Способ оценки психофизиологического состояния человека

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для оценки психофизиологического состояния человека, в частности, для психодиагностики в области психологии и психотерапии, для оценки физического состояния, а также для контроля за эффективностью процесса его реабилитации. Испытуемому предлагают оценить вспоминаемые этапы жизни по пятибалльной шкале, присваивая оценку 5 баллов ответу «отлично». Наносят данные оценки в виде прямоугольников, окрашенных в ассоциирующиеся с данным периодом цвет, на диаграмму на координатной плоскости, по оси абсцисс которой отмечается возраст исследуемого, а по оси ординат субъективное восприятие различных периодов жизни. Оценку психологического состояния личности осуществляют по коэффициенту ретроспективного восприятия (Крв), рассчитываемому по формуле: Крв=ΣNHKлюш/ V, где Крв - коэффициент ретроспективного восприятия периодов своей жизни; N - количество лет в оцениваемом периоде; Н - оценочный коэффициент данного периода жизни по пятибалльной шкале; Клюш - коэффициент цвето-эмоционального восприятия этапа жизни с использованием цветовых эталонов Люшера; V - возраст испытуемого. При необходимости возможно дальнейшее развитие теста, предложив испытуемому нарисовать контурную линию диаграммы, а затем дополнить ее, создав какой-то образ. Способ позволяет объективно отразить психическое состояние пациента и динамику его изменения, оценить восприятие пациентом различных этапов жизни для исследования межличностных отношений как с группой людей, так и с отдельно взятым человеком, ощущений, эмоций в течение длительного или короткого промежутков времени. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для оценки психофизиологического состояния человека, в частности для психодиагностики психологии и психотерапии, а также для контроля за эффективностью процесса его реабилитации.

В настоящее время возможность использования воздействия цвета на организм человека достаточно известно и широко используется (Т. Шереметьева "Семь цветов здоровья", Москва: Файр пресс, 2003 г.; Эндрюс "Искусство лечения цветом", Москва: ЦАН, 1998). В частности, оно активно, используется в эргономике, для лечения заболеваний глаз, стрессов, пограничных психоневрологических расстройств и утомления и в ряде других направлений (RU 2117466, RU 2113255, RU 2167603).

Данное явление, в частности, лежит в основе хромотестирования (цветового тестирования), основы которого были разработанные М. Люшером на основе анализа психологических характеристик цветов. Разработанный им тест основан на выборе последовательности синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного и серого цветов с предварительным присвоением им числовых значений, повторном выборе последовательности цветов, определении пар цветов, их группировке, анализе полученных групп (М.Люшер. Цвет Вашего характера. Тест по Люшеру. М.: Ринол Классик, 1997 г.; Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб: Речь. 2001. 112 с.). Тест, в частности, применим для определения уровня подсознательной агрессии пациента (RU 2201140).

Недостатками теста являются возможность осуществления только качественной оценки психологического состояния пациента и только на момент тестирования, а также большая роль субъективного фактора.

Известно использование в психодиагностике графического метода, в рамках которого испытуемому человеку предлагается дорисовать (по своему усмотрению) различные контуры, изображенные на специальных бланках в определенной очередности, а полученный рисунок анализируется. В частности, определяют подобие изображенного объекта (субъекта) и его частей реальному объекту (субъекту); форму изображения, композицию и технику исполнения рисунка, к которой относят, например, размер и направление штриха рисунка. Эти характеристики интерпретируют и производят оценку психофизиологического состояния испытуемого человека на предмет творческих способностей (Высоцкая В.Г. Рисунок и процесс рисования в детской психологии и психотерапии. Новосибирск, 1996, с.1-2; Колков А.И. Исследование процессов творчества. Кемерово, КГИК, 1989, с.19-21).

Данный способ обладает неширокими функциональными возможностями, использует субъективные методы оценки изображения рисунка, не отражает уровня выраженности психофизиологического состояния человека и не имеет адекватных приемов их количественного анализа.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является способ оценки психофизиологического состояния человека (RU 2167603), в рамках которого проводится анализ выполненного им цветного рисунка, а именно измеряют площади и яркости его фрагментов. Затем определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимость фрагментов рисунка. Значения светимостей фрагмента рисунка, выполненных в одинаковом свете, суммируют, составляют числовой ряд из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке. После чего определяют уровень выраженности психофизиологического состояния по значениям числового ряда светимостей цветов, рассматривая его как подобие цветной шкалы теста Люшера.

Недостатком способа является ограниченность получаемой с его помощью информации, которая отражает только текущее состояние пациента, а также большая роль субъективного фактора при выборе темы рисунка. В частности, способ не позволяет получить информацию о динамике развития заболевания.

Задачей, стоявшей перед автором, являлось создание способа оценки психофизиологического состояния человека с более широкими функциональными возможностями и более высокой точностью оценки, который, в частности, позволил бы получить информацию не только о физическом, эмоциональном состоянии пациента на момент выполнения теста, но также об особенностях восприятия им предшествующих жизненных событий на разных стадиях развития заболевания, что позволяет получить материал о причинах формирования расстройства.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предлагают оценить вспоминаемые этапы жизни по пятибалльной шкале, присваивая оценку 5 ответу «отлично», нанести данные оценки в виде прямоугольников, окрашенных в ассоциирующийся с данным периодом цвет, на диаграмму на координатной плоскости, в которой по оси абсцисс отмечается возраст исследуемого, а по оси ординат - субъективное восприятие различных периодов жизни с использованием пятибалльной шкалы. Оценку психофизиологического состояния пациента осуществляют по коэффициенту ретроспективного восприятия (Крв), определяемому по формуле:

Крв=ΣN×H×Клюш/V, где:

Крв - коэффициент ретроспективного восприятия периодов своей жизни

N -количество временных единиц в оцениваемом фрагменте временного периода;

Н - оценочный коэффициент данного периода жизни (по пятибалльной шкале);

Клюш - коэффициент цвето-эмоционального восприятия этапа жизни с использованием цветовых эталонов Люшера;

V - возраст испытуемого.

При этом в качестве периода времени и временных единиц могут выступать годы жизни или месяцы и дни, в течение которых проходили события, представляющие интерес для анализа.

При необходимости возможно дальнейшее использование теста в рамках проективной методики, предложив испытуемому нарисовать контурную линию диаграммы, а затем дополнить ее, создав какой-то образ. Такое исследование позволяет лучше понять причину внутриличностного конфликта, скрывающегося за образом, тенденции к беспокойству, тревожности.

Обследование происходит в два этапа. Стимульным материалом теста является координатная плоскость, по оси абсцисс которой отмечается возраст исследуемого, а по оси ординат субъективное восприятие различных периодов жизни по пятибалльной шкале.

На первом этапе испытуемому предлагается заполнить координатную плоскость диаграммой, которую он строит, учитывая вспоминаемые этапы (события) жизни и оценивая их по пятибалльной шкале. При этом исследуемый на каждый выделенный фрагмент диаграммы выбирает определенный цветовой эталон по Люшеру, («окрашивает» период тем или иным цветом), сообразуясь с тем, насколько данный цвет предпочтительней другого для оценки данного периода жизни. При этом исследуемый может давать собственную интерпретацию данному цвету, поясняя, почему он выбрал именно этот цвет для характеристики данного периода жизни.

При обсчете теста использовалась восьмицветовая шкала Люшера, где каждому цветовому эталону с соответствующим порядковым номером присваивается значение индекса (Клюш.):

1. Темно-синий (Сн) 2.0

2. Сине-зеленый (Зл) 1.75

3. Оранжево-красный (Кр) 1.50

4. Желтый (Жл) 1.25

5. Фиолетовый (Фл) 1.0

6. Коричневый (Кч) 0.75

7. Черный (Чр) 0.50

8. Серый (Ср) 0.25

После заполнения диаграммы определяли коэффициент ретроспективного восприятия (Крв) по формуле:

K=ΣNНКлюш/V, где

Крв - коэффициент ретроспективного восприятия периодов своей жизни;

N - количество временных единиц в оцениваемом фрагменте временного периода;

Н - оценочный коэффициент данного периода жизни (по пятибальной шкале);

Клюш - коэффициент цвето-эмоционального восприятия этапа жизни с использованием цветовых эталонов Люшера;

V - анализируемый период времени.

На втором этапе исследования, испытуемому предлагается нарисовать контурную линию диаграммы. Затем внимательно посмотреть на нее и дорисовать эту линию теми образами, с которыми она у исследуемого ассоциируется.

Сущность заявляемого изобретения иллюстрируется следующими примерами. Пример 1. Исследования проводились на 18 здоровых испытуемых в возрасте от 21 до 55 лет (средний возраст 36,67 лет), 16 пациентах с психосоматическими расстройствами в возрасте от 22 до 55 лет (средний возраст 39,22) и 19 пациентах с невротическими расстройствами в возрасте от 24 до 54 лет (средний возраст 39,76).

Для исследования психического состояния применялись опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R, с помощью которого были оценены уровень соматизации по шкале «СОМ» (отражены жалобы на болевые ощущения и ощущения дискомфорта в кардиоваскулярной, гастроинтестинальной и других системах) и уровень тревожности по шкале «ANX» (Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.). Также был исследован уровень личностной тревожности (ЛТ) при использовании шкалы самооценки Спилбергера-Ханина.

Данные обрабатывались статистически с использованием компьютерной системы анализа данных STATISTICA.

В таблице 1 показаны соотношения между Крв и психопатологическими симптомами в группе здоровых лиц (А) и пациентов с психосоматическими (Б) и невротическими (В) расстройствами.

Таблица 1
Показатели соматизации (СОМ), тревожности (ANX), личностной тревожности (ЛТ) и коэффициента ретроспективного восприятия (Крв) в группе здоровых лиц и у пациентов с психосоматическими и невротическими расстройствами
Группы Крв СОМ ANX ЛТ
Здоровые лица 4,38±0,24 0,45±0,10 0,33±0,10 37,5±3,02
Психосоматические расстройства 3,62±0,19 0,73±0,22 0,50±0,16 49,53±6,19
Невротические расстройства 3,23±0,27 1,37±0,48 1,28±0,36 47,34±3,15

В обеих группах пациентов с психосоматическими и невротическими расстройствами был выявлен высокий уровень личностной тревожности, тогда как в группе здоровых лиц уровень ЛТ соответствовал «умеренно-выраженной тревожности».

На фоне отсутствия соматических жалоб (СОМ 0,45±0,10) и низкого уровня ANX (0,33±0,10) в группе здоровых лиц был получен показатель коэффициента ретроспективного восприятия 4,38±0,24. Показатель Крв адекватно соотносится с полученными значениями шкал соматизации, тревожности, а также ЛТ и отражает ретроспективное восприятие оцениваемых периодов жизни здоровой личности.

В группе с психосоматическими расстройствами на фоне высокого уровня личностной тревожности (49,53±6,19) были выявлены достоверно высокие значения по шкалам СОМ (0,73±0,22) и ANX(0,50±0,16). При этом Крв соответствовал 3,62±0,19. То есть наличие у пациентов с психосоматическими расстройствами болевых ощущений (головные боли, мышечные боли, кардиалгии и т.д.), тревоги, пессимистического отношения к будущему оказали влияние на ретроспективное восприятие вспоминаемых этапов своей жизни. При этом пациенты этой группы фиксировали свое внимание только на негативных событиях прошлого и настоящего периодов жизни и манифестировали состояние эмоционального и физического дискомфорта при воспоминании об отдельных травматических событиях.

В группе с невротическими расстройствами при высоком уровне ЛТ (47,34±3,15) были обнаружены достоверно повышенные значения соматизации (1,37±0,48) и тревожности (1,28±0,36). При этом Крв соответствовал 3,23±0,27. Пациенты с невротическими расстройствами испытывали чувство одиночества, нервозности, двигательного беспокойства, беспричинного страха наряду с выраженной болевой симптоматикой. Наличие патологической симптоматики способствовало формированию еще более негативного ретроспективного восприятия оцениваемых периодов жизни.

Показано, что при сравнении показателей Крв пациентов с психосоматическими и невротическими расстройствами с группой здоровых лиц было отмечено уменьшение полученного значения: так самый высокий показатель наблюдался у здоровых людей. У психосоматических пациентов значение коэффициента ретроспективного восприятия вспоминаемых этапов жизни было ниже, чем в группе здоровых, на 18,04%, а в группе пациентов с невротическими расстройствами данный показатель был ниже, чем у здоровых людей, на 25,34%.

В отличие от показателей других использованных методик, величина Крв снижается по мере усиления тяжести заболевания, что, по-видимому, связано с тем, что люди, страдающие психосоматическими и невротическими расстройствами, более негативно оценивают предыдущие периоды своей жизни, что сказывается в простановке ими более низких оценочных баллов и использовании цветовой гаммы, отражающей негативное восприятие вспоминаемых периодов жизни.

Сопоставление методики с использованием Крв с методиками оценки психического состояния показало, что данная методика тестирования надежно отражает психическое состояние пациента. Она может быть использована не только для оценки текущего восприятия пациентами этапов своей жизни, но также может применяться с диагностической и прогностической целями. Кроме того, с помощью данной методики можно оценивать физическое состояние, когнитивные функции, межличностные отношения, эмоциональную сферу и т.д. за любые необходимые для исследования периоды.

Пример 2. Подросток Д. 16 лет обратился за помощью с жалобами на плохую память, рассеянное внимание, трудности в усвоении учебного материала, неспособность строить отношения со сверстниками, повышенную тревожность.

В анамнезе: сын приемных родителей, до 5 лет находился в доме ребенка, состоял на учете у детского психоневролога с диагнозом ЗПР. Обследование показало, что существует не только задержка интеллектуального развития, в частности, внимания, способности к обучению, рассеянности, которая усиливалась по мере выполнения заданий, что еще, возможно, свидетельствует о повышенной психической истощаемости, но и задержки физического развития. У подростка так же отмечается «физический инфантилизм» в виде мелких черт лица, не по возрасту «детское» выражение лица, а также небольшой рост.

В начале психотерапевтической сессии уровень личностной тревожности подростка по Спилбергеру - Ханину соответствовал 64 баллам.

Результаты тестирования с помощью рисуночного теста «Дом - дерево - человек» (Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва - Рига, 2000. - 184 с) свидетельствовали о выраженной интровертности подростка. Так, «Человек» изображен в следующей позе - «редуцированные» руки без кистей прижаты к телу, ноги сведены вместе, в целом поза неустойчива. «Дерево» изображено с большой, но слабо проработанной эскизной кроной, что характерно для детей, склонных больше к мечтам и абстрактным планам, чем к реальной деятельности. Важнейшим показателем эмоциональной насыщенности общения является изображение рук на рисунке человека. Редуцированные кисти рук обычно свидетельствуют о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами, одной из которых может быть сильная замкнутость, а другой просто отсутствие навыков общения.

Результаты тестирования по заявляемому способу приведены на фиг.1 а и 1 б. Уровень ретроспективного восприятия подростком различных вспоминаемых этапов своей жизни был низкий: Кр.в.=1,5 балла

Исследуемый давал краткую характеристику выбранному цвету и пояснял, какие ассоциации этот цвет вызывает у него.

Период жизни от 2 до 5 лет подросток оценил от 1 до 3 (цвет коричневый) и прокомментировал этот период жизни следующим образом: «Я жил там, где меня сильно пугали. Там было замкнутое пространство и мне было очень страшно и одиноко. В Новый год все было очень ограничено. Чувствовал себя очень одиноко и никому не был нужен. Мне вспоминается это место почему-то как приют или лечебница».

С 5 до 9 лет (цвет серый и коричневый) - «У меня появились мама и папа. Но, почему-то, все равно было плохо, но и хорошо одновременно. Наверное, я боялся, что они исчезнут, мне снова было страшно». «Мне не хотелось расставаться с садиком, потому что там было лучше, чем в школе. С 13 до 16 (цвет серый) мне хорошо, хотя и ушел отец, и умерла сестра. Теперь я у мамы один».

Когда пациенту предложили дополнить контурную линию диаграммы, он объединил все периоды жизни в единый монолит, выкрасив в коричневый цвет, и объявил, что это стена. Далее рисунок получился схематичный и также свидетельствует о наличии интровертированных черт подроста и повышенной тревожности, что является подтверждением предыдущих исследований.

За стеной есть «нечто» (зеленый цвет), - это то, что пациент оценивает как «предел мечтаний». Но есть и то, что «мешает осуществиться этой мечте». Это тоже внутри (красно-оранжевый цвет). А голубой - это «крыша, которая закрывает все снаружи и ничего не видно».

Подросток использовал цвета в следующем порядке: коричневый, зеленый, оранжевый, голубой. Согласно Люшеру коричневый цвет на первых позициях означает чувство утраты корней, физический дискомфорт или ипохондричность, болезнь.

«Красно-оранжевый» был охарактеризован пациентом как «нечто такое, что мешает». Красно-оранжевый цвет означает стремление к лидерству, творчеству, активной деятельности. Подросток, возможно, мечтает о такой активной жизни, но в силу своих внутренних барьеров не может реализовать себя в этой роли, что и нарушает душевное равновесие, приводя при этом к нервному истощению и потребности в усилении защит от возбуждающих факторов и большей закрытости, что подтверждается рисунком.

Зеленый цвет подросток охарактеризовал «пределом мечтаний». По Люшеру - это цвет «упругой напряженности», желание обладания, упорности в достижении цели. Но обладание рассматривается как вариант самоутверждения. В данном случае, зеленый цвет, как «предел мечтаний», желание самоутвердиться.

С подростком был проведен трехмесячный курс психотерапии с использованием эмпатотехники (RU 2286806), после чего было проведено новое тестирование. Результаты проведения тестирования по заявляемому способу приведены на фиг.2а и 2б.

Полученный материал отличался от начального этапа обилием комплексов образов с позитивным содержанием, что подтверждается уменьшением уровня личностной тревожности до 53 баллов. Крв существенно возрос и стал 4,06 балла.

Положительные результаты подтверждаются рисуночным тестом «Дом - дерево-человек». Подросток изображает дом с окнами, хотя и без дверей. Подчеркнутые линии стен указывают на потребность подростка в защите, неуверенности в себе. Человек изображен в «интровертной» позе, но обращен лицом к дому. Множество мелких штрихов при изображении дерева и отсутствие ограничительной линии также подтверждает сохраняющийся достаточно высокий уровень личностной тревожности.

Подросток на этом этапе описывает первый год жизни следующим образом; «Я маленький, не знаю где, кто вокруг и не могу ходить. Мне одиноко и мое одиночество против всего мира, потому что никого нет рядом. Потом (2-5 года) стало лучше, меня выводили гулять и мне было радостно от этих прогулок и от того, что обо мне заботятся». Цвет диаграммы этого периода - коричневый.

6-8 лет (цвет фиолетовый) - пациент оценивает этот период жизни на «четыре балла». С 9 до 11 лет (цвет зеленый) оценка «пять». С 12 до 13 (цвет серый) и плохо (умерла сестра) и хорошо. Остальные периоды жизни объединены общей оценкой «отлично» (цвет фиолетовый, синий и красный).

На втором этапе исследования подросток дополнил контурную линию диаграммы рисунком, который получил название: «Замок закрывает все». Используемые цвета в рисунке исследуемый интерпретировал следующим образом: синий и зеленый - нечто «пройденное», желтый цвет - «выбор», а красный - «ожидание».

Еще через 2 месяца психотерапии уровень личностной тревожности этого периода снизился до 41 балла (умеренная тревожность), Крв еще возрос и стал 4,64. Результаты тестирования по заявляемому способу приведены на фиг.3а и 3б.

Пациент уже иначе описывает первые годы жизни: «Да, я был там один, но ведь не совсем, потому что там были другие дети. Их было много. И взрослые тоже были, за нами ухаживали. Было даже интересно, хотя я не понимаю, что я там делал…».

Вторая часть теста «Дополнение контурной линии диаграммы» отличается от предыдущих тем, что подросток уже изобразил конкретный образ - «паровоз» и охарактеризовал его как символ развития, стремления вперед.

Отмечается, что у подростка улучшились когнитивные функции, эмоциональное состояние, восстановились коммуникативные способности, он стал более успешным в учебе, появились друзья.

Приведенные примеры показали, что заявляемый способ тестирования объективно отражает психофизиологическое состояние пациентов и динамику их изменения. Полученный в результате обработки данных первого этапа коэффициент ретроспективного восприятия (Крв) и исследование образов второго этапа позволяют оценить степень удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта своей жизнью (физическим здоровьем, эмоциональным состоянием, межличностными отношениями и т.д.) и отследить динамику изменения восприятия субъектом вспоминаемых этапов жизни в процессе психотерапии.

Разработанная проективная методика может быть использована не только для оценки восприятия клиентом различных этапов жизни, но и для исследования межличностных отношений, как с группой людей, так и с отдельно взятым человеком, ощущений, эмоций, физического состояния в течение длительного или короткого промежутков времени.

1. Способ определения психологического состояния человека, включающий выполнение фигуры, его окрашивание в различные цвета, обработку данных по фрагментам фигуры с использованием шкалы теста Люшера и получение количественной оценки психологического состояния личности, отличающийся тем, что в качестве фигуры используют диаграмму на координатной плоскости, по оси абсцисс которой отмечается возраст исследуемого, а по оси ординат субъективное восприятие различных периодов жизни, при этом испытуемому предлагают оценить вспоминаемые этапы жизни по пятибалльной шкале, присваивая оценку 5 баллов ответу «отлично», и нанести данные оценки на диаграмму в виде прямоугольников, окрашенных в ассоциирующиеся с данным периодом цвет, а оценку психологического состояния личности осуществляют по формуле
Kрв=ΣNHKлюш/V,
где Kрв - коэффициент ретроспективного восприятия периодов своей жизни;
N - количество временных единиц в оцениваемом фрагменте временного периода;
Н - оценочный коэффициент данного периода жизни по пятибальной шкале;
Kлюш - коэффициент цветоэмоционального восприятия этапа жизни с использованием цветовых эталонов Люшера;
V - возраст испытуемого.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что испытуемому предлагают нарисовать контурную линию диаграммы, а затем дополнить ее, создав какой-то образ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке полосы пропускания пространственно-частотного канала зрительной системы.
Изобретение относится к медицине, в частности к психологии, и может быть использовано для оценки агрессивного поведения. .

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке времени реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения уровня пластичности нервных процессов человека. .
Изобретение относится к медицине, в частности, к диагностике. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и предназначено для прогнозирования школьной дезадаптации на начальном этапе обучения по сумме добавочных факторов социального и биологического риска.

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени обучения оценке времени возбуждения зрительного анализатора человека. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам функциональной диагностики человека, и предназначено для профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника

Изобретение относится к области медицины, а именно к клинической психологии

Изобретение относится к области медицинской техники, а также к спортивным и игровым тренажерам

Изобретение относится к медицине, психологии
Изобретение относится к области медицины и социальной работы, а именно реабилитологии, курортологии, медико-социальной экспертизе, неврологии, организации здравоохранения, социальной психологии, и предназначено для оценки эффективности реабилитации лиц с инвалидностью старше 18 лет в реабилитационных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии
Наверх