Блок хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата

Заявляемое изобретение относится к космической технике, в частности к системам хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата. Блок хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата содержит топливную и газовую емкость, горловины для заправки газа и топлива, пироклапаны для запирания топливных магистралей, датчики давления и термометры для контроля состояния блока хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата, нагреватели для поддержания температурного режима блока. Топливная емкость выполнена в виде двух одинаковых шар-баллонов, установленных один от другого на расстоянии

где

R - внутренний радиус шар-баллона;

РНАЧ - начальное давление газа в наддувной полости;

РКОНЕЧ - конечное давление газа в наддувной полости (после выработки топлива), и охваченных цилиндрической стенкой по шпангоутам. Образованная между ними полость является полостью наддува одновременно для двух топливных полостей. Достигается повышение надежности работы блока хранения и подачи жидкости. 2 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к космической технике, в частности, к системам хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок КА. Областью применения изобретения является космическая техника.

Из применяемых устройств известен, например, блок хранения и подачи (БХП) на основе бака с сильфонным разделителем газовой и жидкостной полостей С5.117.3000-0 разработки КБ ХИММаш. Известны также БХП на основе сферических и торовых баков с мембранным разделителем.

Недостатком БХП на основе бака С5.117.3000-0 является:

- большая длина сварных швов тонких (0,22 мм) гофр сильфона бака (более 200 метров) и связанная с этим потенциальная опасность нарушения герметичности по сварному шву при воздействии механических нагрузок (особенно в направлении, перпендикулярном оси сильфона) из-за незначительных отклонений в режимах сварки или качества материала сильфона.

Прототипом заявляемого изобретения является БХП на основе сферического топливного бака с металлической разделительно-вытеснительной диафрагмой (шар-баллон) разработки ФГУП «НИИМаш» МВСК100.00.000. Конструкция такого БХП, а также схема пневмогидравлическая описаны в Пояснительной записке ОКБ «Факел» 262.414.000.00ПЗ к эскизному проекту на блок хранения и подачи.

Недостатками прототипа являются.

- невозможность частичной заправки топливной полости бака (которая необходима для отдельных задач), так как диафрагма в начальном положении должна лежать на внутренней стенке бака для противостояния высоким механическим нагрузкам на участке выведения;

- наличие отдельного бака наддува с арматурой (заправочная горловина, электроклапаны, редуктор, трубопроводы).

Задачами данного изобретения являются: обеспечение возможности частичной (половинной) заправки БХП при сохранении технологических и эксплуатационных преимуществ сферических мембранных баков (простота в изготовлении, стойкость к механическим нагрузкам), упрощение конструктивной схемы, повышение надежности.

Эта задача решается тем, что топливная емкость выполнена в виде двух одинаковых шар-баллонов, установленных один от другого на расстоянии X и охваченных цилиндрической стенкой по шпангоутам, причем образованная между ними полость является полостью наддува одновременно для двух топливных полостей.

При такой схеме отпадает необходимость в отдельном баллоне наддува с арматурой и межблочных трубопроводах. Наличие двух шар-баллонов позволяет производить частичную (половинную) заправку бака.

Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена конструктивная схема БХП, на фиг.2 изображена пневмогидравлическая схема БХП.

Конструктивно блок хранения и подачи жидкого топлива состоит из двух шар-баллонов, собранных из наружной полусферы 1, внутренней полусферы 2 с отверстиями 3, шпангоута 4 и разделительной диафрагмы 5. Шар-баллоны установлены один от другого на расстоянии , где

R - внутренний радиус шар-баллона;

PНАЧ - начальное давление газа в наддувной полости;

PКОНЕЧ - конечное (после израсходования топлива) давление газа в наддувной полости,

и охвачены цилиндрической стенкой 6 по шпангоутам 4. Пространство между внутренними полусферами 2 и цилиндрической стенкой 6 образует наддувную полость 7, которая заполняется газом через заправочный штуцер 8. Газовая полость 7 через отверстия 3 сообщается с наддувными полостями шар-баллонов 9. Наружные полусферы шар-баллонов 1 и разделительные диафрагмы 5 образуют топливные полости 10, которые заполняются топливом через заправочные штуцеры 11.

Заправка производится следующим образом. В газовой полости 7 и топливных полостях 10 через заправочные горловины 12 и 13, соединенные со штуцерами 8 и 11, создается вакуум, после чего они заполняются наддувным газом и топливом. Давление топлива должно превышать давление наддува, за счет чего разделительная диафрагма 5 прижимается к внутренним полусферам 2. Газ из полости наддува 9 давит на разделительные диафрагмы 5. После подрыва запорных пироклапанов 14 (фиг.2) топливо через штуцеры 11 поступает в магистрали подачи 15, которые соединены с двигателями. В процессе расхода топлива диафрагма 5, деформируясь, перекладывается в сторону наружной полусферы 1. Для контроля за состоянием топлива и надувного газа в БХП установлены термометры 16 и датчики давления 17, а также нагреватели 18 для поддержания температурного режима блока. При заправке 2-х баллонов обеспечивается сохранение центровочных характеристик блока за счет одновременной выработки топлива из обеих топливных емкостей. Масса газа выбирается из условия возможности вытеснения топлива из обоих шар-баллонов. При необходимости заправляется только один шар-баллон, при этом диафрагма другого сразу перекладывается в конечное положение.

Заявляемое изобретение может быть использовано при разработке и производстве блоков хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок КА.

Блок хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата, содержащий топливную и газовую емкость, горловины для заправки газа и топлива, пироклапаны для запирания топливных магистралей, датчики давления и термометры для контроля состояния блока хранения и подачи жидкого топлива для двигательных установок космического аппарата, а также нагреватели для поддержания температурного режима блока, отличающийся тем, что топливная емкость выполнена в виде двух одинаковых шар-баллонов, установленных один от другого на расстоянии где
R - внутренний радиус шар-баллона;
РНАЧ - начальное давление газа в наддувной полости;
РКОНЕЧ - конечное давление газа в наддувной полости (после выработки топлива),
и охваченных цилиндрической стенкой по шпангоутам, причем образованная между ними полость является полостью наддува одновременно для двух топливных полостей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям бесконтактных уплотнений по валу быстроходных турбонасосных агрегатов (ТНА) и может быть использовано в специальном энергомашиностроении, например для ракетной техники.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, конкретно - к ракетным двигателям кислородно-керосинового класса. .

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на трех компонентах топлива: криогенном окислителе, на углеводородном горючем и на жидком водороде.

Изобретение относится к ракетной технике, к жидкостным ракетным двигателям, работающим на трех компонентах, преимущественно на криогенном окислителе, углеводородном горючем и жидком водороде.

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на трех компонентах: на криогенном окислителе, углеводородном горючем и криогенном горючем (жидком водороде).

Изобретение относится к авиации, а именно к гиперзвуковым самолетам. .

Изобретение относится к области агрегатов подачи жидких рабочих тел (насосов) и предназначено для повышения надежности работы насосов подачи криогенных рабочих тел и расширения диапазона допустимой температуры применения криогенных рабочих тел.

Изобретение относится к системам управления и регулирования жидкостных ракетных двигателей, а точнее к подсистемам, входящим в состав названных систем, и предназначенных для регулирования отдельных элементов жидкостного ракетного двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на криогенном окислителе и на углеводородном горючем. .

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к жидкостным ракетным двигателям, работающим на криогенном окислителе и на углеводородном горючем. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам ракетного блока. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам ракетного разгонного блока. .

Ракета // 2397925
Изобретение относится к космонавтике. .

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, касается летательных аппаратов с ядерным ракетным двигателем, использующим в качестве рабочего тела атмосферный газ (воздух), и может найти эффективное применение для осуществления активных длительных беспосадочных полетов как в атмосфере, так и в безвоздушном (стратосфере) и околоземном космическом пространстве.

Изобретение относится к двигательным системам космических аппаратов (КА) и, более конкретно, к маневрированию КА с помощью солнечного паруса (СП). .

Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА) с помощью реактивных двигателей и м.б. .

Изобретение относится к области ракетостроения. .

Изобретение относится к ракетостроению и космонавтике, а именно к способам и космическим транспортным системам доставки грузов. .

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к многоступенчатой ракете-носителю, к способу его запуска, а также к жидкостным ракетным двигателям, работающим на трех компонентах.

Звездолет // 2420433
Изобретение относится к космонавтике и служит для полетов в космосе
Наверх