Способ снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и использовании

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов для автомобильной техники. Способ заключается во введении в бензин присадки - продукта конденсации борной кислоты, диэтаноламина и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 соответственно в количестве 0,01-0,1 мас.%. Технический результат состоит в том, что способ позволяет значительно снизить коррозионную активность, давление насыщенных паров и потери бензинов от испарения при длительном хранении и использовании. 2 табл.

 

Изобретение относится к процессам хранения и применения автомобильных бензинов.

Известен способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и использовании путем введения в них присадки [CnH2n+1COO]2Ni, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001% (RU 2187540 С1, кл. С10L 1/18, 20.08.2002).

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является способ снижения потерь бензинов от испарения при хранении и использовании путем введения в них присадки [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001% (RU 2256693 С1, кл. С10L 1/18, 20.07.2005).

Недостатком известных способов является то, что используемые в них присадки являются солями, содержащими металлы, что способствует ускорению процесса окисления бензинов и дизельных топлив в процессе их хранения и эксплуатации (Теоретические основы химмотологии. - Под. ред. А.А.Браткова. - М.: Химия, 1985. - 320 с.).

Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости бензинов к окислению, снижение коррозионной активности и потерь бензинов от испарения в процессе длительного хранения и применения.

Данный результат достигается тем, что в способе снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении путем введения присадки в качестве присадки используют продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и жирных кислот растительных масел фракции С6-C20 при их мольном соотношении 1:3:0,5 соответственно в количестве 0,01-0,1 мас.%.

Введение продукта конденсации менее 0,01 мас.% не позволяет существенно снизить испаряемость и коррозионную активность бензинов при хранении и использовании, введение его более 0,1 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего снижения потерь от испарения не происходит.

В качестве жирных кислот растительных масел при получении продукта конденсации используют пальмитиновую, стеариновую, олеиновую, линолевую, линоленовую, рицинолевую и другие кислоты, а также их смеси.

Способ получения продукта конденсации заключается в следующем.

В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают жирные кислоты растительных масел фракции С620 и диэтаноламин (ДЭА). Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг НСl/г. Мольное соотношение борная кислота: ДЭА: жирные кислоты составляет 1:3:0,5.

Полученный продукт вводят в бензины любых марок: А-76, А-80, АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-92 ЭК, АИ-95 ЭК и др. в количестве 0,01-0,1 мас.%.

Влияния присадок на испаряемость и коррозионную активность бензина по предложенному способу и по прототипу изучались в примерах 1-3.

Давление насыщенных паров бензина определяли по ГОСТ 1756-2000 «Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров», потери от испарения - по методу Бударова.

Противокоррозионную эффективность образцов бензина с заявленной присадкой и присадкой по прототипу оценивали по ГОСТ 18597-73 «Топлива для двигателей. Метод определения коррозионной активности в условиях конденсации воды».

Пример 1. Определяли давление насыщенных паров, коррозионную активность и потери от испарения бензина А-76 без присадки (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 2. Исследовали тот же бензин с введением присадки по прототипу [CnH2n+1COO]2Ni в количестве 0,01 мас.%.

Пример 3. Исследовали тот же бензин с введением продукта конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,01 мас.%.

Результаты исследований представлены в табл. 1.

Влияние концентрации вводимой присадки на давление насыщенных паров и испаряемость бензина изучали в примерах 4-8.

Пример 4. В бензин А-76 (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С) вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,01 мас.%.

Пример 5. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,055 мас.%.

Пример 6. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,1 мас.%.

Пример 7. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,008 мас.%.

Пример 8. В тот же бензин вводили продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,15 мас.%.

Результаты испытаний представлены в табл. 2.

Анализ полученных данных показывает, что максимальное снижение потерь бензина от испарения достигается при введении продукта конденсации борной кислоты, ДЭА и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 в количестве 0,01-0,1 мас.%.

Использование предложенного способа позволяет значительно снизить коррозионную активность, давление насыщенных паров и потери бензинов от испарения при длительном хранении и использовании.

Таблица 1
Влияние вводимой присадки на давление насыщенных паров, потери от испарения и коррозионную активность бензина А-76
Показатели Примеры
1 2 3
Вводимое в бензин вещество - [CnH2n+1COO]2Zn Продукт конденсации по предложенному способу
Концентрация вводимого в бензин вещества, мас.% 0,01 0,01
Давление насыщенных паров, отн.% 100 66,9 65,0
Потери от испарения, отн.% 100 64,9 63,0
Коррозионная активность бензина в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 5,0 1,4 0,4
Таблица 2
Влияние концентрации вводимой присадки на давление насыщенных паров и потери от испарения бензина А-76
Показатели Бензин безприсадки Примеры
4 5 6 7 8
Концентрация присадки 0,01 0,055 0,1 0,008 0,15
Давление насыщенных паров, кПа/отн.% 55,6/100 35,2/65,0 34,9/64,7 35,0/64,9 40,8/72,7 35,3/65,2
Потери от испарения, абс.%/отн.% 4,0/100 2,4/63,0 2,0/62,4 2,3/62,8 3,3/67,5 2,5/63,3

Способ снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и применении путем введения присадки, отличающийся тем, что в качестве присадки используют продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и жирных кислот растительных масел фракции С620 при их мольном соотношении 1:3:0,5 соответственно в количестве 0,01-0,1 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к применению полимеров, которые содержат полимеризуемые -олефин, сложный эфир , -ненасыщенной карбоновой кислоты и, при необходимости, сложный алкениловый эфир карбоновой кислоты, в качестве присадки для турбинного топлива и в частности в качестве присадки для улучшения свойств хладотекучести для турбинного топлива; к турбинному топливу, дополненному такими полимерами; а также к набору присадок, содержащих такие сополимеры.

Изобретение относится к составам жидких топлив для дизельных двигателей на основе биотоплива и может быть использовано для получения жидкого топлива, синтезируемого из органического сырья, в основном, растительного происхождения, эквивалентного по физико-химическим характеристикам нефтяному дизельному топливу, но обладающего лучшими экологическими характеристиками.

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. .

Изобретение относится к производству автомобильного топлива, конкретно к октаноповышающим добавкам, и может быть использовано для повышения детонационной стойкости и фазовой стабильности автомобильного бензина.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу и способу получения антидетонационной присадки к моторному топливу, предназначенному для использования в двигателях внутреннего сгорания с принудительным зажиганием.

Изобретение относится к способу получения углеводородного раствора высокооктановых кислородсодержащих соединений, который может быть использован в качестве добавки к топливным композициям для двигателей с искровым зажиганием.
Изобретение относится к области нефтехимии и автомобильной промышленности, а именно к составу многофункциональной добавки, которая обеспечивает одновременно снижение вредных выбросов с отработавшими газами, увеличение детонационной стойкости бензина, улучшение моющих свойств, а также стабилизацию бензина при хранении.
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к присадкам, улучшающим смазочные свойства малосернистых дизельных топлив
Изобретение относится к горючим для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к получению присадок для нефтяной промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания, динамической вязкости, а также как средство предотвращения образования асфальтеносмолопарафиновых отложений (АСПО) при транспортировке и хранении нефти

Изобретение относится к способу получения алифатических спиртов сернокислотной гидратацией соответствующих олефинов - этилена и пропилена, в частности к применению их в качестве высокооктановой присадки к бензинам
Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей и к способу ее получения

Изобретение относится к применению алкилфеноло-альдегидных смол и растворимых в нефтяных дистиллятах полярных азотистых соединений для повышения электропроводности нефтяных дистиллятов с низким содержанием воды, а также к нефтяным дистиллятам с присадками

Изобретение относится к применению алкилфеноло-альдегидных смол и азотсодержащих полимеров для улучшения электропроводности нефтяных дистиллятов с низким содержанием воды и к нефтяным дистиллятам с присадками
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии
Наверх