятся,на участке зани?кенного диаметра клина 9, клин — на половине своего хода в одну из сторон), клишин 9,поворотом штифта 21 мо?кно повергнуть относительно полого вала на угол и, равный углу смещения пазов на конус ных по верхностях. В результате точного поворота на угол а клина в одну и другую сторону выступ 22 кольца, 28 входит в торцовый паз резьбо вой втулки lб. Маховичок 18 с накаткой, жестко за крепле нный на валу 1, в любой момент может быть зафиксирован двумя кулачками 24, пе ремещаю щимися в напра вляющих планках 25. Кулач ки 24 переме.щаются винтом 2б с правой и ле вой нарезка ми.

Маховички,мо?кет фиксироваться и другим каким-либо быстродействующим за?кимом, на пример эисцентрико вым. .Ди станцио н ные кольца 27, расположенные между шестернями 2 — 5, а также между этими шестернями и щеками корпуса, ограничивают осевое перемещение шестерен.

Работает у,стройство следующим обра зом.

С вободно сидящие,на полом валу 1 шестерни 2 — 5 удержи ваются на,:нем в результате возHIUкноiвеlния момента трения от закли нивания шариков 8 между втулкой 7 и од ной из конических по верхностей клина 9, который, перемещаясь в осевом направлении, по отверстию вала 1, выжимает шарики 8 по радиальным отверстиям в полом валу и прижимает их, со|здавая .натяг, к свободно сидящей на валу. шестерне (втулке) 7. На чертеже изобра?кено положение, при котором закреплена на,валу 1 шестерня 5.

Для переключения механизма со сту пе ни скорости, обусло вли ваем ой, например, закрепленнои шестерней 5, на ступень скорости, обусло вли ваемую закреплением IHB IBBJI) шестерни 4, нео бходимо зажать кулачками 24 от в инта 2б маховичон 18. Это обеспечи вает строгую фиксацию вала 1 после остановки, так,как с ним жестко связан маховичок 18.

Далее вра щением гайки-з вездочки 15 клин перемещается в низ до тех пор,,пока прямая конусная по верхность не ко снется шариков 8, рас!положенных под шестерней 4, и не выжмет их по радиалыным отверстиям в валу до

4 со при косновения с радиусной канавкой втулки. 7, за!прессованной IB шестерне.

Дальнейшее перемещение KJIHIHB 9 в том же на правлении. создает натяг в закли ни вании шариками 8 свободно сидящей шестерни 4.

Появи|вшийся при этом момент трения обеспечи вает закрепление шестерни на валу. Шари ки 8 под шестерней 5, ока зав шись на участке клиона 9 с заниженным диаметром, освобождают ше стерню 5. Одно временно шарики под шестерней 2 ока зываются в пазах, выполненных в ко нусной поверхности, одноименной с кону|сной поверхностью клина 9, под шестерней 4. Шари ки не могут закрепить ше стер ню на валу.

Та ким образо м, закреплена только одна шестерня 4.

Ма ховичо к 18 кулачками 24 освобождается от виконта 2б и механизм I QTolB работать на другой ступени скорости.

Для за крепления .на валу 1 шестерен 2 или

8 о пи са н ным методом закрепляется махо|вичок. Вращением гайки-звездочки 15 клин перемещается в нейтральное положение (на по IQBH íó всего хода |в одну сто рону), когда все шарики оказываются на уча стке клина 9 с заниженным диа метром.

После этого поворотом штифта 21 клин 9 по вора чи вается на угол а смещения пазов.

Если при закреплениях шестерен 4 или 5

IlIBpHIKH, 8 этих шестерен находятся IIpoTHIB ко нусных поверхностей, то шарики шестерен

8 и 2 при перемещении в осевом направлении клиона 9 не входят B соприкосно вение с конусными поверхностями, а входят в пазы; закрепления шестеренки 8 и 2 на валу 1 не происходит.

После описанного .по ворота клина 9 на угол а шарики шестерен 8 и 2 оказываются проти|в конусных поверхностей клина 9; за,крепление шестерен 8 и 2 происходит в за висимости от того, в какую сторону перемещается клин 9 в осевом направлении. После за крепления той или иной свобод но сидящей на валу шестер ни происходит о авобождение маховичка 18, и устройство готово работать на другой ступени скорости.

Предмет изобретения

Устройство для переключения ступеней скорости коробки, передач с рядом зубчатых колес, свободно уста н овле нных на полом валу, содер?катящее стержень, расположенный внутри полого вала с возможно стью осевого перемещения и имеющий наружную поверхность, выполненную в виде нескольких скомпоHQIBàíных попарно прямых и обратных конусных поверхностей, количество которых рав но Количест ву переключаемых ступеней скорости, и шарики, paciIIoложенные в одной плоскости под каждым зубчаты|м колесом,в радиальных отверстиях полого, вала, отличающееся тем, что, с целью исключения внесения кинематической погре шности в,кинематичес кую цепь

241870 при перскл1о;внии, ко нусные поверхности стержня снтожены смешеннь ми в каждой ик паре на некоторый угол продолыными пазами под шарики, количество которых соопветствует количссгзу шариков, находящихся под каждым зубчатым колесом.

241870 б-b

В-В

17

7

8 сР Г. 2

Составитель Г. Смирнова

Редактор М. Афанасьева Техред А. А. Камышникова Корректор В. В. Трутнев

Закa: 2055/5 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для переключения ступеней скорости Устройство для переключения ступеней скорости Устройство для переключения ступеней скорости Устройство для переключения ступеней скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляющим или приводным элементам механизма переключения передач автомобильных коробок передач

Изобретение относится к раздаточным коробкам транспортных средств

Изобретение относится к устройству переключения автоматической коробки передач

Импульсный вариатор скорости1изобретение относится к регулируемым механическим ;переда1чам импульсного действ.ия и .может 'найти .применение в приводах различного 'назначения, например в приводах машин по переработке пластмасс и резины.известны импульсные вар.иаторы скорости, содержащие корпус и расположенные в нем ведущий и ведомый .валы, преобразующий механизм в .в.иде кривошилно-щатунного механизма, муфты свободного хода .и механизм регулирования.недостатками известного вариатора являются громоздкость конструкции и невозможность .получения оптимального закона движе- ;ния .ведомого звена.с целью уорощевия .конструкции и получения оптимального значения закона движен.ия ведомого звена, .ка.ждый преобразующий механизм выполнен в виде яространственного коромыслового кулач'ко.вого механиз-ма, включающего ролики, установленные равномерно .по окружности на наружной обойме соответствующей муфты овобо.дного хода, и винтовой кулачок, взаимодействующий с корпусом .и рол.иками.на фиг. 1 представлен импульсный вариатор скорости, общий вид; на фиг. 2 — то же, раз.рез по а—а .на фиг. 1; на фиг. 3 — график .изменения передаточного отнощения от ведомой обоймы муфты свободного хода к веду-2iб п т бфш!д енооертевщему валу вариатора в зависимости от угла ф поворота последнего а 15° и у 60°; на фиг. 4— график изменения передаточного отнощения вариатора от ведомого .вала к его ведущему5 в за.висимости от угла ф поворота пос.леднего при а 15° и y 60°.вариатор .имеет ведущ.ий вал 1, установленный соосно с ведомым .валом 2 на .подшипниках в корпусе 3, и диск 4, щарнирно соеди-10 ненный в центре с ведущим валом 1, щтоки 5 с разными длинами и равными масса.м.и, рав аомерно расположенными относительно оси ведомого вала 2 цилиндрической поверхности и установленными подвижно в .корпусе 3. при15 это'м свободные концы щтоков 5, выходящие к диску 4, взаимодействуют с .последним, например через гидростатические опоры скольжения (или подшипник качения). другие концы щтоков 5 скреплены с винтовыми кулачка-20 .ми 6, каждый из которых своей плоской поверхностью взаимодействует с корпусом 3 через цикл.ичеокий ролик 7 с неподвижной осью вращения, а винтовой поверхностью — с наружной обоймой 8 муфты свободного хода че-25 рез цилиндрический ролик 9, ось вращения которого скреплена с обоймой 8 муфты свободного хода. ступицы 10 муфты свободного хода скреплены с .ведомы'м валом 2, а их обоймы 8 подпружинены относительно корпу-30 са 3 в круговом направлении, например .пру- // 420832
Изобретение относится к регулируемым механическим ;переда1чам импульсного действ.ия и .может 'Найти .применение в приводах различного 'Назначения, например в приводах машин по переработке пластмасс и резины.Известны импульсные вар.иаторы скорости, содержащие корпус и расположенные в нем ведущий и ведомый .валы, преобразующий механизм в .в.иде кривошилно-щатунного механизма, муфты свободного хода .и механизм регулирования.Недостатками известного вариатора являются громоздкость конструкции и невозможность .получения оптимального закона движе- ;Ния .ведомого звена.С целью уорощевия .конструкции и получения оптимального значения закона движен.ия ведомого звена, .ка.ждый преобразующий механизм выполнен в виде яространственного коромыслового кулаЧ'Ко.вого механиз-ма, включающего ролики, установленные равномерно .по окружности на наружной обойме соответствующей муфты овобо.дного хода, и винтовой кулачок, взаимодействующий с корпусом .и рол.иками.На фиг
Наверх