Способ оценки агрессивного поведения

Изобретение относится к медицине, в частности к психологии, и может быть использовано для оценки агрессивного поведения. Испытуемого просят дать оценку своему поведению за последние 4 месяца и предъявляют опросник, содержащий ряд блоков вопросов, при ответе на которые выводят баллы, и по их количеству оценивают агрессивное поведение. Способ позволяет дифференцировать особенности агрессивного поведения, раздельно оценить вербальную и физическую агрессию, самоагрессивное поведение, инструментальную агрессию. 1 табл.

 

Изобретение относится к медицине, в частности к психологии, и может быть использовано для оценки агрессивного поведения, поскольку в научной литературе отмечается, что в настоящее время недостает научно-обоснованных клинических, психологических, социологических инструментов для его достоверной оценки. Необходимо развитие надежных процедур и методов, подразумевающих всестороннюю оценку на основе мультимодального подхода. Применение, например, самоопросников и различных шкал; структурированных интервью и других способов внешней оценки клиницистами; непосредственная поведенческая оценка возможности выполнения социальных навыков с выявлением их недостаточности, функциональный психофизиологический анализ и т.п.

Для изучения агрессивного поведения как фактора социальной дизадаптации необходимо оценить формы его проявления, интенсивность и частоту возникновения.

Известен опросник Басса-Дарки (например, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84) для оценки агрессии, который содержит, шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Для оценки агрессивности в данном случае испытуемому предъявляют опросник, содержащий 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах (С.Н.Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.

Адаптированный А.К.Осницким вариант теста предполагает 4 возможных ответа для испытуемого «да», «пожалуй да», «пожалуй нет», «нет». Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Техническим результатом заявленного способа является возможность дифференцировать особенности агрессивного поведения, раздельно оценить вербальную и физическую агрессию, самоагрессивное поведение, инструментальную (невраждебную) агрессию.

Кроме того, предложенные вопросы для оценки агрессивного поведения могут применяться в различных вариантах, как для самооценки своего агрессивного поведения, так и в качестве оценочных шкал для сторонних наблюдателей: родственников, сослуживцев, специалистов, занимающихся оказанием помощи данному контингенту лиц. При этом есть возможность получения обобщенной интегрированной оценки агрессивного поведения, в этом случае суммируются данные по самооценке с данными оценочной шкалы и выводится средний балл, который будет являться наиболее объективной оценкой деструктивных действий.

Для реализации поставленных целей нами был разработан способ оценки агрессивного поведения. На первом этапе на основе клинического опыта и опроса ветеранов боевых действий был составлен список агрессивных действий, совершаемых участниками войн. Этот список состоял из трех блоков: «Враждебное (эмоциональное) агрессивное поведение» (7 пунктов), «Самоагрессивное поведение» (3 пункта), «Инструментальная агрессия» (10 пунктов). На втором этапе этот список предъявлялся 20 различным экспертам, которые субъективно проранжировали эти действия по степени тяжести для блоков 1 и 2, и большей/меньшей социальной желательности для блока инструментальной агрессии. Затем на основе усредненных оценок экспертов была составлена шкала, в которой описанные агрессивные действия расположились по степени тяжести, чем больше порядковый номер, тем больше тяжесть агрессивного поведения или чем менее социально приемлемым является данное поведение в блоке инструментальной (невраждебной) агрессивности. Испытуемых просят дать оценку своему поведению за последние 4 месяца, период, в течение которого большинство отвечающих уверенно вспоминают и оценивают свои действия.

Указанные ниже блоки вопросов позволяют не просто зафиксировать агрессивное поведение, но и оценить его интенсивность в баллах.

Кроме этого методика позволяет дифференцировать особенности агрессивного поведения, раздельно оценить вербальную и физическую агрессию, самоагрессивное поведение, инструментальную (не враждебную) агрессию.

Заявленный способ может применяться в различных вариантах, как для самооценки своего агрессивного поведения, так и в качестве оценочной шкалы для сторонних наблюдателей: родственников, сослуживцев, специалистов, занимающихся оказанием помощи данному контингенту лиц. При этом есть возможность получения обобщенной интегрированной оценки агрессивного поведения, в этом случае суммируются данные по самооценке с данными оценочной шкалы и выводится средний балл, который будет являться наиболее объективной оценкой деструктивных действий.

Для оценки агрессии предъявляют испытуемому ряд вопросов, при этом испытуемого просят дать оценку своему поведению за последние 4 месяца, период, в течение которого большинство отвечающих уверенно вспоминают и оценивают свои действия, причем оценку ответов на поставленные вопросы осуществляют следующим образом, при ответе - ни разу - испытуемому выставляют 0 баллов; 1-2 раза - испытуемому присуждают 1 балл; 3-4 - раза такой ответ испытуемого оценивают в 2 балла; 4-6 раз - при этом ответе испытуемому выставляют 3 балла; более 6 - при таком варианте ответа испытуемому присуждают 4 балла; при ответе на следующий блок вопросов оценивают враждебную агрессию: 1 - оскорбление кого-либо; 2 - угрозы причинения вреда чьему-либо имуществу; 3 - угрозы физическими действиями кому-либо; 4 - причинение даже минимального вреда имуществу кого-либо; 5 - участие в драке без оружия; 6 - угрозы применения оружия; 7 - применение оружия по отношению к кому-либо, в том числе в драке; подсчитывают количество балов следующим образом: цифру, полученную по оценке частоты действия, умножают на порядковый номер позиции, а затем все полученные баллы суммируют и при 0 до 7 баллов говорят о норме, от 8 до 10 баллов выявляют повышенную враждебную агрессивность; повышенный риск делинквентного поведения, от 11 до 14 баллов - высокий уровень враждебной агрессии, высокая вероятность делинквентного поведения, свыше 14 баллов - крайне высокий уровень враждебной агрессии, выраженная дизадаптация. Затем оценивают самоагрессию при ответе на следующий ряд вопросов: 8 - брань, адресованная в свой адрес, 9 - мысли о намеренных самоповреждениях, 10 - намеренные самоповреждения; подсчитывают количество набранных балов следующим образом: цифру, полученную по оценке частоты действия, умножают на порядковый номер позиции, а затем все полученные баллы суммируют и дают им оценку: от 0 до 4 баллов - вариант нормы, от 5 до 10 баллов - повышенная самоагрессия, повышенный риск самоубийства; свыше 10 баллов - крайне высокий уровень самоагрессии, высокий риск самоубийства. После чего оценивают инструментальную агрессию, задают следующий блок вопросов: 1 - демонстрирование своего превосходства профессионального, 1 демонстрирование своего превосходства социального, 1 - повышение тона голоса в рабочих ситуациях, 2 - агрессивные действия, чтобы добиться своей конкретной цели; 2 - язвительность, нелицеприятные высказывания коллегам (подчиненным), чтобы заставить их лучше работать, 2 - нелицеприятные высказывания детям и близким в семье, чтобы заставить их подчиняться правилам, 3 - резкость (жесткий ответ) при внешних попытках прервать деятельность (работу), оторвать от дела, 4 - агрессивные действия и/или слова, чтобы подняться по служебной лестнице, 4 - агрессивные действия и/или слова в отношении того, кто ведет себя несправедливо и/или нечестно, 5 - физическое наказание детей с целью воспитания, после подсчета баллов, который осуществляют следующим образом: цифру, полученную по оценке частоты действия, умножают на порядковый номер позиции, а затем все полученные баллы суммируют и выявляют: от 0 до 12 баллов - вариант нормы, от 13 до 25 баллов - повышенный уровень инструментальной агрессии, повышен риск возникновения межличностных проблем, свыше 25 баллов - высокий уровень инструментальной агрессии, высокая вероятность проблем в микросоциальном окружении, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.

На оценку интенсивности агрессивного поведения влияет как позиция пункта, чем больше пункт, тем тяжелее проявление агрессии, так и частота проявления этих действий, которая отражается в горизонтальной плоскости таблицы. Чем большее количество раз проявлялась агрессия, тем выше интенсивность.

Соответствие баллов по горизонтали частоте проявления агрессии

Цифра, получившаяся по оценке частоты действия, умножается на порядковый номер позиции (подшкалы), получается обобщенная оценка интенсивности агрессивного поведения по данной подшкале. Затем все полученные баллы суммируются, итоговая оценка обозначает интенсивность («силу»), тяжесть агрессивного поведения отвечающего.

Пример

С помощью данной шкалы было обследовано 188 человек, из них 100 мужчин, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, находившихся на лечении в Волгоградском областном клиническом госпитале ветеранов войн, средний возраст 38,62±0,75 (1-я группа), а также 88 здоровых мужчин, в качестве контрольной группы, средний возраст 35,68±0,89 (2-я группа). Для статистической обработки данных была применена программа STADIA и критерий Колмогорова-Смирнова для определения достоверности интегральных различий между шкалами в группах.

Полученные данные выявили, что агрессивное поведение участников войн превышает таковое контрольной группы практически по всем параметрам шкалы, как вербальной, так и физической агрессии, за исключением подшкалы 2. Особенно очевидно их «преимущество» в таких аспектах, как «угроза причинения вреда чьему-либо имуществу», «участие в драке без оружия» и общем итоге, общей интенсивности агрессивного поведения.

Таблица 1.
Сравнительная оценка агрессивного поведения комбатантов и контрольной группы.
Агрессивное поведение 1-я группа, n 100 2-я группа, n 88 p
1. Оскорбление кого-либо 2,24±0,13 1,53±0,12 0,6705*
2. Угрозы причинения вреда чьему-либо имуществу 0,96±0,21 0,80±0,17 0,7273
3. Угрозы физическими действиями кому-либо 4,17±0,41 1,73±0,33 0,6591*
4. Причинение даже минимального вреда имуществу кого-либо 1,36±0,31 0,82±0,19 0,8068*
5. Участие в драке без оружия 4,60±0,61 1,07±0,29 0,8409*
6. Угрозы применения оружия 0,86±0,42 0,48±0,26 0,9545*
7.Применение оружия по отношению к кому-либо, в том числе в драке 0,30±0,14 0,24±0,13 0,9659
Общая сумма 14,39±1,53 6,74±1,02 0,3977*
* - р<0,01

Наиболее частой и выраженной у ветеранов является физическая агрессия - «участие в драке без применения оружия», затем следуют подшкалы вербальной агрессии - «угрозы причинения вреда чужому имуществу» и просто «оскорбления кого-либо».

Результаты исследования показывают, что у ветеранов боевых действий интенсивность и частота возникновения агрессивного поведения значительно выше, чем в контрольной группе (более чем в 2 раза), при этом увеличен уровень как физической, так и вербальной агрессии. Это говорит о ситуационной неадекватности использования ветеранами своей активности как по интенсивности, так и по направленности, способу или обстоятельствам проявления в сложном межличностном пространстве человеческих отношений. Участники войн склонны к конфронтации в межличностных отношениях, разрушительным поступкам вплоть до открытых вспышек гнева и насилия, стремлениям к силовому решению проблем, а также словесным выражениям своего гнева и ярости. При этом у них отмечаются относительно низкие показатели по подшкалам, связанным с применением оружия и причинению вреда чужому имуществу. Это может свидетельствовать об отсутствии заранее спланированных и прогнозируемых агрессивных действий. Речь идет скорее о спонтанно возникающей враждебности в текущих, обыденных событиях жизни ветеранов и их социального окружения. Это является признаком эмоциональной (или враждебной) агрессии. Но нельзя исключить и элементы инструментальной агрессивности, когда ветераны идут на конфликт, возможно бессознательно, доказывая другим и себе свою силу, умение и свой статус сильного, защищая свое слабое и травмированное «Я». При этом агрессия, враждебность, конфликтность может являться способом самовыражения и адаптации личности комбатантов, когда внешняя конфронтация, даже в форме физических действий, может стать для них способом психологической самозащиты, поскольку таким путем они могут выводить наружу терзающие их внутренние конфликты, объективировать их.

Повышенная агрессивность может нарушать процесс нормальной социальной адаптации комбатантов несколькими путями. Прежде всего, такое поведение нарушает взаимоотношения с окружающими, особенно близким микросоциальным окружением, и приводит к изоляции. Сами ветераны могут стремиться избегать общения, так как боятся потерять над собой контроль, результатом чего является самоизоляция. Неконтролируемая агрессивность часто ведет к проблемам с законом, конфликту с обществом и государством, так как является социально неприемлемым феноменом. Повышенная агрессивность провоцирует психическую дизадаптацию, так как вспышки агрессии усиливают последующее чувство вины, к тому же длительное дестабилизирующее действие повышенной агрессивности формирует напряженность адаптивных механизмов и частичную дезадаптацию (предболезнь), а при малоэффективной психологической защите и отсутствии социальной поддержки и реабилитации тотальную психическую дезадаптацию (болезнь). Повышенные уровни агрессии, гнева и враждебности являются также возможными факторами риска, которые обуславливают развитие различных физических заболеваний у ветеранов боевых действий.

Агрессивность, враждебность, а также связанная с этими эмоциями недоверчивость и подозрительность комбатантов препятствуют нормальной коммуникации с медицинским персоналом и всеми, кто пытается оказывать им помощь. Это снижает качество оказания медицинской помощи данному контингенту, приводя к серьезным расстройствам здоровья и адаптации.

Примечание. Пример приведен из опубликованной статьи С.А.Колова, А.В.Остапенко, Е.В.Давыдова "Оценка агрессивного поведения как фактора социальной дизадаптации у ветеранов боевых действий"// Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области. - 2009. - №1 - С.9-12.

Способ оценки агрессивного поведения, в ходе которого испытуемому предъявляют опросник, отличающийся тем, что испытуемого просят дать оценку своему поведению за последние 4 месяца, при этом оценку ответов на поставленные вопросы осуществляют следующим образом, при ответе - ни разу испытуемому выставляют 0 баллов; 1-2 раза - испытуемому присуждают 1 балл; 3-4 раза - такой ответ испытуемого оценивают в 2 балла; 4-6 раз - при этом ответе испытуемому выставляют 3 балла; более 6 - при таком варианте ответа испытуемому присуждают 4 балла; при ответе на следующий блок вопросов оценивают враждебную агрессию: 1 - оскорбление кого-либо; 2 - угрозы причинения вреда чьему-либо имуществу; 3 - угрозы физическими действиями кому-либо; 4 - причинение даже минимального вреда имуществу кого-либо; 5 - участие в драке без оружия; 6 - угрозы применения оружия; 7 - применение оружия по отношению к кому-либо, в том числе в драке; подсчитывают количество баллов следующим образом: цифру, полученную по оценке частоты действия, умножают на порядковый номер позиции, а затем все полученные баллы суммируют и при 0 до 7 баллов говорят о норме, от 8 до 10 баллов выявляют повышенную враждебную агрессивность; повышенный риск делинквентного поведения, от 11 до 14 баллов - высокий уровень враждебной агрессии; высокая вероятность делинквентного поведения, свыше 14 баллов - крайне высокий уровень враждебной агрессии, выраженная дизадаптация, затем оценивают самоагрессию при ответе на следующий ряд вопросов: 1 - брань, адресованная в свой адрес, 2 - мысли о намеренных самоповреждениях, 3 - намеренные самоповреждения; подсчитывают количество баллов следующим образом: цифру, полученную по оценке частоты действия, умножают на порядковый номер позиции и дают им оценку: 0 до 4 балла вариант нормы, от 5 до 10 баллов - повышенная самоагрессия, повышенный риск самоубийства; свыше 10 баллов - крайне высокий уровень самоагрессии, высокий риск самоубийства, после чего оценивают инструментальную агрессию, задают следующий блок вопросов: 1 - демонстрирование своего превосходства профессионального, 1 - демонстрирование своего превосходства социального, 1 - повышение тона голоса в рабочих ситуациях, 2 - агрессивные действия, чтобы добиться своей конкретной цели; 2 - язвительность, нелицеприятные высказывания коллегам, чтобы заставить их лучше работать, 2 - нелицеприятные высказывания детям и близким в семье, чтобы заставить их подчиняться правилам, 3 - резкость при внешних попытках прервать деятельность, оторвать от дела, 4 - агрессивные действия и/или слова, чтобы подняться по служебной лестнице, 4 - агрессивные действия и/или слова в отношении того, кто ведет себя несправедливо и/или нечестно, 5 - физическое наказание детей с целью воспитания, после подсчета баллов, который осуществляется следующим образом: подсчитывают количество баллов следующим образом: цифру, полученную по оценке частоты действия, умножают на порядковый номер позиции, а затем все полученные баллы суммируют и выявляют: 0 до 12 баллов - вариант нормы, от 13 до 25 баллов - повышенный уровень инструментальной агрессии, повышен риск возникновения межличностных проблем, свыше 25 баллов - высокий уровень инструментальной агрессии, высокая вероятность проблем в микросоциальном окружении, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке времени реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения уровня пластичности нервных процессов человека. .
Изобретение относится к медицине, в частности, к диагностике. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и предназначено для прогнозирования школьной дезадаптации на начальном этапе обучения по сумме добавочных факторов социального и биологического риска.

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке времени возбуждения зрительного анализатора человека. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для тестирования водителя. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке критической частоты световых мельканий. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке полосы пропускания пространственно-частотного канала зрительной системы

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для оценки психофизиологического состояния человека, в частности, для психодиагностики в области психологии и психотерапии, для оценки физического состояния, а также для контроля за эффективностью процесса его реабилитации
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам функциональной диагностики человека, и предназначено для профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника

Изобретение относится к области медицины, а именно к клинической психологии

Изобретение относится к области медицинской техники, а также к спортивным и игровым тренажерам

Изобретение относится к медицине, психологии
Изобретение относится к области медицины и социальной работы, а именно реабилитологии, курортологии, медико-социальной экспертизе, неврологии, организации здравоохранения, социальной психологии, и предназначено для оценки эффективности реабилитации лиц с инвалидностью старше 18 лет в реабилитационных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект
Наверх