Способ получения пластичных смазок


 


Владельцы патента RU 2400534:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (RU)

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др. целей. Сущность: жидкое стекло (А) предварительно подвергают химической модификации кремнефтористым калием (Б) и поливинилацетатом (В) в соотношении А:Б:В от 92:4:4 до 52:22:26 путем смешения в реакторе с числом оборотов не менее 200 в минуту в течение 10-40 минут при комнатной температуре. Затем в реактор при работающей мешалке добавляют продукт переработки нефти, мыло жирных кислот и наполнитель и дополнительно перемешивают в течение 5-25 минут. Полученная смазка содержит в мас.ч.: продукт переработки нефти 10-70, модифицированное жидкое стекло 5-35, мыло 5-20, наполнитель 3-25. Технический результат - улучшение антифрикционных свойств пластичных смазок в условиях высоких нагрузок и повышение их адгезии к металлу. 2 табл.

 

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др. целей.

Большинство известных способов получения смазок для указанных целей сводится к использованию различных минеральных смазок, содержащих в качестве добавок мыла, противоизносные наполнители и др. ингредиенты.

Противоизносная эффективность во многих случаях достигается за счет введения синтетического дисульфида молибдена (MoS2). См., например, патент RU 2204584(13) С1, а также патент RU 2200184(13) С2.

Однако синтетический MoS2 достаточно дорогой и дефицитный продукт и, кроме того, выпадающий в осадок из-за большого удельного веса.

Ближайшим прототипом заявляемого изобретения является смазка и способ ее получения, которая представляет собой смесь продукта переработки нефти - Трансол-200, включающая гидратирование кальциевое мыло на основе жирных кислот, жидкое мыло и наполнитель графит (см. RU 2067110(13) С1). Введение дешевого жидкого стекла в состав смазки улучшает ее антифрикционные свойства при удельной нагрузке в контакте свыше 2000 МПа и одновременно исключает в значительной степени необходимость применения дорогостоящих компонентов.

В то же время известно, что жидкое стекло в атмосферных условиях нестабильный продукт как при хранении, так и в составе смазки, а содержащая его смазка имеет низкую адгезию к металлу рельса.

Целью заявляемого изобретения является способ получения, позволяющий улучшить антифрикционные свойства пластичных смазок в условиях высоких нагрузок и повышающий их адгезию к металлу.

Поставленная цель достигается тем, что жидкое стекло (А) предварительно подвергают химической модификации кремнефтористым калием (Б) и поливинилацетатом (В) в соотношении А:Б:В от 92:4:4 до 52:22:26 путем смешения в реакторе с числом оборотов не менее 200 в минуту в течение 10÷40 минут при комнатной температуре с последующим добавлением в реактор остальных компонентов при работающей мешалке и дополнительного перемешивания в течение 5÷25 минут, при этом пластичная смазка содержит в мас.ч.:

Продукт переработки нефти - 10÷70
Модифицированное жидкое стекло - 5÷35
Мыло - 5÷20
Наполнитель - 3÷25

Пример 1

В реактор, снабженный мешалкой с 200 об/мин, загружают смесь жидкого стекла А (ГОСТ 13078-67), кремнефтористого калия (K2SiF6) (Б) и поливинилацетата в виде дисперсии (В) (ГОСТ 18992-73) в количестве 20 мас.ч. в соотношении А:Б:В=72:14:15 и перемешивают в течение 25 минут в обычных цеховых условиях без подогрева. Далее поочередно к полученному продукту добавляют 40 мас.ч. веретенного масла (АУ ГОСТ 164275) и 14 мас.ч. графита (ГОСТ 8295-37). Смесь перемешивают в течение 20 минут и заливают в закрытую тару.

Примеры 2-7 осуществляют аналогично примеру 1, но с использованием соотношений и параметров в соответствии с таблицей 1.

Свойства полученных пластичных смазок приведены в таблице 2, в которой показаны преимущества заявляемого способа.

Таблица 1
Условия осуществления заявляемого способа по примерам 2-7
Наименование параметра и компонента Показатель по параметрам
2 3 4 5 6 7
1. Время перемешивания компонентов А:Б:В 10 40 25 25 25 10
2 Соотношение компонентов А:Б:В и их общее количество, мас.ч. 71:14:15
20
71:14:15
20
92:4:4
20
52:22:26
35
71:14:15
5
71:14:15
20
3 Вид продукта переработки нефти и его количество, мас.ч. Масло цилиндровое 70 Индустриальное масло 40 Нефтяное масло (Tзастывания≤40°С) 10 Смесь веретенного масла с индустриальным маслом 40 Смесь солидола с мазутом (в соотношении 1:1) 40 Масло веретенное 70
4 Вид мыла и его количество, мас.ч. 12-оксистеарат 4-7 стеарата лития 12 гидратированное кальциевое мыло олеиновой кислоты 12 гидратированное кальциевое мыло олеиновой кислоты 12 гидратированное кальциевое мыло олеиновой кислоты 5 Na-Ca мыла жирового гудрона 20 12-оксистеарат 4-7 стеарата лития 12
5 Количество и вид вводимого наполнителя, мас.ч. Чешуированный графит 14 Карбид кремния 14 Порошок железа 14 Серпентенит 25 Порошок меди и фторопласта (в соотношении 1:1)3 Порошок меди и фосфоромолибдат натрия (в соотношении 1:3)5
Таблица 2
Свойства пластичных смазок, получаемых по заявляемому способу в соответствии с примерами 1÷7.
Наименование показателя Величина показателя по примерам Прототип
1 2 3 4 5 6 7
1. Стабильность смазки при хранении, до расслоения не менее 24 месяцев не менее 24 месяцев не менее 24 месяцев не менее 24 месяцев не менее 24 месяцев не менее 24 месяцев не менее 24 месяцев 3 месяца
2. Адгезия смазки к стали 3, МПа 8 9 7 8 7 7 7 3
3. Допускаемый диапазон рабочих температур От -50°С до 250°С От -50°С до 250°С От -50°С до 250°С От -50°С до 250°С От -50°С до 250°С От -50°С до 250°С От -50°С до 250°С От -50°С до 100°С
4. Критическая нагрузка, не менее, Н 850 900 900 850 850 870 870 700
5. Пятно износа по четырехшариковому трибометру, мм 0,55 0,6 0,55 0,65 0,6 0,55 0,45 0,7

Способ получения пластичных смазок на основе продуктов нефтепереработки, содержащих жидкое стекло, мыла на основе жирных кислот и щелочных металлов, а также наполнитель, отличающийся тем, что жидкое стекло (А) предварительно подвергают химической модификации кремнефтористым калием (Б) и поливинилацетатом (В) в соотношении А:Б:В от 92:4:4 до 52:22:26 путем смешения в реакторе с числом оборотов не менее 200 в мин в течение 10-40 мин при комнатной температуре с последующим добавлением в реактор остальных компонентов при работающей мешалке и дополнительного перемешивания в течение 5÷25 мин, при этом пластичная смазка содержит, мас.ч.:

продукт переработки нефти 10-70
модифицированное жидкое стекло 5-35
мыло 5-20
наполнитель 3-25


 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу получения нанодисперсного противоизносного состава, используемого в смазочном материале для узлов трения как из сплавов на основе железа, так и цветных металлов.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу получения композитной смеси для использования в трибосопряжениях, включающей связующее (масло И-8), несколько видов наноразмерных частиц SiO2, FeO, Fе2O3, Na 2O, K2О, получаемых транспортированием водородом из нагретых природных глин, также транспортированием водород продуктов первичной сажи, получаемых на электрической дуге электролизных электродов, твердосмазочную композицию, получаемую путем помола смеси из: серпентина, магниевого концентрата и поверхностно-активного вещества (ПАВ- ОП-7),до размеров частиц 1 40 мкм.

Изобретение относится к способам получения агломератов твердого смазочного материала. .
Изобретение относится к сверхосновным салицилатным смазкам. .
Изобретение относится к смазочным композициям и способам получения смазочных композиций, которые возможно использовать для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности тихоходных ступеней редукторов с большим крутящим моментом, в тяжелонагруженных зубчатых зацеплениях открытого типа, цепных передачах, которые распространены в горно-обогатительных комбинатах, в портах и грузоподъемных механизмах промышленных предприятий, в гребнях колес локомотивов и подвижного состава, при смазывании рельсов кривых путей на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, канатов подвесных дорог и фуникулеров.

Изобретение относится к способу получения противоизносного состава и составу, применяемому для снижения трения и защиты поверхностей от износа. .

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов, а также в качестве защитных средств для узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств, механизмов различного назначения и других целей.

Изобретение относится к области смазок для обработки металлов давлением, в частности для прокатки стальной ленты. .
Изобретение относится к технологическим средам и способам их получения и может использоваться для механической обработки металлов. .

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др.

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в узлах трения. .

Изобретение относится к присадкам для нефтепродуктов, позволяет повысить эффективность присадки при использовании ее для улучшения текучести нефти и углеводородных фракций с т.кип, 185-360°С.

Изобретение относится к составам магнитореологических суспензий, которые могут быть использованы как рабочая среда в элементах гидроавтоматики, управляемых магнитным полем, а также могут найти широкое применение для построения управляемых магнитным полем элементов и систем гидроавтоматики.

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др.
Изобретение относится к твердым антифрикционным самосмазывающим материалам и может быть использовано в средненагруженных узлах трения скольжения различных областей техники, а также в качестве твердой смазки в тяжелонагруженных узлах трения.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к концентратам, добавляемым в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и в пластичные смазки для снижения и устранения износа трущихся поверхностей деталей, преимущественно пар трения автомобильных двигателей, коробок передач и т.д.

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса - реборда, поверхность катания железнодорожного колеса.
Наверх