Лягушечья обмотка для якорей электрических машин постоянного тока

 

248055

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

1 т пэ

С"

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 21 Vl.1967 (№ 1166678/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 10.VII.1969. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 18.XII.1969

Кл. 21d, 51

МПК Н 02k

УДК 621.313.2.045.29 (088.8) Комитет по делам изооретений и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

В. И. Артеменко

Заявитель

ЛЯГУШЕЧЬЯ ОБМОТКА ДЛЯ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

В машинах постоянного тока большой мощности и в машинах средней мощности, работающих в условиях толчкообразной нагрузки, широко применяют комбинированную лягушечью обмотку. Основное преимущество такой обмотки — отсутствие специальных уравнительных соединений, так как одна обмотка по отношению к другой выполняет функции уравнителей.

Известные в настоящее время лягушечьи обмотки представляют собой сочетание петлевой и волновой обмоток с одинаковым числом параллельных ветвей в каждой обмотке. Поэтому минимальное число параллельных ветвей одноходовой лягушечьей обмотки равно 2а =

= 4р, где 2а — число пар параллельных ветвей, р — число пар полюсов. Обе обмотки присоединяются к одному коллектору, и их секционные стороны располагаются в пазу в четыре слоя.

Во многих случаях обмотку якоря машин средней мощности можно было бы выполнить с числом параллельных ветвей меньшим, чем

2а = 4р, что повысило бы коэффициент заполнения паза медью и упростило изготовление обмотки.

С этой целью предлагается волновую обмотку выполнять в виде простой искусственно замкнутой волновой обмотки.

На фиг. 1 дана схема выполнения обмотки для четырехполюсной машины, на фиг. 2— расположение проводников обмотки в пазу, на фиг. 3 — полигоны э. д. с. обмоток.

Для упрощения в примере взято малое число пазов, что не имеет принципиального значения. Число реальных пазов z = 16; число полюсов 2р = 4; число элементарных пазов в одном реальном: для петлевой обмотки V „=

10 = 2, для волновой обмотки V, = 1; число параллельных ветвей 2а = 6.

Шаги обмоток измеряются числом элементарных пазных делений. Поскольку число элементарных пазов петлевой и волновой обмо15 ток разное; то и шаги петлевой и волновой обмоток выражаются соответственно в разных единицах (на фиг. 1 показана нумерация элементарных пазов обеих обмоток).

Чтобы определить, выполняет ли волновая

20 обмотка функции уравнителей первого рода по отношению к петлевой обмотке, построены полигоны э. д. с. секций обеих обмоток, и полигоны э. д. с. этой обмотки изображены на фиг. 3.

25 Угол между соседними векторами а= = =45 эл.

360 р 360 2

На полигонах э. д. с. цифрами обозначены

30 номера коллекторных пластин, к которым при.

3 соединены секции, номер пластины указан в начале вектора, изображающего э. д. с. данной секции.

Полигоны э.д. с. показывают, что волновая обмотка по отношению к .петлевой выполняет роль уравнителей первого ряда. Действительно, контур, образованный последовательно соединенными секцией петлевой и секцией волновой обмоток, соединяет две коллекторные пластины, которые должны иметь одинаковый потенциал. Поскольку э. д. с. в этом контуре равна нулю, то он и является уравнителем первого ряда.

К коллекторным пластинам (фиг. 1 и 3) присоединены две последовательно соединенные следующие секции: секция петлевой обмотки 8 — 11 и секция волновой обмотки б — 10.

Сумма э. д. с. этих двух последовательно соединенных секций равна нулю, Другие секции образуют аналогичные контуры (см. фиг. 1 и 3).

Предложенная обмотка с уменьшенным числом параллельных ветвей конструктивно выполняется так же, как и обычная лягушечья обмотка с расположением секционных сторон в пазу в четыре слоя.

На фиг. 2 показан один из возможных вариантов размещения секционных сторон в пазу для обмотки, схема которой приведена на фиг. 1. При таком расположении проводников выводы секций волновой обмотки у входа в коллектор должны быть сплющены или повернуты на 90 . Такие операции не вызывают затруднений и широко применяются в процессе производства электрических машин.

Предложенную комбинированную обмотку целесообразно применять во всех машинах постоянного тока, у которых число параллельных ветвей, рассчитанное по допустимому току на одну ветвь, близко к числу полюсов.

Целесообразно применять ее для тяговых двигателей электровозов, тяговых генераторов тепловозов и для других аналогичных машин.

Предмет изобретения

Лягушечья обмотка для якорей электрических машин постоянного тока, представляющая собой сочетание сложной петлевой и волновой обмоток, отличающаяся тем, что, с целью упрощения изготовления обмотки и улучшения коэффициента заполнения паза, волновая обмотка выполнена в виде простой искусственно замкнутой обмотки.

248055 "г

5, 5г

12 34

> Ъ л г у«

3 г

Б

49 г г Г

° б

/ б х г

293031 321 2 3 4 5 b 7 9 9 10 11 12 13 14 15 15 17 1Â 192021 2 24252

27 ! г-!

I >

Фиг 1

21 б 23

1-2, 17-1В

)25

19-20

5-421-22 г

13-14

29-30

1 г

3-24

9-10,25-25

80ЛЧ0

pdVOm1!a

1.иР. 2

31 1 1 29

Фиг. 3

Составитель Г. Бокман

Техред А. А. Камышникова

Редактор П. Вербова

Корректор С М Сигал

Заказ 3251114 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 415

Типография, пр. Сапунова, 2

".

2Б. <

32

„32

zs, 2В! ! !

Ц

1l/

5 .<..., и <, к

x .

У " ) /? ю

l

I )27

Лягушечья обмотка для якорей электрических машин постоянного тока Лягушечья обмотка для якорей электрических машин постоянного тока Лягушечья обмотка для якорей электрических машин постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного выполнения электродвигателей постоянного тока и может быть использовано в качестве мотор-колес на транспорте или в иных областях техники. Технический результат, достигаемый при использованнии предлагаемого изобретения, состоит в повышении эксплуатационно-технических характеристик электромагнитного двигателя при сохранении относительной простоты его конструкции и надежности. Указанный технический результат достигается тем, что в электромагнитном двигателе, содержащем источник питания, распределительный коллектор, а также закрепленные на одной оси статор с постоянными магнитами и ротор с расположенными по его окружности соленоидами, соединенными с распределительным коллектором, согласно настоящему изобретению статор содержит два магнитопровода в форме кольца с постоянными магнитами, которые установлены с чередующейся полярностью, причем постоянные магниты верхнего кольца расположены напротив постоянных магнитов нижнего кольца и направлены друг на друга одноименными полюсами, между верхним и нижним кольцами статора на одной с ним оси установлен ротор в форме кольца из немагнитного материала, на котором смонтированы четное число постоянных магнитов с направленными друг на друга одноименными полюсами и катушки соленоида, а между постоянными магнитами расположены магнитные наконечники. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх