Капкан волчий на пружине кручения с тремя зацепами

Изобретение относится к капканам для отлова диких зверей, в частности волков, и направлено на улучшение надежности отлова волков. Волчий капкан на пружине кручения с тремя зацепами, обеспечивающими привод в действие дуг захвата с обеих сторон, содержит раму с закрепленными стопорами, пружину с рычагом, дуги захвата с педалью. Рама выполнена в виде станины, включающей в себя в передней части стопорную пластину с отверстием под стопорный палец, жестко соединенную с двумя продольными пластинами, которые жестко соединены в задней части с поперечной скобой. В средней части между пластинами шарнирно размещена опора с жестко присоединенной к ней педалью. Опора имеет возможность взаимодействия с фиксатором педали. С поперечной скобой шарнирно соединены передняя и задняя дуги захвата. Один из зацепов пружины кручения - средний имеет дугообразную форму, а два боковых - выполнены в виде прямолинейных прутков, которые подвижно соединены посредством направляющих скоб с рычагом П-образной формы. Средний зацеп пружины размещен в передней части станины под продольными пластинами и контактирует с ними. Пружина подвижно соединена со стопорным пальцем, пропущенным через нее в отверстие стопорной пластины. К продольным сторонам рычага присоединены хомуты, имеющие возможность взаимодействия с дугами захвата. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к средствам отлова диких зверей, в частности капканам.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является спиралевый многоцелевой капкан. Он включает в себя раму с закрепленными стопорами, пружину с рычагом и дуги захвата с педалью [1].

Недостатки известного устройства: мало приспособлен для отлова волка, не обладает достаточной надежностью и удобством в использовании.

Задачей изобретения является создание специального капкана на волка, а также улучшение его надежности и удобства в использовании.

Сущность изобретения заключается в следующем. Рама выполнена в виде станины, включающей в себя в передней части стопорную пластину с отверстием под стопорный палец, жестко соединенную с двумя продольными пластинами, которые жестко соединены в задней части с поперечной скобой. В средней части между указанными пластинами шарнирно размещена опора с жестко присоединенной к ней педалью. Опора имеет возможность взаимодействия с фиксатором педали. С поперечной скобой шарнирно соединены передняя и задняя дуги захвата. Пружина выполнена в виде пружины кручения с тремя зацепами, один из которых, средний, имеет дугообразную форму, два боковых выполнены в виде прямолинейных прутков, которые подвижно соединены посредством направляющих скоб с рычагом П-образной формы. При этом средний зацеп пружины размещен в передней части станины под продольными пластинами и контактирует с ними. Цилиндрическая часть пружины подвижно соединена со стопорным пальцем, пропущенным в нее и в отверстие стопорной пластины. К продольным сторонам рычага присоединены хомуты, имеющие возможность взаимодействия с дугами захвата. В результате получена симметричная конструкция капкана (на виде сверху), что обеспечивает привод в действие дуг захвата с обеих сторон, а это существенно повышает надежность капкана. В стопорной пластине выполнено два отверстия, одно из которых, переднее, позволяет устанавливать рычаг пружины при ее свободном состоянии вертикально, а другое, заднее - с отклонением от вертикали на 40 градусов. При этом в первом положении пружина обеспечивает максимальный крутящий момент, во втором - минимальный. Это позволяет настраивать капкан на максимальный крутящий момент пружины при уменьшении ее упругости. Дуги захвата в настороженном состоянии капкана образуют прямоугольник со сторонами 160 и 200 мм. Это соответствует по площади размеру лапы волка. Педаль выполнена прямоугольной формы со сторонами 70 и 140 мм и расположена длинной стороной поперек дуг захвата, что обеспечивает точное попадание лапы по центру капкана и исключает пролов. В свободном положении капкана дуги захвата сходятся с образованием между ними горизонтальной линии захвата, которая находится на расстоянии 90 мм от основания. Это позволяет захватывать волка только за фаланги пальцев и обеспечивает 100-процентное его удержание в капкане.

На фиг.1, 2, 3, 4 изображен капкан волчий на пружине кручения с тремя зацепами. При этом на фиг.1, 2 капкан показан в транспортном (в собранном) положении, на фиг.3, 4 - в рабочем (настороженном) состоянии. Он состоит из станины, пружины 2 кручения с тремя зацепами и с рычагом 11, двух дуг захвата - передней 7 и задней 8, педали 13 с опорой 18 и вертлюга 23 с цепью 15. Станина включает в себя: в передней части - стопорную пластину 1 с отверстием под стопорный палец, жестко соединенную (на заклепках 21) с двумя продольными пластинами 19; в задней части - поперечную скобу 16, также жестко соединенную (на заклепках 22) с указанными продольными пластинами. В средней части между пластинами 19 шарнирно размещена опора 18 с жестко присоединенной к ней (на заклепках 12) педалью 13. К поперечной скобе 16 посредством шарнира 14 присоединены передняя 7 и задняя 8 дуги захвата. К передней дуге 7 жестко присоединен (на заклепках 6) фиксатор 5, имеющий возможность взаимодействия с опорой 18. Пружина 2 представляет собой пружину кручения с тремя зацепами, один из которых, средний, имеет дугообразную форму, два боковых выполнены в виде прямолинейных прутков, которые подвижно соединены посредством направляющих скоб 3 с рычагом 11 П-образной формы. Указанные скобы 3 жестко присоединены (на заклепках 4) к продольным частям рычага 11. При этом средний зацеп пружины 2 размещен в передней части станины - под продольными пластинами 19 и контактирует с ними, а цилиндрическая часть пружины подвижно соединена со стопорным пальцем 20, пропущенным через нее в отверстие стопорной пластины 1. Кроме того, к продольным частям рычага 11 жестко присоединены (гайками 10 и 24) хомуты 9, имеющие возможность взаимодействия с дугами захвата 7 и 8. В стопорной пластине 1 может быть выполнено два отверстия (показаны на фиг.1 и 3), одно из которых, переднее, позволяет устанавливать рычаг 11 пружины 2 при ее свободном состоянии вертикально, а другое, заднее - с отклонением от вертикали на 40 градусов. При этом в обоих положениях рычага 11 цилиндрическая часть пружины 2 контактирует со стопорным пальцем 20, а дуга пружины 2 - с пластинами 19 станины. Дуги захвата 7 и 8 в настороженном состоянии капкана образуют прямоугольник со сторонами 160 и 200 мм. Педаль 13 выполнена прямоугольной формы со сторонами 70 и 140 мм и расположена длинной стороной поперек дуг 7 и 8. В свободном положении капкана дуги 7 и 8 сходятся с образованием между ними горизонтальной линии захвата, которая находится на расстоянии 90 мм от основания.

Капкан работает следующим образом. При необходимости создания наибольшего крутящего момента пружины 2 (например, в случае потери упругости) рычаг 11 предварительно устанавливают в вертикальное положение (показано на фиг.1). Для этого отсоединяют от рычага 11 хомуты 9. Нажимают на рычаг 11 вниз и одновременно повертывают дуги 7 и 8 по часовой стрелке - рычаг 11 высвобождается из-под указанных дуг. Затем вынимают стопорный палец 20 из отверстия пластины 1, рычаг 11 устанавливают в вертикальное положение, которое фиксируют путем установки пальца 20 в переднее отверстие пластины 1. В результате рабочий угол закручивания пружины 2 увеличивается, что позволяет повысить крутящий момент пружины. Для установки капкана нажимают на рычаг 11 пружины 2 до его упора в поперечную скобу 16. Затем развертывают дуги 7 и 8 до упора задней дуги 8 в хомут 9. Переднюю дугу 7 зацепляют посредством фиксатора 5 с вырезом опоры 18. При этом пружина 2, взаимодействуя с продольными пластинами 19 и со стопорным пальцем 20, приводится в рабочее сжатое состояние. После этого капкан присоединяют свободным концом цепи 15 за потаск (не показан). Капкан готов к установке. Волк наступает лапой на педаль 13. Капкан мгновенно срабатывает. При этом педаль 13 повертывается на пальце 17 по часовой стрелке - фиксатор 5 выводится из опоры 18. Под действием накопленной энергии пружина 2 восстанавливает свою первоначальную форму: ее рычаг 11 поднимается вверх и увлекает за собой посредством хомутов 9 дуги 7 и 8, которые захватывают волка за фаланги пальцев. Это обеспечено тем, что линия захвата находится на расстоянии 90 мм от основания, что соответствует расположению фалангов пальцев волка по высоте. Волк мечется. При этом наличие отверстий на дугах 7 и 8 не позволяет перебить сухожилия в лапе. Лапа волка остается неповрежденной - кровотечения отсутствуют. Поэтому волк способен прожить, находясь в капкане, более 20 суток - до наступления естественной гибели. Кроме того, захват волка за фаланги пальцев обеспечивает 100-процентное его удержание в капкане.

В результате получена симметричная конструкция капкана (на виде сверху), что обеспечивает привод в действие дуг захвата с обеих сторон, а это существенно повышает надежность капкана. В конструкции предусмотрено два положения пружины - с минимальным и максимальным углом закручивания. Это позволяет настраивать капкан на максимальный крутящий момент пружины в случае уменьшения ее упругости. Дуги захвата в настороженном состоянии капкана образуют прямоугольник, который соответствует по площади размеру лапы волка. Педаль выполнена прямоугольной формы со сторонами 70 и 140 мм и расположена длинной стороной поперек дуг захвата, что обеспечивает точное попадание лапы по центру капкана и исключает пролов. В свободном положении капкана дуги захвата сходятся с образованием между ними горизонтальной линии захвата, которая находится на расстоянии 90 мм от основания. Это позволяет захватывать волка только за фаланги пальцев и обеспечивает 100-процентное его удержание в капкане. Все это обеспечило возможность создать специальный волчий капкан с улучшенными эксплуатационными свойствами.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент РФ на полезную модель №57556, А01М 23/14, 31.08.05 - прототип.

1. Капкан волчий на пружине кручения с тремя зацепами, содержащий раму с закрепленными стопорами, пружину с рычагом, дуги захвата с педалью, отличающийся тем, что рама выполнена в виде станины, включающей в себя в передней части стопорную пластину с отверстием под стопорный палец, жестко соединенную с двумя продольными пластинами, которые жестко соединены в задней части с поперечной скобой, в средней части между указанными пластинами шарнирно размещена опора с жестко присоединенной к ней педалью, опора имеет возможность взаимодействия с фиксатором педали, с поперечной скобой шарнирно соединены передняя и задняя дуги захвата, пружина выполнена в виде пружины кручения с тремя зацепами, один из которых, средний, имеет дугообразную форму, два боковых выполнены в виде прямолинейных прутков, которые подвижно соединены посредством направляющих скоб с рычагом П-образной формы, при этом средний зацеп пружины размещен в передней части станины под продольными пластинами и контактирует с ними, пружина подвижно соединена со стопорным пальцем, пропущенным через нее в отверстие стопорной пластины, к продольным сторонам рычага присоединены хомуты, имеющие возможность взаимодействия с дугами захвата.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в стопорной пластине выполнено два отверстия, одно из которых, переднее, позволяет устанавливать рычаг пружины при ее свободном состоянии вертикально, а другое, заднее - с отклонением от вертикали на 40°, при этом цилиндрическая часть пружины контактирует со стопорным пальцем, а дуга пружины - с пластинами станины.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что дуги захвата в настороженном состоянии капкана образуют прямоугольник со сторонами 160 и 200 мм.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что педаль выполнена прямоугольной формы со сторонами 70 и 140 мм и расположена длинной стороной поперек дуг захвата.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что в свободном положении капкана дуги захвата сходятся с образованием между ними горизонтальной линии захвата, которая находится на расстоянии 90 мм от основания.



 

Наверх